Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2005
 Мне везло на хороших людей

Юбилеи наших авторов

А.А.Акбаев,
Эркешевская СОШ, Удмуртская Республика

Мне везло на хороших людей

8 февраля 2005 г. исполняется 50 лет Александру Арсеньевичу Акбаеву, директору Эркешевской средней школы Балезинского района Удмуртской Республики. Вот что написал он по нашей просьбе о своей судьбе.

А.А.Акбаев с внучатами Татьяной и Кириллом

Это я и мои внучата, близняшки Татьяна и Кирилл

Я благодарен редакции за то, что мне любезно предложили написать о себе, о моей семье и друзьях. Написал обо всех, кого люблю и считаю своими наставниками. Воспоминания всколыхнули всю мою жизнь, она прошла перед моими глазами, и я понял, почему люди, достигшие 50-летия, считают эту цифру для себя столь серьёзной.

Мне везло на хороших и добрых людей. Очень повезло с родителями: папа, Арсений Фёдорович, офицер милиции, и мама, Юлия Викторовна, портниха, очень любили своих детей – меня и младшего брата Фёдора. Жили мы, как и все тогда, бедно, но, когда я сказал, что очень хочу научиться играть на баяне, родители разрешили мне поступить в музыкальную школу нашего посёлка Увы. А однажды мы с братом обнаружили дома тульский баян. Это было дорогое приобретение. Кроме того, мы с Федей посещали детско-юношескую спортивную школу. Мама с папой требовали только, чтобы не забывали заниматься в обычной школе. Больше всех я любил учительницу математики, нашу классную руководительницу – Ольгу Корниловну Аксёнову. Это воплощённые красота, энергия, ум, доброта, обаяние и особенно любовь к нам, ребятишкам. Повзрослев, мы стали называть её второй мамой, а те ребята, которые остались жить в Уве, старались, чтобы их дети учились именно у Ольги Корниловны. Сейчас она – Соросовский учитель. Мои родители давно уже умерли, и я, приезжая на свою малую Родину, стараюсь хоть недолго посидеть со своей второй мамой. С теплом вспоминаю Василия Фёдоровича Иванова, учителя физики, и Анну Петровну Дмитриеву, учительницу биологии и химии. Они помогли мне утвердиться в мысли, что помимо школьных учебников есть много других источников знаний: книги, журналы, учебники для вузов и техникумов... Да и сами они были неиссякаемыми источниками интереснейшей информации. В дальнейшем, когда я сам стал зрелым педагогом, то понял, что они – Учителя от Бога. От них мне передалось стойкое убеждение: на уроках естественного цикла нужно по возможности показывать, а не рассказывать, что школьный эксперимент или опыт, особенно проделанный самим учеником, – важнейшие факторы учебного процесса. Это им, О.К.Аксёновой, В.Ф.Иванову и А.П.Дмитриевой посвятил я свою первую книгу – «Физика и живая природа».

Кумиром почти всех подростков, проживающих в Уве (а для меня – на всю жизнь), был Александр Михайлович Катков, в то время директор ДЮСШ. Замечательный спортсмен, отец двоих детей, любящий и любимый муж, душа общества. Многие, и я в том числе, называли его дядей Сашей, взрослые, уважительно, – Михайлович. Я занимался у него в секции тяжёлой атлетики, но любил поиграть в волейбол, футбол, баскетбол без правил (типа регби), ходил на лыжах, ездил на велосипеде – в походы и на соревнования. А ещё он был классным шахматистом, прекрасным рефери и судьёй. А самое главное – он для нас, пацанов, был Человеком с большой буквы. Он не делил нас на детей богатых и бедных родителей, на хороших и шпану, не выделял любимчиков, терпеть не мог трусов и малодушных, в любом видел прежде всего человека. Я вырос, выучился, стал директором школы. Он за это время успел побывать инструктором РК КПСС, заведующим РОНО, директором школы. Помню, как теплели его глаза, когда приходилось иногда встречаться с ним на совещаниях или конференциях. Наверняка ему приятно было видеть, как из его воспитанника вырос учитель и директор школы. Его уже нет, но для меня и многих моих сверстников он остался в памяти как «дядя Саша» – наш тренер, человек, которого мы беззаветно любили, авторитет которого был выше авторитета наших родителей. Иногда случается так, что дети или молодёжь, обращаясь ко мне, тоже называют меня дядей Сашей... В эти моменты я с любовью и теплотой вспоминаю своего «дядю Сашу» – А.М.Каткова.

1972 г. Прекращены занятия в спортивной школе, окончена музыкальная, получен аттестат зрелости. Удмуртский госуниверситет, физмат, отделение физики, студенческий билет и зачётная книжка под номером 721003. Жизнь идёт «бегом»: бедный первокурсник должен участвовать во всех мероприятиях. Оказывается, домашние задания не задают, учебников не хватает, лекции записывать не успеваешь, материал в них покруче, чем в учебниках, а стипендия 40 рублей! В общем – шевелись, везде успевай и учись, учись, учись. Два года ездил в стройотряды: принимал участие в строительстве автозаправочной станции в с. Красногорье Удмуртской АССР, строил школьное общежитие для учеников средней школы посёлка Уч-Арал (Талды-Курганская область Казахской ССР). Потом, уже будучи в США, встретил одного молодого, преуспевающего, талантливого бизнесмена – Чингиса Акатаева. Оказалось, он Уч-Аральский, и ему было 8 лет, когда я там работал. Очень было приятно встретиться на другой стороне Земли с «земляком». Недаром говорят, что наша планета круглая. На втором курсе влюбился в совершенно замечательную девчонку: умницу, красавицу и заводилу – Любу Загумёнову, – вскоре сыграли свадьбу. В конце пятого курса у нас родилась первая дочь – Юлия.

Во время учёбы в УдГУ работал лаборантом научно-исследовательского центра университета. Принимал участие в исследованиях по ультразвуковой обработке магнитного покрытия аудиоплёнки «Тасма» и вискозы Рязанского комбината химического волокна. Вместе с женой участвовал в первых экспериментах по вакуумной порошковой металлургии, дипломные проекты защищали по этой теме. Приятно было сознавать, что результатами работы нашей группы, возглавляемой молодым в то время учёным, к.ф.-м.н. Валерием Ивановичем Неверовым (впоследствии создателем группы концернов «Гермес»), заинтересовались учёные, занимавшиеся стыковкой космических кораблей «Союз» и «Аполлон». Потом оказалось, что эти эксперименты такие серьёзные, что мы с женой стали «невыездными» на много лет.

Окончив университет, мы с женой по распределению пять лет работали в селе Сергино Балезинского района Удмуртской АССР, недалеко от истоков Камы. Замечательный, приветливый народ; замечательные, талантливые ученики... Работа допоздна, в две смены. Жить так интересно и здорово, что сами собой пишутся стихи. Некоторые из стихов я положил на музыку и в дальнейшем даже выступал с ними перед публикой. Заинтересовался системой Шаталова, влюбился в неё. О Викторе Фёдоровиче узнал ещё в начале 70-х – по публикациям в «Комсомольской правде». Составил свои первые опорные конспекты. Результаты поразили меня: иногда за урок всему классу приходилось ставить сплошные «5» и «4»! Детские конспекты, рефераты, физические вечера... Некоторые из первых учеников после окончания школы пошли учиться на физмат УдГУ, а А.М.Катков, мой друг и наставник, намекнул: «Саш, не пора ли в партию?» Рекомендацию дали старшие коллеги. Я – коммунист. Помню, как принимали меня в кандидаты, потом в члены КПСС (как принимали в пионеры и в комсомол, тоже помню). Раньше мы относились к этому серьёзно. Большинство коммунистов, знакомых мне, были честными и порядочными людьми. А что случилось потом? По-моему, настали другие времена, а руководство КПСС оказалось неподготовленным к такому повороту событий. А в общем, всё очень просто и по Марксу: производительные силы развились так, что не потерпели устаревшие производственные отношения и взломали их. Уверен, Россия вновь станет могучей, развитой экономической державой.

1981 год. Родилась вторая дочь – Вера.

1982 год. Мне предложили возглавить школу- новостройку в деревне Эркешево Балезинского района. Прощание с Сергино, с друзьями, учениками, со своими классами. В моём первом выпускном классе было 40 человек. Сейчас это учителя, медики, военнослужащие, бизнесмены, водители, животноводы, продавцы, речники... Все парни – музыканты. И все они – мои.

Эркешево. Председатель колхоза «Наговицыно» Борис Владимирович Биянов построил не только новую школу и передал её государству, но ещё и 12-квартирный дом для учителей и учащихся (для них, под интернат, были выделены три квартиры). Замечательная ситуация: приходит учитель работать, а ему – новая квартира! Не каждый руководитель хозяйства считал тогда, что жильё для учителей так же важно, как школа для ученика. Молодой педагогический коллектив. Средний возраст учителей – 25 лет, мне – 27. Жизнь летит. Появилась приятная «проблема»: молодёжь рожает. Учителя есть, но многие в декрете. У нас в семье тоже прибавление в семействе: родилась третья дочь – Ирина. Жена смеётся: «Как в сказке. Жил-был купец, и было у него три дочери». Я очень люблю свою семью. Всё время ловлю себя на мысли: «Раньше с женой Любой жили – не скучали. А как это мы без Юленьки-то жили? А потом с Юлей жили хорошо – тоже не скучали. А как это без Верочки-то жили? А без Иринки?» Дети подрастали. Старшей уже было пора в школу.

Вышла в свет книга удмуртского писателя Олега Поскрёбышева «Вечное поле Родины» – о тружениках села. С удивлением увидел, что написано и обо мне – молодом директоре школы. На подаренном мне экземпляре он написал: «Александру Арсеньевичу – одному из героев этой книжки – с сердечными пожеланиями». Так появилось увлечение: собирать книги и статьи с автографами авторов. Хорошая библиотека собралась. Есть даже автографы украинцев, англичан и американцев, написанные на украинской мове и по-английски соответственно.

Выступление с демонстрацией своих опорных конспектов в районе и республике. Оказывается, они очень результативны в тех школах, где выполняются следующие условия: учитель и ученики свободно объясняются на том языке, на котором изложен материал в учебнике и опорных конспектах. В национальной школе, где абсолютное большинство детей объясняется на русском языке несвободно, с трудом, опорные конспекты «не тянут».

Первые годы работы директором были очень трудны: во всё надо было вникать, и я очень благодарен за методическую помощь и просто материнское ко мне участие Екатерины Митрофановны Корепановой – одного из старейших педагогов района, учительницы математики и директора Кожильской средней школы. Она была моим наставником в директорском деле. Правильно заполнить документы, грамотно составить и вовремя сдать отчёт, координировать работу пионерской и комсомольской организаций, поддерживать связь с общественностью и шефствующими организациями, отремонтировать своими силами школу, поддерживать на высоком уровне успеваемость и т.д. Во всём она была для меня примером. Но, самое главное, я видел её глубокую человечность, гуманизм, материнское отношение. По-моему, для неё главным было не как ученик учится, а как он себя чувствует: сыт ли, одет ли, как дела у него дома. И учитель для неё был тоже не просто учителем, а – Человеком, Коллегой. Мы все радовались, когда ей в 1983 г. присвоили высокое звание «Народный учитель СССР», а в 1995 г. – звание почётного гражданина Удмуртской Республики. Екатерина Митрофановна уже на пенсии, но до сих пор интересуется школьными делами, любит мою семью, мы дружим с её детьми.

Новая проблема. Дети в школе часто болеют. Причины вижу в гиподинамии детей – недостаточной их физической активности. А устранить её можно только по Киплингу: «Маугли двигался, когда хотел, сколько хотел и как хотел: бегал, прыгал, плавал, лазил по лианам; ел, когда хотел и что хотел, спал, когда хотел и сколько хотел. Поэтому он рос могучим, сильным и здоровым – настоящим хозяином джунглей». Считаю, что гиподинамию детей можно уменьшить, если в школах будет увеличено число уроков физкультуры. Если можно, надо проводить физкультуру ежедневно. Руководство РОНО мои идеи поддержало, и с 1986 г. мы начали изучать, как влияет повышение числа уроков физкультуры на здоровье детей и их успеваемость. Отчитывался о результатах эксперимента в Перми. В 1994 г. школа была объявлена «Республиканской экспериментальной площадкой по углублённому изучению физической культуры в условиях сельской местности». В ходе эксперимента мы пришли к выводу, что в сельской национальной школе оптимально проводить четыре урока физкультуры в неделю. При этом в школе должны быть нормальными температурный режим и освещение, полноценное дешёвое питание. Детей, не утоливших свою потребность в движении, можно привлекать в спортивные секции и кружки. Находкой считаю танцевальные кружки: на исполнение спортивных, бальных или народных танцев требуется много энергии, да плюс положительные эмоции. У нас даже в учебной программе были запланированы уроки танцев.

Конец 80-х. В нашей школе появились первые в районе персональные компьютеры. По отношению к современным они – как только что появившийся в истории человечества автомобиль-самобеглая коляска по сравнению с «Мерседесом» последней модели. Но в те годы всё было так здорово и интересно! Я с удовольствием вёл предметы «Физика и основы программирования» в 7–11-х классах, «География и основы программирования» в 7-м. С детьми составлял обучающие программы на Basic по физике, астрономии, географии, немецкому языку и военному делу. Даже экзамены по этим предметам при помощи этих программ сдавали. Сейчас всё это морально устарело, но в то время казалось фантастически увлекательным, и мы с женой, не считаясь со временем, вели кружки: я – «Основы программирования», Любовь Анатольевна – «Компьютерные игры». В те годы у нас в школе собирались учителя информатики и физики, интересующиеся персональными компьютерами, несколько лет приезжали из других школ на практические занятия старшеклассники, и даже тургруппы прокладывали свои маршруты через кабинет информатики нашей школы.

Ещё одним увлечением было составление задач. Оказывается, через задачи учащимся можно передать очень много информации не только физического характера. Можно вообще информацию комбинировать, интегрировать и, решая одну задачу, получать знания практически по всем школьным дисциплинам – истории, географии, даже русскому языку и литературе, черчению и физкультуре, не говоря уже о математике, физике, химии и биологии. Эту информацию можно помещать как в тексте задачи, так и в ответах на вопросы. Некоторые задачи получались такими интересными, что я сам долго искал на них ответы. При аттестации на первую категорию (в 80-е гг., в ИУУ) я прочитал свои задачи. Заинтересовались и предложили вплотную заняться их редактированием. На следующей аттестации я, уже защищаясь на высшую категорию, предоставил комиссии и коллегам рукопись будущего задачника. «Помогли» и учащиеся 8-го класса. Замещая ушедшую в декретный отпуск учительницу, я вёл зоологию, опираясь не только на материалы учебника биологии, но и на свою «физическую» информацию о животном мире. Курс зоологии был пройден с большим интересом. Ребята практически все выбрали этот предмет в качестве одного из переводных экзаменов. (Были когда-то такие «крутые» времена, что учащиеся сдавали переводные экзамены. Для меня как директора это было большим неудобством: все учителя были расписаны по экзаменационным комиссиям и уроки вести в эти дни не успевали. Учебная программа при этом просто не выполнялась.)

Считаю крёстными родителями своей книжки «Физика и живая природа» Светлану Петровну Тронину, заведовавшую в то время кабинетом физики ИУУ УР (она одной из первых обратила внимание на мои творческие поиски и помогла с их систематизацией), и особенно Владимира Павловича Бовина, к.ф.-м.н., декана физфака УдГУ. Он восхищался моими задачками: физические знания передаются ученику не через абстрагированные в материальные точки тела, не через «военизированные» задачи (найти параметры снаряда, вылетевшего из зенитного орудия за время t), а через живые примеры из жизни (людей, животных, насекомых и т.д.), увлекательные, интересные сведения и факты. Благодаря ему моей работой заинтересовались издатели: оригинал-макет был подготовлен редакцией журнала «Регулярная и хаотическая динамика», и в 1999 г. учебное пособие «Физика и живая природа» было выпущено ИД «Удмуртский университет», а я в 1994 г. получил высшую квалификационную категорию. Книжка оказалась востребованной. Еще до её выхода в свет мне приходилось выступать со своими задачами перед коллегами, а после издания читал в ИУУ УР лекции по ним не только для физиков, но и для учителей других предметов естественно-математического цикла. Книга заняла одно из призовых мест в Удмуртской Республике в конкурсе учебных пособий по эколого-биологическому образованию учащихся, участвовала в таком же конкурсе, проводимом МНО РФ и была удостоена дипломов и грамот.

Любимое фото у Белого дома во время поездки в США, 2002 г.

Моя любимая фотография: я, Анна Чистик, Костя Гутман и Илья Новосельский у Белого дома во время нашей поездки в США, 2002 г.

В конце 90-х, во время участия в Республиканском семинаре экологов (выступал по материалам своей книги, готовившейся к изданию), познакомился, а впоследствии и подружился с ещё одним замечательным человеком – учёным Надеждой Мироновной Ковриго, к.б.н., доцентом кафедры педагогики здоровья ИУУ УР, одним из ведущих специалистов Удмуртии по пропаганде и обучению основам здорового образа жизни. По её рекомендации наша школа была вовлечена в федеральный эксперимент по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ). Во время обучения на курсах в Москве методам и формам профилактики я подружился с педагогами и психологами из международной некоммерческой организации «Project Hope», обучающими нас этим методам. Руководителем организации является Ольга Львовна Романова. Она открыла для меня новые горизонты. Совместно с моим другом, к.псих.н. Александром Николаевичем Авериным, а точнее под его руководством, я начал активную деятельность по пропаганде профилактики употребления ПАВ в Удмуртии. Обучали методам профилактики учителей и других педагогических работников, а в Эркешевской и ещё семи школах республики шла апробация учебных пособий «Полезные привычки», методичек к ним и литературы для родителей. Работать было очень интересно. Ещё интересней стало, когда на здоровье детей как на залог будущего России обратил внимание В.В.Путин. Когда я в 1986 г. стучался во все двери и говорил, что здоровье детей так же важно, как получаемые ими знания, умения и навыки, не думал, что в начале XXI в. на это обратит внимание сам Президент России. Учили детей, обучали коллег, выступали на научных конференциях, посвящённых здоровью детей, основам здорового образа жизни и здоровьесберегающим технологиям, в Удмуртии, других регионах России, и даже на международной конференции, проведённой специалистами «Project Hope» в Москве. В 2002 г. О.Л.Романова рекомендовала меня для поездки в США с целью ознакомления с системами здравоохранения и образования этой страны в соответствии с программой «Open World» («Открытый мир»). Эта программа создана по инициативе учёных США и России с целью взаимопосещения этих стран студентами, учащимися, педагогами, юристами, бизнесменами и другими гражданами для более близкого знакомства. Поездка финансировалась Библиотекой Конгресса США. Наша группа состояла из четырёх человек. Мы слушали лекции в Библиотеке Конгресса, ознакомились с Белым домом и Капитолием, посетили музей Библиотеки. В одном из его залов увидел своими глазами книгу Исаака Ньютона «Основы натуральной философии…». С благоговением смотрел на огромный фолиант. Вот по каким книжкам занимались раньше школяры и учёные! Неделю мы жили в штате Индиана, в небольшом городке Винсенс, в гостях у принимающих хозяев. Это люди, которые за свой счёт согласны принимать у себя гостей из России. Программа была очень насыщенной: мы посетили много больниц и госпиталей, местный и Индианский университеты, а также одну из местных школ. Я жил в семье педагогов: хозяин, Дэвид Салмон, – профессор психологии местного университета; его жена Пип (Пэпилотта) – преподаватель начальных классов; их дети – Сюзен заканчивала в то время хайскул (наша полная средняя), Скат – ученик 9-го класса секондери (наша неполная средняя). По возрасту хозяева были старше меня на несколько лет, а их дети гораздо младше моих. Видимо, они заключают браки в более зрелом возрасте. Разговоров с ними о нашем быте, работе и детях было много. Особенно о работе. Оказывается, учителя в США тоже могут долго говорить о детях... Посетили хайскул. Я подружился с её директором – Стивом Боуманом. У нас как у директоров школ даже некоторые проблемы были одинаковые, например – низкая степень финансирования (?!). У американской городской школы не хватает денег на современное оборудование, и у школы из уральской глубинки денег тоже нет. Я уж не сказал, что оборудование у нас не менялось и не добавлялось лет 15... Обратил внимание на то, что у них 5 ч физкультуры в неделю (за что я дома много лет безуспешно боролся). В школе, которой я руководил, было и 5, и 6 уроков физкультуры в неделю, а в других школах такого просто не допускали. Поразило, что в школе мне показали различные студии, мастерские, автоангар, крупнейший спортзал, познакомили с преподавателями математики, английского языка и истории, но кабинетов физики, химии и биологии и преподавателей по этим предметам не видел. Может, просто не показали? Оказывается, у них образование не государственное, как у нас, дети занимаются по другой системе. Я вообще-то познакомился с одним из американских учебников по физике: много фотографий и сплошной текст без формул. Наши учебники физики по сравнению с американскими сильно математизированы.

Подарил Стиву свою книгу, а он мне – свою, о педагогах и учениках Высшей школы Линкольна, набранную и изданную в его школьной типографии. Подарил книгу «Физика и живая природа» своим хозяевам и еще нескольким американцам. Они удивлялись, что русский учитель – писатель, что его книга приобретена Библиотекой Конгресса, но недоумевали: «Александр, почему твоя книга написана на русском, а не по-английски?» Обещал, что следующую книгу вышлю им на английском языке. Об Америке остались приятные воспоминания, как о Большом Приключении.

Во всех моих делах и начинаниях я ощущаю поддержку семьи. Это Любовь Анатольевна – мой друг, соратник и любимая, в настоящее время она преподаёт в школе математику и технологию. Это мои дети – дочери Юлия и Ирина. Верочка, к сожалению, умерла в 1997 г., в возрасте неполных 16 лет, от тяжёлой болезни. Все дочери учились с 8-го класса в ЗФТШ МФТИ. Юля и Ирина успешно завершили обучение в этой школе и продолжили своё образование в РУДН. Юлия закончила в 2000 г. факультет физико-математических и естественных наук, она магистр химии, замужем, имеет двоих детей. Ирина сейчас студентка 3-го курса этого же факультета, физик. Все мы очень любим друг друга.

В настоящее время готовлю к переизданию свою книгу «Физика и живая природа». Появились новые задачи, пропагандирующие здоровый образ жизни и раскрывающие вред спиртных напитков и алкоголя. Добавлены и уточнены ответы к предыдущим задачам. Считаю, что некоторые из чрезвычайных ситуаций, возникающих в настоящее время в мире, должны найти отражение в новой книге.

Я влюблён в учебники физики, написанные А.В.Пёрышкиным, Г.С.Ландсбергом, Л.С.Ждановым и В.А.Маранджяном (по их книгам учился), в «Физику-9» А.К. и И.К.Кикоиных – один из самых академизированных, в хорошем смысле, учебников. По нему много лет работал. Считаю, что все наши учебники физики для 9–11-го классов сильно математизированы и перегружены устаревшим материалом. А наши дети пользуются мобильниками, не понимая принципа их работы; заходят в интернет, забывая из него выйти... Бытовая техника уже такая сложная, что люди используют лишь часть заложенных в ней функций. Считаю, что частью учебников физики должны быть инструкции по пользованию современной техникой; материал, объясняющий принцип действия этих приборов (не на основе тензорных исчислений или векторной алгебры); особенно – правила безопасной работы с этими приборами и устройствами. По-моему, многие не представляют, что мобильники могут воздействовать на человека, как микроволновая печь, а частое пребывание у компьютера резко изменяет психику человека, ухудшает зрение, вызывает остеохондроз, болезни рук и т.д. Углублённое изучение физики (по «тяжёлым», математизированным учебникам) должно, по-моему, быть в специализированных классах, гимназиях, лицеях и колледжах.

Мечтаю написать книгу «Физика на кухне», где будут описаны физические явления, которые можно наблюдать дома, с упрощённым математическим аппаратом (минимум векторной алгебры – как у Пёрышкина). Материал уже собран и очень интересен. При подготовке книги «Физика и живая природа» набралось много дополнительного материала: технические характеристики гражданской и военной техники, исторические сведения, экологические проблемы и т.д. Этот материал тоже требует систематизации.

Дорогой Александр Арсеньевич! От всей души поздравляем вас с юбилеем, желаем здоровья и творческих успехов в деле воспитания подрастающего поколения!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!