Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №3/2005
Особенности зрения в живой природе

Я иду на урок

А.И.Сёмке,
школа № 11 , г. Ейск, Краснодарский кр.

Особенности зрения в живой природе

Интегрированный урок ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ. 9-й класс, 2 ч. Естественнонаучный профиль

Ничто так не отличает человека от животных, как очки.

Гарри У.Смитс

Для того, чтобы носить очки, мало быть  умным, надо ещё и плохо видеть.

В.Дубинский

Близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается.

Славомир Врублевский

Морковь, безусловно, очень полезна для глаз. Вы когда-нибудь видели зайца в очках?

NN

Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остаётся в действии, не уставая и не пресыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает.

Д.Аддисон

Не очень огорчайтесь, если у вас ухудшилось зрение. Хотя вы не будете замечать много прекрасного, но зато и уродливое не будет теперь портить вам настроение.

Э.Севрус

Если бы оптик пытался продать мне инструмент, в котором оказались бы недостатки, присущие глазу, то я считал бы себя вправе высказать ему в самых резких выражениях порицание за небрежную работу и  вернуть ему инструмент с протестом.

Г.Гельмгольц

Словарик

Глаз – орудие чувственного зрения. (Шары, гляделки, зенки, глазища, баньки, буркала, глазик.)
Зрение – действие или состояние, чувство видения, способность видеть.
Зырить, зреть, глядеть, смотреть – зорко, пристально, жадно глядеть, высматривать, подстерегать.

В.Даль

Окуляр – от лат. ocularisглазной, oculusглаз.
Оптика – от греч. Оптике. Наука
о зрении [оптике] – наука о зрении.
Аккомодация – от лат. accomodatioприспособление, приноровление.
Стереоскопичность – от греч. [стереос] - объёмный [стереос] – объёмный (собств. твёрдый), наблюдениенаблюдение.
Иллюзия – от лат. illusioобманывать.

Образовательная цель урока: продолжить работу по формированию навыков анализировать источники информаации; закрепить знания ранее изученного материала и умение составлять и решать задачи.

Ход урока

Учитель. Сколько у человека чувств? Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, чувство равновесия – «внешние» чувства. Есть ещё и такие, что «слушают» организм изнутри. Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о состоянии костей в суставах, напряжении мышц, натяжении сухожилий, о химическом составе крови, о степени наполнения желудка, кишечника, мочевого пузыря и т.д.

Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». 90% всей информации люди получают через глаза. Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришёл к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отражённые предметами лучи солнца или осветительных устройств. А немецкий учёный Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным.

Сейчас мы разобьёмся на группы, каждая группа получит своё задание и будет работать над ним, пользуясь источниками информации и наглядными материалами. Затем мы прослушаем доклады представителей групп и обсудим их.

I. Имеются ли различия в строении органов зрения у различных живых существ на Земле? Процесс восприятия света связан прежде всего с поглощением хотя бы некоторой части его энергии. Поэтому необходимым элементом глаза является пигмент: совершенно прозрачный глаз видеть не может. Самые элементарные органы зрения встречаются у самых низкоорганизованных животных и представляют собой простые пигментные пятнышки на поверхности тела, часто совершенно прозрачного. Органы зрения разнообразны. Они могут быть парными, множественными и одиночными, подвижными и неподвижными, маленькими и большими. Однако принципы работы самого глаза поразительно единообразны: всегда есть фокусирующий аппарат и аппарат светоизоляции. Совместно они обеспечивают направленность зрения, глаз становится ориентирующим органом. В любом глазу имеется устройство, подстраивающее чувствительность к разным уровням освещённости. (Работа в группах.)

(Группы делают сообщения, учитель организует обсуждение информации всеми учащимися.)

Выступления

1-я группа: «Зрение насекомых». История насекомых насчитывает более 300 млн лет. Большинство из них не претерпели каких-либо существенных изменений за последние десятки миллионов лет. Поэтому их можно считать «живыми динозаврами». Число насекомых огромно. Все они, спасаясь от врага, полагаются в основном только на своё зрение. Несмотря на различный образ жизни, устройство глаза почти у всех одинаково: это фасеточный глаз. Он состоит из омматидиев – отдельных глазков, которые смотрят в различных направлениях. В каждом омматидии есть своя линза; она фокусирует свет на нескольких фоторецепторных клетках, объединённых в зрительную палочку. Свет, воздействуя на эти клетки, вызывает последовательность нервных импульсов, передаваемых в мозг насекомого по зрительному нерву. Очевидно, основное преимущество фасеточного глаза в том, что такой глаз сразу «смотрит» во все стороны, а многим млекопитающим, и нам в том числе, приходится поворачивать голову. Однако за такое преимущество глазу пришлось пожертвовать резкостью изображения, ведь резкость зависит от диаметра отверстия, через которое свет входит в оптическую систему. Поэтому животные, снабжённые сложными фасеточными глазами (насекомые, раки) не отличаются остротой зрения. На рисунке представлена схема фасеточного глаза мухи (а) и его увеличенное изображение (б).

2-я группа: «Зрение рыб». У рыб глаза имеют плоскую роговицу и шаровидный хрусталик (рис. в). Аккомодация глаза достигается перемещением хрусталика. В задней стенке сосудистой оболочки часто содержится особый слой клеток, наполненный кристалликами светлого пигмента, – это так называемая серебристая оболочка. Иногда также имеется блестящий слой – зеркальце, или тапетум, клетки которого содержат кристаллический пигмент. Этот слой отражает световые лучи на сетчатку, что обуславливает кажущееся свечение глаз некоторых рыб (например акул) в почти полной темноте. Интересный пример приспособления к условиям существования представляют глаза глубоководных рыб. Среди них встречаются рыбы с огромными телескопическими глазами, способными улавливать очень слабый свет. У некоторых видов глубоководных рыб имеется любопытное приспособление, позволяющее увеличивать стереоскопичность зрения, – так называемые стебельчатые глаза (рис. г).

3-я группа: «Зрение птиц». Птицы обладают очень острым зрением, превосходящим зрение других животных. Глазное яблоко у них очень большого размера и своеобразного строения, благодаря чему увеличивается поле зрения. У птиц, имеющих особенно острое зрение (грифы, орлы), оно имеет удлинённую, «телескопическую», форму (рис. д).

4-я группа: «Зрение высокоорганизованных животных. Глаза высокоорганизованных животных (глаз зебры, рис. е) по строению подобны глазу человека, только обладают большей светосилой. Однако поле зрения оказывается меньшим. В ряде случаев этот недостаток компенсируется большей подвижностью глаз: животные могут ими вращать (хамелеон). В других случаях глаза расположены по бокам головы, что даёт обзор свыше 180°.

устройство глаза

Устройство глаз: а, б – насекомого; в – рыбы;
г – глубоководной рыбы; д – птицы; е – зебры; ж – человека

5-я группа: «Почему заяц косой?» Человек – одно из немногих существ, глаза которого приспособлены к одновременному рассматриванию предмета обоими глазами: поле зрения правого глаза почти совпадает с полем зрения левого глаза. Большинство же животных видят каждым глазом свою картину. Видимые ими предметы не отличаются рельефностью, к которой мы привыкли, но зато поле зрения гораздо обширнее. Каждый глаз человека видит в горизонтальном направлении примерно в пределах 120°, и оба угла зрения почти перекрывают друг друга. Заяц своими широко расставленными глазами видит не только то, что находится впереди, но и то, что позади. Оба поля зрения почти смыкаются – спереди и сзади! Вот почему так трудно подкрасться к зайцу. Зато заяц, как ясно из чертежа, совершенно не видит того, что расположено непосредственно перед его мордой: чтобы видеть весьма близкий предмет, ему приходится поворачивать голову набок.

Такой способностью «всестороннего» зрения обладают почти все без исключения копытные и жвачные животные. Так, у лошади поля зрения не сходятся сзади, но ей достаточно лишь слегка повернуть голову, чтобы увидеть предметы, расположенные позади. Зрительные образы здесь, правда, не так отчётливы, но зато от животного не ускользает ни малейшее движение.

Подвижные хищные животные, которым приходится быть обычно нападающей стороной, лишены этой способности, зато они обладают стереоскопическим зрением, позволяющим точно оценивать расстояние для прыжка. Пример – кошка перед телевизором. Особенно любит смотреть хоккей и ловить... то шайбу, то игрока. Кошка хорошо различает цвет, но только при одном условии: размер картинки должен быть таким, чтобы угол зрения превышал 45°, а для этого надо сесть поближе к телевизору.

Поле зрения: а – зайца; б – лошади; в – человека

Поле зрения: а – зайца; б – лошади; в – человека

II. Практическая работа (в группах)

Приборы и материалы: миллиметровая бумага, линейка, рейка, таблицы Брадиса или калькулятор.

Теория. Поле зрения глаза – это угол максимального видения гамма. Поле зрения у человека по вертикали и горизонтали отличается. Каждый глаз видит в горизонтальном направлении примерно в пределах 120–130°, оба угла почти перекрываются. Поле зрения неподвижного глаза около 60° по горизонтали и около 130° по вертикали.

Для определения поля зрения на линейке длиной a = 50 см нанесите три метки – одну в центре и две в крайних точках. Приближая линейку к глазу, измерьте минимальное расстояние b, когда глаз видит обе крайние метки. Рассчитайте угол по формуле:

формула формула

Ход работы

1. Установите перед правым глазом линейку в горизонтальном положении и, приближая её, наблюдайте центральную и крайние метки. Определите минимальное расстояние b, на котором ещё видны обе метки. Повторите опыт 2–3 раза и рассчитайте среднее значение.

2. Повторите опыт для левого глаза.

3. Рассчитайте поле зрения каждого глаза.

4. Результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод о горизонтальном поле зрения.

Глаз a, см b, см альфа гамма
Левый        
Правый        

5–8. Аналогично п. 1–4, но линейку устанавливайте в вертикальном положении.

(Данные всех групп записываются на доске, делаются выводы.)

Вспомогательный материал: рисунок.

Рисунок

Теория. Если вам скажут, что прямо перед вами в поле зрения есть участок, который вы совершенно не видите, вы этому, конечно, не поверите. Возможно ли, чтобы мы всю жизнь не замечали такого крупного недостатка своего зрения? Проведём простой опыт. Расположите на расстоянии 20 см от вашего правого глаза (закрыв левый) рисунок. Смотря на крестик слева, медленно приближайте рисунок к глазу, – непременно наступит момент, когда большое чёрное пятно исчезнет, а обе окружности справа и слева от него будут отчётливо видны.

Вы его не видите, хотя оно остаётся в пределах видимого участка. Этот опыт, впервые проведённый в 1668 г. знаменитым физиком Мариоттом, очень забавлял придворных Людовика XIV. Мариотт помещал двух вельмож на расстоянии 2 м друг против друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, – тогда каждому казалось, что у его визави нет головы. Как ни странно, но люди только в XVIII в. узнали, что на сетчатке глаза существует «слепое пятно». Это то место сетчатой оболочки, где зрительный нерв соединяется с глазным яблоком и ещё не разветвляется на чувствительные к свету элементы. Не думайте, что слепое пятно нашего поля зрения незначительно: когда мы смотрим на дом с расстояния 10 м, то из-за слепого пятна не видим площадь фасада 1 м2, а на небе остаётся невидимым участок площадью в 120 дисков Луны!

III. Творческое задание (работа в группах –школьники вспоминают пословицы и поговорки о глазах и зрении.)

IV. Как видят под водой? (работа в группах)

Задание. Можете вы нормально видеть под водой? Попробуйте ответить на этот вопрос, используя данные о человеческом глазе (см. табл. на с. 17).

Учитель (после обсуждения результатов всем классом). Казалось бы, раз вода прозрачная, ничто не должно мешать видеть под водой так же хорошо, как и в воздухе. Вспомните, показатель преломления воды равен 1,34. И показатели преломления прозрачных сред человеческого газа близки к этому значению. Только показатель преломления хрусталика всего на 0,1 больше, чем у воды. Поэтому под водой лучи фокусируются в глазу далеко позади сетчатки, на самой сетчатке изображение вырисовывается смутно. Только очень близорукие люди видят под водой более или менее нормально. Теперь понятно, почему у рыб хрусталик имеет чрезвычайно выпуклую форму: он шарообразен, да и показатель его преломления – самый большой у животных. При аккомодации хрусталик не изменяет форму, а перемещается внутрь глаза. Не будь этого, глаза были бы почти бесполезны для рыб, ведь они живут в сильно преломляющей среде.

V. Вопросы (работа с источниками информации)

1-я группа. Какую форму имеет глазное яблоко? Где располагается глазное яблоко?

2-я группа. Какую функцию выполняют брови, ресницы, веки? Каково назначение слёзного аппарата?

3-я группа. Какое значение имеет двигательный аппарат глаза? Назовите элементы глаза, составляющие его оптическую систему.

4-я группа. Какую функцию выполняет хрусталик в оптической системе глаза? Как в ней формируется изображение предметов?

5-я группа. Какое изображение получается на сетчатке? Какие дефекты зрения вы знаете?

Пример суммарного ответа. По форме глаз напоминает шар, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза 25 см, масса около 7–8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа. От стенок глазницы идут шесть мышц, они прикрепляются к глазному яблоку и управляют его движениями. Благодаря этому угол полного обзора у человека составляет примерно 120° (у кошки 187°). При неполадках в глазодвигательной системе возникает косоглазие, когда человек смотрит будто в разные стороны (в Средние века для исправления косоглазия использовались специальные маски).

Спереди глаз оберегают веки, выстланные изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой (от лат. conjungoсоединять). Она переходит на глазное яблоко. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя, пыли. На обоих веках примерно по 80 ресниц, и каждой из них отведено 100 дней, чтобы вырасти и выпасть. Таким образом, в течение жизни у нас сменяется 83–93 тыс. ресниц. Назначение слёз у человека – смачивать поверхность глазного яблока, иначе она высохнет и видеть станет невозможно. Так что «плачет» человек постоянно, для этого на наружных стенках глазниц есть по слёзной железе. Обе они за сутки вырабатывают до 1 мл слёз.

По строению глаз напоминает фотокамеру. Стенка его состоит из трёх оболочек. Наружная образует каркас глазного яблока. Задняя часть – склера (от греч. [склерос] - твёрдый [склерос] – твёрдый) белого цвета, она хорошо видна между веками по обе стороны роговицы, передней части наружной оболочки. Далее свет проходит через зрачок, который ограничен радужной оболочкой, или радужкой. У каждого человека радужка неповторима – двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Цвет радужки, а это и есть цвет глаз, зависит от количества пигмента меланина (от греч. [мелас] - тёмный [мелас] – тёмный). В центре радужной оболочки находится зрачок – отверстие, которое впускает световые лучи внутрь глаза. При ярком свете зрачок сужается, в темноте расширяется; для этого в радужке заложены две мышцы.

Пройдя через зрачок, свет попадает в хрусталик – маленькую двояковыпуклую линзочку. За счёт эластичности хрусталика глаз обладает уникальным свойством – аккомодацией.

Далее свет попадает на третью, внутреннюю, часть глазного яблока – сетчатую оболочку, или сетчатку. Природа снабдила сетчатку глаза 132 млн клеток, преобразующих падающее световое излучение в электромагнитные импульсы. Из них 7 млн колбочек отвечают за восприятие света и 125 млн палочек – за яркость. Колбочки работают при дневном освещении и обеспечивают центральное цветное зрение. Палочковый аппарат обеспечивает меньшую остроту зрения, но зато большую чувствительность.

Показатель преломления в разных частях глаза меняется от 1,33 до 1,41. Преломляющая сила роговицы 43 дптр, хрусталика 19–23 дптр, в зависимости от аккомодации.

VI. Практическая работа (в группах по парам)

Оборудование: игла, миллиметровая бумага, белая бумага, рулетка, штангенциркуль.

Теория. Разрешающая способность глаза как оптической системы зависит от диаметра зрачка. Если перед глазом расположен непрозрачный экран с отверстием, диаметр которого меньше диаметра зрачка, то разрешающая способность глаза уменьшается вследствие дифракции света на отверстии.

Для проведения исследования необходимо подготовить объект наблюдения – непрозрачный экран в виде полосы миллиметровой бумаги, в которой следует проколоть иглой ряд отверстий диаметром 0,3; 0,5; 1; 1,5; 2 мм, и лист бумаги с двумя чёрными точками, расположенными на расстоянии 1 мм одна от другой. Выполнять работу удобнее вдвоём. Один наблюдает через отверстие в экране чёрные точки, а второй измеряет максимальное расстояние от глаза наблюдателя до этого листа, при котором через данное отверстие две точки ещё видны раздельно.

Ход работы

1. Установите перед правым глазом экран из миллиметровой бумаги и наблюдайте через отверстие диаметром 0,3 мм в экране две точки на листе бумаги, находящиеся на расстоянии l = 1 мм. Определите максимальное расстояние R, на котором две точки ещё не сливаются в одну, а видны раздельно.

2. Такие же наблюдения выполните с отверстиями диаметром 0,5; 1; 1,5; 2 мм.

3. Вычислите минимальное угловое расстояние между точками (разрешающую способность) при наблюдении через отверстия диаметром 0,3; 0,5; 1; 1,5; 2 мм по формуле фи = l/R (рад).

формула

4. Результаты занесите в таблицу. Сделайте вывод о разрешающей способности глаза.

Диаметр отверсия, мм Расстояние между точками l, мм Расстояние R до точек, мм Разрешающая способность фи угл. мин
0,3      
0,5      
1      
1,5      
2      

(Группа может выполнять работу с одним диаметром и заносить свой результат в таблицу.)

Пётр Великий отбирал в своё
войско только тех, кто мог различить компоненты
Мицар и Алькор в оптически двойной звезде дзета Большой Медведицы. Угловое расстояние между ними 12 минут

Пётр Великий отбирал в своё войско только тех, кто мог различить компоненты Мицар и Алькор в оптически двойной звезде дзета Большой Медведицы. Угловое расстояние между ними 12'

VII. Практическая работа (в группах)

Оборудование: дифракционная решётка, источник света, линейка.

Теория. Если источник света поставить за непрозрачным экраном с узкой щелью так, чтобы нить накаливания была напротив этой щели, то при рассматривании щели через дифракционную решётку мы увидим две симметрично расположенные относительно щели сплошные разноцветные полосы – дифракционные спектры. Они возникают вследствие дифракции света на щели. Для определения границ спектральной чувствительности глаза необходимо определить длину волны красного света на одном краю наблюдаемого спектра и длину волны фиолетового света на другом краю спектра.

Положение дифракционного максимума 1-го порядка для дифракционной решётки периодом d определяется условием:

формула

где ламбда – длина световой волны, фи – угол, под которым наблюдается положение максимума.

Ход работы

1. Установите экран на расстоянии R = 50 см от дифракционной решётки. Добейтесь наилучших условий видимости спектра.

2. Произведите отсчёт расстояний l красного и фиолетового краёв спектра от центра щели справа и слева, найдите их среднее значение.

3. По измеренному расстоянию l от центра щели в экране до положения красного края и положения фиолетового края спектров и расстоянию R от дифракционной решётки до экрана вычислите sin фи, под которым наблюдается соответствующая полоса спектра. [Так как угол фи мал, считайте, что sinфи  tgфи. – Ред.] По известному значению постоянной решётки d и найденному значению sin фи вычислите длину волны, соответствующую красной и фиолетовой границам воспринимаемого глазом спектра.

Цвет

d, мм

l, мм R, мм ламбда, мм
Красный        
Фиолетовый        

4. Сделайте вывод о спектральных границах глаза.

(В каждой группе выбирается значение самой большой ламбдакр и самой маленькой ламбдаф.)

VIII. Творческое задание (работа в группах – школьники вспоминают загадки о глазах и зрении).

Глаза

Очки

Зеркало и пр.

IX. Как правильно рассматривать фотографии? (Группам выдаются фотографии – пейзажи, портреты и т.п.)

Информация. По устройству своему фотографическая камера – большой глаз. Фотоаппарат закрепляет на фотоплёнке, фотопластинке перспективный вид, который представился бы одному нашему глазу, помещённому на месте объектива. Отсюда следует, что если мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, то должны рассматривать снимок только одним глазом и держать снимок на определённом расстоянии от глаза.

Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение, снимаемые предметы. Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния от предмета до объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусному расстоянию объектива. Большинство любительских фотоаппаратов имеют фокусное расстояние 12–15 см. Таким образом, держа фотографию на расстоянии 12–15 см от глаза, вы увидите перед собой не плоскую, а рельефную картину, в которой передний план отделяется от заднего, почти как в стереоскопе.

X. Задачи для закрепления материала (работа в группах)

1-я группа. Динарские горы, протянувшиеся вдоль восточного побережья Адриатического моря, – классический район карстовых пещер и связанных с ними природных явлений: удивительно круглых, словно нарисованных циркулем озёр и провальных воронок, бездонных вертикальных шахт-колодцев и загадочных рек, которые внезапно исчезают на каком-то участке своей долины, чтобы вновь появиться двумя-тремя километрами ниже по течению. У одного из подземных озёр реки Пивка можно увидеть уникальных земноводных, живущих только в динарских пещерах, – протеев. Протей всю жизнь проводит под землёй, в темноте, и поэтому лишён зрения. Слепые в пещерах также пауки, скорпионы и даже рыбы, живущие в подземных озёрах.

Вопрос. Почему эти животные лишены зрения?

2-я группа. Цветовое зрение у быков, как и у большинства млекопитающих, развито слабо. Бык практически не различает цветов, и ему всё равно – красная, зелёная или синяя тряпка будет в руках у тореадора. В возбуждение быка приводит не цвет, а вид полощущейся на ветру материи и движения самого тореадора.

Вопрос. Почему глаз быка практически не различает цвет, а человеческий глаз различает?

3-я группа. Днём, когда светло, особенно при ярком солнечном свете, зрачки глаз кошки сужаются до узкой щели. И наоборот: чем слабее освещение, тем больше становятся зрачки. В темноте они занимают почти весь глаз, отчего он кажется тёмным, цветная радужка почти не видна.

Задание. Объясните данное явление.

4-я группа. Зрение – самое важное для человека чувство, т.к. большую часть информации об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся в сетчатке нашего глаза. Первым, кто понял, что изображения внешнего мира формируются на сетчатке, был выдающийся немецкий астроном Иоган Кеплер.

Задание. Сделайте чертёж и покажите, как формируется изображение на сетчатке.

5-я группа. Масса нашего глаза всего 7–8 г, его диаметр – 2,5 см. Он чётко различает предметы на расстоянии 60 м. Кроме того, он может ночью разглядеть источник света, удалённый на 27 км. Чтобы видеть чёткие очертания предмета, молодой человек должен находиться на расстоянии 15 см от него. Ближе они расплываются. Это минимальное расстояние изменяется с возрастом: в 10 лет оно составляет 7 см, в 20 лет – 15 см, а в 50 лет – 40 см. Такое увеличение связано со старческой дальнозоркостью. При хороших условиях видения и освещения глаз может различать до 10 млн оттенков цвета.

Вопросы. Как изменяется радиус кривизны хрусталика при наблюдении далёких и близких предметов? Какие нервные окончания на сетчатке отвечают за цветовое восприятие?

XI. Творческое задание: иллюзии

Школьники рисуют картинки-оптические иллюзии. Примеры:

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

   Рис.9

XII. Криптограмма «Афоризм» (работа в группах)

10 13 2 19 4 2 16 5 20 7                  
16 7 21 2 13 Ш 2 19 19 7 2 4                
16 5 20 7 2   21 7 16 15 4 18 4 18 2 3 1 19 7 2
4 10   21 16 2 15     19 5 Ш 4 15            
17 12 21 16 18 21

.

                         
14 . 5 14 14 4 16 7 19                      

1. 11, 3, 5, 10 – иногда называют живым фотоаппаратом. 2. 6, 3, 4, 10, 7, 13, 12, 8, 7, 16, 18, 1 – один из недостатков зрения. 3. 15, 13, 12, 16, 18, 5, 3, 4, 8 – расположен за зрачком, по форме похож на собирающую линзу. 4. 16, 2, 18, 17, 5, 18, 8, 5 – состоит из тончайших волокон, которые, как ворсинки, устилают глазное дно. 5. 3, 4, 19, 10, 5 – оптическое тело, имеющее сферическую поверхность. 6. 14, 5, 3, 1, 19, 7, 10, 7, 13, 8, 7, 16, 18, 1 – при этом недостатке глаза фокус лежит за сетчаткой. 7. 5, 8, 8, 7, 20, 7, 14, 5, 23, 4, 24 – способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далёком расстоянии. 8. 7, 17, 8, 4 – устройство, корректирующее недостатки зрения. 9. 20, 4, 8, 13, 7, 16, 8, 7, 22 – оптический прибор для изучения мелких объектов. 10. 18, 2, 3, 2, 16, 8, 7, 22 – оптический прибор для изучения небесных тел. 11. 16, 21, 2, 18 – видимое электромагнитное излучение.

Ответы. 1. Глаз. 2. Близорукость. 3. Хрусталик. 4. Сетчатка. 5. Линза. 6. Дальнозоркость. 7. Аккомодация. 8. Очки. 9. Микроскоп. 10. Телескоп. 11. Свет.

КЛЮЧЕВАЯ ФРАЗА: «Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств» (Д.Аддисон).

Литература

Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык», 1978.
Енохович А.С. Справочник по физике. – М.: Просвещение, 1990.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988.
Энциклопедия для детей «Аванта+». Т. 18 «Человек». – М.: Аванта+, 2002.