Юбилеи наших авторов
Родители Павла Александровича Гагаева – юристы. Отец, Александр Павлович, – участник Великой Отечественной войны. Мама, Людмила Никифоровна, в юности мечтала стать учителем, потому и своего младшего, послушного, сына направила учиться в пединститут, на факультет русского языка и литературы. Родную Терновскую среднюю школу (Пензенская обл.) Павел Александрович вспоминает с любовью и благодарностью. Свои первые «прочтения» миров русской и иных культур он связывает с именами педагогов Е.П.Паролина, В.С.Робустовой, М.П.Фединой, А.В.Потаенковой, Н.Г.Шаровой. Школа подарила мальчику верных, на всю жизнь, друзей. По окончании Пензенского ГПИ им. В.Г.Белинского в 1976 г. молодой специалист по распределению трудился в Уваровской СОШ заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Сельская школа многое дала, её уроки и поныне помогают видеть главное и в жизни, и в науке, и в профессии. В конце 80-х Павел Александрович почувствовал тягу к научной деятельности. Защитив в 1994 г. в МГПИ им. В.И.Ленина кандидатскую диссертацию по методике преподавания русского языка, стал заведовать кафедрой русского языка и литературы в Пензенском ИПКиПРО. Постепенно пришёл к главной теме своих научных интересов – истории и философии отечественной школы. Эта тема буквально захватила. Поддержал и старший брат – Андрей Александрович Гагаев, к этому времени доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук МГУ им. Н.П.Огарёва в Саранске. В 1998 г. были опубликованы первая монография «Философия школы России», проблемные статьи о русской школе. В 2000 г. в Волгограде (ВГПУ) Павел Александрович защитил докторскую диссертацию по истории русских философско-педагогических учений XVIII–XX вв. Он любит свою работу. Читает лекции по проблемам истории и философии отечественной школы учителям физики и математики, русского языка и литературы, биологии и географии и пр. Пытается вместе с ними понять, почему Россия, отставая по формальным основаниям от Западной Европы в сфере образования, к началу ХХ в. дала миру целую плеяду гениев в философии, науке (основы космического естествознания!), искусстве и пр. Пытается вместе с ними увидеть и сберечь вклад отечественной школы в славное культурное бытие нашей Родины. В 2002 г. в Москве вышла монография братьев Гагаевых «Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: культурно-исторический аспект», в 2003–2004 гг. в Саранске – трёхтомник «Философия и психология естественных, технических и гуманитарных наук. Система философии». Современные реформы в образовании Павел Александрович оценивает весьма критично. Полагает, что бесценный опыт отечественной школы, в том числе и советской, теоретиками реформ в России неоправданно отвергается. Идеи М.В.Ломоносова, Н.И.Пирогова, П.Ф.Каптерева, Д.И.Менделеева и других выдающихся деятелей науки и педагогики остаются предметом сугубо историко-педагогических исследований, не становясь ценностно-гносеологической основой привносимых в образование явлений. Сейчас он работает с аспирантами – молодыми пензенскими педагогами, пишет книги по проблемам понимания и интерпретации классического художественного текста в школе, опубликовал книгу стихов «Себя и мир поверить словом...» (2002), печатается в газете «Литературная Россия», по-прежнему преподаёт в школе. С радостью и симпатией вчитывается с учениками в русский классический философский, научный, художественный, религиозно-философский текст и пытается понять смысл и будущность русской и мировой истории. Заслуги педагога отмечены – Павел Александрович награждён знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ».
Павел Александрович! От всей души желаем Вам здоровья и творческих успехов!
Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!