Читинский спецвыпуск
Н.В.Янова,
с. Засопка, Читинская обл.
Электрический ток
Урок-вертикальный зачёт. Урок проверки и оценки знаний. 8-й класс
Вот уже много лет для контроля за знаниями учащихся я провожу так называемый вертикальный зачёт: при параллельном изучении тем старшие учащиеся принимают зачёт у младших, например, десятиклассники – у восьмиклассников, по темам «Тепловые явления», «Электрический ток». Такая форма урока развивает навыки общения, монологическую речь, чувство ответственности, стремление к самосовершенствованию. Необходимые условия: школа с небольшой наполняемостью классов; параллельное изучение тем в классах 2-й и 3-й ступеней; наличие оборудования и пособий, необходимых для проверки практических умений и навыков; наличие листов контроля у каждого проверяемого учащегося, таблица для фиксирования хода сдачи зачёта (на доске) и список учащихся у каждого экзаменатора.
Порядок работы
1. Подготовительный этап. Учитель выделяет блоки информации, проводит консультации для проверяемого класса, подбирает задания для сильных учащихся. Старшеклассники выбирают один из блоков для углублённого изучения с учётом интересов и уровня подготовленности. Подбирают к нему вопросы и задания. Проверяемые учащиеся готовят листы контроля.
2. Проведение зачёта (приём «Вертушка»). На столах экзаменаторов – таблички с названием тем, которые они будут принимать. На доске – экран прохождения учащимися контрольных пунктов.
Организация направленного внимания на начало занятия: объявление темы, порядка работы, ознакомление с таблицей фиксации результатов зачёта.
Проверяемые по очереди проходят все этапы контроля, переходя от одного экзаменатора к другому, отвечая на вопросы и выполняя задания.
Контролёры вносят в листы контроля отметки за ответы.
Ученик, сдавший вопрос, подходит к классной доске и отмечает на экране прохождение КП.
Учитель наблюдает за ходом зачёта, по экрану контролирует прохождение КП учащимися, приходит на помощь, даёт дополнительные задания учащимся, сдавшим зачёт.
3. Итоговый этап. Проверяемые ученики сдают листы контроля учителю. Экзаменаторы анализируют ответы учащихся по принимаемому вопросу, выделяя наиболее характерные ошибки и неточности, отмечая наиболее пол- ные и обоснованные ответы. Учитель характеризует выполнение дополнительных заданий, климат общения на уроке, выставляет итоговые отметки, благодарит старшеклассников за помощь, подводит итоги урока.
Образовательные задачи урока: проверить качество усвоения темы, умения давать тематический ответ, собирать электрическую цепь, производить измерения физических величин.
Оборудование – для лабораторной работы «Сборка электрической цепи, измерение I, U», задачники В.И.Лукашика, листы контроля.
Подготовка. В начале изучения темы при работе с оглавлением учебника рассказываю учащимся, сколько времени будем изучать эту тему, знакомлю с видами работ и нацеливаю учащихся на сдачу учебного материала десяти-классникам. Вывешиваю вопросы к зачёту: источники тока; электрический ток в металлах; электрический ток в электролитах; электрический ток в газах, молния; электрические величины (I, U, R); закон Ома; сборка электрической цепи по схеме, измерение I, U. Учащиеся 10-го класса выбирают один из вопросов, просматривают его по учебникам для 8-го и 10-го классов. На консультации отвечают мне эту тему, подбирают дополнительные вопросы, готовят таблички с названием темы. В зависимости от наполняемости класса и количества вопросов можно организовать две группы экзаменаторов. На уроке они садятся за столы с соответствующими табличками, восьмиклассники – за свои столы, на которых лежат учебники, тетради, сборники задач и вопросов, а также листы контроля с вопросами, где экзаменаторы выставят оценки.
Ход урока
Учитель. Уважаемые экзаменаторы! Сегодня вы будете принимать зачёт у своих младших товарищей по теме «Электрический ток». Когда-то вы сами были в их положении и поэтому понимаете, как важно быть внимательными, терпеливыми и объективными. У вас большие права, учитесь ими пользоваться, я доверяю вам.
А вы, ребята, сегодня должны выдержать экзамен. К нему мы готовились на каждом уроке, все вопросы рассмотрели, выполнили практические работы, читали дополнительную литературу. За урок вы проходите все пункты контроля, отмечая каждый этап на экране. Ученики, раньше всех сдавшие зачёт, могут приступить к выполнению дополнительного задания, которое будет учитываться при подведении итогов (обычно это самостоятельное решение задач из сборника задач В.И.Лукашика). Я уверена в том, что у вас всё получится. Успехов вам!
(Учащиеся расходятся по экзаменаторам. Ответив на вопрос, каждый подходит к доске и проставляет на экране отметку или знак «+». Экзаменаторы проставляют оценки в своей ведомости и в листе контроля учащегося. Остальные ждут очереди, повторяя материал, по мере освобождения экзаментаров подходят к ним. Учитель наблюдает за работой, оказывает помощь, проводит «тихий опрос» тех, кому требуется особое внимание. Учащиеся, ответившие на все вопросы, сдают листы контроля учителю. Экзаменаторы подводят итоги – каждый по своему вопросу, анализируют ответы учащихся. Учитель спрашивает, есть ли замечания у восьмиклассников, высказывает своё мнение о ходе зачёта, выставляет итоговую оценку.)
Учитель. Таким образом, сегодня, ребята, вы побывали в роли экзаменатора и экзаменуемого, почувствовали всю ответственность и поняли, что нельзя без подготовки выполнить ту или иную работу. Вы, 8-классники, не ударили лицом в грязь лицом перед старшеклассниками, подготовились к зачёту серьезно. (Отмечает успехи отдельных учеников, особенно слабых.) У вас впереди ещё будут зачёты, и я надеюсь, что вы так же успешно их сдадите, а придёт время – сами станете экзаменаторами. Ну а вам, десятиклассники, большое спасибо за помощь, я бы не смогла справиться без вас с таким объёмом работы, да и вы многому научились, и прежде всего слушать, слышать и понимать себе подобного человека. Благодарю всех за работу!
Таких уроков ребята ждут, относятся к ним серьёзно. Думаю, что это ещё один из методов повышения познавательной активности учащихся, воспитывающий интерес к предмету через работу в разновозрастных парах сменного состава.
Нина Васильевна Янова – выпускница физмата Читинского ГПИ им. Н.Г.Чернышевского по специальности «учитель физики», педагогический стаж 34 года, учитель физики высшей квалификационной категории. Награждена медалью « За трудовое отличие», имеет звание «Заслуженный учитель РФ». Её отличают активность в выборе и применение новых форм и методов. Работая в сельской школе и являясь руководителем методического объединения учителей физики района, видит, как тяжело работать сельским учителям: материальная база кабинетов не пополняется почти 20 лет, всё труднее и труднее проводить лабораторные работы, демонстрационный эксперимент, технические средства обучения морально и физически устарели, только несколько школ района имеют компьютерные классы, заработная плата учителям по 2–3 месяца не выплачивается! Но учителя не опускают руки, работают, учатся, участвуют в конкурсах, экспериментах, повышают свое педагогическое мастерство, понимая, что сегодня будущее сельских ребят зависит и от Учителя! Нина Васильевна с мужем вырастила двух дочерей, обе получили высшее образование, младшая учится в Санкт-Петербурге в аспирантуре. Есть любимый внук. Нина Васильевна увлекается выращиванием цветов, любит снимать на видеокамеру любопытные моменты из школьной жизни, жизни своей семьи, во время путешествий.