Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2005
Электрификация России

Читинский спецвыпуск

Л.П.Захарова, О.К.Сидоренко (учителя физики),
Т.Н.Лысенко (учитель истории), СОШ № 3, г. Чита

Электрификация России

Нестандартное занятие. 11-й класс

Цель: показать значение электрофикации для развития благосостояния страны.

Задачи: используя системный анализ, рассмотреть техническую систему электрификации России и показать связь между историей развития общества и развитием техники; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине на примере создателей электрификации страны.

Оформление: карта электрификации России; портреты В.И.Ленина, Г.М.Кржижановского, фотография встречи Г.Уэлса с В.И.Лениным в Кремле, письмо В.И.Ленина Г.М.Кржижановскому (на каждый стол); фонограмма «Г.М.Кржижановский. Роль В.И.Ленина в создании плана ГОЭЛРО»; фонохрестоматия по истории СССР (вып. 2); диаграмма «Производство электроэнергии в стране с 1913-го по 2003 гг.».

На доске цитаты:

Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность,
сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной
крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно.

В.И.Ленин, 1920 г.

Только иностранный капитал поможет вывести Россию из разрухи.

Проф. В.И.Гриневецкий, 1918 г.

Ход занятия

Учитель физики. Каковы преимущества электроэнергии перед другими видами энергии?

Учащиеся. Можно передавать по проводам на большие расстояния... Можно распределять между потребителями... Можно превращать в любые виды энергии.

Учитель физики. В чём преимущества переменного тока перед постоянным?

Учащиеся. Можно изменять силу тока и напряжение в очень широких пределах – трансформировать.

Учитель физики. Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся. Электрификация страны – показатель её развития, благосостояния и мощи.

Учитель физики. Как же развивалась, развивается и будет развиваться электроэнергетика в нашей стране? С чего всё началось?

Учитель истории. Период 1920–1921 гг. можно охарактеризовать как тотальный кризис российского общества. Острота и опасность его были таковы, что заставили полностью пересмотреть и внутреннее, и внешнее положение государства. В европейской части России уже отгрохотала гражданская война, а на окраинах ещё полыхало её пламя. Переход к миру там, где война закончилась, проходил в невероятно тяжёлой обстановке. «Лишь по окончании войны, – признал В.И.Ленин, – мы увидели всю ту степень разорения и нищеты, которые надолго обрекают нас на простое только излечение ран». За годы мировой и гражданской войн страна потеряла больше четверти своего национального богатства. Национальный доход сократился с 11 млрд руб. в 1917 г. до 4 млрд р. в 1920 г. Особенно крупный урон понесла промышленность. Объём валовой продукции уменьшился в 7 раз, добыча каменного угля и нефти находилась на уровне конца XIX в.

Выработка электроэнергии в 1920 г. составляла 0,5 млрд кВт•ч, тогда как в 1913 г. – 2 млрд. Из-за нехватки сырья и топлива закрывались предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе и Путиловский, а в Москве и Подмосковье было закрыто более 400 предприятий. Рабочие лишились средств к жизни. Перебираться из города в деревню тоже было сложно, т.к. из-за нехватки топлива, паровозов и вагонов прекратилось движение на тридцати железных дорогах страны. Оставшиеся обеспечивали лишь минимум перевозок.

На селе тоже не было сытно. Продукция сельского хозяйства составляла лишь около половины довоенной. Размер посевных площадей уменьшился почти на четверть. Народ был измучен, на протяжении нескольких лет люди жили впроголодь. Не хватало одежды, обуви, медикаментов, хлеба, соли, спичек, мыла. Снижение жизненного уровня вело к росту заболеваемости, смертности, особенно детской. В 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось больше, чем на 10 млн человек, только весной и летом 1921 г. от голода в Поволжье погибли более 5 млн. Страшные цифры, если за ними видеть конкретные жизни и конкретные судьбы.

Я не говорю о кризисе политическом, внутриполитическом, нравственном, не говорю о тех восстаниях крестьян и казаков, которые в тот период прокатились по стране, о восстании Крондштадтских моряков, героев Октябрьской революции. Всё это страна пережила сполна.

Учитель физики. Что же нужно было предпринять, чтобы вывести страну из кризиса? (Обращает внимание класса на цитаты из В.И.Ленина и В.И.Гриневецкого на доске.) Кто прав? Разработку плана электрификации России Ленин поручил Г.М.Кржижановскому.

(Сообщение учащегося о Г.М.Кржижановском.)

Учитель физики. Основные идеи электрификации Ленин изложил в своем письме Кржижановскому в 1920 г. (Фонограмма.)

Глеб Максимилианович! Статью получил и прочёл. Великолепно. Нужен ряд таких. Тогда пустим брошюркой. У нас не хватает как раз спецов с размахом или с «загадом».

Надо: 1) Примечания пока убрать или сократить. Их слишком много для газеты (с редактором буду говорить завтра).

2) Нельзя ли добавить план не технический (это, конечно, дело многих и не скоропалительное), а политический или государственный, т.е. задание пролетариату?

Примерно в 10 (5) лет построим 20–30 (30–50) станций, чтобы всю страну усеять центрами на 400 (или 200, если не осилим больше) вёрст радиуса; на торфе, на воде, на сланце, на угле, на нефти (примерно перебрать Россию всю с грубым приближением). Начнём-де сейчас закупку необходимых машин и моделей. Через 10 (20?) лет сделаем Россию «электрической».

Я думаю, подобный «план» – повторяю, не технический, а государственный, – проект плана, вы могли бы дать. Его надо дать сейчас, чтобы наглядно, популярно для массы, увлечь ясной и яркой (вполне научной в основе) перспективой: за работу-де, и в 10–20 лет мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электрической. Доработаемся до стольких-то (тысяч или миллионов лошадиных сил или киловатт? чёрт его знает) машинных рабов и проч.

Если бы ещё примерную карту России с центрами и кругами? Или этого ещё нельзя?

Повторяю, надо увлечь массу рабочих и сознательных крестьян великой программой на 10–20 лет.

Поговорим по телефону. Ваш Ленин. 23.1.

Р.S. Красин говорит, что электрификация дорог для нас невозможна. Так ли это? А если так, то, может быть, будет возможна через 5–10 лет? Может, на Урале возможна?

Не сделать ли особой статьи о «государственном плане» сети электрических станций с картой или с примерным их перечнем (числом), с перспективами, способными централизовать энергию всей страны?

Позвоните мне, пожалуйста, по телефону, получив это письмо, и мы поговорим.

(Анализ письма. На вопросы учащиеся отвечают цитатами из письма, которые проецируются на доску с кодограмм:

1. Какова цель плана? (Ответ. «Сделать всю Россию электрической».)

2. Что предлагается сделать? (Ответ. «Всю страну усеять центрами. Сделать закупку необходимых машин и моделей».)

3. На чём должны работать будущие станции? (Ответ. «На природных ресурсах: торфе, воде, нефти…»)

4. Какие станции (крупные или мелкие) нужно создать? (Ответ. Крупные – «усеять центрами».)

5. Как территориально следует располагать станции? (Ответ. «...перебрать Россию всю».)

6. Где будет использоваться электроэнергия? (Ответ. «В промышленности, сельском хозяйстве, на железных дорогах».)

7. Что означают слова о перспективах, способных «централизовать» энергию всей страны? (Ответ. Единая энергосистема страны, в том числе сибирская ветка Хабаровск–Чита–Иркутск.)

8. Каковы отличительные основы плана электрификации? (Ответ. План государственный – обязателен к исполнению.)

9. На какой основе должен базироваться план? Как это следует понимать? (Ответ. На научной основе, т.е. на строгом расчёте.)

10. Что должно войти в план? (Ответ. Количество электростанций: «20–30 (30–50)»; радиус действия – «400 или 200 вёрст»; топливо – «сланец, вода, уголь…»; сроки – «10–20 лет»; мощности – «...доработаемся до стольких-то… киловатт».)

11. Какое условие необходимо для реализации плана? (Ответ. «...увлечь массу рабочих и сознательных крестьян».)

После обсуждения письма учащиеся записывают основные идеи в тетради (кодограмма):

1. Электрификация совершается по государственному плану.

2. Создание энергетических центров по всей стране.

3. Строительство крупных электростанций.

4. Сооружение электростанций на местных ресурсах.

5. Комплексное использование электроэнергии, т.е. применение в промышленности; сельском хозяйстве; на железнодорожном транспорте.

6. Централизация электроэнергии в масштабах всей страны.

Учитель физики. Как международная общественность отнеслась к идее электрификации России?

(Сообщение учащегося о посещении России Г.Уэллсом в 1920 г.)

Учитель истории. Главная идея плана – обновить всю структуру производительных сил России, для чего было задумано создать обширную сеть крупных и мелких электростанций, связанных в единую энергетическую сеть. Это был широкий план социально-экономических преобразований коммунистического характера. В.И.Ленин мечтал о централизации всего народного хозяйства под единой «электрической» крышей, чтобы сконцентрировать в руках государства все нити государственной машины.

Предполагалось, что крупные электростанции снабдят энергией фабрики и заводы, позволят реконструировать их техническую базу, повысить культурно-технический уровень рабочих. Мелкие электростанции должны были не только принести свет в крестьянские избы, но и дать энергию мельницам, молотилкам, что само по себе способствовало бы развитию коллективных форм труда.

План ГОЭЛРО закладывал фундамент для индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. План разрабатывался в расчёте на «сознательных» рабочих, а где было взять их, готовых строителей светлого будущего? Яков Ильин, известный в 30-е гг. журналист «Комсомольской правды», составил собирательный портрет рабочего первых пятилеток по рассказам строителей Сталинградского тракторного завода: лучший бригадир стройки не мог написать своё имя, т.к. в 40 лет был неграмотен; ударница одного из цехов пришла на стройку в лаптях, вода из крана была для неё чудом. А вот другое наблюдение: недеревенский человек – московский комсомолец – впервые на заводе увидел станок с индивидуальным электрическим приводом. Станок был предназначен для обработки бронзовых деталей, а парень полюбопытствовал, что получится, если сунуть в него сталь, – станок сломался. Уже ближе к середине 30-х гг. стиль сменился: план любой ценой, невыполнение плана – вредительство, на место недоучившихся рабочих – даровая сила ГУЛАГа.

География размещения сталинских лагерей была обширна. Конечно, их строили на окраинах, но из 490 к середине 30-х гг. на Россию приходилось 444. Страна по-прежнему нуждалась в топливе, сырье, энергии. Силами заключённых добывались ценные полезные ископаемые; промышленность Магадана, Чукотки, Якутии, копи Кузбасса, Букачачи, Абакана, ископаемые Тувы, Алтая, Забайкалья, золотодобыча Сибири – всё поднималось их руками. Печорский угольный бассейн, Ухтинский нефтяной район, г. Норильск, Беломорканал, Западный и Восточный участки БАМа, Колымская ГЭС, ГЭС на Свири и многое другое создавалось, строилось, созидалось – во имя людей, для людей. Да, ленинская мечта о светлом будущем народа и страны претворялась в жизнь. Но не слишком ли оказалась большой цена ленинского плана, который уложился в одну фразу: «Коммунизм – есть Советская власть плюс электрификация всей страны»?

Учитель физики. Как бы то ни было, но электрификация состоялась. Что же сегодня мы можем сказать об электроэнергетике нашей страны?

(Сообщения учащихся: «Производство электроэнергии», «Использование электроэнергии», «Передача электроэнергии», «Энергетика Забайкалья».)

Учитель физики. План ГОЭЛРО предполагал строительство электростанций, работающих на природных ископаемых. Но запасы угля, нефти и газа не бесконечны. Современная энергетика стремится использовать возобновляемые виды энергии.

(Сообщения учащихся: «Гелиоэнергетика», «Приливные электростанции», «Геотермальные электростанции», «Ветроэлектростанции», «Космические электростанции», «Энергетика на отходах».)

Учитель физики.

В беспрестанном движении,
В стремлении бесповоротном
Мы прощаемся с прошлым
И к новому вечно спешим.
Вымирают не только
Отдельные виды животных,
Вымирают, как зубры,
Отдельные виды машин.

                                            Е.Сазонов

Мы рассмотрели вчерашний и сегодняшний дни электроэнергетики. Но вы, сидящие сегодня за школьными партами, – строители завтрашней энергетики нашей страны. Каковы же ваши предложения по улучшению этой технической системы?

(Защита фантастических проектов учащихся.)

Учитель истории. Начало XXI в. И снова Россия переживает не лучшие времена. По-прежнему не хватает топлива, энергии, закрываются шахты, предприятия, замерзает Дальний Восток, срываются планы поставок энергоносителей на Чукотку и Сахалин. Сегодня страна строит рыночную экономику, появляются новые проблемы. Единая энергосистема России под руководством А.Б.Чубайса смогла сохранить то, что когда-то с большим трудом создавала вся страна, и приватизировать большую часть единой энергосистемы. Если раньше мы страдали из-за веерных отключений, воровства проводов, то сегодня бедствуем от бесконечного повышения тарифов на электроэнергию. Где гарантия, что монополист на рынке электроэнергетики – РАО ЕЭС России – не будет бесконечно взвинчивать цены и тем самым снижать уровень жизни народа?

В условиях сложного переходного периода можно надеяться только на мудрую политику законодательной и исполнительной властей. Тем более что Россия, как и другие цивилизованные страны, теперь не создает гигантские планы, наподобие ГОЭЛРО, а составляет только прогнозы на развитие тех или иных отраслей народного хозяйства. Но даже в прогнозах трудно учесть всё – климатические условия, стихийные бедствия, в конце концов тот самый человеческий фактор. От вас зависит будущее страны, и я думаю, наступят времена, когда мы будем гордиться нашей Россией!

Учитель физики. Мы на пороге нового витка в технике. Эпоха будущего – эпоха экологии. Вам строить завтрашний день, вам развивать экономику страны. Дерзайте! А в заключении мы просим вас сделать свой выбор и письменно его обосновать (кодограмма):

1. План ГОЭЛРО на заре Советской власти – забегание вперёд, порыв революционных романтиков?

2. План ГОЭЛРО – единственное средство вывода страны из пропасти?

 Лидия Петровна Захарова – выпускница Читинского ГПИ им. Н.Г.Чернышевского, учитель физики, энтузиаст ТРИЗ, педагогический стаж 22 года. Все уроки педагога отличаются высоким научно-методическим уровнем и умелым сочетанием теории и эксперимента. Награждена Почётной грамотой Минобразования РФ. Профессионализм, увлечённость позволяют поддерживать постоянный интерес учащихся к изучению физики. Имеет двоих детей. Рисует, играет на гитаре, увлекается театром.

Ольга Константиновна Сидоренко – выпускница Коломенского ГПИ, учитель физики высшей квалификации. Занимается вопросами межпредметных связей физики с другими науками. Вместе с мужем воспитывает двоих сыновей. Увлекается цветоводством и вязанием.

Татьяна Николаевна Лысенко – выпускница Читинского ГПИ им. Н.Г.Чернышевского, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории, педагогический стаж 24 года. Занимается проблемами интеграции уроков истории с предметами естественнонаучного цикла. Имеет дочь. Увлекается чтением. Изучает психологию права.

Литература

География в школе, 1992, № 1.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. – М.: Просвещение, 1985.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. В кн. «История России. ХХ век». – М.: Просвещение, 1995.
Пиянова Л.Н. «Тяжёлая колесница лет проехалась по нашему поколению»: В кн. «История России. ХХ век». – М.: АСТ, 1997.
Суровая драма народа. – М.: Политиздат, 1989.
Хрестоматия по физике.//Под ред. проф. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982.
Экономика и организация промышленного производства. – 1990, № 1, 5, 9, 11.