И.А.Барышева,
СОШ № 9, г. Чита
Магнитное поле
Урок решения творческих задач.
11-й класс
Наука своими корнями уходит в практику.
Академик А.Н.Несмеянов
Сесть на железный круг И, взяв большой магнит, Его забросить вверх высоко, Докуда будет видеть око, Он за собой железо приманит. |
Эдмон Ростан
Задачи урока: развитие навыков самостоятельной работы с оборудованием, а также физического мышления и речи учащихся.
Подготовка к уроку. За день до урока класс делится на группы. Выдаётся общий список заданий, например: предложить способ удаления записи с магнитной ленты, увеличения пределов измерения приборов магнитоэлектрической системы, размагничивания магнита; определить расположение полюсов магнита с помощью осциллографа. Группы, выбрав тему исследования, дома составляют его план.
Ход урока
I. Организационный этап (3 мин). Сообщаются цели урока: на основе знаний, полученных при изучении темы «Магнитное поле», решить ряд проблем. Предлагается комплект оборудования для решения экспериментальных задач:
разработать способ определения полюсов дугообразного магнита: осциллограф, закрытый дугообразный магнит;
разработать способ удаления записи с магнитной ленты: магнитная лента, магнит, аудиоплеер;
разработать способы размагничивания намагниченного тела: электромагнит, бритвенные лезвия, мелкие железные предметы (кнопки, скрепки), спички, сухое горючее, штатив;
разработать способ увеличения пределов измерения приборов магнитоэлектрической системы: демонстрационный амперметр (с шунтом на 3 А), провода, реостат, магниты.
Группы рассаживаются за лабораторные столы.
II. Эксперимент. В течение 10 мин учащиеся проводят эксперимент, решая выбранную проблему.
III. Представление результатов исследований (по 6 мин). Рабочие группы представляют результаты своих исследований. Вначале они напоминают классу краткую теорию по своей проблеме: «Устройство электронно-лучевой трубки», «Сила Лоренца» (1-я группа); «Магнитные свойства веществ. Ферромагнетики», «Магнитная запись информации» (2-я группа); «Увеличение пределов измерения электроизмерительных приборов», «Устройство измерительных приборов магнитоэлектрической системы» (3-я группа); «Доменная природа ферромагнетиков», «Явление гистерезиса» (4-я группа). Затем предлагают способ решения и демонстрируют его.
IV. Подведение итогов. Анализируется порядок выполнения действий для решения проблемы, учащиеся самостоятельно формулируют вывод о важности эксперимента как необходимом этапе в решении поставленных практических задач.