Читинский спецвыпуск
О родном крае и о любимом предмете
Читинскую область с расположенным внутри неё Агинским Бурятским АО чаще именуют Забайкальем. Здесь, как и во всей Сибири, всё грандиозно, необычайно и удивительно. Уж если леса – так зелёный океан, если горы – шапку держи, а коли степи – гони-не гони машину, всё равно в дороге будешь несколько суток. Нигде, ни в каких краях, нет такого чистого, ясного, голубого неба, такого близкого и такого высокого, ласкового и нежного, как в Забайкалье. Солнце – так уж солнце, за лето почернеешь, как в Африке, ветер – так уж ветер, держись, не то унесёт! Край «за горами, за долами» всегда привлекал к себе внимание.
Моё Забайкалье, просторы бескрайние –
Цветущие степи, рассвет над тайгой,
Здесь столько прекрасного, чистого, ясного,
Любая душа обретёт здесь покой.
Здесь сосны и ели ветвями могучими
Укроют тебя от мирской суеты.
Здесь бурные реки несутся под кручами
И воды их, словно алмазы, чисты.
Земля Забайкалья – царица российская:
По-царски богата, по-русски щедра,
Любому родная и каждому близкая,
Она, словно мать, к своим детям добра.
Вот такое стихотворение написано на кусочке бересты старателями рудника «Любовь». История Забайкалья знает немало тяжёлого и драматического: в рудниках Нерчинска, Акатуя, Кары под звон кандалов и свист розог отбывали каторгу пугачёвцы и декабристы. А богатства недр! Легче взять таблицу Менделеева и составить небольшой список элементов, не обнаруженных пока в Забайкалье, чем перечислять те, что открыты и разведаны в его подземных кладовых.
Но самое главное богатство края – это его люди. Суровая природа закалила их волю, сформировала характеры. Немногословные, сдержанные, они отличаются природной смекалкой, народной мудростью и необыкновенным талантом. Такие люди способны творить чудеса во благо общего дела, во благо Родины. В области 593 школы, в которых обуча.тся 155 349 учащихся и работает 561 учитель физики. Работая в условиях, очень далёких от идеальных, порой не имея под рукой самого необходимого: новых учебников, дидактического материала, методической литературы и т.п., они организовали преподавание таким образом, чтобы учащиеся осознали практическую значимость предмета. Прежде всего хотелось бы назвать:
Бакшееву Ирину Павловну (шк. № 15, г. Борзя);
Барышеву Ирину Александровну (шк. № 9, г. Чита);
Захарову Лидию Петровну (шк. № 3, г. Чита);
Заяшникову Зою Михайловну (г. Петровск-Забайкальский, гимназия);
Кибирева Павла Иннокентьевича (Красночикойская шк.);
Марченко Валентину Васильевну (шк. № 4, г. Краснокаменск);
Перебоеву Ольгу Владимировну (шк. № 43, г. Борзя);
Турченко Геннадия Петровича (шк. № 27, г. Чита);
Резанова Николая Григорьевича (Улётовская шк.);
Фунтусова Анатолия Филипповича (Кокуйская шк.);
Янову Нину Васильевну (шк. с. Засопка).
Физика, являясь обязательной составной частью всеобщего среднего образования, одновременно образует прочный фундамент всего естествознания. Она содержит в себе мощный гуманитарный потенциал, воздействуя на характер мышления, помогает ориентироваться в шкале жизненных ценностей, способствуя в конечном счёте выработке активной жизненной позиции и адекватного отношения к окружающему миру.
Учитель остаётся центральной фигурой процесса обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважение к людям – составляющие успеха обучения учащихся. Не секрет, что любой школьный предмет ассоциируется на всю жизнь с человеком, обучавшим этому предмету. Известный советский физик В.А.Фабрикант советовал школьному учителю: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом. Однако такой её может сделать только преподаватель, верящий в привлекательность своей дисциплины и умеющей убедить в этом учащихся. Для этого надо уметь каждый раз свежими глазами посмотреть на материал вашего очередного урока и найти в нём прелесть новизны…» Давно доказано, что новые знания гораздо лучше усваиваются в атмосфере творчества и взаимопонимания, когда учащиеся самостоятельно решают возникшие затруднения.
Различных подходов, концепций, взглядов, систем – множество. Накоплен богатейший педагогический опыт, вместо нудного объяснения появились проектные и проблемные, развивающие и активизирующие приёмы и методы обучения. Как показывает практика, там, где используются такие методы и приёмы, быстрее усваивается учебный материал, учащиеся более склонны к исследовательской деятельности, способны чётко обосновать свою точку зрения. Они самостоятельны, активны и общительны, обладают более высоким уровнем знаний, с удовольствием учатся, отличаются эмоциональным отношением к миру и пониженной тревожностью. А это очень важно. Если при традиционных способах обучения от учащихся требовалось лишь умение слушать учителя, самостоятельно работать с книгой, то сейчас они должны демонстрировать способности к самоопределению, построению нового способа деятельности, к коммуникации и обоснованию собственной точки зрения, к рефлексии собственной деятельности. Представленные в этом номере материалы объединены одной идеей – сделать обучение физике интересным для всех, доступным и полезным.
С.В.Сологуб, ЧИПКРО, г. Чита
Светлана Владимировна Сологуб – заведующая кафедрой физики Читинского ИПКРО, заслуженный учитель РФ, учитель физики высшей квалификационной категории. Окончила физмат Читинского ГПИ им. Н.Г.Чернышевского по специальности «учитель физики и математики», педагогический стаж 42 года. Ещё будучи студенткой, 2,5 года проработала в читинской школе № 14 при ГПИ, первой в СССР школе на общественных началах, не получая зарплату, – учителем физики и математики, потом завучем. Чтобы попасть в эту школу, надо было не только успешно учиться, но и получить рекомендацию комитета ВЛКСМ и парткома. Зато там была получена огромная практика. Награждена значками «Отличник просвещения» и «Учитель-методист». Светлана Владимировна два года назад похоронила мужа, так что ей до сих пор приходится привыкать к новой жизни. Жизнь скрашивает четвероногий друг – пуделёк Джунна, – общение с коллегами и дочерью Мариной (она работает стоматологом), да хобби – выращивание цветов на дачном участке. Из школьных проблем основная – отсутствие материальной базы в школах, плохое обеспечение учебно-методической литературой учителей сельских школ.