Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2005
Опечатка? Это интересно...

Сельская школа

Наталья Борисовна Калинина Н.Б.Калинина,
с. Григорьевка, Оренбургская обл.

Опечатка? Это интересно...

В учебниках встречается большое количество опечаток. Но этот «минус» можно превратить в «плюс». Ведь к любой важной для нас информации нужно относиться критически, поэтому одной из целей обучения является формирование критического мышления. Покажем, как в этом деле нам помогают опечатки.

9-й класс: «Состав атомного ядра»

В учебнике Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. «Физика-9» (М.: Дрофа, 2001 г., с. 184) читаем:

  8000me.

Открываем учебник Касьянова В.А. «Физика-11» (М.: Дрофа, 2002 г., с. 329) и видим:

ma  приблизительно 73 000 me.

Где истина? Как выяснить? Сможете ли вы сделать правильный выбор?

Спрашиваю после объяснения нового материала: что мы узнали об a-частице?

формула : 2 протона и 2 нейтрона

ma  приблизительно 4 а.е.м. wpe8.jpg (728 bytes) 4mp;      (1)

mp приблизительно mn = 1 а.е.м.

Как выразить через me? Нужно выразить mp через me (открываем опорные конспекты за 8-й класс).

8-й класс: ОК «Строение атомов»

mp приблизительно 1840 me.      (2)

Из соотношений (1) и (2) записываем:

 приблизительно 4 • 1840me   8000me.

Вывод: в учебнике В.А.Касьянова – опечатка.

Ещё можно выяснить:

– во сколько раз масса ядра атома свинца больше массы протона;

– каково соотношение кинетических энергий и импульсом этих частиц при одинаковых скоростях.