Нестандартные занятия
В.А.Колегова,
гимназия г. Кораблино, Рязанская обл.
Линза – наш друг и помощник
Урок повторения и обобщения знаний в форме аукциона. 11-й класс. Базовый курс
Цели урока: систематизировать знания, продолжить формирование умений обобщать знания, показать практическую значимость изученных вопросов.
Подготовка. Планирование по учебнику В.А.Касьянова («Физика-11». – М.: Дрофа, 2001) даже при 4 ч/нед. предусматривает изучение таких важных вопросов, как «Человеческий глаз как оптическая система» и «Оптические приборы, увеличивающие угол зрения» факультативно или в ознакомительном плане. Заканчивая среднюю школу, многие выпускники не представляют себе, как человек видит, от чего зависит качество изображения, как можно исправить недостатки зрения, не знают даже в общих чертах устройство и действие оптических приборов. Я попробовала исправить эту ситуацию. За неделю до урока я раздала несколько сообщений об оптических приборах: лупе, бинокле, микроскопе, телескопе, диапроекторе – с заданием подготовить краткое сообщение о них, сделать небольшой плакат с оптической схемой прибора, принести на урок этот прибор. Заранее объявила, что урок пройдёт в форме аукциона.
Ход урока
Мирозданье постигая,
Всё познай, не отбирая,
Что внутри – во внешнем сыщешь;
Что вовне – внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
И.Гёте
(На столе учителя – оптические приборы, различные виды линз, молоточек для аукциона. На доске – эпиграф.)
Учитель. Сегодня у нас разыгрывается несколько лотов, но они настолько важны в нашей жизни, что торг за них будет нешуточный. В качестве платы вы можете предложить свои знания свойств линзы, законов, её описывающих, способов построения изображений в ней, применения линзы в оптических приборах. Победителей будет немного, но побеждённых не будет совсем: все получат, во-первых, знания, а во-вторых – оценки за полные ответы. Пожалуйста, записывайте в тетрадь области применения линз и в отдельный столбик – термины для домашнего кроссворда. Итак, начинаем.
· Первый лот – собирающая линза.
Темы ответов: основные точки и линии линзы (желательно с выполнением чертежа на доске); формула тонкой линзы и правило знаков; построение изображений в тонкой линзе (чертёж для двух-трёх случаев); лупа; микроскоп; телескоп; бинокли призматический и театральный; фотоаппарат; диапроектор; определение фокусного расстояния (две круглые колбы с водой).
(Физкультминутка для глаз.)
· Второй лот – очки.
Темы ответов: недостатки зрения – близорукость и дальнозоркость; виды очков; оптическая система глаза; астигматизм; аккомодация.
· Третий лот – рассеивающая линза.
Темы ответов: особенности, отличия от собирающей; построение изображения в линзе.
Учитель. Мне очень жаль проданные предметы, они мне нужны для дальнейшей работы. Предлагаю обменять линзы на шоколадки. (Дети с радостью меняются. Учитель объявляет оценки, благодарит за урок, задаёт на дом составить кроссворд по теме «Линзы» – он сможет их использовать на уроке в 8-м классе.)
Пример сообщения
Оптический микроскоп. Для получения большого углового увеличения используют оптические системы из нескольких линз. Оптический микроскоп состоит из двух короткофокусных линз – объектива (ближайшая к предмету) и окуляра (ближайшая к глазу). Угловое увеличение в микроскопе происходит дважды. Сначала объектив создаёт увеличенное изображение предмета перед окуляром, а затем окуляр дополнительно увеличивает это изображение. Для этого предмет располагают между фокусом объектива и его двойным фокусом, но ближе к фокусу – для получения максимального поперечного увеличения. Для получения максимального увеличения объектив и окуляр микроскопа должны быть короткофокусными.
В окуляре получается мнимое, прямое, увеличенное изображение. Угловое увеличение оптических микроскопов прямо пропорционально оптическим силам линз объектива D1 и окуляра D2:
G = D1D2dнL.
Угловое увеличение обычно можно изменять от 15 до 1200 (рис. 222 учебника).