Архив
Игры? не только...
О.Б. Лущекина,
школа № 307, г. Москва
Двенадцать подвигов Геракла
Интеллектуальная игра. 5-й класс
Игра проводилась во втором полугодии (апрель–май). За неделю команды (их три) получают задание: повторить мифы Древней Греции и Рима, Египта, государственное устройство этих стран и России, сведения из астрономии и географии, басни Эзопа и Крылова. Игра проводится в 12 этапов, высшая оценка на каждом – 10 баллов. На каждом этапе играет только один человек, которому после выполнения задания вручают заклеенный конверт с написанным на нем командным вопросом. Внутри находится вымпел определенной формы и определенного цвета с написанным на нем ответом – одним из ключевых слов. В актовом зале, куда приходит участник с этим конвертом, команда отвечает на вопрос, в случае правильного ответа вскрывает конверт и вынимает вымпел. Как работать с этими вымпелами, станет известно в конце игры. Командные вопросы подбираются таким образом, чтобы ребята обязательно могли ответить. У каждой команды есть свой сопровождающий (ученик 10-го класса), он организует работу команды, помогает выбрать отвечающего, записывает его фамилию в маршрутный лист, хранит этот лист. Хозяева этапов могут наводящими вопросами и подсказками помогать команде.
Игра начинается в актовом зале, где ведущий напоминает правила. Затем в соседнее помещение приглашают по одному участнику от команды, сами команды остаются в зале.
Первый этап. «Укрощение Критского быка». По листу, выданному каждому с кодами этапов, начертите на своем поле – лабиринте – маршрут своей команды. Этапы одинаковые для всех, но порядок их прохождения разный. Фамилию отвечающего записывает сопровождающий. Тот, кто сделает это первым, получает 10 баллов, за каждое последующее место снимается по 2 балла.
Этап |
Координата |
Номер этапа |
Вход |
А-10 Г-10 Г-6 Ж-6 Ж-8 К-8 К-2 З-2 З-4 Г-4 Г-1 Б-1 Б-5 А-10 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
? Лабиринт – это одна из многих головоломок, пришедших к нам из древности. Дайте ответ на еще одну древнюю загадку, известную как «Загадка Сфинкса»: кто утром ходит на четырех ногах, днем – на двух, а вечером – на трех? (Ответ. Человек.)
Второй этап. «Стимфалийские птицы». Древним цивилизациям был известен такой литературный жанр, как басня. Басня состоит из морали, основного содержания и иллюстрации, как птица из перьев. Попробуйте укротить этих стимфалийских птиц. Известно, что русский баснописец Иван Андреевич Крылов использовал в некоторых своих баснях сюжеты, придуманные еще древнегреческим баснописцем Эзопом.
На доске находятся картинки с изображением птиц. Выстрелите из лука и сбейте одну из них. На обратной стороне картинки написана мораль – басня Эзопа, у которой есть известный аналог – басня Крылова. Назовите ее (можно прочитать всю басню – за это дополнительно 3 балла).
Хозяин этапа при затруднении дает подсказку – читает мораль басни Крылова – оценка снижается до 7 баллов. Если это не помогает, то он показывает картинку с действующими лицами (5 баллов).
Эзоп |
И.А.Крылов |
№ 15: Лисица и виноград № 155: Волк и Ягненок № 124: Ворон и Лисица № 112: Муравей и Жук № 60: Старик и Смерть |
Лиса и виноград Волк и Ягненок Ворона и Лисица Стрекоза и Муравей Крестьянин и Смерть |
Маршрутный лист команды 5-В класса
Подвиг Геракла | Кабинет | Школьный предмет,которому посвящен подвиг | Номер этапа | Фамилия отвечающего | Количество баллов |
Укрощение Критского быка | 54 | История, математика | 1 | ||
Стимфалийские птицы | 33 | Литература | 3 | ||
Коровы Гериона | 34 | Математика | 2 | ||
Лернейская гидра | 36 | Технический труд | 4 | ||
Яблоки Гесперид | 47 | Астрономия | 7 | ||
Эриманфский кабан | 52 | Биология | 5 | ||
Цербер | 40 | История | 8 | ||
Авгиевы конюшни | Спортзал | Физкультура | 12 | ||
Немейский лев | 55 | Физика | 6 | ||
Керинейская лань | 42 | География | 10 | ||
Кони Диомеда | Кабинет труда у девочек | Домоводство | 11 | ||
Пояс Ипполиты | 41 | Граждановедение |
? За право называться родиной этого поэта, спорят семь городов Греции. Но всему миру он известен как автор «Илиады» и «Одиссеи». (Ответ. Гомер.)
Третий этап. «Коровы Гериона». Чтобы собрать всех разбежавшихся коров Гериона, их необходимо правильно сосчитать. Древние римляне пользовались цифрами, записанными особым способом. Проверьте, умеете ли вы считать так же хорошо, как Геракл, и знаете ли вы все римские цифры.
Перед вами арифметические примеры в римских цифрах, выложенные палочками. В них есть ошибка. Переставьте по одной палочке, чтобы получилось верно (можно переставлять палочки, обозначающие действия и равенства):
IX = V – IV (3 балла).
I – IV = III (3 балла).
Переставьте по две палочки: XI + V = X (4 балла).
(Ответы. IX – V = IV; I = IV – III; XI – VI = V.)
? Назовите пространственное тело – многогранник, знакомое человечеству больше трех тысяч лет, его умели строить еще в Древнем Египте. По слухам, обладает таинственными свойствами, является единственным уцелевшим Чудом света. (Ответ. Пирамида.)
Четвертый этап. «Лернейская гидра». Инженеры в древних государствах уже пользовались простыми механизмами. Простые механизмы были известны и египтянам, и грекам, и римлянам. Широко использовались рычаг, блок, клин, винт, наклонная плоскость. На столе вы видите их модели (ножницы, мясорубка, топор, лестница-стремянка, пила, болт, плоскогубцы, механическая дрель, устройство для зашторивания окон). Перед вами – гидра, у нее девять голов. Отрубите одну за другой три головы, посмотрите, какие на них написаны цифры, определите, каким моделям они соответствуют, назовите их и объясните, какие простые механизмы используются в этих устройствах.
(Ответы. Ножницы – рычаг, клин; мясорубка – рычаг, винт; топор – клин; лестница-стремянка – наклонная плоскость; пила – клин; болт – винт; плоскогубцы – рычаг; механическая дрель – винт, рычаг; устройство для зашторивания окон – блок.)
? Инженеры были людьми образованными. Но кроме них в античных государствах был еще целый класс людей, имевших глубокие знания по многим вопросам. Назовите этих людей. (Ответ. Жрецы.)
Пятый этап. «Яблоки Гесперид». Чтобы добыть яблоки Гесперид, Гераклу пришлось держать на плечах небесный свод. Много созвездий рассмотрел он на небе. Есть среди них такие, которые известны всем.
К какому из созвездий (даются картинки из атласа Гевелия или схематические изображения Орла, Волопаса, Ориона, Большого Пса, Кассиопеи) принадлежит звезда Сотис (так ее называли в Древнем Египте), послужившая началу календарной эпохи в Древнем Египте? (5 баллов.) Дайте современное название звезды. (3 балла.) Чем интересна эта звезда с астрономической точки зрения? (2 балла.). (Ответы. Звезда принадлежит к созвездию Большого Пса. Современное название – Сириус. Это самая яркая звезда северного неба.)
? Это созвездие состоит из 125 звезд. Большинству же наблюдателей известны только семь. Они называются так: Дубхе, Мерак, Фекда, Мегрец, Алиот, Бенетнаш, Мицар. Разные народы давали ему разные названия: египтяне – Бычья Нога, индейцы – Семь Охотников, мы чаще всего вспоминаем древнегреческое название – Большая Медведица. Но на Руси долгое время использовали другое, более древнее греческое название. Какое? (Ответ. Колесница.)
Шестой этап. «Эриманфский кабан». Злобен Эриманфский кабан, боятся его люди. Но у каждого народа были животные, которым все поклонялись, их охраняли, чтили, рисовали и сохраняли облик в камне и глине.
Вытяните жребий с указанием страны (Египет, Греция, Рим). Из элементов крупного пазла (мозаики) «сотворите» священное животное, почитавшееся в этой стране. Элементы всех трех животных перепутаны, есть и лишние элементы. (Ответы. Кошка – в Египте, дельфин – в Греции, гусь – в Риме.)
Почему это животное считалось священным?
? Как древние греки назвали бегемота? (Ответ. Гиппопотам, что в переводе означает лошадь в реке.)
Седьмой этап. «Цербер». Трехглавый Цербер охранял вход в подземное царство, где жили души предков. Значит, необходимо знать историю, чтить прошлое. Для выполнения этого задания необходимо разбираться в мифологии трех государств. У нашего Цербера три головы: царь богов, богиня любви и красоты, богиня охоты. Из вороха табличек выберите для каждой головы имена богов из египетской, греческой и римской мифологий.
(Ответы. Царь богов – Амон-Ра, Зевс, Юпитер; богиня любви – Хатхор, Афродита, Венера; богиня охоты – Нейт, Артемида, Диана.
? Назовите фамилию ученого, нашедшего остатки Трои. (Ответ. Шлиман.)
Восьмой этап. «Авгиевы конюшни». После очистки конюшен Геракл учредил Олимпийские игры. Проверим, как вы знаете историю олимпийского движения.
– В каком году состоялись первые
Олимпийские игры? (Ответ. В 776 г. до н.э.)
– Как называли победителей Олимпиад в Древней
Греции? (Ответ. Олимпиониками.)
– Кто не имел права участвовать в Олимпийских
играх? (Ответ. Чужестранцы, рабы и женщины.)
За правильный ответ участник получает по 2 балла. Если ответ неправильный, попытатайтесь попасть мячом в баскетбольное кольцо и «выбить» правильный ответ из корзины (1 балл).
В программу первых современных Олимпийских игр (и античных, кстати, тоже) не входили игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол, бейсбол).
– Какой игровой вид спорта первым был
включен в программу Олимпийских игр? (Ответ.
Футбол, 1900 г.)
– Какой последним? (Ответ. Волейбол, 1964 г.)
За правильный ответ участник получает по 1 баллу. Если ответ неправильный, попытатайтесь попасть мячом в баскетбольное кольцо и «выбить» правильный ответ из корзины (0,5 балла).
? Из программы древних Олимпийских игр плюс один вид спорта уберите неолимпийский. Это слово и будет ключевым: гонки колесниц, бег, метание копья, метание диска, борьба (панкратион), стрельба из лука. (Ответ. Стрельба.)
Девятый этап. «Немейский лев». Этап посвящен самым важным для жителя XXI в. физическим явлениям, известным, однако, еще древним философам.
С помощью лежащих на столе различных предметов (янтарь, шелк, шерсть, стекло, эбонит, металл, батарейка, провода и и.д.) продемонстрируйте электрическое явление, как это могли делать древние греки.
? Древние римляне называли его Геркулесовым камнем, древние китайцы – любящим камнем, у нас прижилось греческое название, данное в честь пастуха, нашедшего такой интересный минерал. (Ответ. Магнит.)
Десятый этап. «Керинейская лань». Геракл гнал ее на Крайний Север через всю страну. Чтобы вернуться обратно, ему нужно знать географию.
Просмотрев видеоклип, где демонстрируются смерч, землетрясение, наводнение, пожар, извержение вулкана, назовите эти явления природы. (5 баллов.)
Как можно охарактеризовать все эти явления? (2 балла.) (Ответ. Стихийные бедствия.)
О каком из этих явлений идет речь, если про него известно, что:
– в результате этого явления
появляются новые острова и уходят на дно
существующие;
– именно это явление стало причиной гибели
города Помпеи;
– название этому явлению дало имя
древнеримского бога, сына Юпитера.
Если игрок отвечает после прослушивания первого сведения, то его ответ оценивается в 5 баллов, после второго – в 4 балла, после третьего – в 3 балла.
? Знание географии было необходимо мореплавателям. Самыми известными древнегреческими мореплавателями были аргонавты. Назовите современное название страны, куда аргонавты плавали за золотым руном. (Ответ. Грузия.)
Одиннадцатый этап. «Кони Диомеда». Своих коней царь Диомед кормил человеческим мясом, скармливая чужеземцев.
Задание. Попробуйте предложить коням другое блюдо, выбрать из лежащих на столе продуктов (серый хлеб, лук, маслины, морковь, редиска, виноград, инжир, птица на вертеле, сыр, молоко, пиво, вино, а также помидоры, кукуруза, чай, кофе, колбаса) те, что могли быть у жителей античных государств. Вспомните, чем питались жители Древнего Египта, Греции, Рима. За каждое неправильное название снимается 1 балл. (Ответ. У древних европейцев и египтян не могло быть помидоров, кукурузы, чая, кофе, колбасы.)
Чем могли завтракать в Древней Греции простые люди? За ответ на этот вопрос добавляются 3 балла. (Ответ. Хлеб, вино, сыр.)
? О чем идет речь: с помощью него готовили пищу, освещали жилище, даже мылись. (Ответ. Растительное масло, в основном оливковое, но еще льняное и кунжутное.)
Ключевое слово: масло.
Двенадцатый этап. «Пояс Ипполиты». Ипполита – царица амазонок, повелительница чужого государства. Чтобы найти общий язык с другими странами, необходимо знать их государственное устройство. На столе лежит пояс из бумаги в виде таблицы. Заполните таблицу (украсьте пояс).
За каждый правильный ответ, касающийся античных государств, получаете по 0,5 балла; за правильный ответ по России – 1 балл. (Если игрок затрудняется, хозяин этапа дает ему таблички с готовыми ответами, которые надо разложить по ячейкам.)
Ответы.
? Как звали афинского законодателя, издавшего свод жестоких законов, названный в его честь? (Ответ. Дракон.)
Итоговый этап. Все команды собираются в актовом зале и в порядке прибытия получают блицвикторину. По первым буквам ответов должно прочитаться: «Томас Эдисон». Команда, первая узнавшая ответ, получает 6 баллов, все остальные – по 0,5 балла за каждый правильный ответ. Жюри подсчитывает очки. Ведущий объясняет, что в том случае, если все команды правильно ответили на командные вопросы, все участники смогут прочитать высказывание Томаса Эдисона, в котором сформулировано, ради чего должен жить человек. Можно напомнить пятиклассникам, кто такой Томас Эдисон.
На этой реке
стоит Рим |
Тибр |
В зале за время игры появляется гирлянда флажков разной формы и цвета, которые соответствуют вымпелам, полученным за командные вопросы.
В лоции, которая лежит на столе у каждой команды, указано, какую по номеру букву нужно взять из ключевого слова указанного этапа, чтобы написать ее на очередном флажке. Например, первому показанному на рисунке флажку (такой выдавался командам после прохождения этапа 1 «Укрощение Критского быка») соответствует код «Бык5». Это означает, что игроки должны из слова человек (ключевое слово – ответ на командный вопрос в первом этапе) взять пятую букву и написать ее на первом флажке. Аналогично вписываются буквы во второй, третий и т.д. флажки.
ЛОЦИЯ 1 |
|
«Бык5» означает, что игроки должны из слова человек (ключевое слово – ответ на командный вопрос на первом этапе) взять пятую букву и написать ее на флажке такой же формы и цвета, что и первый. Затем пишутся буквы на втором, третьем и т.д. флажках.
НАЧАЛО (Команда пишет начало цитаты. У 2-й команды написана середина, у 3-й – окончание.) |
Бык5 |
В результате должен получиться лозунг: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». Всего в нем 48 букв, каждая команда отгадывала по 16 (первая – начало цитаты, вторая – середину, третья – окончание). Когда все буквы написаны, необходимо напомнить ребятам, что прочитать эту цитату удалось только благодаря тому, что все команды успешно справились со своими заданиями. Если же какие-то буквы будут отсутствовать, то предложите просто угадать их. Смысл написанной фразы будет уже понятен.
Для составления лоций удобно пользоваться таблицей типа показанной ниже.
Далее следует оглашение итогов и награждение команд и наиболее отличившихся игроков.
Такие игры в нашей школе проводятся уже не в первый раз, поэтому за успех игры в целом я не волновалась. Впервые мы использовали последнее задание – расшифровку лозунга. Казалось, что оно будет сложным, и ребята могут не справиться. Но все получилось очень удачно, и хотя игроки потратили много времени, с заданием справились все команды, интерес к игре не был потерян.
Мы провели эту игру для учащихся 5-х классов в конце мая. Можно провести ее в сентябре – для 6-х классов в качестве праздника, связанного с началом учебного года.