Архив
Игры? не только...
В.Н. Белюстов,
Борисоглебский ЦО, г. Борисоглебск, Воронежская
обл.
Кто хочет иметь «пятерку» по физике?
Игра «Оптика». 7–11-й классы
В нашей школе учащиеся первой смены (7–11-й классы) наряду с общеобразовательными предметами получают профессиональные навыки по выбранной ими специальности (деревообработчик, водитель, медицинская сестра, оператор ЭВМ и др.). Во второй смене обучаются только по общеобразовательным программам, в третьей занимаются работающая молодежь, учащиеся техникумов и профессиональных училищ, которые собираются поступать в военные училища или вузы. В связи с разной подготовкой детей учитель должен постоянно искать наиболее приемлемые для каждой группы обучающихся формы и методы работы. Поэтому я на протяжении ряда лет внимательно слежу за материалами, которые публикуются в газете «Физика» и, естественно, стараюсь применять подходящие на уроках.
Хочется поделиться и своим опытом. Последние три года я особое внимание уделяю нестандартным формам работы с учащимися в классах коррекционно-развивающего обучения (это как раз наши ученики 7–9-го классов первой и второй смен). Думаю, что многим приходится сталкиваться с проблемой преподавания физики учащимся с невысоким уровнем подготовки.
В классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) попадают разные дети: имеющие задержку психофизического развития, «утонувшие» в двойках еще в начальных классах ; педагогически запущенные и т.п. Эти ребята, мягко говоря, не сильны не только в математике, которая из-за своей абстрактности является объективно сложным предметом, но и в других предметах. Им бывает нелегко даже свои мысли формулировать. Естественно, «камнем преткновения» автоматически становится физика.
Благодаря тому, что классы КРО обычно наполнены относительно слабо, появляется возможность обеспечить индивидуальный подход практически к каждому ребенку. Здесь легче поддерживать инициативу, руководить обучением, а доверительный стиль общения позволяет избежать дискомфорта, часто возникающего в больших коллективах. Ученик от урока к уроку раскрепощается, создаются условия для его самовыражения.
Работоспособность вначале бывает очень низкой, темп работы медленный, активность учащихся близка к нулю. Поэтому важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса в классах КРО является выбор рациональной системы методов и приемов обучения. Я стараюсь сочетать традиционные и новые методы обучения, применяю объяснительно-иллюстративный и эвристический методы, использую «педагогику сотрудничества» – систему включения учащихся в учебный процесс.
Первый вопрос, который встает перед учителем: как заинтересовать ребят, привлечь их внимание? А когда вместо привычных скучных задач предлагаются задачи типа приводимых ниже, у ребят повышается интерес к предмету. Правильно составленная серия задач с интересным содержанием (такие, кстати, нередко встречаются в газете «Физика») позволяет прибывшим из других школ детям быстрее адаптироваться в новой для них обстановке. Правда, поначалу они утверждают, что «таких задач быть не может, и они неправильные», но чуть позже с увлечением пытаются их решить.
По мнению психологов, у подростков преобладает наглядно-образное мышление. Исходя из этого я стараюсь включать как можно больше заданий, где используются разнообразные средства наглядности (карточки с рисунками, демонстрации опытов, моделей и др., картинки из книги Н.С.Безчастной «Физика в рисунках»). Это создает базу для чувственно-конкретного восприятия учебного материала.
Мои ученики быстро устают от длительной и не всегда посильной для них умственной работы, поэтому в конце изучения раздела или в конце четверти стараюсь «встряхнуть» их с помощью игровых ситуаций, разнообразных физических соревнований, например, предлагаю поиграть в «Физический футбол» или «Физический хоккей» (см., например, «Физику» № 1/03).
Так как многие ребята постоянно следят за телевизионными развлекательными передачами типа «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?» и др., то и самому приходится готовить физические игры, особенно заинтересовавшие учеников. В качестве примера привожу вопросы к игре «Кто хочет иметь “пятерку” по физике?» для восьмиклассников по темам «Оптика» и «Тепловые явления» (последняя будет опубликована в № 32/03). Игра рассчитана на два урока. Вместо «несгораемых денежных сумм» используются «несгораемые баллы». Причем, даже если учащийся «заработал» всего 2 балла, то он имеет право приплюсовать один к оценке при сдаче зачета по тому разделу, которому посвящена игра. Игроки для каждого тура определяются либо, как в ТВ-игре, либо с помощью бочонков лото. Они могут использовать три подсказки: «Помощь класса», «50 на 50» и «Помощь друга-одноклассника». Если участник выбывает из игры, то вопросы адресуются «залу», как в ТВ-игре «Умники и умницы». Для проведения игры нужны четыре помощника – это «компьютеры», они быстро пишут на доске ответы А, Б, В или Г на вопросы, которые зачитывает ведущий (учитель физики), на доске. Обычно игра проходит живо и вызывает много эмоций у всего класса.
Подобные игры я провожу и в обычных старших классах, а накал страстей здесь не меньше.
Вариант 1
1. Назовите имя великого физика и математика Ньютона:
А) Авраам;
Б) Исаак;
В) Иаков;
Г) Сигизмунд.
2. Что означает слово дисперсия?
А) Разложение белого цвета в спектр;
Б) женщина-диспетчер;
В) два спелых персика;
Г) название Ирана до 1935 г.
3. Если вы в гостях пьете оранжевую «Фанту» при мигании фиолетовых ламп цветомузыки, то какого цвета будет казаться ваш напиток?
А) Желто-зеленого;
Б) оранжевого;
В) фиолетового;
Г) черного.
4. Если при распространении двух когерентных волн горб одной волны будет совпадать с горбом второй волны, то в результате интерференции будет наблюдаться:
А) максимум;
Б) минимум;
В) гашение;
Г) позеленение.
5. В 1676 г. датский ученый Оле Ремер впервые измерил скорость света, наблюдая затмения спутника планеты:
А) Марс;
Б) Юпитер;
В) Сатурн;
Г) Уран.
6. Какие излучения используются в медицине: инфракрасное, ультрафиолетовое или рентгеновское?
А) Инфракрасное;
Б) ультрафиолетовое;
В) рентгеновское;
Г) все виды.
7. Как сам Вильгельм Рентген назвал открытые им лучи?
А) Икс;
Б) игрек;
В) невидимые;
Г) рентгеновские.
8. На границе раздела двух прозрачных сред свет:
А) отражается;
Б) преломляется;
В) поглощается;
Г) частично отражается, частично преломляется.
9. Водолаз рассматривает из воды светящуюся лампу, подвешенную на высоте 1 м над поверхностью воды. Ему кажется, что:
А) высота больше 1 м;
Б) высота меньше 1 м;
В) высота равна 1 м;
Г) лампа не видна.
10. С какими линзами следует носить очки дальнозорким людям?
А) Собирающими;
Б) рассеивающими;
В) цилиндрическими;
Г) призматическими.
11. Раздел оптики, в котором изучаются законы распространения световой энергии в прозрачных средах на основе представления о световом луче, называется геометрической:
А) фигурой;
Б) физикой;
В) дифракцией;
Г) оптикой.
12. К какому типу относятся световые волны?
А) К продольным;
Б) к поперечным;
В) в вакууме они поперечные, в среде – продольные.
Г) Характер спокойный, уравновешенный.
13. Какое из перечисленных ниже видов электромагнитных излучений имеет наибольшую длину волны?
А) Радио;
Б) свет;
В) инфракрасное;
Г) ультрафиолетовое.
14. Какой спектр дает расплавленный металл?
А) Сплошной;
Б) линейчатый;
В) полосатый;
Г) никакой.
Вариант 2
1. Родиной великого ученого Исаака Ньютона является:
А) Россия;
Б) Америка;
В) Англия;
Г) Япония.
2. Направление распространения света указывают с помощью:
А) прямой линии;
Б) волны;
В) пальца;
Г) указки.
3. Какой прибор из перечисленных не относится к оптическим?
А) Телескоп;
Б) бинокль;
В) микроскоп;
Г) кинескоп.
4. С помощью каких лучей можно «увидеть» скелет человека?
А) Лазерных;
Б) инфракрасных;
В) ультрафиолетовых;
Г) рентгеновских.
5. Когерентные волны – это волны:
А) принимаемые в г. Когалым Ханты-Мансийского автономного округа;
Б) испускаемые когиями (карликовыми кашалотами);
В) имеющие одинаковую разность фаз и частоту;
Г) возникающие из паров церковного «Кагора».
6. Датский ученый Оле Ремер впервые измерил скорость света, наблюдая за спутником Юпитера:
А) Европой;
Б) Ганимедом;
В) Каллисто;
Г) Ио.
7. Кто из ученых открыл явление дисперсии света?
А) Гюйгенс;
Б) Ньютон;
В) Менделеев;
Г) Жириновский.
8. Юноша в черном смокинге танцует с девушкой под зелеными лучами прожектора. Какого цвета кажется смокинг окружающим?
А) Желтого;
Б) зеленого;
В) фиолетового;
Г) черного.
9. Изображение нагретого предмета в темноте получают при помощи:
А) ультрафиолетового излучения;
Б) инфракрасного излучения;
В) рентгеновских лучей;
Г) радиоволн.
10. Почему частицы размером 0,3 нм в микроскоп неразличимы?
А) Увеличения микроскопа недостаточно;
Б) вся энергия света поглощается частицами;
В) свет огибает такие частицы;
Г) таких частиц в природе не существует.
11. Излучение звезд является:
А) тепловым излучением;
Б) электролюминесценцией;
В) хемилюминесценцией;
Г) фотолюминесценцией.
12. Если рассматривать дно водоема глубиной 2,66 м (показатель преломления 1,33), то будет казаться, что глубина:
А) 1,33 м;
Б) 2 м;
В) 2,66 м;
Г) 3,99 м.
13. Три дифракционные решетки имеют 150, 2130 и 3150 штрихов на 1 мм. Какая из них дает на экране более широкий спектр при прочих равных условиях?
А) Первая;
Б) вторая;
В) третья;
Г) спектры одинаковые.
14. Что определяют по линиям поглощения солнечного спектра?
А) Химический состав атмосферы Солнца;
Б) состав глубинных слоев Солнца;
В) состав ядра Солнца;
Г) строение атома водорода или гелия.
Вариант 3
1. Если бы вы были современником великого ученого Ньютона, то как при встрече обратились бы к нему?
А) Господин;
Б) товарищ;
В) месье;
Г) сэр.
2. Древние ученые считали, что человек видит свет благодаря...
А) тому, что свет – эта корпускула (частица);
Б) тому, что свет – это волна;
В) щупальцам, выходящим из глаз;
Г) наличию двух глаз.
3. Скорость света в вакууме:
А) 300 000 км/с;
Б) 250 км/с;
В) 30 км/с;
Г) 0.
4. Что такое интерференция?
А) Интервенция;
Б) международная конференция;
В) напиток «Ферейн»;
Г) явление сложения волн.
5. Какой вид излучения используется в приборах ночного видения?
А) Радиоволны;
Б) ультрафиолетовое;
В) инфракрасное;
Г) рентгеновское.
6. Назовите среди перечисленных приборов тот, который не служит для коррекции зрения или для защиты глаз:
А) очки;
Б) монокль;
В) лорнет;
Г) перископ.
7. Какой предмет использовался в опыте Ньютона по разложению белого света в спектр?
А) Двояковыпуклая линза;
Б) треугольная призма;
В) ведро с водой;
Г) телескоп-рефрактор.
8. Какого цвета будет казаться напиток «Тархун» (естественный цвет – зеленый), если он налит в литровые бутылки красного цвета?
А) Зеленого;
Б) синего;
В) красного;
Г) черного.
9. Изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет, из-за того, что на границе сред воздух–вода свет:
А) только поглощается;
Б) только отражается;
В) только преломляется;
Г) частично отражается, а частично преломляется.
10. Справедливы ли законы отражения в случае падения света на лист тетрадной бумаги?
А) Да, если лучи падают перпендикулярно;
Б) да, если лучи падают под углом 45°;
В) да, в любом случае;
Г) нет.
11. Для радиосвязи с искусственными спутниками Земли используются радиоволны:
А) длинные;
Б) средние;
В) короткие;
Г) ультракороткие.
12. Условие максимума в дифракционной картине, полученной с помощью решетки, d sin j = kl. В этой формуле k должно быть:
А) целым числом;
Б) четным числом;
В) нечетным числом;
Г) дробным числом.
13. Какой спектр дает раскаленный добела металл?
А) Сплошной;
Б) линейчатый;
В) полосатый;
Г) никакой.
14. Для просветления оптики (гашения отраженного света) на поверхность оптического стекла наносят тонкую прозрачную пленку показателем преломления:
А) nпл < nст;
Б) nпл > nст;
В) nпл = nст.
Г) Чем толще, тем лучше.
Вариант 4
1. в школе И.Ньютон был:
А) отличником;
Б) хорошистом;
В) троечником;
Г) почти последним учеником, двоечником.
2. Быстрее света в вакууме может двигаться:
А) лазерный луч;
Б) аппарат с 4-й космической скоростью;
В) звук по рельсу.
Г) Такого не может быть.
3. Что такое дифракционная решетка?
А) Оптический прибор;
Б) решетка на окнах тюрьмы;
В) сито для промывания золотого песка старателями;
Г) металлическое изделие, через которое вода с улицы стекает в канализацию.
4. Голландский физик Х.Гюйгенс считал, что свет – это:
А) волна;
Б) корпускула (частица);
В) дар божий;
Г) объемный светящийся конус.
5. Если учитель ученику за невыученный урок «пару» в дневник красной пастой, то какого цвета прозрачную пластиковую закладку следует положить сообразительному ученику на оценку, чтобы родители не сразу обнаружили «презент» со стороны учителя?
А) Белую;
Б) желтую;
В) голубую;
Г) красную.
6. Мыльный пузырь играет всеми цветами радуги из-за:
А) красителей в составе мыла;
Б) интерференции света;
В) его шарообразной формы;
Г) наличия воздуха внутри.
7. Явление интерференции впервые объяснил:
А) И.Ньютон;
Б) В.И.Ленин;
В) Т.Юнг;
Г) Децл.
8. На сколько цветов условно разлагают белый свет?
А) 10;
Б) 7;
В) 5;
Г) 3.
9. Если свет падает на зеркало под углом 60° к его поверхности, то угол отражения равен:
А) 30°;
Б) 45°;
В) 60°;
Г) 90°.
10. Как меняются кажущиеся размеры предмета в цилиндрическом стакане с водой?
А) Меняют окраску;
Б) не изменяются;
В) уменьшаются;
Г) увеличиваются.
11. Какие лучи можно получить с помощью этой трубки (демонстрируется рентгеновская трубка)?
А) Инфракрасные;
Б) ультрафиолетовые;
В) рентгеновские;
Г) радиоволны.
12. Как вы считаете, для исправления косоглазия какие должны быть линзы в очках?
А) Выпуклые (собирающие);
Б) вогнутые (рассеивающие);
В) цилиндрические;
Г) призматические.
13. Какое излучение преимущественно поглощается озоновым слоем земной атмосферы?
А) Ультракороткие радиоволны;
Б) видимое;
В) инфракрасное;
Г) ультрафиолетовое.
14. Тела, состоящие из невзаимодействующих между собой возбужденных молекул, дают спектры:
А) линейчатые;
Б) полосатые;
В) сплошные;
Г) никакие.
Вариант 5
1. Назовите имя голландского физика Гюйгенса:
А) Ганс;
Б) Христиан;
В) Дитрих;
Г) Исаак.
2. Падая на окружающие нас предметы, свет вызывает их:
А) разложение;
Б) отвердевание;
В) нагревание;
Г) раздвоение.
3. При падении светового луча на плоское зеркало угол падения:
А) равен углу отражения;
Б) равен углу преломления;
В) больше угла отражения;
Г) меньше угла отражения.
4. Что такое турмалин?
А) Древний бык, имевший шерсть малинового оттенка;
Б) сорт малины;
В) народность в Туркмении;
Г) кристалл.
5. Какой из перечисленных цветов не входит в радужную полоску, описанную Ньютоном?
А) Красный;
Б) коричневый;
В) синий;
Г) фиолетовый.
6. Высокий симпатичный юноша при красном освещении рассматривает в зеркале синяк под глазом. Какого цвета будет синяк?
А) Красного;
Б) синего;
В) нежно-голубого;
Г) черного.
7. Как меняется диаметр зрачка, если в солнечный день зайти с улицы в неосвещенное помещение?
А) Не меняется;
Б) уменьшается;
В) увеличивается;
Г) исчезает.
8. Если при распространении двух когерентных волн горб первой волны совпадает со впадиной другой, то:
А) наблюдается максимум;
Б) наблюдается гашение волн;
В) никаких изменений нет;
Г) они станут красноватого цвета.
9. Человек стоял перед плоским зеркалом, затем отошел от него на расстояние 1 м. На сколько увеличилось при этом расстояние между человеком и его изображением?
А) 0,5 м;
Б) 1 м;
В) 2 м;
Г) 4 м.
10. Через призму смотрят на большую белую стену. Окрашивается лиэта стена в спектральные цвета?
А) Нет;
Б) да;
В) зависит от расстояния до стены;
Г) зависит от размеров призмы.
11. К какому виду излучений относится свечение экрана телевизора?
А) Электролюминесценция;
Б) катодолюминесценция;
В) хемилюминесценция;
Г) фотолюминесценция.
12. Какой из перечисленных объектов является источником ультрафиолетового излучения?
А) Солнце;
Б) свеча;
В) тело человека;
Г) лампа накаливания.
13. С помощью каких лучей можно получить фотографию скелета кошки?
А) Инфракрасных;
Б) ультрафиолетовых;
В) рентгеновских;
Г) радиоволн.
14. В каком агрегатном состоянии в лабораториях спектрального анализа исследуют вещество для определения его элементного состава?
А) Твердом;
Б) жидком;
В) газообразном;
Г) плазмы.
Вариант 6
1. Известно, что впервые скорость света астрономическим методом измерил датский ученый Оле Ремер, который был:
А) астрономом;
Б) физиком;
В) химиком;
Г) священником.
2. От источника свет распространяется:
А) строго по лучу в одну сторону;
Б) во все стороны;
В) с севера на юг;
Г) с востока на запад.
3. Каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн. Это утверждение носит название:
А) принцип относительности;
Б) принцип Гюйгенса;
В) принцип Гаврило (национальный герой Югославии);
Г) принцип запрета.
4. Радужную полоску, полученную в результате разложения белого цвета, Ньютон назвал:
А) перфокартой;
Б) спектром;
В) свекром;
Г) пертурбацией.
5. Невеста в белом воздушном платье танцует вальс с прадедушкой жениха при желтом свете свечей. Какой цвет имеет платье?
А) Белый;
Б) желтый;
В) оранжевый;
Г) черный.
6. Какое из существ испускает такой вид излучения, как хемилюминесценция?
А) Светлячок;
Б) колорадский жук;
В) таракан;
Г) пиявка.
7. Какие лучи вызывают свечение елочных украшений, покрытых люминофором?
А) Рентгеновские;
Б) инфракрасные;
В) ультрафиолетовые;
Г) радиоволны.
8. Какой химический элемент впервые был открыт благодаря спектральному анализу?
А) Водород;
Б) гелий;
В) неон;
Г) кислород.
9. Простейший прибор для коррекции оптических дефектов зрения – это:
А) бинокль;
Б) подзорная труба;
В) теодолит;
Г) очки.
10. Чтобы наблюдалась интерференционная картина, волны должны быть:
А) одного цвета;
Б) когерентными;
В) длиной волны не более 10–6 м;
Г) круглыми.
11. Человек стоял перед плоским зеркалом, затем отошел от него на расстояние 1 м. Как изменилась величина изображения?
А) Уменьшилась;
Б) увеличилась;
В) не изменилась;
Г) исказилась.
12. В любом оптическом приборе обязательно имеется:
А) объектив;
Б) линза;
В) регулировочный винт;
Г) оправа.
13. Температуру раскаленного металла опытные кузнецы определяют по цвету – металл сильнее всего нагрет, когда имеет:
А) красный цвет;
Б) белый цвет;
В) оранжевый цвет;
Г) зеленый цвет.
14. Объектив с просветленной оптикой в отраженном свете имеет сиреневый оттенок. Означает ли это, что красные и фиолетовые лучи не проходят через объектив?
А) Означает;
Б) нет, проходят полностью;
В) проходят, незначительно ослабляясь;
Г) красные лучи проходят, фиолетовые – нет.
Вариант 7
1. Что означает слово дифракция?
А) Фракция в парламенте;
Б) наличие как минимум двух фраков в гардеробе мужчины;
В) огибание волнами препятствий;
Г) часть сыпучего или кускового твердого материала или жидкой смеси, выделенной по определенному признаку.
2. Впервые скорость света лабораторным методом измерил французский ученый:
А) Дени Дидро;
Б) Арман Ипполит Луи Физо;
В) Виктор Мари Гюго;
Г) Доминик Франсуа Араго.
3. Угол между падающим лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения называется углом:
А) преломления;
Б) отражения;
В) полного отражения;
Г) падения.
4. Когда Ньютон в своем опыте по дисперсии света закрывал маленькое отверстие в шторе, через которое проникал луч света, красным стеклом, то на стене он наблюдал:
А) радужную полоску из семи цветов;
Б) полоску из трех цветов;
В) красное пятно;
Г) черное пятно.
5. Если вы пришли на дискотеку в красном костюме, а зал освещается фиолетовыми лучами, то какого цвета будет казаться ваша одежда?
А) Красного;
Б) фиолетового;
В) черного;
Г) в клеточку.
6. Если при распространении двух когерентных волн впадина одной волны совпадет со впадиной второй волны, то в результате:
А) произойдет усиление волны;
Б) произойдет ослабление волны;
В) волны погасят друг друга;
Г) волны станут бледно-синего цвета.
7. Обычное стекло хорошо пропускает:
А) видимый солнечный свет;
Б) ультрафиолетовое излучение;
В) инфракрасное излучение;
Г) любые виды излучений.
8. Поперечность световых волн доказывается опытом с:
А) кристаллом турмалина;
Б) треугольной призмой;
В) дифракционной решеткой;
Г) резиновым жгутом.
9. С какими линзами следует носить очки близоруким людям?
А) Собирающими;
Б) рассеивающими;
В) цилиндрическими;
Г) призматическими.
10. На объективе фотоаппарата имеются пылинки. Получится ли их изображение на фотографии?
А) Да, на фотографии они увеличатся;
Б) да, если они большого размера;
В) из-за пылинок фотография не получится;
Г) нет, т.к. d < F.
11. Человек приближается к зеркалу со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью он перемещается относительно своего изображения?
А) 2,5 км/ч;
Б) 5 км/ч;
В) 10 км/ч;
Г) 25 км/ч.
12. Наибольшую длину волны имеет излучение:
А) ультрафиолетовое;
Б) инфракрасное;
В) рентгеновское;
Г) радиоволны.
13. Лампы дневного света относятся к источникам:
А) электролюминесцентным;
Б) катодолюминесцентным;
В) хемилюминесцентным;
Г) фотолюминесцентным.
14. Какой спектр можно наблюдать с помощью спектроскопа от раскаленной спирали электрической лампочки?
А) Сплошной;
Б) линейчатый;
В) полосатый;
Г) никакой.
Вариант 8
1. Впервые построил количественную теорию дифракции и доказал поперечность световых волн:
А) русский композитор Френкель;
Б) французский физик Френель;
В) американский экономист Фридмен;
Г) немецкий историк Фридлендер.
2. Какую волну представляет собой свет?
А) Электромагнитную;
Б) речную;
В) цунами;
Г) сейсмическую.
3. Угол между перпендикуляром к отражающей поверхности и отраженным лучом называется углом:
А) падения;
Б) отражения;
В) полного отражения;
Г) преломления.
4. Радужная полоска из семи цветов называется:
А) цветик-семицветик;
Б) радуница;
В) спектр;
Г) огонек.
5. Если сложить две чистые стеклянные пластинки и сжать их пальцами, то в месте нажима будут видны радужные кольца, которые называются кольцами:
А) обручальными;
Б) Сатурна;
В) Ньютона;
Г) гимнастическими.
6. Как изменится диаметр зрачка глаза при резком увеличении освещенности?
А) Увеличится;
Б) уменьшится;
В) не изменится.
Г) Глаз совсем закроется.
7. Когда И.Ньютон в опыте по дисперсии света на пути спектра ставил вторую треугольную призму, повернутую на 180°, то на экране:
А) наблюдалось белое пятно;
Б) наблюдалось черное пятно;
В) наблюдался весь спектр;
Г) ничего не наблюдалось.
8. Если предмет находится между двумя плоскими параллельными зеркалами, то сколько получается изображений?
А) Одно;
Б) два;
В) бесконечно много;
Г) ни одного.
9. Для определения химического состава вещества необходимо с помощью спектрометра получить спектр излучения и сравнить его с каталогом спектров излучения химических элементов. Для этого надо небольшую частицу этого вещества:
А) только нагреть;
Б) только расплавить;
В) нагреть, расплавить, испарить;
Г) нагреть, расплавить, испарить, пар нагреть до 10 000 К.
10. При каком условии наиболее выражено огибание предмета волнами?
А) Если длина волны гораздо меньше размеров предмета;
Б) если длина волны равна размерам предмета;
В) если длина волны соизмерима с линейными размерами предмета;
Г) если волны имеют фиолетовый цвет.
11. На какое минимальное расстояние от нормального глаза следует поместить зеркало, чтобы увидеть четкое изображение глаза?
А) На любое расстояние;
Б) 12,5 см;
В) 25 см;
Г) 50 см.
12. Чем отличаются линейчатые спектры излучения различных химических элементов?
А) только количеством линий;
Б) только расположением линий;
В) только цветом линий;
Г) всеми этими параметрами.
13. Как называется явление свечения экрана, покрытого светящимися красками, под действием ультрафиолетовых лучей?
А) Фотолюминесценцией;
Б) катодолюминесценцией;
В) хемилюминесценцией;
Г) электролюминесценцией.
14. От чего зависит цвет световых волн?
А) От их частоты;
Б) от скорости их распространения;
В) от длины волны;
Г) от среды, в которой они распространяются.