Архив
Марафон-2003
Г.Н.Степанова,
СПбГУПМ, г. С.-Петербург
Слагаемые успеха: уважение к ученику + профессионализм
Об УМК «Физика с 5-го класса» и «Физика. Основная школа»
С авторской концепцией курса физики в основной школе читатели газеты имели возможность ознакомиться ранее (см. статью «Концепция курса физики», № 24/01). Теперь представим учебно-методический комплект, реализующий данную концепцию и прошедший апробацию в школах Санкт-Петербурга, Ленинградской области, республики Коми, Кургана и Курганской области, Пскова и Псковской области.
Напомним, что главной задачей курса физики основной школы, по мнению автора, является задача развития учащихся средствами физики как учебного предмета. Если в процессе обучения физике приоритетной целью становится развитие школьников, то мы получаем «выигрыш» сразу по нескольким направлениям.
Во-первых, решается (по крайней мере отчасти) проблема мотивации. Известно, что даже дети с гуманитарным складом ума понимают, что они должны уметь «правильно мыслить» в реальном мире. Это означает, что они должны осознанно и уверенно проводить операции сравнения, анализа, синтеза и т.п. А объектами, которые выбираются для сравнения, анализа, синтеза и т.п., могут быть, в первую очередь, объекты и явления окружающего реального физического мира.
Во-вторых, существенно развивается и обогащается речевая деятельность школьников. При этом любое высказывание становится аргументированным, т.е. мнение или суждение опирается на факты. Таким образом, восстанавливается научное соотношение теоретического знания и опыта.
В-третьих, информация (т.е. отдельные факты, сведения о них и мнения) из области физики при таком подходе скорее и успешнее обобщается, систематизируется и классифицируется, т.е. превращается в знание. Это приводит к тому, что главным механизмом становится не механическое запоминание, а осознание и понимание учебного материала. При этом уровень достижений учащихся становится отражением уровня их развития.
Галина Николаевна Степанова (справа) и
главный редактор газеты «Физика»
Нана Дмитриевна Козлова на
«Марафоне учебных предметов» 10 апреля 2003 г.
В-четвертых, успешнее решаются задачи воспитания, которое мы понимаем как самоограничение эгоцентризма. Этому способствует систематическое сравнение (анализ, синтез и т.п.) мнений, высказанных разными учащимися в процессе учебной деятельности, что приводит к развитию критического мышления, рефлексии, приобретению опыта ведения рациональной дискуссии.
Для того чтобы решить задачи развития, мы предложили информационный подход, который:
- позволяет рассматривать обучение физике как процесс, основу которого составляют поиск и извлечение информации из всевозможных источников, присвоение учеником и критическое осмысление им информации, обмен информацией в процессе коммуникации, адекватное преобразование (трансляция информации из одного способа представления в другие) и создание новой информации;
- дает возможность строить педагогическое взаимодействие в соответствии с целями обучения и этапами развития личности ученика;
- способствует определению рациональных путей совершенствования средств обучения (учебников, рабочих тетрадей, сборников задач) и конструирования технологии обучения.
Вот эти идеи и легли в основу нашего учебно-методического комплекта по физике для основной школы.
Комплект состоит из двух частей: первая часть реализует двухгодичный пропедевтический курс физики для 5–6-го классов; вторая — курс физики основной школы для 7–9-го классов. Сразу выделим главное:
- пропедевтический курс является курсом по выбору школы. Это альтернативный курс по отношению к интегративным пропедевтическим курсам «Естествознание», «Окружающий мир» или «Природоведение», т.к. решает общие для всей образовательной области задачи. Но преподавать его может только учитель физики;
- курс физики основной школы может изучаться после любого пропедевтического курса «Естествознание», а не только после авторского курса «Физика с 5-го класса».
Учебно-методический комплект представлен двумя компонентами: пропедевтическим курсом «Физика с 5-го класса» и курсом «Физика. Основная школа».
- программу;
- учебники «Физика-5» и «Физика-6», имеющие гриф «Допущено Министерством образования РФ»;
- рабочие тетради для 5-го и 6-го классов;
- методические рекомендации для учителя, включающие в себя программу с пояснительной запиской, примерное поурочное планирование на 2 и 3 ч (без обязательного домашнего задания) в неделю, тексты контрольных работ, билеты для проведения итоговой аттестации учеников по окончании каждого года обучения, описание элементов технологии обучения младших школьников, направленных на развитие детей средствами учебного предмета (работа с учебником, рабочей тетрадью, организация и проведение фронтальных опытов, лабораторных работ и исследований, способов представления информации, кроме аналитического, дидактических игр и т.п.).
Курс «Физика. Основная школа» содержит:
- программу основного курса физики;
- учебники «Физика-7», «Физика-8» и «Физика-9», имеющие гриф «Допущено Министерством образования РФ»;
- рабочие тетради для 7-го, 8-го и 9-го классов (каждая в двух частях);
- сборник вопросов и задач по физике для 5–9-го классов, имеющий гриф «Допущено Министерством образования РФ» и содержащий качественные, графические, расчетные, экспериментальные задачи, расположенные по степени нарастания их сложности, а также раздел «Подсказки», который призван помочь ученику научиться решать задачи самостоятельно;
- методические рекомендации для учителя, включающие программу с пояснительной запиской, примерное поурочное планирование на 2 и 3 ч (без обязательного домашнего задания) в неделю, тексты контрольных работ, билеты для проведения итоговой аттестации учеников по окончании каждого года обучения, описание элементов технологии обучения школьников, направленных на развитие их средствами учебного предмета, описание технологии поэлементного обучения решению задач, рекомендации по использованию экспериментальных качественных задач как средства развития школьников.
В учебниках, рабочих тетрадях и сборнике задач последовательно реализуется информационный подход. Так, например, учебный материал представлен во всех учебниках в виде двух самостоятельных, взаимно дополняющих друг друга вербального и визуального рядов. Визуальный ряд содержит информацию, представленную в виде сюжетных рисунков, схем, структурно-логических схем, таблиц, диаграмм и графиков, а начиная с 7-го класса – аналитическим способом, в виде формул и уравнений. Это позволяет актуализировать жизненный опыт учащегося, направляет его действия на сравнение знаний, полученных в быту, с научными знаниями, на уточнение, расширение и коррекцию этих знаний, приведение их в соответствие с современной картиной мира. В учебниках для 5-го и 6-го классов превалируют сюжетные рисунки. По мере продвижения от 7-го к 9-му классу в визуальном ряду происходит постепенное смещение от сюжетных рисунков к рисункам-моделям, увеличивается относительная доля информации, представленной структурно-логическими схемами, а также графически и аналитически.
Лабораторные работы и фронтальные опыты включены в канву учебного материала в 5–6-м и 7-м классах, что, по нашему мнению, должно способствовать возвращению опыта на уроки физики. Опыт становится главным источником информации об объектах и явлениях окружающего мира, позволяет включить учащихся в активную учебную деятельность, а именно: научиться самостоятельно формулировать вопрос, а затем и цель исследования, планировать проведение опыта, обнаруживать закономерности протекания явлений, устанавливать связи между ними, делать обобщение, на основе которого в дальнейшем вводятся физические величины и строится физическая теория.
В 8-м и 9-м классах предусмотрено проведение лабораторного практикума по итогам отдельных тем курса. В этих классах появляются также практикумы по решению задач, в которых обсуждается решение типовых задач, демонстрируется система рассуждений, приводящая к решению, и приводится форма записи не только расчетных, но и качественных задач.
Такое построение учебника делает его не столько источником информации, сколько организатором учебной деятельности школьника. Он предназначен для работы на уроке в большей степени, чем для выполнения домашнего задания.
реализации информационного подхода подчинена организация учебного материала и в рабочих тетрадях. Главное назначение тетради – обеспечить оперативную оценку промежуточных результатов обучения и их своевременную коррекцию в направлении получения гарантированного результата, адекватного требованиям к знаниям и умениям выпускников основной школы. Для этого мы группируем задания в специальные блоки: блок восстановленного текста, блок упражнений, направляющих работу с учебным материалом на представление учебной информации разными способами, блок упражнений, требующих от учащихся творческой деятельности, блок обучения решению расчетных и графических задач. Имеются также задания для тех, «кто хочет стать отличником», а в конце каждой темы приводятся диагностические тесты, позволяющие проверить качество усвоения школьниками конкретного учебного материала.
Сборник вопросов и задач выступает в данном комплекте как основа многоуровневого обучения школьников, т.к. позволяет учителю выбирать подсистемы задач для более или менее однородных групп учащихся или реализовывать индивидуальный подход.
Теперь остановимся на двух вопросах, которые чаще всего задают учителя: не слишком ли сложен учебный материал в этих учебниках и всякий ли учитель может работать по этой программе? Дело в том, что изложенные выше идеи обычно вызывают положительный отклик, а после просмотра содержания учителя убеждаются, что уровень предъявления учебного материала довольно высок по сравнению с традиционными и ныне широко используемыми учебниками.
Основные претензии: уровень предъявления не согласован с реальным временем, которое отведено на изучение физики в основной школе: 2 + 2 + 2 ч/нед. («Нынешние дети значительно слабее, чем были раньше»; «Механику в 7-м классе изучать бесполезно, т.к. даже в 9-м по Кикоину работать было трудно»). Это бесспорно, если учитель ориентирован на традиционные формы обучения, в которых главным источником информации для ученика оказывается учитель, рассказывающий и оказывающий другие обучающие воздействия на ученика во время урока. В таком случае времени не хватит даже на то, чтобы просто логично и достаточно адекватно изложить весь материал, предусмотренный минимумом содержания образования. Если же учитель понимает, что нынешние дети не слабее, они просто другие, и готов передать свою роль «источника информации» на уроке ученику и учебнику, стать организатором учебной деятельности учеников, то он смело может браться за работу.
Этот переход для многих учителей труден: груз ответственности за результаты обучения и укоренившаяся установка «если я не расскажу, они сами ничего делать не будут (или не поймут)!» делают свое дело. Кроме того, многие учителя, имеющие значительный опыт работы, ориентируются на «свои» представления о том, что, например, должен знать ученик о механике или об электромагнитном поле, подсознательно перенося их в основную школу без скидок на возраст. А чтобы «подтянуть» учеников на этот уровень, прибегают к тщательному, требующему значительного времени, закреплению учебного материала, его отработке, и… теряют темп, а дети теряют интерес.
Что же делать? Обратите внимание на ключевые слова: «Другие дети». Они другие, потому, что у них «клиповое» восприятие, они выросли на повторяющейся рекламе, поэлементном освоении информации в комфортных условиях. Всю информацию сразу, как уже умеем мы с вами, они усвоить не могут. И волевые установки у них иные, не всякий может заставить себя выучить параграф, ведь с самого раннего детства они привыкли получать удовольствие от погружения в информационное поле телевизора (а теперь и компьютера).
В этом привычном для них режиме современные дети могут достичь очень многого. Наша задача – такие условия создать. Сегодня процесс обучения должен перестать быть трансляцией готового знания от учителя к ученику, он должен превратиться в процесс поиска, усвоения, присвоения информации и превращения ее в знания. Традиционная отработка и закрепление, по нашему мнению, должны также видоизмениться: должно увеличиться «число подходов» к данному элементу знания, ученику сначала надо научиться узнавать его (в разных, а не только в типовых ситуациях), привыкнуть к нему, включить его в свою «картину мира», т.е. сделать личностно-значимым, а затем, опираясь на него, подниматься к вершинам знания.
Какой выход мы предлагаем? Если ребенок не умеет читать, т.е. извлекать информацию из письменного текста, именно чтению его надо учить. Значит, учебник надо читать на уроке. По абзацам, сочетая чтение с составлением рассказов – сначала по картинкам, сопоставляя информацию, представленную в тексте, с информацией, представленной в рисунке, и собственным жизненным опытом ученика. Не умеет говорить? Но в таком обсуждении каждый получает возможность публичного выступления. В тексте появился вопрос? Остановитесь, обсудите его. Это смысловая пауза, которая позволит одному покопаться в собственной памяти, другому – вернуться к прочитанному тексту, третьему – заглянуть в текст учебника дальше, четвертому – пристальнее рассмотреть нужный рисунок и т.п. Тогда уважение и внимание к ученику в сочетании с вашим профессионализмом станут гарантией успеха всех участников этого увлекательного процесса – учения в школе.
________________________________________________________________________________________
Учебники, рабочие тетради и сборник
задач Г.Н.Степановой с 2003 г. будут выходить в
издательстве «СТП Школа» по адресу:
198005, Санкт-Петербург, ул. Егорова, д. 26-б; тел./факс
8-(812)-379-1789 (или 327-3827).
E-mail: gnstepanova@yandex.ru