Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №16/2003

Архив

Сельская школа

О.В.Коршунова,
ВГГУ, г. Киров

Уровневый экзамен в малокомплектной
сельской школе

Программа «Университеты России»

Главным условием реализации одного из центральных принципов сегодняшней школы – гуманизации образования – являются возможность самостоятельного определения учащимися глубины и уровня овладения школьным учебным материалом, в том числе и по физике, и возможность оптимальной реализации своих собственных интересов и способностей. В малокомплектной сельской школе для осуществления этих возможностей продуктивно использование уровневой организации обучения, т.е. системы дифференцированного изучения предмета в основной и старшей школах, которая обеспечивает:

Но при таком подходе к обучению должна быть изменена система контроля достижений учащихся: она тоже должна носить уровневый характер и быть дифференцированной.

В Зоновской средней школе Верхошижемского района Кировской области имеется опыт проведения уровнего экзамена. Рассмотрим технологию подготовки и организации такого экзамена.

Проанализируем результаты экзамена. Во-первых, следует отметить, что все двенадцать человек, допущенных к экзамену, успешно с ним справились; на экзамене сформировалась рабочая обстановка и благоприятная эмоциональная атмосфера, ученики отвечали в меру своей подготовки.

Во-вторых, выяснилось, что изменилась вариативность класса: в начале учебного года из двенадцати учащихся шестеро обучались по первому уровню, четверо – по второму и двое – по третьему. По результатам экзамена оказалось, что требования первого уровня выполнили пятеро учащихся, второго – четверо и третьего – трое.

В-третьих, при определении средней производительности (среднему объему усвоенных знаний) по уровням получены следующие результаты: на первом уровне – 92,32%; на втором – 89,14%; на третьем – 90,72%.

Параметрический объем прочности усвоенных знаний составил на первом уровне 94,60%, на втором и третьем уровнях соответственно – 88,89% и 94,81%. Средний параметрический объем по действенности знаний (умение применять знание на практике) по первому и второму уровням составил 82,35% и 86,11% соответственно. Способность к переносу знаний составила по третьему уровню 76,18%.

Итак, в целом полученные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне достижений в изучении физики и демонстрируют продуктивность введения дифференцированного обучения в малокомплектной сельской школе, реализацию принципов вариативности и гуманизации даже при малом числе учащихся.

Содержание экзаменационных билетов по физике. 11-й класс

Билет 1

1. 1-й уровень. Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движения.

2-й уровень. Свободное падение как частный случай равномерно ускоренного прямолинейного движения. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Определение ускорения и перемещения по графику зависимости скорости от времени.

3-й уровень. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета (ИСО и НИСО). Классический принцип относительности Галилея. релятивистский принцип относительности Эйнштейна.

2. Задача на применение законов сохранения массового числа и электрического заряда

1-й уровень. Допишите ядерные реакции:

Ответ.

2-й уровень. Определите дефект массы, энергию связи ядра атома азота (см. уравнение 1). Какая энергия связи приходится на 1 нуклон?

Ответ. 0,11 а.е.м.; » 104,8 МэВ; » 7,5 МэВ.

3-й уровень. Проведите энергетический расчет ядерной реакции и выясните, выделяется или поглощается энергия в этой реакции (см. уравнение 2).

Ответ. Выделяется » 20,1 МэВ.

Билет 2

1. 1-й уровень. Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона.

2-й уровень. Первый закон Ньютона: условия движения тел без ускорения. Понятие об инертности, определение массы и способы ее измерения. Равнодействующая сила. Сложение сил. Третий закон ньютона. Примеры проявления законов на практике.

3-й уровень. Силы инерции. Области применимости второго закона Ньютона. Примеры записи второго закона Ньютона для конкретных практических ситуаций. Основное уравнение релятивистской динамики.

2. Экспериментальное задание «Измерение показателя преломления стекла»

1-й уровень. Экспериментально определите показатель преломления стекла.

2-й уровень. Оцените погрешность измерения.

3-й уровень. Предложите другие методы определения показателя преломления.

Билет 3

1. 1-й уровень. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Проявления закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.

2-й уровень. Импульс силы. Выражение второго закона Ньютона через изменение импульса тела и импульс силы.

3-й уровень. Уравнение Мещерского. Формула Циолковского. (Или сведения из истории развития космонавтики.)

2. Задача на определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре

1-й уровень. Найдите период и частоту колебаний в контуре, если емкость конденсатора 7,47Ч10–10 Ф, индуктивность катушки 9,41Ч10–4 Гн.

Ответ. 5,27•10–6 с; 1,90•105 Гц.

2-й уровень. Запишите закон изменения заряда в этом контуре, если амплитуда колебаний заряда составляет 3Ч10–5 Кл.

Ответ. q = 3 •10–5cos1,19 •106 t.

3-й уровень. Представьте графически колебания заряда в контуре и получите закон изменения силы тока.

Ответ. i = 35,8sin1,19 •106t.

Билет 4

1. 1-й уровень. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

2-й уровень. Физический смысл гравитационной постоянной. История открытия закона всемирного тяготения. Понятие о центре тяжести.

3-й уровень. Движение под действием силы тяжести тел, брошенных: а) горизонтально; б) под углом к горизонту. Расчет первой космической скорости. Определение масс небесных тел, имеющих спутники.

2. Задача на первый закон термодинамики.

1-й уровень. В цилиндре под поршнем находится 1,25 кг воздуха, которые нагревают на 4 °С при постоянном давлении. Определите необходимое количество теплоты для нагревания воздуха (М = 0,029 кг/моль).

Ответ. 3582 Дж.

2-й уровень. Какую массу воды можно нагреть от 0 до 20 °С за счет полученного количества теплоты?

Ответ. 42 г.

3-й уровень. Подсчитайте, на сколько градусов нагрелся бы гелий при таком же изменении внутренней энергии, если бы находился в сосуде под поршнем вместо воздуха и имел ту же массу?

Ответ. 0,6 К.

Билет 5

1. 1-й уровень. Превращение энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

2-й уровень. Дифференциальное уравнение, описывающее свободные механические колебания. Его решение. Основные параметры колебаний. Звук. Эхо.

3-й уровень. Многообразие мира колебаний. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

2. Экспериментальное задание «Расчет сопротивления двух параллельно включенных резисторов»

1-й уровень. Определите экспериментально общее сопротивление двух параллельно соединенных резисторов.

2-й уровень. Какова была бы сила тока в двух одинаковых параллельных резисторах при напряжении 15 В? (R1=R2=3 Ом).

3-й уровень. Оцените погрешности измерения сопротивления.

Билет 6

1. 1-й уровень. Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества. Масса и размер молекул. Постоянная Авогадро.

2-й уровень. Графическое выражение зависимости сил межмолекулярного взаимодействия от расстояния. Сравнение диффузии и броуновского движения.

3-й уровень. МКТ как физическая теория. Границы ее применимости.

2. Задача на движение заряженной частицы в электрическом поле

1-й уровень. Между пластинами плоского воздушного конденсатора, к которому приложено напряжение 500 В, висит пылинка массой 10–7 г. Расстояние между пластинами 5 см. Определите электрический заряд пылинки.

Ответ. 10–13 Кл.

2-й уровень. Куда и с каким ускорением будет двигаться пылинка, если напряжение между пластинами повысить до 700 В?

Ответ. Вверх; 4 м/с2.

3-й уровень. Как изменится поведение пылинки, если при облучении ее ультрафиолетом она потеряет половину своего первоначального заряда?

Ответ. Падает; 3 м/с2.

Билет 7

1. 1-й уровень. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа (без вывода). Температура и ее измерение. Абсолютная температура.

2-й уровень. Модели в физике. Температурные шкалы. Абсолютный нуль температуры.

3-й уровень. Вывод основного уравнения МКТ идеального газа. Его различные формы.

2. Задача на определение индукции магнитного поля (по закону Ампера или формуле для силы Лоренца)

1-й уровень. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник длиной (активной части) 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25 А. Проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.

Ответ. 0,04 Тл.

2-й уровень. Сделайте пояснительный рисунок, если проводник расположен горизонтально, а линии магнитной индукции идут сверху вниз.

3-й уровень. В магнитное поле индукцией 0,09 Тл влетает электрон, скорость которого 2Ч 107 м/с и направлена перпендикулярно вектору магнитной индукции. Определите радиус окружности, по которой будет двигаться электрон, период и частоту его вращения.

Ответ. R»1,25 •10–3 м; T»3,9 •104 c; 2,66 •10–5 Гц.

Билет 8

1. 1-й уровень. Уравнение состояния идеального газа – уравнение Менделеева–Клапейрона. Изопроцессы.

2-й уровень. Вывод уравнения Менделеева–Клапейрона. Графическое представление изопроцессов.

3-й уровень. Отличие реальных газов от идеального. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

2. Задача на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

1-й уровень. Найдите работу выхода электрона с поверхности некоторого материала, если при облучении этого материала желтым светом скорость выбитых электронов равна 1,8•104 м/с. Длина волны желтого света 590 нм.

Ответ. 3,2 •10–21 Дж.

2-й уровень. Найдите наибольшую длину волны света, при которой еще происходит фотоэффект с поверхности данного материала.

Ответ. 618 нм.

3-й уровень. Какое запирающее напряжение надо подать, чтобы электроны, вырванные указанным желтым светом, не смогли создать ток в цепи?

Ответ. 0,9 мВ.

Билет 9

1. 1-й уровень. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

2-й уровень. Кипение. Зависимость температуры кипения от внешнего давления. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Точка росы.

3-й уровень. Критическое состояние вещества.

2. Экспериментальное задание «Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

1-й уровень. Вычислите длину волны красного и фиолетового цветов не менее, чем в двух опытах, при различных расстояниях между дифракционной решеткой и экраном.

2-й уровень. Почему красная часть спектра любого порядка расположена дальше от центра шкалы? Изменится ли дифракционная картина, если часть дифракционной решетки закрыть?

3-й уровень. Оцените погрешность измерения длины волны красного и фиолетового цветов.

Билет 10

1. 1-й уровень. Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации твердых тел.

2-й уровень. Сравнение свойств кристаллических и аморфных тел. Закон Гука и модуль Юнга.

3-й уровень. Определение модуля Юнга на опыте: объяснение метода и проверка на практике.

2. Задача на определение показателя преломления

1-й уровень. Под каким углом должен падать луч на поверхность стекла с показателем преломления 1,5, чтобы угол преломления был в два раза меньше угла падения?

Ответ. »41°.

2-й уровень. Постройте ход луча в стекле.

3-й уровень. Монохроматический луч света падает перпендикулярно на боковую грань призмы с преломляющим углом 30° и выходит из призмы под углом 64° 10''. Определите показатель преломления материала, из которого изготовлена призма.

Ответ. »1,8.

Билет 11

1. 1-й уровень. Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Применение этого закона к изопроцессам. Адиабатный процесс.

2-й уровень. Способы изменения внутренней энергии тел.

3-й уровень. Графический способ определения работы в термодинамике. Тепловые машины и их КПД. Холодильное устройство. Второй закон термодинамики и его статистический смысл.

2. Задача на закон электромагнитной индукции

1-й уровень. Магнитный поток, пронизывающий контур проводника, равномерно изменился на 0,6 Вб так, что ЭДС индукции оказалась равной 1,2 В. Найдите время изменения магнитного потока.

2-й уровень. Найдите силу индукционного тока, если сопротивление проводника 0,24 Ом.

3-й уровень. Соленоид, содержащий 500 витков, пронизывает магнитный поток, который за 1 с равномерно изменяется на 0,6 Вб. Найдите силу индукционного тока, если сопротивлеие соленоида 100 Ом.

Ответ. 3 А.

Билет 12

1. 1-й уровень. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

2-й уровень. Электрическое поле: идеи Фарадея. Принцип суперпозиции электрических полей. Напряженность электрического поля.

3-й уровень. Работа сил электрического поля. Разность потенциалов. Связь между работой и разностью потенциалов. Напряжение.

2. Задача на закон сохранения энергии

1-й уровень. Тело массой 1 кг свободно падает с некоторой высоты. В момент падения на Землю его кинетическая энергия равна 98 Дж. С какой высоты падает тело?

Ответ. 10 м.

2-й уровень. Какую скорость оно имеет перед приземлением?

Ответ. »4,4 м/с2.

3-й уровень. На какой высоте его кинетическая и потенциальная энергии были равны?

Ответ. 5 м.

Билет 13

1. 1-й уровень. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Применение конденсаторов.

2-й уровень. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3-й уровень. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.

2. Задача на уравнение состояния идеального газа

1-й уровень. Какова температура 1,6Ч10–2 кг кислорода, находящегося под давлением 106 Па и занимающего объем 1,6Ч10–3 м3? Молярная масса кислорода 0,032 кг/моль.

Ответ. »385 К.

2-й уровень. Когда из сосуда выпустили некоторое количество кислорода, давление в нем упало на 40%, а абсолютная температура – на 10%. Какую часть газа выпустили?

Ответ. »31%.

3-й уровень. Баллон с кислородом соединен при помощи трубки с краном со вторым баллоном объемом 2Ч10–3м3, где находится гелий при той же температуре, что и кислород, и давлении 5Ч105Па. Какое давление установится в баллонах, если открыть кран? (Температура не изменяется, газы в химическую реакцию не вступают.)

Ответ. »7,2•105 Па.

Билет 14

1. 1-й уровень. Работа и мощность в цепи постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

2-й уровень. Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников в электрической цепи. Пример расчета сложной цепи.

3-й уровень. Принцип действия реостата. Шунты и дополнительные сопротивления к электроизмерительным приборам.

2. Экспериментальное задание «Измерение массы тела»

1-й уровень. Определите массу тела с помощью рычажных весов.

2-й уровень. Зная плотность тела, определите с помощью мензурки его объем (тело неправильной формы), рассчитайте массу тела.

3-й уровень. Имея в своем распоряжении сосуд с водой, нить, линейку, тело правильной геометрической формы, плавающее на поверхности воды, определите массу тела. Какие еще способы определения массы тела вы знаете?

Билет 15

1. 1-й уровень. Магнитное поле. Условия его существования. Действие магнитного поля на электрический заряд и опыты, подтверждающие это действие. Индукция магнитного поля.

2-й уровень. Правило левой руки и правило буравчика с демонстрацией на конкретных примерах.

3-й уровень. Циклотрон, синхрофазотрон. МГД-генератор. Ферромагнетики. Магнитная запись информации.

2. Экспериментальное задание «Измерение влажности воздуха»

1-й уровень. Измерьте влажность воздуха с помощью психрометра (воспользуйтесь психрометрической таблицей).

2-й уровень. Расскажите о других методах измерения влажности воздуха.

3-й уровень. Сухой термометр психрометра показывает 20 °С. По разности показаний термометров нашли, что относительная влажность равна 60%. Найдите давление водяного пара в воздухе. Какова температура влажного термометра? Чему равна точка росы?

Ответ. »1,4 кПа; 15 °С; »12°С.

Билет 16

1. 1-й уровень. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковые приборы.

2-й уровень. Акцепторные и донорные примеси. Особенности p–n-перехода, его ВАХ.

3-й уровень. Применение транзистора в качестве усилителя (в схеме с общей базой).

2. Задача на графики изопроцессов

1-й уровень. На рисунке представлен замкнутый цикл, происходящий с идеальным газом. Начертите эту диаграмму в других системах координат.

2-й уровень. Как изменялся объем данной массы газа в данном процессе?

Ответ. 7–2 – уменьшается; 2–7 – увеличивается.

3-й уровень. Как изменялась температура идеального газа в процессе, график которого изображен на рисунке?

Ответ. 1–2 – увеличивается; 2–1 – уменьшается.

Билет 17

1. 1-й уровень. Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2-й уровень. Индукционное электрическое поле (вихревое): сравнение с электростатическим и магнитным полями. Электромеханический индукционный генератор тока. Трансформатор.

3-й уровень. Индукционный ток в сплошных проводниках (токи Фуко), их проявления на практике и использование человеком.

2. Задача на определение работы газа с помощью графика зависимости давления газа от его объема

1-й уровень. На рисунке показана изобара газа в координатах р, V.

Определите работу, совершенную газом в процессе расширения.

Ответ. 4•105 Дж.

2-й уровень. Определите работу, совершенную газом, если его состояние изменялось так, как показано на рисунке.

Ответ. 24 • 105 Дж.

3-й уровень. В цилиндре тепловой машины находится 1 моль идеального газа. Найдите работу за один цикл.

Ответ.

Билет 18

1. 1-й уровень. Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.

2-й уровень. Энергия магнитного поля катушки.

3-й уровень. Дж.Максвелл – великий физик, создатель теории электромагнитного поля. Система уравнений Макс- велла (качественные формулировки).

2. Задача на построение изображения в линзах

1-й уровень. Постройте изображения предмета в линзе.

2-й уровень. Постройте изображения предмета в линзе.

3-й уровень. Постройте дальнейший ход луча.

Билет 19

1. 1-й уровень. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Частота и период колебаний.

2-й уровень. Вывод уравнений, описывающих свободные колебания заряда и электрического тока в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Разные виды сопротивлений в цепи переменного тока. Закон Ома.

3-й уровень. Автоколебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Принцип его действия и применение.

2. Задача на закон Джоуля–Ленца

1-й уровень. Два проводника (резистора) сопротивлениями 10 и 23 Ом включены последовательно в сеть напряжением 100 В. Какое количество теплоты выделится за 1 мин в каждом?

Ответ. »12,7 кДж; »5,5 кДж.

2-й уровень. Какое количество теплоты выделится за то же время в каждом резисторе, если их соединить параллельно?

Ответ. 60 кДж; »26 кДж.

3-й уровень. Как нужно соединить обмотки этих двух резисторов-нагревателей, опущенных в стакан с водой, чтобы вода скорее закипела?

Ответ. Параллельно.

Билет 20

1. 1-й уровень. Электромагнитные волны и их свойства. Принцип радиосвязи, примеры практического использования.

2-й уровень. Экспериментальное открытие электромагнитных волн: опыты Герца.

3-й уровень. Принцип передачи изображения на расстояние. Цветное телевидение.

2. Задача на расчет мощности лампы накаливания

1-й уровень. На цоколе лампочки карманного фонарика написано: «3,5 В; 0,28 А». Найдите сопротивление в рабочем режиме и потребляемую мощность.

Ответ. 12,5 Ом; 0,98 Вт.

2-й уровень. Какой ток будет в цепи гирлянды, собранной из 20 таких ламп, соединенных последовательно, если к концам гирлянды приложить напряжение 30 В?

Ответ. 0,12 А.

3-й уровень. Резистор какого сопротивления нужно подсоединить к этим лампам, соединенным параллельно, для включения их в сеть того же напряжения?

Ответ. 4,73 Ом.

Билет 21

1. 1-й уровень. Волновые свойства света. Электромагнитная природа света.

2-й уровень. Развитие взглядов на природу света. Шкала электромагнитных волн.

3-й уровень. Объяснение цветов в природе. Поглощение света. Спектроскоп и спектрограф. Спектральный анализ, его применение на практике.

2. Задача на закон Кулона

1-й уровень. Два заряда 4•10–7 Кл и 1,6•10–7 Кл помещены на расстоянии 5 см друг от друга в вакууме. Определите силу взаимодействия зарядов.

Ответ. 0,23 Н.

2-й уровень. Известно, что данные заряды взаимодействуют с силой 2 мН. Каково при этом расстояние между ними?

Ответ. 0,54 м.

2-й уровень. Заряд 4•10–7 Кл сообщен маленькому шарику массой 0,4 г, подвешенному на тонкой шелковой нити. На какое расстояние снизу к нему следует поднести другой шарик одноименного заряда 6•10–8 Кл, чтобы натяжение нити стало вдвое меньше?

Ответ. »1 м.

Билет 22

1. 1-й уровень. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.

2-й уровень. Доказательства сложной структуры атомов и «обреченность» модели атома Резерфорда.

3-й уровень. Э.Резерфорд – великий ученый ХХ  в. Докажите это утверждение, опираясь на факты биографии ученого.

2. Экспериментальное задание «Измерение удельного сопротивления проводника»

1-й уровень. Определите удельное сопротивление проводника, используя амперметр, вольтметр, линейку с миллиметровыми делениями (микрометр или штангенциркуль).

2-й уровень. Оцените погрешность измерения значения удельного сопротивления.

3-й уровень. К концам медного и алюминиевого проводников одного сечения и массы приложены одинаковые напряжения. В каком проводнике сила тока больше?

Билет 23

1. 1-й уровень. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.

2-й уровень. Объяснение спектра атома водорода. Опыты Франка и Герца.

3-й уровень. Корпускулярно-волновой дуализм в микромире. Волновые свойства частиц.

2. Экспериментальное задание «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока с использованием вольтметра и амперметра»

1-й уровень. Определите экспериментально ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, используя амперметр и вольтметр.

2-й уровень. Оцените погрешность измерения ЭДС и внутреннего сопротивления источника.

3-й уровень. ЭДС аккумулятора равна 2 В. При силе тока в цепи 2 А напряжение на зажимах аккумулятора равно 1,8 В. Найдите внутреннее сопротивление аккумулятора и сопротивление внешней цепи.

Ответ. 0,1 Ом; 0,9 Ом.

Билет 24

1. 1-й уровень. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и постоянная Планка. Применение фотоэффекта в технике.

2-й уровень. Возникновение учения о квантах: тепловое излучение, квантовая гипотеза Планка, проверка гипотезы в эксперименте.

3-й уровень. Лазеры: индуцированное излучение, виды лазеров и их применение.

2. Задача на закон сохранения импульса

1-й уровень. Шайба массой 200 г, движущаяся по поверхности льда со скоростью 20 м/с, налетает на покоящуюся шайбу массой 300 г. После взаимодействия первая шайба продолжила свое движение в том же направлении со скоростью 10 м/с. Какую скорость приобрела вторая шайба?

Ответ. »6,7 м/с.

2-й уровень. Решите задачу для случая, когда до взаимодействия вторая шайба имела скорость 10 м/с, направленную навстречу первой, а после столкновения первая шайба остановилась.

Ответ. »3,3 м/с.

3-й уровень. Решите задачу для случая, когда после взаимодействия вторая (покоящаяся до того) шайба начала двигаться под прямым углом по отношению к направлению движения первой со скоростью 5 м/с.

Ответ. »18,5 м/с.

Билет 25

1. 1-й уровень. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция. Условия ее существования. Термоядерные реакции.

2-й уровень. Методы регистрации ионизирующих излучений.

3-й уровень. Статистический закон радиоактивного распада.

2. Экспериментальное задание «Расчет общего сопротивления двух последовательно соединенных проволочных резисторов»

1-й уровень. Определите экспериментально общее сопротивление двух последовательно соединенных резисторов.

2-й уровень. Оцените погрешности измерений.

3-й уровень. Как изменится общее сопротивление участка из резисторов, если их соединить параллельно? Почему?

Билет 26

1. 1-й уровень. Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие радиоактивных излучений.

2-й уровень. Правило смещения (конкретные примеры).

3-й уровень. Принцип действия атомной бомбы. Принцип действия АЭС. Достоинства и недостатки АЭС в экологическом отношении.

2. Экспериментальное задание «Оценка массы воздуха в классной комнате с использованием барометра, термометра и мерной ленты»

1-й уровень. Оцените массу воздуха в классной комнате, используя барометр, термометр и мерную
ленту.

2-й уровень. Оцените погрешность измерения массы воздуха в классе.

3-й уровень. Сколько молекул воздуха выйдет из классной комнаты при повышении температуры до 30 °С?

Статья подготовлена при поддержке сайта школы английского языка «Speak UP». Если у вас возникли сложности с изучением английского языка, и вы не знаете, как восполнить пробелы в учебе, то оптимальным решением станет обратиться в школу английского языка «Speak Up». Перейдя по ссылке: «думаете как выучить английский язык», вы сможете, не отходя от экрана монитора, пройти пробное тестирование и подать заявку на участие. В школе английского языка «Speak Up» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с людьми.

Литература

Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8, Физика-9. – М.: Просвещение, 1999, 2000.
Гуревич А.е. Дифференцированная форма проведения выпускного экзамена. – Физика в школе, 1989, № 1.
Концепция естественнонаучного образования в 12-летней школе. – Физика в школе, 2000, № 3.
Концепция школьного физического образования в России. – Физика в школе, 1993, № 2.
Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика-8/Изд. 10-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.
Шилов В.Ф., Дик Ю.И., Никифоров Г.Г., Попенкова О.Э., Коровин В.А., Орлов В.А. Экзаменационные билеты по физике. – Физика в школе, 1998, № 2.