Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2003

Архив

Сколько стоит «блинчик»?

Почти все в детстве запускали «блинчики» на воде. Технология простая. Камешек-блинчик либо зарывался в воду, либо прыгал по воде довольно долго. Этот способ вспомнили во время Второй мировой войны.

Промышленный Рур в нацистской Германии был большой оружейной мастерской. А большинство военных заводов брали воду и электроэнергию из нескольких водохранилищ. Плотины к 1943 г. были значительно усилены, толщина их составляла более 10 м. Поперек водохранилищ были натянуты сети, что исключало применение торпед, а попасть в такую малую цель при обычном бомбометании было практически нереально.

Что делать? Выход нашел английский инженер Бэрнс Уоллис (авиаконструктор, автор тяжелого бомбардировщика). По его проекту изготовили специальную «прыгающую бомбу». Физическая изюминка проекта состояла в том, чтобы перед сбрасыванием раскрутить цилиндрическую бомбу (подвешенную под самолетом поперек!), причем нижняя ее часть, вращаясь, должна двигаться навстречу потоку воды. Сброшенная с малой высоты, бомба должна начать рикошетировать и после серии прыжков достигнет плотины. Продолжая вращаться, она скатится по стенке плотины, а на заданной глубине сработает гидростатический взрыватель.

Вся эта сложная схема требовала соответственно оборудованных самолетов, и к началу марта 1943 г. на вооружение специальной 617-й эскадрильи поступили 20 самолетов со снятыми дверями бомболюков, приводом для раскрутки бомбы и т.д.

Поставили и две фары – на носу и в хвосте самолета. Светя наклонно вниз, они создавали на поверхности воды два пятна. Когда два пятна сливались, бомбардир был уверен, что жесткие условия по высоте сбрасывания бомбы выдержаны.

Весь март и апрель экипажи интенсивно тренировались на озерах Шотландии, опытным путем устанавливая оптимальные высоту и расстояние до цели. Наконец вечером 16 мая, незадолго до полуночи, машины первой из трех групп начали путь к цели. Полет над Францией и Германией проходил на малых высотах.

Первый заход на плотину Мёне сделал командир Гай Гибсон, он безупречно сбросил свой груз, но после взрыва плотина устояла. Только после третьего попадания в ней образовался широкий пролом, и вал воды обрушился на лежащие ниже поселки. Атака на следующую плотину – Эдэр – также прошла успешно, хотя разрушения были меньше. Один самолет повредил плотину Зорпэ. Правда, на базу вернулись 9 самолетов из 17.

Но результаты были просто великолепными – на несколько месяцев промышленное производство в Руре упало на 30%, было введено нормированное потребление воды. Экономике нацистской Германии был нанесен ощутимый урон, что отразилось на результатах боевых действий вермахта.

Литература

Моделист-конструктор, 1996, № 4–5.
Groehler O. Kampf um die Luftherrschaft. – Berlin: Militarverlag, 1989.
Шпеег А. Воспоминания. – М.: Прогресс/Смоленск: Русич, 1997.