Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2003

Архив

Физика и лирика

Кирилловские сказки

Здравствуй, физика!

Знакомы ли вы с профессором Почемучкиным? Нет? Не слышали о таком? Не огорчайтесь, познакомитесь. Сегодня он у нас в гостях.

Почемучкин – это не фамилия, это призвание! Профессор напичкан многочисленными вопросами и загадками, которые начинаются со слов «А почему…» Прямо-таки фейерверк ходячий. Заметим, что он же находит и ответы.

Сегодня профессор появился в необычном одеянии: чалме с яркими перьями и черной накидке на плечах. Впрочем, как выглядит профессор обычно, сказать затруднительно. Кто-то из великих пошутил: «Есть люди, от которых нельзя ожидать, что, надев один сапог, они непременно наденут второй». Это о нем.

Детвора, сразу же узнав своего любимца, окружила его и стала интересоваться ответами на «почемучкины» вопросы, которых с прошлой встречи набралось немало.

– Почему камень, брошенный вверх, падает обратно, даже если его кидает сильная папина рука?
– Почему пойманный Леной и Олей туман исчез из стеклянной банки, несмотря на то, что ее надежно закрыли?
– Почему Сережка, полдня просидевший на скамейке около дома, так и не заметил, что Земля движется? И сколько времени надо ждать, чтобы убедиться в этом?
– Обязательно отвечу, друзья, но не сегодня, а в другой раз, – извинился профессор. – Сейчас мы займемся магией!

И не дав никому опомниться, извлек из кармана моток тонкой веревки. В ошеломлении, а также в доставании из набитых карманов самых удивительных предметов наш профессор также непревзойденный специалист.

– Я покажу вам одно из своих чудес, – пообещал он, и, протянув веревку через всю комнату, укрепил концы гвоздиками на стене. Глядя на горизонтально натянутый на высоте 1,5 м шнур, зрители мысленно принялись перебирать известные им чудеса белой и черной магии с подобным началом. Тщетно!

Профессор хлопнул в ладоши, и появились два его помощника. В руках они держали три разноцветных пластмассовых шарика одинакового «яблочного» размера. Внимание ребятишек, конечно же, сконцентрировалось на них. К каждому шару были приделаны нити различной длины с зажимами-прищепками на концах.

– Точно елочные игрушки, – заметил кто-то.

Щелк, щелк, щелк! – прицепили помощники нити с шариками к веревке. Первым оказалось «яблоко» желтого цвета на длинном, сантиметров в восемьдесят, подвесе. На некотором расстоянии от него – красное, на двадцатипятисантиметровой нити, а чуть дальше – «недозрелое» зеленое, зависшее на промежуточной высоте.

Все ожидали, что будет дальше. Почемучкин снял свою накидку, которая оказалась большим прямоугольным куском материи с отверстием диаметром в палец посередине у одного из краев. С помощью безмолвных ассистентов маг пропустил шнур через это отверстие и, зацепив за два крюка, с силой натянул его горизонтально. Помощники удерживали накидку за два верхних уголка перпендикулярно веревке, и материя, не касаясь ее, подобно занавесу, свисала до пола.

– Чудеса начинаются! – заявил маг и указал лучшие для наблюдения места. Все зрители мигом переместились по одну из сторон «занавеса», туда, где висели шары, и замерли в ожидании. – Может ли кто-то из вас силой мысли раскачать один из них?

Оценив свои силы и посмотрев друг на друга, все честно признались:

– Нет. Нам это не под силу.
– Тогда смотрите! – заявил маг и уставился на красное «яблочко».

Стало так тихо, что некоторые даже услышали мысленный приказ чародея. Прошло несколько мгновений, но шар не дрогнул. Тогда маг, упав на колени и протянув руки к небесам (потолку), потребовал:

– О великие законы механики, помогите мне!

Вновь сконцентрировал внимание на шарике и стал делать пассы руками. Пролетели секунды, и все шары пришли в легкое движение. При этом красный шар стал раскачиваться, все больше и больше отклоняясь от положения равновесия. Да так раскачался, словно его рукой кто толкнул!

– О-о-о…

Все, как зачарованные, наблюдали за ним. Маг ослабил контроль и довольно подвел итог:

– Свершилось!

Всем стало ясно, что великие законы неизвестной никому механики действительно помогли. Но как? Некоторые уставились в белизну потолка, пытаясь что-то в ней разглядеть.

Профессор Почемучкин был магом только по совместительству, поэтому, перехватив эти взгляды, не стал долго наслаждаться произведенным эффектом, а приступил к главной задаче. Оставаясь верным своим принципам, он обратился к окружающим с вопросом:

– А почему? Почему это произошло? В чем секрет чуда? Как мог я заставить повиноваться себе красный шар? В чем истинная причина моего чародейства? Ведь каждый грамотный человек понимает: необъяснимых чудес не существует, есть только временно неразгаданные научные законы.

Обрушив на зрителей поток вопросов, Почемучкин снял чалму и скомандовал:

– Задумались!

Все погрузились в свои мысли, а шар в наступившей тишине, продолжая свое движение из стороны в сторону, как бы вопрошал: «По-че-му? По-че-му? По-че-му?»

Юные эрудиты высказали три гипотезы, логично объясняющие технологию чуда:

1. На шар незаметно дули или создавали движение воздуха пассами рук. На что профессор заметил:

– Вы можете завязать мне рот и нос повязкой… Ненадолго, конечно. А руки я могу спрятать за спиной.

2. В руке находился магнит, а в шаре – кусочек железа.

3. К шару привязана тонкая невидимая нитка, за которую, разыгрывая нас, дергал маг.

Почемучкин с удовольствием выслушал и доказал научную несостоятельность последних догадок проведением визуального осмотра, который подтвердил: не все так просто!

– Кто из вас сможет раскачать груз, висящий на нитке, не дотрагиваясь до него? – поинтересовался профессор.
– Я! Я! И я тоже!

Он достал гирьку и, пожелав уменьшить количество желающих, предупредил:

– Груз очень тяжелый!

Остался один доброволец.

– Покажи, на что горазд.

Раздувая щеки, тот стал усиленно дуть:

– Пфу!.. Пфу!.. Пфу!..
– Молодец! Посмотрите, как он дует, – оценил его старания Почемучкин.
– Я и сильнее могу! – похвалился розовощекий малыш.
– Пфу-у-у!..
– Не сомневаюсь, но ты лучше скажи нам, в какой момент ты «пфукаешь»: когда качающаяся гирька движется к тебе или от тебя?

Малыша этот вопрос явно сбил. Он прекратил гипервентиляцию легких и попытался посмотреть на себя со стороны. Но ему не дали времени на размышление:

– Конечно же, когда та движется от нас, – выкрикнул один зритель с места, а другой тут же добавил:
– Таким же способом мы друг друга на качелях раскачиваем.
– Правильно подмечено, – подвел итог Почемучкин. – Усилия прикладываются в такт колебаниям, будь то гирька, качающийся человек или шарик. А как вы думаете, что произойдет, если на грузик подуть не с его тактом, а с каким-нибудь другим? Сильно ли он раскачается?
– Да совсем, наверное, не раскачается.
– Чья идея? Выходи, давай проверим это на опыте. Дуй на любой из шариков, но только строго на мой счет: раз-два… раз-два… Убедились, что не добиться успеха таким образом?
– А у шариков, подвешенных на разных нитях, и такт различный, – заметила девочка, до этого лишь внимательно прислушивающаяся к разговору.
– Точно! А как вы думаете, коллеги, на какое из тел надо чаще дуть, чтобы его раскачать? А реже? – стал развивать идею профессор.

Все согласились, что красный шарик на короткой нити имеет самый маленький такт. Для всех стало ясно, как раскачать любой из шариков, оставив другие неподвижными, но вот как, незаметно для всех, проделал это Почемучкин, оставалось тайной. А он тем временем продолжал:

– «Пфуканье» – не единственный способ раскачать тело. Представьте, что мы в такт колебаниям красного шарика начали подергивать веревку на которой висят неподвижные шары. Что с ними произойдет?.. Правильно, то же, что и при дуновениях, но заметно раскачается лишь один из них. За веревку, как вы видели, никто не дергал… – В этот момент профессор прервал свое повествование и хитро посмотрел на ребят.
– Так ведь?

Те почувствовали неладное и, усомнившись в словах мага, устремили проницательные взгляды на его помощников. Те продолжали безмолвствовать, что временно отвело от них подозрение. У многих в эти мгновения возник вопрос: а какую тайну скрывает черная накидка мага? За ней явно что-то было. Кто-то неведомый, укрывшись за занавесом, безупречно выполнял свою работу. Почемучкин знал, кто и как, но не спешил раскрывать секрет. Почувствовав заинтересованность, он аккуратно заглянул за занавес и утвердительно закивал головой:

– Так и есть – тайна скрыта здесь!

Ребятишки еще не изучали в школе закона прямолинейного распространения световых лучей, но каждый из них жалел, что закон этот существует и мешает постижению истины.

– Давайте представим себе, что там, – и Почемучкин указал на скрытую от всех область пространства, –находится маленький человечек, гномик по имени Резонанс. Он там что-то вытворяет, а результат его действий-проказ мы видим. Как вы думаете, что он там делает?
– Смотрит, как мы удивляемся.

Почемучкин улыбнулся, вспомнив истину, что каждая аналогия имеет слабые стороны, и поставил вопрос более конкретно:

– Это само собой разумеется, но чем он был занят, когда мы наблюдали качание красного шара?
– Играл! Повис, наверное, на веревке и раскачивался на ней из стороны в сторону.
– В такт зеленому шару?
– Да нет же, ведь качается не этот шар, а…
– Значит, в такт желтому?
– Профессор, вы разговариваете с нами, как с маленькими. Все уже поняли, в такт какому.

Почемучкин обрадованно захлопал в ладоши и подтвердил:

– Сообразительный народ!

А потом попросил помощников убрать завесу тайны.

Резонанса никто не увидел. Скорее всего его уже не было там, когда лжемаг взывал к великим законам науки. Гномик, наверное, спрятался или убежал еще что-нибудь раскачивать. Но вместо себя предусмотрительный малыш прицепил к веревке нитку с тяжелым грузом на конце. И убегая, качнул его. Мудрое решение: нитка такой же длины, как и у красного шара, поэтому груз, покачиваясь, дергал за веревку с нужным тактом. Хитрый Почемучкин как-то сумел договориться с гномиком о помощи.

Когда все ребята поняли секрет Резонанса и воспользовались его приспособлением для раскачки желтого и зеленого шаров, профессор пообещал:

– Не забывайте его, вы с ним обязательно встретитесь, и он откроет вам еще немало тайн и чудес.

С.Н. Кириллов,
УВК № 1830, г. Москва