Архив
Педагогические технологии
В.Г.Ефимова,
с. Григорьевское, Пермская обл.
Взаимообмен знаниями при решении задач
Главной идеей коллективных способов обучения (КСО) является взаимное обучение учащихся. Достоинств у такой системы, безусловно, много, о них упоминали Т.Г.Кубяк и Л.М.Маркина (см. № 23/97; 28/99).
Отличительной особенностью методики взаимообмена заданиями является обучение друг друга элементам знаний определенного типа. Я применяю эту методику для обучения решению задач. В процессе работы ученики не просто знакомятся с идеей решения задачи данного типа, но могут проследить за ходом мысли своего партнера, уточнить те моменты, которые пока не очень понятны, прорешать самостоятельно подобную задачу. Решение задач по этой методике требует относительно много времени, как правило, два урока (я делаю сдвоенные) – на работу по карточкам и часть следующего урока – для контроля усвоения, поэтому приходится пересматривать тематическое планирование: вначале изучаем теоретический материал темы, затем решаем задачи. Работа по любой методике КСО требует от учителя большой подготовительной работы, но результаты окупают все.
Карточка состоит из двух частей, в каждой части – по задаче одного типа: если ученик понял решение первой задачи, то вторую он сможет решить самостоятельно. Задачи подбираю так, чтобы они отличались нюансами либо были обратными. Карточки обычно обозначаются цветом, но можно их и нумеровать. Для дополнительной тренировки и проверки собственных возможностей предлагаю в качестве домашнего задания задачи из сборника В.И.Лукашика и учебника на выбор с указанием сложности. К контрольной работе, которая составляется из задач трех уровней, ученики подходят вполне подготовленными в плане, насколько трудные задачи они могут решать.
Способов ввода карточек может быть несколько. Непосредственно перед решением задач учитель обсуждает с учащимися возможные ситуации и варианты решения, затем ученики самостоятельно решают задачу своей карточки. Либо, разбив класс на группы, учитель предлагает карточки одного типа, ученики обсуждают и решают вместе первую задачу карточки, но вторую задачу обязательно решают самостоятельно. В таких случаях целесообразно заготовить листы самоконтроля с планом решения задачи, серией направляющих вопросов, опорными формулами, численными ответами – это зависит от особенностей класса.
Предпочтительным вариантом для достаточно слабых классов считаю подготовку консультантов из числа учащихся, тогда учитель имеет возможность проконтролировать введение всех карточек, устранить возможные ошибки при их объяснении. При таком способе работа начинается за неделю до урока. Перед занятиями, после уроков или на перемене назначенные ученики (обычно желающих очень много) подходят для получения карточки. Я им очень подробно объясняю решение первой задачи, придирчиво выслушиваю их решение и объяснение второй, или же они самостоятельно решают все задачи на своей карточке, а со мной лишь обсуждают пояснения. Таким образом, к планируемому уроку в качестве консультантов готовы от трети до половины учащихся.
На уроке решения задач работа проводится в парах сменного состава. Пару образуют ученики с разными карточками. Каждый подробно объясняет и записывает в тетради партнера решение первой задачи своей карточки, добиваясь полного понимания. Вторые задачи решают самостоятельно в своей тетради, не заглядывая в решение первой. Затем выслушивают объяснение и выставляют оценки друг другу.
При этом существует правило: разбирают карточку до тех пор, пока она не будет хорошо понята. Обменявшись карточками, ученики ищут себе новых партнеров. В процессе работы в тетради заполняется маршрутный лист
Роль учителя на таком уроке невелика. Она сводится к ликвидации «заторов», если несколько учеников не могут найти себе партнеров. Иногда необходимо проконтролировать процесс объяснения слабыми учениками, не потому, что они недобросовестно объясняют, этого не бывает, а потому, что более сильный партнер невнимательно выслушивает. Для отслеживания работы учащихся по ходу заполняется лист учета, на котором учитель может увидеть скорость и порядок «продвижения» учеников, вносить по ходу изменения в состав групп, оказывать необходимую помощь.
К середине второго урока часть учеников выходит на контроль.Учитель может предлагать в качестве контрольных заданий задачи из карточек либо специально подбирать однотипные задачи. Обычно зачет проводится устно, у доски. Ученики, успешно его сдавшие, могут сами принимать зачет у одноклассников. Добросовестность ребят не вызывает сомнения, они спрашивают строже учителя. В журнал выставляется только зачетная отметка.
Работа по такой методике обеспечивает осознанные и прочные знания учеников. Значительно улучшается психологический климат в классе, отношения между учениками выравниваются. Физика как предмет перестает быть одним из самых сложных в школьном курсе.
Пример карточек по теме «Сила тяжести. Вес. Давление».
№ 1 (красная)
1. Найдите силу, с которой кубик из железа с ребром 10 см давит на стол.
2. Определите силу тяжести, действующую на кубик из свинца со стороной 10 см.
№ 2 (синяя)
1. Какова масса и вес 1 м3 льда?
2. Определите массу и вес сосновых дров объемом 3 м3.
№ 3 (зеленая)
1. Каков вес трактора, если его давление на почву 40 кПа, а опорная площадь обеих гусениц 1,3 м2? Определите массу трактора.
2. У трактора ДТ-54 поверхность гусениц, соприкасающихся с землей, 1,4 м2. Определите массу трактора, если известно, что он оказывает на почву давление 37 кПа.
№ 4 (желтая)
1. На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 100 кПа?
2. Вычислите площадь дна кастрюли, если вода массой 3,9 кг, налитая в нее, увеличивает давление на 300 Па.
№ 5 (черная)
1. Масса автомобиля 1800 кг, площадь соприкосновения его колес с полотном дороги 800 см2. Какое давление оказывает автомобиль?
2. Автомобиль массой 6000 кг имеет площадь опоры 2000 см2. Какое давление оказывает он на почву?
Ответы
Литература
1. Мартынов И.М., Хозяинова Э.Н. Дидактический материал по физике для 6–7-го кл. – М.: Просвещение, 1973.
2. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике в 6–7-м кл. Дидактический материал. – М.: Просвещение, 1985.
3. Куперштейн Ю.С., Марон А.Е. Физика. Опорные конспекты и дифференцированные задачи (7–8-й кл.). – Ленинград, 1991.