Архив
Игры? Не только...
С.А. ТРУБАЧЕЕВА,
дер. Алагуй, Иркутская обл.
Дидактическая игра
8-й класс
1. Электрические явления
Класс разбивается на две группы, а каждая группа – на команду участников и «болельщиков». В каждом конкурсе участвуют по одному-два представителя от команды, им выдаются карточки с номерами 1, 2, 3, 4, 5. Вопросы составляются так, чтобы на них можно было ответить, подняв один номер. В задании с логическими цепочками нужно поднять две карточки с номерами, которые нужно переставить, чтобы формула (или выражение) стала верной. Столы в классе следует расставить так, чтобы каждая команда сидела за своим столом.
I тур
На доске портреты ученых-физиков: Ш.Кулона, Э.Резерфорда, А.Ампера, А.Вольта, Г.Ома. Назовите ученого, о котором говорится в вопросе, и покажите его портрет:
1) итальянский физик, один из основателей учения об электрическом токе, создавший первый гальванический элемент;
2) немецкий физик, открывший закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением;
3) ученый, изучавший строение атома;
4) известный французский физик, военный инженер; изобрел прибор, с помощью которого установил основные законы электрического и магнитного взаимодействия.
II тур
На столе находятся амперметр, вольтметр, электрофорная машина, аккумулятор. Назовите и покажите прибор:
1) которым измеряют силу тока в цепи;
2) который является источником тока;
3) которым пользуются для измерения напряжения.
III тур
На доске написаны обозначения физических величин: I, U, R, r, q. Как обозначаются:
1) напряжение;
2) электрический заряд;
3) сила тока;
4) удельное сопротивление?
IV тур
На доске написаны условные обозначения, применяемые на схемах:
Как обозначается:
1) соединение приводов;
2) электрическая лампа;
3) плавкий предохранитель;
4) ключ;
5) гальванический элемент или аккумулятор?
V тур
На доске написаны обозначения единиц физических величин: 1 Ом; 1 Кл; 1 А; 1 Ом • мм2/м; 1 В. Покажите:
1) единицу сопротивления;
2) единицу напряжения;
3) единицу силы тока.
VI тур
На гранях десяти кубиков – буквы. Из десяти букв, выпавших при бросании этих кубиков, составьте слова, являющиеся именами существительными в единственном числе, именительном падеже, которые обозначают физические термины. Подберите слова-физические термины, которые начинаются на каждую выпавшую букву.
Кто придумает больше слов?
VII тур
На доске написаны логические цепочки и формулы, в каждой из которых допущена ошибка. Найдите ее и исправьте:
1)
2)
3)
VIII тур
Выберите правильный ответ.
1) Если напряжение на концах проводника 6 В, его сопротивление 3 Ом, то сила тока равна:
А) 12 А; Б) 2 А;
В) 0,5 А.
2) Работа электрического тока на участке цепи за 5 с при напряжении 10 В и силе тока 2 А равна:
А) 20 Дж;
Б) 50 Дж;
В) 100 Дж.
3) Мощность тока, выделяемая на участке цепи за 5 с при напряжении 10 В и силе тока 2 А, равна:
А) 20 Вт;
Б) 10 Вт;
В) 4 Вт.
4) Если длина константанового провода 10 м, площадь поперечного сечения 2 мм2, удельное сопротивление константана 0,5 Ом • мм2/м, то электрическое сопротивление такого провода равно:
А) 0,4 Ом;
Б) 2,5 Ом;
В) 10 Ом.
IX тур
За 2 мин всей командой придумайте как можно больше предложений, в которых используется слово сопротивление.
2. Изменение агрегатных состояний вещества
Играют командами. На доску вывешивается красочно оформленный маршрут путешествия.
Остановка 1. Каждая команда решает две качественные задачи.
1. Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?
2. Наблюдали бы мы привычные нам изменения в природе весной, если бы удельная теплота плавления льда была так же мала, как у ртути?
1'. В чем проявляется закон сохранения и превращения энергии при плавлении и кристаллизации вещества?
2'. Два одинаковых сосуда из полиэтилена заполнили водой, температура которой 0 °С. Один сосуд поместили в воду, другой – в измельченный лед, имеющий, как и окружающий воздух, температуру 0 °С. Замерзнет ли вода в каком-нибудь из этих сосудов?
Остановка 2. Каждая команда решает свой кроссворд.
Первая команда
1. Одна из частей двигателя внутреннего сгорания. 2. Процесс перехода жидкости в газообразное состояние. 3. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. 4. Двигатель, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию. 5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. 6. Способ образования пара. 7. Явление превращения пара в жидкость.
Вторая команда
1. Тип теплового двигателя, в котором пар вращает вал двигателя без помощи поршня, шатуна и коленчатого вала. 2. Обозначение удельной теплоты плавления. 3. Одна из частей двигателя внутреннего сгорания. 4. Такт цикла двигателя внутреннего сгорания. 5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое. 6. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
Остановка 3. Командам выдаются модели двигателей внутреннего сгорания.
1. Из каких основных частей состоит двигатель внутреннего сгорания?
2. Изобразите схему работы теплового двигателя.
Остановка 4. Решите задачи.
1. Сколько энергии требуется для плавления куска свинца массой 0,5 кг, взятого при температуре 27 °С?
2. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар воды массой 10 г, имеющей температуру кипения?
3. Сколько энергии необходимо для плавления бруска цинка массой 0,5 кг, взятого при температуре 20 °С?
4. Какое количество теплоты необходимо для превращения в пар спирта массой 2 г, имеющего температуру 78 °С?
Остановка 5. Напишите:
– единицу удельной теплоты плавления;
– формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости массой m;
– формулу для вычисления количества теплоты, необходимого для плавления кристаллического тела массой m;
– единицу удельной теплоты парообразования.
.