Архив
Я иду на урок |
школа № 177, г. Москва
Параллельное соединение проводников
УЭ0. Интегрирующая дидактическая цель (ИДЦ): в процессе работы над учебными элементами (УЭ) данного модуля учащиеся должны:
- изучить теорию параллельного соединения проводников в электрической цепи;
- научиться решать задачи на параллельное соединение, проверять на практике закономерности параллельного соединения проводников в электрической цепи;
- продолжить развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, обучения на доверии, коммуникабельности.
УЭ | Цели и задачи, объявляемые учащимся | Комментарии для учащихся |
УЭ1 7 мин |
Цель: повторение
(для подготовки к работе над новым материалом):
Выполните самостоятельную работу (карточка № 1) по вариантам. |
Работайте по вариантам. Обратитесь к § 38, 40, 44, 48. Выберите правильные ответы и запишите их в лист ответов УЭ-1. Сверьтесь по окончании работы с ответами, которые учитель спроецирует на экран. За каждое верно выполненное задание занесите 1 балл в оценочный лист. |
УЭ2 25 мин |
Цель: изучение
теории параллельного соединения проводников в
электрической цепи. План действий
при параллельном соединении |
В процессе изучения новой темы руководствуйтесь данным вам планом, непонятные вопросы обсуждайте друг с другом. |
Если параллельно соединены n одинаковых проводников, то где n – число проводников. Запомните! При параллельном соединении общее сопротивление участка R всегда меньше наименьшего сопротивления, входящего в это соединение.
|
Вспомните
формулу Ома:
После изучения УЭ-2 поставьте в оценочный лист 5 баллов.
|
|
Дополнительное
задание (если осталось время): 1. Попробуйте начертить участок параллельного соединения проводников так, чтобы ветви «на первый взгляд» не выглядели параллельными. 2. Какой из токов больше: I1 или I2? 3. Сколько одинаковых резисторов сопротивлением по 20 Ом надо соединить параллельно, чтобы общее сопротивление участка стало 2 Ом? 4. Почему бытовые приборы в помещении соединяют параллельно? Какой прибор в вашей комнате соединен не параллельно, а последовательно с потребителями? 5. Изменятся ли показания амперметра, если ползунок реостата передвинуть влево? |
Краткие ответы запишите в тетрадь. Сравните свои ответы с ответами в листе самоконтроля УЭ-2 (возьмите у учителя). За каждый верный ответ занесите в свой оценочный лист 1 балл. | |
УЭ3 23 мин |
Цель: проверить
на опыте справедливость формул для тока при
параллельном соединении: I = I1 + I2.
Соблюдайте полярность при включении амперметра!
|
Соблюдайте
правила техники безопасности:
Перед измерением силы тока вспомните цену деления вашего амперметра. |
Дополнительное задание (если осталось время):
|
Цель опыта 3
пока не разбирайте.
Тетради для ЛР в открытом виде сдайте для проверки учителю. Разберите электрическую цепь. |
|
УЭ4 10 мин |
Цель: применить
изученное для решения задач.
|
|
План решения |
Обсуждайте и решайте задачи в парах, решения записывайте в тетрадь. | |
1) Изучите
схему 4 смешанного соединения проводников; 2) определите, как соединены резисторы на участке BC; 3) определите, как соединены участки BC и CD; 4) запишите кратко условие задачи, используя обозначения на схеме; 5) найдите силу тока в цепи до разветвления (через R3 и амперметр А); 6) определите общее сопротивление участка BC, используя закон Ома; 7) найдите сопротивление участка BD; 8) запишите ответ. |
Решайте задачу б, следуя данному вам плану. Сверьте свое решение с проецируемым на экран. За правильное решение каждой задачи поставьте в свой оценочный лист 3 балла. | |
УЭ5 20 мин |
Цель: проверка
усвоения. Выполните самостоятельную работу (карточка № 2). |
Работа по
вариантам. Предварительно подсчитайте баллы в
оценочном листе. Если вы набрали 29–30 баллов, то
сразу приступайте к задаче № 3. Если меньше 22,
то начинайте с задаче № 1. После выполнения самостоятельной работы проверьте друг друга по листу взаимоконтроля (возьмите у учителя). Поставьте баллы в оценочный лист: за 1-ю задачу – 3 балла; за 2-ю задачу – 4 балла; за 3-ю задачу – 5 баллов. |
УЭ6 5 мин |
Цель:
подведение итогов. Подсчитайте баллы в своем оценочном листе и поставьте себе оценку: за 37–44 балла «5»; за 29–34 - «4»; за 24–28 - «3». Если вы набрали меньше 24 баллов, еще раз вернитесь к учебнику и записям в тетради. Домашнее задание:
|
Оценка «3» ставится в журнал по желанию учащегося. |
Оценочный лист
Самостоятельные работы
I вариант
Карточка № 1 (УЭ1)
1. Обозначьте прибор, включенный в электрическую цепь:
А) манометр;
Б) вольтметр;
В) амперметр.
А) реостат;
Б) вольтметр;
В) амперметр.
2. Определите цену деления шкалы прибора и его показания:
А) 0,2 А; 0,6 А;
Б) 0,1 А; 0,8 А;
В) 0,05 А; 0,65 А;
Г) 0,02 А; 0,8 А.
А) 0,1 В; 4,4 В;
Б) 0,2 В; 4,8 В;
В) 0,5 В; 6 В;
Г) 0,4 В; 6 В.
3. Определите по схеме сопротивление участка AB и силу тока через него:
А) 9 Ом; 1,5 А;
Б) 9 Ом; 1 А;
В) 18 Ом; 1 А;
Г) 18 Ом; 0,3 А.
4. Каковы показания амперметра и вольтметра V2?
А) 0,6 А; 24 В;
Б) 5 А; 200 В;
В) 0,6 А; 36 В;
Г) 0,2 А; 8 В.
Карточка № 2 (УЭ5)
Примечание: сопротивления на схемах указаны в омах.
1. Определите по схеме показания амперметров.
2. Одинаковые резисторы сопротивлением 9 Ом каждый соединены параллельно. Определите сопротивление цепи и силу тока в ее неразветвленной части.
3. Определите по схеме показания амперметра и падение напряжения между точками ВС.
Ответы на дополнительное задание
Лист самоконтроля (УЭ2)
1. Примеры параллельного соединения проводников:
2. I1 > I2, т.к. R1 = 3 Ом < R2 = 5 Ом.
3. число одинаковых резисторов.
Отсюда
Ответ. Надо соединить параллельно 10 резисторов.
4. Так как все бытовые потребители рассчитаны на одно и то же напряжение 220 В. Последовательно с потребителем соединен ключ (выключатель).
5. Показания амперметра изменятся (т.к. изменится сопротивление R участка из параллельно соединенных реостата и резистора).
Самостоятельные работы
II вариант
Карточка № 1 (УЭ1)
1. Обозначьте прибор, включенный в электрическую цепь.
А) амперметр;
Б) барометр;
В) вольтметр.
А) вольтметр;
Б) амперметр;
В) реостат.
2. Определите цену деления шкалы прибора и показания прибора.
А) 0,05 А; 0,7 А;
Б) 0,1 А; 0,5 А;
В) 0,04 А; 0,7 А;
Г) 0,05 А; 0,65 А.
А) 0,2 В; 4,6 В;
Б) 0,5 В; 5,5 В;
В) 0,4 В; 5,2 В;
Г) 0,5 В; 6,5 В.
3) Определите по схеме показания амперметра и общее сопротивление цепи:
А) 1 А; 6 Ом;
Б) 0,5 А; 5 Ом;
В) 2 А; 1 Ом;
Г) 2 А; 5 Ом.
4) Определите силу тока в проводнике R3 и напряжение на участке BC:
А) 0,5 А; 6 В;
Б) 2 А; 24 В;
В) 1 А; 12 В;
Г) 3 А; 24 В.
Карточка № 2 (УЭ5)
Примечание: сопротивления на схемах указаны в омах.
1. Чему равны сопротивления резисторов R1, R2 и сила тока в цепи до разветвления?
2. Одинаковые резисторы R1, R2, R3 сопротивлением по 3 Ом соединены параллельно. Сила тока в цепи равна 2,4 А. Определите общее напряжение на проводниках и силу тока в них.
3. Определите падение напряжения на R1 и силу тока в резисторах R1 и R2.
Ответы к заданиям на карточке № 1
I Вариант
1. а) В; б) Б.
2. а) Б; б) В.
3. В
4. А.
II Вариант
1. а) В; б) Б.
2. а) А; б) Б.
3. Б.
4. Б.
Ответы к заданиям на карточке № 2
Лист взаимоконтроля (УЭ5)
I вариант
1. Дано:
R1 = 20 Ом,
R2 = 30 Ом,
U = U1 = U2 = 36 В.
_______________
I1 – ? I2 – ? I – ?
Решение
По закону Ома:
По формуле параллельного соединения для токов: I = I2 + I2 = (1,8 + 1,2) А = 3 А.
Ответ. I1 = 1,8 А; I2 = 1,2 А; I = 3 А.
2. Дано:
R1 = R2 = R3 = 9 Ом,
U = U1 = U2 = U3 = 6 В.
______________
R – ? I – ?
Решение
Общее сопротивление цепи где n = 3.
Ток в цепи, по закону Ома,
Ответ. R = 3 Ом; I = 2 А.
3. Дано:
R1 = 5 Ом,
R2 = 8 Ом,
R3 = 12 Ом,
R4 = 2 Ом,
U2 = U3 = 4,8 В.
___________I – ? UВС – ?
Решение
На схеме – смешанное соединение. Участки BK, KM и MC соединены последовательно. Участок KM представляет собой параллельно соединенные резисторы R2 и R3. Следовательно:
I = (0,6 + 0,4) А = 1 А.
Падение напряжения на R1 и на R4: U1 = I • R1 = 1 А • 5 Ом = 5 В;
U4 = I • R4 = 1 А • 2 Ом = 2 В; UBC = U1 + U2 + U4 = (5 + 4,8 + 2) В = 11,8 В.
Ответ. I = 1 А; UBC = 11,8 В.
II вариант
1. Дано:
U = U1 = U2 = 2 В,
I1 = 0,5 А,
I2 = 2 А.
_____________R1 – ? R2 – ? I – ?
Решение
По закону Ома:
По формуле параллельного соединения для токов: I = I1 + I2 = (0,5 + 2) А = 2,5 А.
Ответ. R1 = 4 Ом; R2 = 1 Ом; I = 2,5 А.
2. Дано:
R1 = R2 = R3 = 3 Ом,
I = 2,4 А.
___________U – ? I1, 2, 3 – ?
Решение
При параллельном соединении одинаковых проводников I1 = I2 = I3; I = I1 + I2 + I3; I = 3I1, следовательно:
Тогда U1 = I1 • R1 = 0,8 А • 3 Ом = 2,4 В; U1 = U2 = U.
2-й способ решения: U = I • R = 2,4 А • 1 Ом = 2,4 В.
Ответ. U = 2,4 В; I1 = I2 = I3 = 0,8 А.
3. Дано:
I = 1 А,
R1 = 2 Ом,
R2 = 6 Ом,
R3 = 2 Ом,
U = 3,5 В.
_________U1 – ?
I2 – ?
I3 – ?
Решение
На схеме – смешанное соединение. Участки AB и BC соединены последовательно. Участок BC представляет собой параллельно соединенные R2 и R3. Так как через R1 и BC протекает один и тот же ток 1 А, находим U1 по закону Ома:
Ответ. U1 = 2 В; I2 = 0,25 А; I3 = 0,75 А.
Учебник А.В.Перышкина, Н.А.Родиной «Физика-8». Подробнее о модульных уроках см. в статье О.Б.Логиновой, М.Ю.Демидовой «Современные педагогические технологии» в № 9/01.