Архив
Общественный смотр знаний |
Физические и химические явления
6-й класс. Пропедевтический курс
Этот урок я провела в апреле прошлого года, практически подводя итоги изучения экспериментального курса А.Е.Гуревича «Физика и химия». В состав общественного жюри были приглашены родители учащихся, учителя, ученики старших классов. Урок состоял из следующих этапов: разминка (фронтальные задания); отчет творческих групп (группы физики-экспериментаторы, физики-теоретики, химики-теоретики, химики-лаборанты, физики-математики, а также отдельная творческая группа из учащихся, не вошедших в другие группы, – были составлены «по желанию» и готовили небольшие сообщения, темы которых ребята определяли самостоятельно); подведение итогов и выставление оценок. Были продемонстрированы и хорошие знания учащихся, и выявлены пробелы в программе.
Цели: выяснить, какое представление имеют учащиеся о физических и химических явлениях, умеют ли они различать их; выявить умения и навыки обращения с лабораторным оборудованием; определить, как усвоены обозначения физических величин, единиц их измерения, основные формулы и определения; проверить умение использовать формулы для расчета задач.
Оборудование: дидактический материал; сетка кроссворда (24 экземпляра); карточки «Единицы измерения физических величин»; сигнальные карточки-кружки (25 красных, 25 синих); задания для групп; держатель пробирок; пробирка; мензурка; штатив; муфта; колба; aмперметр; весы; спиртовка; рычаг; динамометр; насос Комовского; колба с пробкой и трубкой; зажим; источник тока; лампочка на подставке; ключ; провода; вольтметр лабораторный; амперметр лабораторный; штатив с изолирующим стержнем; металлическая гильза на шелковой нити; эбонитовая палочка; кусок меха; прибор для демонстрации закона Паскаля; таблица с обозначением веществ (для группы химиков-теоретиков); пробирки; лотки; индикаторы (фенолфталеин или метилоранж); раствор кислоты; раствор основания; чистая вода; раствор йода, картофель сырой и вареный, белый хлеб, сахарный песок, зубной порошок, крахмал; хвойный концентрат, сосуд с чистой водой; одеколон.
Ход урока
1. Оргмомент
Объявление целей, представление жюри.
2. Разминка
- Диктант (поочередно показываю приборы, названия которых учащиеся последовательно записывают в сетку кроссворда): держатель, пробирка, мензурка, штатив, муфта, колба, амперметр, весы, спиртовка, рычаг. (Ключевое слово – динамометр. Предлагаем выйти к столу, найти среди приборов динамометр и рассказать о нем.)
- Работа с карточками (показываю поочередно карточки с единицами измерения физических величин, учащиеся отвечают, показывая свои, с обозначением соответствующей физической величины).
- Знание химических и физических явлений (называю различные явления, учащиеся показывают сигнальную карточку: красную – физическое явление, синюю – химическое): испарение воды; горение угля; размельчение мела; прокисание молока; сгорание дерева; плавление олова; гашение соды уксусом; засахаривание варенья; ржавление железа; свечение лампочки; таяние льда; гниение соломы; кипение воды; почернение серебряной монеты; растворение сахара; выпадение дождя; разрушение дерева серной кислотой; получение сметаны; соление овощей; притяжение булавки к магниту; получение кефира; образование зеленого налета на медных изделиях; замерзание воды.
3. Выполнение заданий по группам
Физики-экспериментаторы
Задание 1: продемонстрировать фонтан.
Задание 2: продемонстрировать переливание жидкости из одного сосуда в другой.
Задание 3: собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока (батарейки), электрической лампы, ключа, амперметра, вольтметра и соединительных проводов. Измерить силу тока в цепи и напряжение на лампочке. Записать показания приборов.
Задание 4: продемонстрировать действие электрического поля на металлическую гильзу. Доказать на опыте, что в отсутствие электрического поля на гильзу не оказывается влияния. Показать, как под действием электрического поля гильза сначала притягивается к заряженной эбонитовой палочке, а после соприкосновения с ней – отталкивается.
Задание 5: продемонстрировать явление диффузии в жидкостях и газах, используя для этого сосуд с чистой водой и крупинки красящего вещества, например, хвойного концентрата и флакон духов. Объяснить результаты опыта.
Физики-теоретики
Задание 1: объяснить опыт «Образование фонтана».
Задание 2: объяснить опыт по переливанию воды из одного сосуда в другой.
Задание 3: начертить схему электрической цепи, состоящей из источника тока, электрической лампочки, ключа, амперметра, вольтметра и соединительных проводов. Рассказать, как включаются в цепь амперметр и вольтметр, как определить цену деления шкалы измерительного прибора.
Ответ. Амперметр включается в цепь последовательно, вольтметр – параллельно тому участку цепи, на котором измеряют напряжение, «–» прибора подключается к «–» источника.
Чтобы определить цену деления прибора, нужно взять два соседних числа, из большего вычесть меньшее, и разность разделить на число делений между этими числами.
Задание 4: объяснить опыты по взаимодействию эбонитовой палочки и металлической гильзы. Почему незаряженная палочка не оказывает влияния на гильзу? Почему к заряженной палочке гильза сначала притягивается, а затем отталкивается?
Химики-лаборанты
Задание 1: распознавание крахмала. Крахмал легко распознавать: настойка йода, вступая с ним в реакцию, приобретает сине-фиолетовый цвет. Испытать, есть ли крахмал в вареном картофеле, сыром картофеле, белом хлебе, зубном порошке, сахарном песке, картофельной муке.
Для этого надо положить испытываемый продукт на блюдце; с помощью пипетки поместить одну каплю разведенной настойки йода на испытываемый продукт; посмотри, изменилась ли окраска настойки йода, как она изменилась; можно ли сказать, есть в этом продукте крахмал? Рассказать всем о результатах опыта.
Задание 2: распознавание раствора кислоты. В трех пробирках под номерами 1, 2, 3 находятся раствор кислоты, раствор основания, чистая вода. В распоряжении имеются индикаторы. Используя эти индикаторы, определить, в какой из пробирок находится раствор кислоты. Опыт провести два раза: первый раз на месте, для себя, а второй раз продемонстрировать всем и обязательно рассказать, как было получено решение этой экспериментальной задачи.
Ответ. Индикатор метилоранж в растворе кислоты меняет оранжевый цвет на красный.
Задание 3: распознавание раствора основания. (Задание аналогичное.)
Ответ. Индикатор фенолфталеин – бесцветный, в растворе основания становится малиновым.
Задание 4: распознавание чистой воды. (Задание аналогичное.)
Ответ. Чистая вода не изменяет цвет индикаторов.
Химики-теоретики
NaCl CO2 Al2O3 HNO3 Ca(OH)2 |
SiO2 HCl O2 Fe2O3 H3PO4 |
H2SO4 NaOH CaO H2O C |
CH4 K2CO3 KOH Fe Na2CO3 |
Задание 1: выписать из таблицы вещества, которые относятся к кислотам. Дописать уравнение реакции: ... + O2 = CO2. Как называется эта реакция?
Ответ. HNO3, H3PO4, HCl, H2SO4. С + О2 = CО2. Реакция соединения.
Задание 2: выписать из таблицы вещества, которые относятся к основаниям. Дописать уравнение реакции: C2H6 = ... + C2H4. Как называется эта реакция?
Ответ. Ca(OH)2, NaOH, KOH. С2Н6 = Н2 + С2Н4. Реакция разложения.
Задание 3: выписать из таблицы вещества, которые относятся к оксидам. Дописать уравнение реакции: CaO + ... = Ca(OH)2. Как называется эта реакция?
Ответ. CO2, Al2O3, SiO2, CaO. СаО + Н2О = Са(ОН)2. Реакция соединения.
Задание 4: выписать из таблицы вещества, которые относятся к солям. Дописать уравнение реакции: ... = C + 2H2. Как называется эта реакция?
Ответ. NaCl, K2CO3, Na2CO3. СН4 = С + 2Н2.
Реакция разложения.
Физики-математики
Задание 1
1. Определить плотность бензина, если известно, что бензин объемом 200 см3 имеет массу 160 г.
2. Катер движется со скоростью 20 км/ч. Какой путь он пройдет за 2 ч?
Ответ. 0,8 г/см3. 40 км.
Задание 2
1. Поезд проехал из города А в город В за 500 с. Расстояние между городами 10 000 м. С какой скоростью ехал поезд?
2. Какова масса золотого слитка, объем которого 5 см3? Плотность золота 19,3 г/см3.
Ответ. 20 м/с. 96,5 г.
Задание 3
1. Вычислить работу, произведенную силой 0,02 кН, если расстояние, пройденное телом по направлению действия силы, равно 10 м.
2. Сколько времени потребуется велосипедисту, чтобы преодолеть путь 5000 м, если скорость движения велосипедиста равна 10 м/с?
Ответ. 200 Дж. 500 с.
Задание 4
1. Сила 3 кН равномерно действует на площадь 600 см2. Чему равно давление в данном случае?
2. С какой скоростью идет пешеход, если 10 км он прошел за 2 ч?
Ответ. 50 кПа. 5 км/ч.
Задание 5
1. При температуре 10 °С в 1 м3 воздуха содержится 9 г водяного пара. Чему равна влажность воздуха, если масса насыщенного пара при данной температуре 45 г?
2. За сколько времени пролетит вертолет расстояние 6000 м, если он летит со скоростью 30 м/с?
Ответ. 20%. 200 с.
4. Защита своего задания каждой группой у доски
Экспериментаторы демонстрируют опыт, а теоретики объясняют его. Учащиеся из творческой группы выступают в паузах с подготовленными заранее небольшими сообщениями по интересующим их проблемам в соответствии с темой урока.
5. Подведение итогов жюри, выставление оценок
(Для жюри подготовить копии всех заданий с ответами, ведомости учета знаний учащихся, желательно каждому члену жюри. Критерий оценки: 10 баллов – «5», 8–9 баллов – «4», 6–7 баллов – «3».)