Архив
Е.Г. Прохорова,
Верхнеачакская средняя школа, Чувашия
Механика–наука о движении
Урок-КВН
9-й класс. Базовый курс
Такой урок я провожу после изучения тем «Кинематика» и «Динамика», в 3-й четверти, в рамках «Недели физики». Если бывает возможность, занимаем два урока, число конкурсов изменяю по необходимости. Во время обдумывания вопросов включаю бодрую музыку, не отвлекающую внимание, время измеряю с помощью песочных часов.
На доске плакат со словами «Физика! Какая емкость слова! Физика – для нас не просто звук! Физика – опора и основа всех без исключения наук». Класс заранее делится на две команды, готовит их названия, эмблемы, девизы, домашнее задание. Жюри строго следит, чтобы они соответствовали тематике и были занимательными. Привожу лишь конкурсы.
- Разминка команд (по 3 вопроса взаимно).
- Напиши термины (по одному ученику от команды выходят к доске и на ее крыльях в течение 1 мин пишут слова, связанные с механикой, – кто больше).
- Назови по графику вид движения или опиши, как двигалось тело.
- Реши задачу на рисунке (команды получают одинаковые карточки с рисунками и «наперегонки» решают задачи).
- Поездка в автобусе (по два человека от команды, встав спиной друг к другу и боком к классу, показывают с помощью кукол, что происходит с пассажирами в случаях, которые объявляет учитель: автобус резко тронулся; едет равномерно; резко повернул вправо; резко затормозил; резко повернул влево; едет равномерно; взлетает с ускорением 3g вверх; не набрал 1-ю космическую скорость и падает на землю; падает и касается земли колесами; едет дальше, но вдруг – на пути ребенок).
- Законы Ньютона (команды
«наперегонки» называют закон Ньютона – 1-й, 2-й
или 3-й, – который работает в примерах, приводимых
учителем*:
- тело покоится на столе;
- раскрытый парашют равномерно движется вертикально вниз;
- автомобиль трогается с места;
- шайба летит после удара клюшкой (Fтр = 0);
- маятник колеблется;
- бильярдные шары сталкиваются;
- камень падает на землю;
- самолет летит равномерно по прямой;
- автомобиль тормозит;
- автомобили сталкиваются).
- В невесомости (команды быстро
отвечают (да или нет) на вопросы учителя,
касающиеся ситуаций в состоянии невесомости):
- Пишет ли перьевая ручка?
Можно ли пользоваться барометром-анероидом?
Испытает ли боль космонавт, стукнувшись в корабле об острый предмет?
Можно ли пользоваться пружинными весами? измерить массу на рычажных весах? пользоваться песочными часами? маятниковыми часами? наручными механическими часами? электронными часами?
Существует ли в невесомости архимедова сила?
- Будет ли из чайника вытекать вода?
- Будет ли выполняться закон сообщающихся сосудов?
- Будет ли по форме отличаться свободная капля жидкости от обычной? Как именно?
- Обложка (на обложке учебника «Физика-9» Н.М.Шахмаева и др. изображены Ломоносов и Ньютон, Паскаль и Торричелли. Могли ли они встретиться при жизни? (Ответ. Ньютон и Ломоносов – да. Паскаль и Торричелли – да.)
- Подбери формулу к рисунку (дается по четыре рисунка каждой команде).
- Убери лишнее (на столе два одинаковых набора предметов: 1) динамометр; 2) линейка; 3) шарик; 4) термометр; 5) часы; 6) мензурка; 7) метроном; 8) спиртовка; 9) брусок; 10) блок; 11) рычаг. Выходят по одному человеку от команды и отбирают предметы, имеющие какой-либо общий «физический» признак. Например, предметы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11 – применяются в механике; предметы 1, 2, 4, 5, 6, 7 – измерительные приборы).
- Начерти траекторию
(представители команд по очереди выходят к доске
и чертят траекторию, задаваемую учителем:
- движения иглы проигрывателя: а) относительно пластинки; б) относительно корпуса;
- движения края лопасти винта вертолета при взлете: а) относительно Земли; б) относительно вертолета;
- движения ручки учителя, когда он доволен ответом ученика.
- Физика и другие науки (обе команды делают небольшие сообщения, подготовленные дома, о связи физики с другими науками: химией, математикой, биологией, музыкой, географией, историей, языками).
- Формулы (по одному человеку от команды выходят к доске и на ее крыльях в течение 1–1,5 мин пишут как можно больше формул из механики).
- Справочник (пользуясь
справочником А.С.Еноховича (Краткий
справочник по физике. – М.: Высшая школа, 1976),
быстро найти ответы на вопросы).
- В каком году впервые была определена гравитационная постоянная? (Ответ. В 1798 г.)
- Какова начальная скорость пули при выстреле из пистолета Макарова? (Ответ. 318 м/с.)
- Какова скорость движения африканского страуса? автомобиля «Нива»? (Ответ. 80 км/ч; до 132 км/ч.)
- Каково ускорение свободного падения в Париже? (Ответ. g = 980,943 см/с2.)
- Реши устно
- Какие басни Крылова связаны с физикой? (Ответ. «Лебедь, Щука и Рак», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лягушка и Вол», «Белка», «Обоз», «Лев и Комар» и др.).
- Какие пословицы, связанные с физикой, можете назвать? (Ответ. «Как аукнется, так и откликнется» (3-й закон Ньютона), «Пеший конному не товарищ» (скорость), «Плетью обуха не перешибешь» (импульс) и т.д.).
- Чему равно перемещение Земли за год относительно Солнца? (Ответ. 0.)
- В какой точке на земном шаре g имеет максимальное значение? (Ответ. На полюсах.)
- Реши письменно
Поезд длиной l = 300 м движется по горизонтальному мосту равномерно со скоростью v = = 36 км/ч. За какое время (в минутах) поезд пройдет мост, если длина моста L = 600 м? (Ответ. Полное время прохождения моста )
- Нарисуй картинку (шуточную, связанную с физикой, например):
- Эксперимент (команды набирают у учителя необходимые приборы и показывают опыт. Например, определяют жесткость k пружины, демонстрируют невесомость при падении динамометра с грузом и т.д.).
- Пантомима (команды «играют» какое-нибудь физическое явление, например, две группы тянут друг друга в разные стороны и остаются в покое, а команда соперников должна отгадать, что это).
- Физические явления (глядя на цветные вкладки из книги Л.А.Горева (Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985), указать, с каким физическим явлением они связаны).
- Физические Куплеты (сочиняются по ходу всего урока).
Учи науку физику,
Она тебе нужна,
Когда сидишь за партой –
Реакция важна.
*[В любой ИСО и в каждом приводимом примере «работают» все три закона Ньютона одновременно. – Ред.]