Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2000

Архив

ИГРЫ? НЕ ТОЛЬКО!

В.С. АННЕНКОВА,
школа № 57, г. Курск

Физика всюду и везде

КВН

Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, веселое настроение, ведь наш КВН не совсем обычный: мы хотим утвердить физику всюду и везде. Сегодня перед нами выступают две команды – из 10-го «В» и 10-го «А». Их отличает не только знание предмета, но и юмор, умение работать на сцене, быстрота реакции и находчивость. Мы даем возможность блеснуть знаниями во всех областях науки. Нобелевскую премию победителю, конечно, обещать не можем, но приз дадим. В добрый путь! Ну, что же, друзья, за дело!

На КВН нет простых зрителей – все болельщики. Основа их поведения – доброжелательность к команде противника. Высшим органом КВН является жюри, или, как его можно назвать, коллегия справедливости. Сегодня в жюри взрослые и авторитетные люди: И.Н.Пилюгина, Л.Б.Малышева, Т.В.Орлова, Наташа Кудряшова.

Команда «ОМОН». Название нашей команды – «Отряд молодых, отважных, находчивых». Наш девиз: «Не подумав, не отвечай, не проверив на опыте, не утверждай». Наше приветствие:

Друзья, приветствовать мы рады
Вас на встрече КВН.
Другой награды нам не надо,
Победу мы хотим взамен.
…........................................
Соперникам нашим –
Огромный привет,
Везенья и счастья, улыбок букет!

Команда «СЭФ». Название нашей команды – «Союз энтузиастов-физиков». Наш девиз: «Больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами». Наше приветствие:

Сегодня в школе КВН,
Вы, судьи, не судите строго.
….....................................
Не губите нас, жюри, не губите!
Помогите от души, помогите,
Ради дружбы на века
Вы подкиньте балла два.

Что такое КВН? Это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей – отрицательно, жюри – электронейтрально. Мы открыли три закона КВН-динамики:

1-й закон: Физика + Юмор = const (чем больше физики, тем меньше юмора, и наоборот);

2-й закон: если игрок тянет время в замкнутой системе зала, зрителей тянет к выходу;

3-й закон: силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая всегда направлена в сторону побеждающей команды.

Ваше благородие, госпожа Удача!
Боже, помоги ты нам, ну и нашим братьям.
Ласковые сети поставим мы жюри.
Не везет в игре нам – повезет в любви.

Команда «ОМОН» (протягивая подарок – изюминку). Не нужно скучать и без дела сидеть. Зайдите изюминку к нам посмотреть. Физические характеристики: m = 7 • 10–5 кг, V = 13 • 10–8 м3, r = 539 кг/м3. Чем богаты, тем и рады! Вопрос-сюрприз: куда исчезла энергия, затраченная на получение изюминки из винограда?

Команда «СЭФ» (протягивая подарок – игрушечный пейджер).

Помните: сейчас в ваших руках прямая связь с Богом. Стоимость подарка, как вещает радио Курска, 650 $. Не волнуйтесь, для друзей ничего не жалко, пусть атрибут нашей команды поддержит вас в трудную минуту.

? Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Ответ: нормальная температура окружающей среды 18–20 °С. При 25 °С и выше возбуждаются кожные нервные окончания, воспринимающие тепловое раздражение, они посылают сигналы в центральную нервную систему, которая дает «приказ» мышцам расширить кровеносные сосуды кожи. В нее притекает больше крови из внутренних органов, и она краснеет. При температуре ниже 18 °C организм начинает отдавать бо1льшую часть тепла путем излучения. Для уменьшения теплоотдачи сосуды сужаются, кожа бледнеет. Когда нам холодно, в организме усиливается обмен веществ и увеличивается выделение энергии в мышцах, благодаря беспорядочному сокращению отдельных мышечных волокон, так называемой дрожи.

? Почему мелкие насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные гибнут? Ответ: прочность костей и тканей животного пропорциональна площади их сечения [т.е. квадрату линейного размера тела. Сила трения также пропорциональна этой площади. Масса же животного пропорциональна его объему, т.е. кубу линейного размера. С уменьшением размеров тела его объем убывает значительно быстрее, чем поверхность, следовательно, сила торможения тела в воздухе на единицу его массы возрастает обратно пропорционально линейному размеру. – Ред.]. Кроме того, для более мелкого животного возрастает удельная сила мышц.

? При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды? Ответ: на 1-м законе Ньютона. При резком движении животного приходят в движение и капельки воды в шерсти, они движутся по инерции и покидают шерсть.

? Известно, что в солнечный жаркий день деревья не следует поливать, т.к. капли воды оставляют на листьях коричневые пятна. Почему? Ответ: капли фокусируют солнечный свет на поверхности листа, в этом месте лист перегревается и темнеет.

? Почему на Земле нет гор, скажем, в 10 раз выше Эвереста? Ответ: при критической высоте горы, равной f 30 км, давление у ее основания настолько велико, что породы там начинают «течь».

? Почему раздается звук «крик- крак-щелк», когда заливают молоком рисовые хлопья? Ответ: когда хлопья разбухают в молоке и в конце концов лопаются, из них начинает выходить воздух.

? Почему белый медведь крупнее бурого, северный олень крупнее благородного, полярная сова крупнее обычной? Ответ: у крупных тел масса на единицу поверхности больше, чем у мелких, поэтому им легче сохранять тепло.

? Какое усилие развивает бицепс, если человек поднимает рукой 20 кг?

Ответ: если 1 – точка приложения веса груза, 2 – сустав, ось вращения рычага, 3 – точка крепления бицепса к кости, 4 – бицепс,

 
по закону рычага: ,

 

т.е. бицепс должен развивать усилие 200 Н • 10 =  2000 Н.

 

? Почему человек-невидимка не может быть всемогущим? Ответ:

человек будет невидим, если все его тело не будет ни поглощать, ни отражать, ни преломлять лучи. Это относится и к хрусталику глаза, который также не должен преломлять солнечные лучи, т.е. фокусировать их на сетчатке. Человек-невидимка был бы слеп.

Пока жюри подводит итоги, я расскажу, как «шутят» ученики на уроках физики.

Лошадиная сила – это сила тяги лошади высотой 1 м и весом 750 кг.
Диффузия происходит, когда молекулы воды проникают в тела овец.
Атом – это то, что состоит из ядра и протоплазмы.
Луна – это холодный источник света.
Сила тока – это прохождение атомов по проводнику.

Команда «ОМОН»: «Физкультура + физика».

Учитель физкультуры. Здравствуйте, молодые люди! Человеческое тело испытывает достаточно большую механическую нагрузку от собственного веса и от мышечных усилий, возникающих во время трудовой деятельности.

Ученики (тихо). Знакомая физика.

Учитель физкультуры. Сегодня на уроке мы проследим за различными видами деформаций. (Смех.) Смирно! Когда вы стоите, деформацию сжатия испытывают позвоночный столб, нижние конечности и покровы ступни, деформацию растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы, а при поворотах головы и туловища, вращении кистей рук происходит деформация кручения. При отжимании деформацию изгиба испытывает позвоночник, кости таза, конечностей. Соединительные ткани в связках обладают большой эластичностью, например, затылочная связка может быть растянута более чем вдвое. При прогибе происходит растяжение материала по выпуклой стороне, а сжатие – по вогнутой; средние части заметной деформации не испытывают.

Выполняем отжимания: раз-два-три-четыре! (Ученики выполняют упражнения, а учитель в это время говорит.) Насколько я понимаю, под действием силы притяжения Земли вы опускаетесь вниз, но сила упругости ваших деформированных мышц противодействует силе всемирного тяготения и совершает работу. Чем больше вы отжимаетесь, тем вы здоровее. В здоровом теле – здоровый дух! Главное – здоровье, ну а все остальное приложится.

Вот в древности люди были очень сильными. В Греции есть два места с похожими названиями. На севере – гора Олимп, на вершине которой, как считали древние греки, жили боги-олимпийцы. А на юге – Олимпия, где раз в 4 года проводились соревнования, посвященные Зевсу, – Олимпийские игры. Пять дней длились игры. Атлеты соревновались в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба.

Знакомьтесь, перед вами атлеты древности. Один из них так быстро бежал, что его видели только в начале и в конце дорожки, а посередине не успевали заметить. Другой атлет бросал диск так далеко, что его не могли найти. Знаменитые атлеты жили долго, ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них дожили до сегодняшнего дня и принимают участие в зимних Олимпийских играх в Нагано.

Команда «СЭФ»: «Последний день мучений».

(Методический кабинет. Входят В.С. и С.В*.)

С.В. Ну что мне делать с этими лоботрясами? Совсем не учат географию. И на карте ничего показать не могут. Даже не знают, где находится Кот д’Ивуар!

В.С. Это еще что, но вот не знать закона Архимеда! Это же совсем просто! На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила, равная по величине весу жидкости или газа в объеме погруженного в нее тела, и направленная вертикально вверх. Что тут не понимать?

В.Д. (входя). Что вы так приуныли?

В.С. Да вот уже второе полугодие пошло, пора бы и за учебу взяться, ан нет, этим бездельникам все нипочем. Ничего учить не хотят.

В.Д. Вы правы, В.С., у меня сейчас тоже такая ситуация сложилась. Никак ученики не могут понять тему о вирусах и бактериях.

(Входит Л.В.)

С.В. Скажите, Л.В., как заставить детей учиться? Посоветуйте нам что-нибудь.

Л.В. А вы пробовали в дневники писать замечания?

Все. Конечно!

Л.В. А двойки?..

Все. И это не помогает!

Л.В. Тогда надо разработать новый метод обучения. Например, на опытах из жизни.

В.С. Точно, «закон Milky Way»! Завтра принесу молоко, шоколадку и буду объяснять действие архимедовой силы. Ведь он не только из-за суфле держится на поверхности! А кто лучше ответит, тому – шоколад!

С.В. А мне придется побольше узнать о зарубежной технике: телевизорах, магнитофонах и т.п. Зато ученики будут знать, где находятся Южная Корея и Великобритания.

В.Д. А я завтра принесу мыло Safeguard и буду объяснять тему «Вирусы и бактерии». Будет интересно!

И.Б. (входя). Это же просто ужасно! Ну как работать с такими учениками? Еще немного, и они всю школу разнесут!

С.В. А что случилось?

И.Б. Сейчас была практическая работа в 10-м классе. Так они вместо акрилонитрита взяли и добавили к азотной кислоте толуол. А что из этого получилось – догадайтесь сами. (Тротил.)

Л.В. Попробуйте объяснить тему «Нейтрализация кислот» на примере действия жевательной резинки Dirol или зубной пасты Aquafresh. А расщепление жиров на примере действия жидкости для мытья посуды Fairy. Им будет все ясно.

И.Б. Да, это неплохая идея. Пожалуй, вы правы, я так и сделаю.

(Вбегает жутко рассерженная Е.А.)

Все. Успокойтесь, что случилось?

Е.А. Как «успокойтесь»? Вы им на русском языке объясняете – вас не понимают, а я на английском объясняю Past Continuous Present in the Future Tense!

Все улыбаются и поют: «Fruit Tella, вместе будем улыбаться!»

(Звонок. У всех на лицах появляется печаль.)

В.С. Ну что же, пора на урок. Опять начинаются мучения.

Л.В. Не волнуйтесь, все скоро кончится, ведь с завтрашнего дня мы будем преподавать совсем иначе.

(Все вздыхают.)

Подведение итогов.