Архив
ИГРЫ? НЕ ТОЛЬКО! |
школа № 57, г. Курск
Физика всюду и везде
КВН
Здравствуйте, дорогие друзья! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом зале было доброе, веселое настроение, ведь наш КВН не совсем обычный: мы хотим утвердить физику всюду и везде. Сегодня перед нами выступают две команды – из 10-го «В» и 10-го «А». Их отличает не только знание предмета, но и юмор, умение работать на сцене, быстрота реакции и находчивость. Мы даем возможность блеснуть знаниями во всех областях науки. Нобелевскую премию победителю, конечно, обещать не можем, но приз дадим. В добрый путь! Ну, что же, друзья, за дело!
На КВН нет простых зрителей – все болельщики. Основа их поведения – доброжелательность к команде противника. Высшим органом КВН является жюри, или, как его можно назвать, коллегия справедливости. Сегодня в жюри взрослые и авторитетные люди: И.Н.Пилюгина, Л.Б.Малышева, Т.В.Орлова, Наташа Кудряшова.
- Разминка – начало соревнования, проба сил. Высший балл – 5. Темп, в котором она пройдет, определяет темп всей игры; настроение, созданное на разминке, сохранится до конца встречи. Проведем жеребьевку. Кто угадает, в какой руке целая спичка, тот и начинает выступление.
Команда «ОМОН». Название нашей команды – «Отряд молодых, отважных, находчивых». Наш девиз: «Не подумав, не отвечай, не проверив на опыте, не утверждай». Наше приветствие:
Друзья, приветствовать мы рады
Вас на встрече КВН.
Другой награды нам не надо,
Победу мы хотим взамен.
…........................................
Соперникам нашим –
Огромный привет,
Везенья и счастья, улыбок букет!
Команда «СЭФ». Название нашей команды – «Союз энтузиастов-физиков». Наш девиз: «Больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами». Наше приветствие:
Сегодня в школе КВН,
Вы, судьи, не судите строго.
….....................................
Не губите нас, жюри, не губите!
Помогите от души, помогите,
Ради дружбы на века
Вы подкиньте балла два.
Что такое КВН? Это среда, под воздействием которой вся людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей – отрицательно, жюри – электронейтрально. Мы открыли три закона КВН-динамики:
1-й закон: Физика + Юмор = const (чем больше физики, тем меньше юмора, и наоборот);
2-й закон: если игрок тянет время в замкнутой системе зала, зрителей тянет к выходу;
3-й закон: силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая всегда направлена в сторону побеждающей команды.
Ваше благородие, госпожа Удача!
Боже, помоги ты нам, ну и нашим братьям.
Ласковые сети поставим мы жюри.
Не везет в игре нам – повезет в любви.
Команда «ОМОН» (протягивая подарок – изюминку). Не нужно скучать и без дела сидеть. Зайдите изюминку к нам посмотреть. Физические характеристики: m = 7 • 10–5 кг, V = 13 • 10–8 м3, r = 539 кг/м3. Чем богаты, тем и рады! Вопрос-сюрприз: куда исчезла энергия, затраченная на получение изюминки из винограда?
Команда «СЭФ» (протягивая подарок – игрушечный пейджер).
Помните: сейчас в ваших руках прямая связь с Богом. Стоимость подарка, как вещает радио Курска, 650 $. Не волнуйтесь, для друзей ничего не жалко, пусть атрибут нашей команды поддержит вас в трудную минуту.
- Сейчас вы услышите отрывки из песен, в которых речь идет о физических явлениях. Чья команда победит в «физике-лирике»? Высший балл – 5.
- Биология и физика всегда рядом. Цель этого конкурса: показать единство законов природы, применимость законов физики и к живому организму. Команды по очереди задают друг другу по четыре вопроса биологического содержания. Высший балл – 4.
? Почему мы краснеем в жару, а в холод бледнеем и дрожим? Ответ: нормальная температура окружающей среды 18–20 °С. При 25 °С и выше возбуждаются кожные нервные окончания, воспринимающие тепловое раздражение, они посылают сигналы в центральную нервную систему, которая дает «приказ» мышцам расширить кровеносные сосуды кожи. В нее притекает больше крови из внутренних органов, и она краснеет. При температуре ниже 18 °C организм начинает отдавать бо1льшую часть тепла путем излучения. Для уменьшения теплоотдачи сосуды сужаются, кожа бледнеет. Когда нам холодно, в организме усиливается обмен веществ и увеличивается выделение энергии в мышцах, благодаря беспорядочному сокращению отдельных мышечных волокон, так называемой дрожи.
? Почему мелкие насекомые, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные животные гибнут? Ответ: прочность костей и тканей животного пропорциональна площади их сечения [т.е. квадрату линейного размера тела. Сила трения также пропорциональна этой площади. Масса же животного пропорциональна его объему, т.е. кубу линейного размера. С уменьшением размеров тела его объем убывает значительно быстрее, чем поверхность, следовательно, сила торможения тела в воздухе на единицу его массы возрастает обратно пропорционально линейному размеру. – Ред.]. Кроме того, для более мелкого животного возрастает удельная сила мышц.
? При выходе из воды животные встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды? Ответ: на 1-м законе Ньютона. При резком движении животного приходят в движение и капельки воды в шерсти, они движутся по инерции и покидают шерсть.
? Известно, что в солнечный жаркий день деревья не следует поливать, т.к. капли воды оставляют на листьях коричневые пятна. Почему? Ответ: капли фокусируют солнечный свет на поверхности листа, в этом месте лист перегревается и темнеет.
? Почему на Земле нет гор, скажем, в 10 раз выше Эвереста? Ответ: при критической высоте горы, равной f 30 км, давление у ее основания настолько велико, что породы там начинают «течь».
? Почему раздается звук «крик- крак-щелк», когда заливают молоком рисовые хлопья? Ответ: когда хлопья разбухают в молоке и в конце концов лопаются, из них начинает выходить воздух.
? Почему белый медведь крупнее бурого, северный олень крупнее благородного, полярная сова крупнее обычной? Ответ: у крупных тел масса на единицу поверхности больше, чем у мелких, поэтому им легче сохранять тепло.
? Какое усилие развивает бицепс, если человек поднимает рукой 20 кг?
Ответ: если 1 – точка приложения веса груза, 2 – сустав, ось вращения рычага, 3 – точка крепления бицепса к кости, 4 – бицепс,
по закону рычага: ,
т.е. бицепс должен развивать усилие 200 Н • 10 = 2000 Н.
? Почему человек-невидимка не может быть всемогущим? Ответ:
человек будет невидим, если все его тело не будет ни поглощать, ни отражать, ни преломлять лучи. Это относится и к хрусталику глаза, который также не должен преломлять солнечные лучи, т.е. фокусировать их на сетчатке. Человек-невидимка был бы слеп.
- Интересные эпизоды из жизни
ученых. А они шутить умели! Сейчас мы услышим, как
понимают наши участники юмор великих ученых.
Высший балл – 4.
- Однажды репортер спросил Альберта Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли, и если записывает, то куда – в блокнот, записную книжку или картотеку? Эйнштейн посмотрел на объемистый блокнот репортера и сказал: «Милый мой... Настоящие мысли так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!»
- Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать... несколько рентгеновских лучей с указанием, как ими пользоваться. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген ответил так: «К сожалению, в настоящее время у меня нет икс-лучей, к тому же пересылка их – дело очень сложное. Считаю, что мы можем поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».
- Д.И.Менделеев, кроме химии,
занимался вопросами воздухоплавания. Много
времени он посвящал также переплетному делу и...
изготовлению чемоданов. Рассказывают такой
случай. Однажды ученый покупал в лавке материалы.
– Кто это? – спросили лавочника.
– Неужели не знаете? – удивился тот. – Известный чемоданных дел мастер Менделеев!
Дмитрий Иванович был очень польщен этой характеристикой. - Однажды знаменитый химик Х.Дэви по почте получил записи своих лекций по химии в прекрасном переплете. Восхищенный ясностью и точностью изложения лекций, Дэви отыскал талантливого переплетчика и пригласил его работать вместе. Фамилия переплетчика была Фарадей. Впоследствии Дэви говорил: «Самым великим моим научным открытием было то, что я открыл Фарадея!»
- Однажды в частном пансионе в Казани раздался взрыв. Виновником взрыва оказался мальчик, увлекавшийся химией и тайно организовавший в подвале пансиона химическую лабораторию. В наказание он был посажен в карцер, а затем введен в столовую с доской на груди. На доске было написано: «Великий химик». Слова оказались пророческими, поскольку это был Саша Бутлеров.
- Вальтер Нернст, автор третьего начала термодинамики, в часы досуга разводил карпов. Однажды кто-то глубокомысленно заметил: «Странный выбор. Кур разводить и то интереснее». Нернст невозмутимо ответил: «Я развожу таких животных, которые находятся в термодинамическом равновесии с окружающей средой».
- Однажды на лекции известного русского ученого В.О.Ковалевского, основоположника эволюционной палеонтологии, один студент из озорства запел петухом. Профессор достал из своего кармана часы и проговорил: «Они отстают, т.к. показывают семь часов вечера, а должно быть три часа ночи».
- Об «экспериментальных способностях» советского теоретика Л.Д.Ландау ходили легенды: стоило ему появиться в лаборатории, как выходили из строя установки, разбивались стеклянные колбы, портились приборы. Физики не могли установить причину: то ли великий Дау боялся эксперимента, то ли эксперимент боялся его. На всякий случай Дау просили положить руки на спинку стула.
- Известный физик Пауль Эренфест обучил своего цейлонского попугая произносить фразу: «Но, господа, ведь это не физика». Этого попугая он предлагал в качестве председателя в дискуссиях о новой квантовой механике в Геттингене.
- На одной из своих лекций Давид Гильберт сказал: «Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: “Это моя точка зрения”».
- Бутлеров был очень силен физически. Однажды, придя к приятелю и не застав его дома, он вместо визитной карточки оставил кочергу, согнув ее буквой «Б». Приятель, вернувшись домой, сразу понял, кто приходил.
- Профессор работал в
лаборатории с одним из своих студентов; они не
знали, под каким напряжением находятся клеммы
прибора, к которым они должны были подключить
аппаратуру, – 110 или 220 в. Студент хотел
сбегать за вольтметром, но профессор предложил
ему определить напряжение на ощупь.
– Но ведь меня просто дернет, и все, – возразил студент.
– Да, но если тут 110 В, вы отскочите и воскликнете просто: «О, черт!», а если 220 В, то выражение будет покрепче.
– Сегодня я встретил одного парня, так он, наверное, перед этим подключился к напряжению 440 В. - Из письма Эйнштейна Чаплину: «...Ваши фильмы понятны всем в мире, и Вы непременно станете великим человеком!» Из ответа: «...Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а Вы тем не менее стали великим человеком!»
- Бор с женой и молодым физиком Казимиром возвращались вечером из гостей. Казимир был завзятым альпинистом и с увлечением рассказывал о скалолазании, а затем захотел продемонстрировать свое мастерство, избрав для этого стену ближайшего дома. Когда он, цепляясь за выступы стены, поднялся уже выше второго этажа, за ним, раззадорившись, двинулся и Бор. Маргарита Бор с тревогой наблюдала снизу. В это время послышались свистки и к дому подбежали несколько полицейских. Здание оказалось отделением банка.
Пока жюри подводит итоги, я расскажу, как «шутят» ученики на уроках физики.
Лошадиная сила – это сила тяги лошади высотой 1 м и весом 750 кг.
Диффузия происходит, когда молекулы воды проникают в тела овец.
Атом – это то, что состоит из ядра и протоплазмы.
Луна – это холодный источник света.
Сила тока – это прохождение атомов по проводнику.
- Продолжим игру с болельщиками. Каждая команда подготовила по три вопроса. За правильный ответ – баллы в зачет команды (по жетонам).
- Домашнее задание команды подготовили в виде ребусов. Обмен заданиями. 2 мин на размышление. Общий балл – 5.
- Педагогический конкурс. С шуткой или всерьез, но команды должны придумать сценку об учителе на уроке под названием «Хочу, чтобы меня понимали, воспринимали, предмет полюбили, проявили интерес к изучаемой теме урока». Общий балл – 5.
Команда «ОМОН»: «Физкультура + физика».
Учитель физкультуры. Здравствуйте, молодые люди! Человеческое тело испытывает достаточно большую механическую нагрузку от собственного веса и от мышечных усилий, возникающих во время трудовой деятельности.
Ученики (тихо). Знакомая физика.
Учитель физкультуры. Сегодня на уроке мы проследим за различными видами деформаций. (Смех.) Смирно! Когда вы стоите, деформацию сжатия испытывают позвоночный столб, нижние конечности и покровы ступни, деформацию растяжения – верхние конечности, связки, сухожилия, мышцы, а при поворотах головы и туловища, вращении кистей рук происходит деформация кручения. При отжимании деформацию изгиба испытывает позвоночник, кости таза, конечностей. Соединительные ткани в связках обладают большой эластичностью, например, затылочная связка может быть растянута более чем вдвое. При прогибе происходит растяжение материала по выпуклой стороне, а сжатие – по вогнутой; средние части заметной деформации не испытывают.
Выполняем отжимания: раз-два-три-четыре! (Ученики выполняют упражнения, а учитель в это время говорит.) Насколько я понимаю, под действием силы притяжения Земли вы опускаетесь вниз, но сила упругости ваших деформированных мышц противодействует силе всемирного тяготения и совершает работу. Чем больше вы отжимаетесь, тем вы здоровее. В здоровом теле – здоровый дух! Главное – здоровье, ну а все остальное приложится.
Вот в древности люди были очень сильными. В Греции есть два места с похожими названиями. На севере – гора Олимп, на вершине которой, как считали древние греки, жили боги-олимпийцы. А на юге – Олимпия, где раз в 4 года проводились соревнования, посвященные Зевсу, – Олимпийские игры. Пять дней длились игры. Атлеты соревновались в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьба.
Знакомьтесь, перед вами атлеты древности. Один из них так быстро бежал, что его видели только в начале и в конце дорожки, а посередине не успевали заметить. Другой атлет бросал диск так далеко, что его не могли найти. Знаменитые атлеты жили долго, ведь они отличались крепким здоровьем. Некоторые из них дожили до сегодняшнего дня и принимают участие в зимних Олимпийских играх в Нагано.
Команда «СЭФ»: «Последний день мучений».
(Методический кабинет. Входят В.С. и С.В*.)
С.В. Ну что мне делать с этими лоботрясами? Совсем не учат географию. И на карте ничего показать не могут. Даже не знают, где находится Кот д’Ивуар!
В.С. Это еще что, но вот не знать закона Архимеда! Это же совсем просто! На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила, равная по величине весу жидкости или газа в объеме погруженного в нее тела, и направленная вертикально вверх. Что тут не понимать?
В.Д. (входя). Что вы так приуныли?
В.С. Да вот уже второе полугодие пошло, пора бы и за учебу взяться, ан нет, этим бездельникам все нипочем. Ничего учить не хотят.
В.Д. Вы правы, В.С., у меня сейчас тоже такая ситуация сложилась. Никак ученики не могут понять тему о вирусах и бактериях.
(Входит Л.В.)
С.В. Скажите, Л.В., как заставить детей учиться? Посоветуйте нам что-нибудь.
Л.В. А вы пробовали в дневники писать замечания?
Все. Конечно!
Л.В. А двойки?..
Все. И это не помогает!
Л.В. Тогда надо разработать новый метод обучения. Например, на опытах из жизни.
В.С. Точно, «закон Milky Way»! Завтра принесу молоко, шоколадку и буду объяснять действие архимедовой силы. Ведь он не только из-за суфле держится на поверхности! А кто лучше ответит, тому – шоколад!
С.В. А мне придется побольше узнать о зарубежной технике: телевизорах, магнитофонах и т.п. Зато ученики будут знать, где находятся Южная Корея и Великобритания.
В.Д. А я завтра принесу мыло Safeguard и буду объяснять тему «Вирусы и бактерии». Будет интересно!
И.Б. (входя). Это же просто ужасно! Ну как работать с такими учениками? Еще немного, и они всю школу разнесут!
С.В. А что случилось?
И.Б. Сейчас была практическая работа в 10-м классе. Так они вместо акрилонитрита взяли и добавили к азотной кислоте толуол. А что из этого получилось – догадайтесь сами. (Тротил.)
Л.В. Попробуйте объяснить тему «Нейтрализация кислот» на примере действия жевательной резинки Dirol или зубной пасты Aquafresh. А расщепление жиров на примере действия жидкости для мытья посуды Fairy. Им будет все ясно.
И.Б. Да, это неплохая идея. Пожалуй, вы правы, я так и сделаю.
(Вбегает жутко рассерженная Е.А.)
Все. Успокойтесь, что случилось?
Е.А. Как «успокойтесь»? Вы им на русском языке объясняете – вас не понимают, а я на английском объясняю Past Continuous Present in the Future Tense!
Все улыбаются и поют: «Fruit Tella, вместе будем улыбаться!»
(Звонок. У всех на лицах появляется печаль.)
В.С. Ну что же, пора на урок. Опять начинаются мучения.
Л.В. Не волнуйтесь, все скоро кончится, ведь с завтрашнего дня мы будем преподавать совсем иначе.
(Все вздыхают.)
- Спортивно-математический конкурс капитанов – кто быстрее, чище, тоньше... почистит картошку, взвесит до и после, вычислит процентное отношение очисток к начальному продукту. Оценка – 5 баллов.
Подведение итогов.