1. |
Как готовить в инженеры. Беседа преподавателя физики лицея № 1575 (г. Москва), заведующей кафедрой естественных наук Ж.В. Чопоровой с преподавателем МГТУ имени Н.Э. Баумана О.В. Беловой о проблемах и перспективах инженерного образования Ключевые слова: профориентация, инженерное образование |
2. |
Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Инженерное образование. Представлены примеры занятий в рамках авторских курсов по внеурочной деятельности, на которых организуется работа над исследова-тельскими проектами инженерного профиля, в частности, «Парашют» и «Ветер»(5–7-й кл.). Описание аналогичных проектов «Термос», «Песчинки» и «Кристаллы» см. в личном кабинете подписчика. Ключевые слова: инженерное образование, инженерное образование, ученические исследовательские проекты инженерного профиля, 5–7 кл. |
3. |
Лобанова А.Ю. anna.lobanova@intel.com, к.х.н., директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и других странах СНГ, г. Москва. Развиваем таланты в каждом. Представлены программы и конкурсы корпорации Intel в рамках дополнительного образования. Ключевые слова: Intel®ISEF, интеллектуальные конкурсы, Юниор, БалтикSEF, Intel-Авангард, РОСТ SEF, Учёные будущего, научно-техническое творчество, STEM-центры |
4. |
Копосов Д.Г. koposov@edurobotics.info (МБОУ гимназия № 24, г. Архангельск). Первые шаги в техническое творчество. Представлена история реализации проекта «Начала инженерного образования», в рамках которого в гимназии создано 17 активно функционирующих лабораторий инженерной направленности для учеников 5–11-го классов, что позволяет выстроить образовательную траекторию каждого с исключительной мотивацией к техническому творчеству. Ключевые слова: программирование, робототехника, научно-техническое творчество, LEGO, Arduino, МИКРОНИК, Амперка. |
5. |
Региональный школьный технопарк АИСИ, г. Астрахань. Представлен Региональный школьный технопарк АИСИ, г. Астрахань. Описаны четыре ученических проекта – разработка членами лаборатории микроэлектроники этого технопарка электронных гаджетов с целью участия в конкурсе «Учёные будущего-2015», который традиционно проходит каждый год в рамках Всероссийского фестиваля науки в Москве. Ключевые слова: школьный технопарк АИСИ, физика, робототехника, микроэлектроника, техническое творчество |
6. |
Лозовенко С.В. sergeyloz@rambler.ru, к.п.н. (МПГУ, г. Москва). Учение с развлечением. Кратко рассказывается о летнем научном лагере ЛАНАТ (организуемого в рамках STEM-образования): цели, средства, организация деятельности школьников, результаты. Презентации проектов см. в личном кабинете подписчика. Ключевые слова: ЛАНАТ, летний научный лагерь, STEM-образование. |
7. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне-июле. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина А.Корреджо «Юпитер и Ио», скульптура Тихо Браге на о. Вен (пр. Эресун, Дания), а также астрофотографии Ио, ближайшего к Юпитеру галилеева спутника, в естественных цветах (видны признаки вулканической деятельности). Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, Юпитер, вулканы на Ио, Тихо Браге – господин о. Вен. |
8. |
У нас в гостях журнал «Квантик»: Щетников А. schetnikov@ngs.ru (ООО «Новая школа», г. Новосибирск). Проекция Мерактора. Перепечатка из журнала «Квантик»: популярно объясняется принцип построения географических карт с помощью картографической проекции, предложенной в XVI в. Г. Меркатором. Эта проекция позволяет легко прокладывать курс морским и воздушным судам. Ключевые слова: журнал «Квантик», картографическая проекция, Меркатор, морская и воздушная навигация. |
9. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Три задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 137. Вызывает ли Луна приливы и отливы в нашем теле? 138. Могут ли наблюдатели на Луне любоваться восходами и закатами Земли? 139. Если поместить шарик для пинг-понга в стакан с водой, заключить всё это в герметичную камеру и увеличить давление, то как будет вести себя шарик? Ключевые слова: приливы и отливы, вид Земли с поверхности Луны, закон Архимеда. |
10. |
Фещенко Т.С. tatyana-feshchenko@yandex.ru, д.п.н. (ГАО УВПО МИОО, г. Москва). Искусство обучать: методы и приёмы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО. Лекция 4: Метапредметный результат при обучении физике: как его обеспечить, проверить и оценить Показано, как обеспечить, проверить и оценить метапредметный результат при обучении физике. Разъяснены основные характеристики качества полученных знаний и их связь с метапредметными результатами. Описан ряд способов организации работы с информацией в рамках этой технологии (обучение через задавание вопросов, метод Сократа, задания на объяснение, работа в группах, веб-квест). Приведён кодификатор метапредметных результатов обучения. Ключевые слова: ФГОС ООО, метапредметный результат, кодификатор метапредметных результатов обучения |
11. |
Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, д.п.н. (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике), г. Москва. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике. Окончание лекции 3 дистанционного курса. Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по разделу «Оптика. СТО» (распространение, отражение и преломление света, построение изображений в плоском зеркале, полное внутреннее отражение, линзы, глаз, интерференция, дифракция и дисперсия света, СТО) Ключевые слова: дистанционный курс, КИМ ЕГЭ по физике, задачи ЕГЭ, оптика, СТО. |
12. |
Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 11. Говорит Москва Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–4/2016). Ключевые слова: радио, беспроводная связь, Г. Маркони, А.С. Попов, 11 кл. |
13. |
Саранин В.А. val-sar@yandex.ru, д.ф.-м.н., проф., Иванов Ю.В. iva-novs@list.ru, к.п.н. (ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика). Экспериментальные исследовательские задания. По рекомендации издательства ВАКО публикуются фрагменты брошюры «Экспериментальные исследовательские задания по физике. 7–11 классы. (М.: ВАКО, 2015.– 80 с.). Ключевые слова: формы организации учебных исследований, физический турнир, исследовательские практикум, олимпиада, марафон, примеры исследовательских заданий |
14. |
Щетников А.И.schetnikov@ngs.ru (ООО «Новая школа», г. Новосибирск). О плавающих шарах. Качественно объяснён эффект взаимного притяжения двух шаров, плавающих в сосуде с водой, на основе законов гидростатики и капиллярных явлений. Ключевые слова: гидростатика, капиллярные явления. |
15. |
Статья на «облаке» (см. личный кабинет подписчика) Иванова Т.А. tat.iv@bk.ru (МБОУ СОШ № 46, г. Калуга). Физики – фронту. Внеклассное занятие, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне. |