1. |
Наши вузы – в сотне ведущих мировых Редакционная заметка: по результатам мирового рейтинга Worldwide Professional University Rankings RankPro®2014/2015, МГУ им. М.В. Ломоносова – 37-е место, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет – 43-е место, Московский физико-технический институт – 77-е место. Ключевые слова: мировой рейтинг вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова, НГУ, МФТИ |
2. |
Новикова Т.В. t.novikova@planetarium-moscow.ru (Московский Планетарий), Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru (ГБПОУ Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова, г. Москва) Урок под звёздным небом. Фоторепортаж о педагогической конференции «Планетарий – школе» и других мероприятиях, проводимых Московским Планетарием с целью научного просвещения населения и побуждения школьников к изучению астрономии, физики, космонавтики. Ключевые слова: Московский Планетарий, формирование естественнонаучного мировоззрения, Музей Урании, Музей «Лунариум». |
3. |
Шишкова Н.А. busiky@mail.ru (ГБОУ гимн. № 1576, г. Москва). Электромагнитные явления. Представлен авторский курс физики для 9-го класса в форме варианта педагогической технологии смешанного обучения, а именно «перевёрнутый класс»: цикл из 11 уроков изучения темы «Электромагнитные явления». Указаны плюсы и минусы технологии. Печатается в сокращении, полный текст всех уроков и раздаточный материал дан в ЭП (см. личный кабинет подписчика). Ключевые слова: технология смешанного обучения, «перевёрнутый класс», электромагнитные явления. |
4. |
Михайлов Е.А. ea.mikhajlov@physics.msu.ru, Рыжиков С.Б. phys-school@rambler.ru (ВФШ, физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Проведение исследовательских работ со школьниками на примере решения физических задач с нелинейными уравнениями. Предложена система задач высокого уровня сложности, которые могут стать основой для проведения исследовательских работ в 8–9-х классах средней школы. Задачи связаны с нелинейными дифференциальными уравнениями, возникающими в различных областях фундаментальной науки. Рассмотрены несколько задач, которые могут быть численно решены с помощью схемы Эйлера и допускают экспериментальную проверку. Предложены возможные темы исследовательских работ школьников. Ключевые слова: ученические исследовательские работы, численные методы, схема Эйлера, колебательные системы. |
5. |
Изюмов И.А. izyumoff.igor@yandex.ru (МБОУ гимн. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). О «ключах», ОГЭ и маятниках. Предложен проект урока обобщающего повторения в 9-м классе с последовательностью экспериментальных и теоретических учебных задач, сгруппированных в соответствии с методом ключевых учебных ситуаций (КлУС). С помощью математического и пружинного маятников измеряется ускорение свободного падения на Земле, рассчитывается гравитационная постоянная. Ключевые слова: обобщающее повторение, ключевая учебная ситуация, нитяной маятник, пружинный маятник, ускорение свободного падения, гравитационная постоянная. |
6. |
Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 4. Самый древний закон. Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 5–10/2015). Ключевые слова: кинематика, 9 кл. |
7. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в декабре. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены фото радителескопа ALMA в пустыне Атакама (Чили), а также астрофотографии линзированной галактики SDP.81 и Улыбающегося скопления галактик (ATLAS J090311.6+003906). Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, фото радителескопа ALMA в пустыне Атакама, линзированная галактикв SDP.81 и Улыбающееся скопление галактик (ATLAS J090311.6+003906). |
8. |
Щетников А. schetnikov@ngs.ru (Центр образовательных проектов ПИФАГОР, г. Новосибирск). Поющая травинка и Такомский мост. Вариант одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 4/2015 г., обсуждается колебания тонкой пластины под воздействием воздушного потока, параллельного её плоскости. Тот же механизм приводит к колебаниям полотен мостов, в частности Такомского (США, 1940 г.) и Волгоградского (Россия. 2010 г.). Ключевые слова: журнал «Квантик», вынужденные колебания тонкой пластины, Такомский мост, Волгоградский мост. |
9. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Две задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G. Hewit: 121. Если скатывать банку с газированным напитком с наклонной плоскости, то её скорость уменьшится, если банку хорошенько взболтать. 122. Если вкатывать на наклонную плоскость полый и сплошной шарики одинакового размера, то полый закатится выше. Ключевые слова: кинетическая энергия поступательная и вращательная, момент инерции, наклонная плоскость. |
10. |
Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование: Лекция 4: Проектирование и конструирование занятий. Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017/36. Предложены приёмы конструирования уроков с учётом требований ФГОС ООО, приведены примеры технологических карт, обсуждены их особенности, раскрыты возможности конструктора упражнений и заданий Л.С. Илюшина. Ключевые слова: ПУПС, ФГОС ООО, технологические карты, конструктор упражнений и заданий Л.С. Илюшина. |
11. |
Маров М.Я. marovmail@yandex.ru, академик РАН (Институт геохимии и аналитической химии, г. Москва). Челябинский метеорит. Факты и уроки Приведены фрагменты доклада академика РАН М.Я. Марова на Фестивале науки 11 октября 2014 г., МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва. Презентация дана в ЭП, в личном кабинете подписчика. Ключевые слова: астероиды, космическая опасность, челябинский метеорит. |
12. |
Бушуева М.Е. (НГТУ, Нижний Новгород), Комаров Б.Г. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург), Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Скрытный В.И. viskrytnyj@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Прунцев А.П. (МГУПС (МИИТ), г. Москва), Чостковская И.В. (СГАУ, г. Самара). Инженерная олимпиада школьников-2014/2015. Представлены задания заключительного тура III инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов. Проведён подробный разбор решений. Задачи отборочного тура см. в № 9/2015. Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада, динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, МКТ, НГТУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ. |
13. |
Генденштейн Л.Э. genden@list.ru, к.ф.-м.н, Кошкина А.В. angko@yandex.ru (МБОУ СОШ № 37, г. Архангельск). Обучение решению задач методом наводящих вопросов. Молекулярная физика и термодинамика. Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября». Показано, как подводить обучаемого к решению задачи по МКТ и термодинамике (в этой лекции рассматриваются газовые законы), формулируя наводящие вопросы. Отвечая на них, обучаемый овладевает общим подходом к решению самых разных задач, встречающихся в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Ключевые слова: дистанционный курс, ПУПС, метод наводящих вопросов, термодинамика, МКТ. |
14. |
Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва). Новости науки и техники. Дан обзор последних сообщений в интернете. Расширенный обзор см. в ЭП: • Вирусы помогают кипятить воду втрое быстрее • Как вибрирует башенный кран • Пластиковые шестерни могут прийти на смену металлическим • Внутривенные инъекции и забор крови сделает робот • NASA испытывает беспилотный конвертоплан: беспилотник, способный взлетать, как вертолёт, и летать, как самолёт • Способ удешевить магниты • На Энцеладе – спутнике Сатурна – должна быть жизнь • Инновационный домашний аккумулятор, сохраняющий солнечную энергию в объёме, достаточном для ночной электрификации помещения • Телескоп запечатлел кольцо Эйнштейна. Ключевые слова: вибрации башенного крана, пластиковые шестерни, беспилотный конвертоплан, дешёвые маниты, жизнь на Энцеладе, домашний аккумулятор, кольцо Эйнштейна. |
15. |
Шатовская Н.Е. shatovskaya@gmail.com, к.п.н. (ГОУ СОШ № 179 МИОО, МБОУ ДОД ДДТ, г. о. Железнодорожный, Московская обл.). Российско-Международный астрономический турнир школьников отмечает юбилей. Краткое сообщение об истории Астротурнира, прошедшего в первый раз 10 лет назад, правилах его проведения, условиях участия. Это ежегодное командное соревнование для школьников 8–11-го классов, одновременно олимпиада и конференция. Приглашение присоединиться к числу участников в 2016 г. Подробный рассказ размещён в электронном приложении, в личном кабинете подписчика. Ключевые слова: Российско-Международный астрономический турнир школьников, астрономия, олимпиада, научно-практическая конференция, решение задач и практических заданий. |
16. |
Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном кабинете подписчика) Буркова Т.И. fisik62@mail.ru (МОУ СОШ № 21, г. Подольск). Развитие исследовательских способностей обучающихся основной школы при измерении поверхностного натяжения различных жидкостей. О создании коллективного ученического проекта. 10 кл. Глобинец О.В. lelja_777@list.ru (МАОУ СОШ № 1 им. Сергея Бондарева, пгт. Серышево, Амурская обл.). Сделай сам: • Сигнализация • Телескоп• Компас • Ракета. Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ВПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование. Четыре презентации (по числу лекций) – зрительный ряд, помогающий воспринять новые термины, вводимые с реформой образования, а также увидеть взаимосвязи и логику построения документов ФГОС ООО и их методологических оснований. Использованы материалы практикующих учителей О.Н. Зайцевой (г.о. Подольск, Московская обл.) и Н.Л. Голевой (г.о. Балашиха, Московская обл.), а также разработки учителей Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПК и ППРО (научный руководитель д.п.н., проф. Л.Г. Петерсон). Корпорация Intel. Пресс-релизы: • 10 российских школьников завоевали награды в финале международного научно-инженерного конкурса Intel®ISEF-2015: • Роман Крутовский (10 кл., ГБОУ гимназия № 1514, г. Москва). Теоремы о галстуке. 2-е место в секции «Математика» • Даниил Агабабян (11 кл., ГБОУ лицей № 1303, г. Москва). Оксимы как новый тип лигандов для использования в клик-химии. 4-е место в секции «Химия» • Александр Филаткин, Владимир Бочаров (11 кл., Университетский лицей № 1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ, г. Москва). Как сделать станцию анализа и мониторинга радиационного фона. 4-е место в секции «Природоохранный инжиниринг» • Данил Фиалковский (11 кл., ГБОУ СОШ № 564, г. Санкт-Петербург). Быстрый алгоритм вычисления коммутаторной длины в свободной группе. 4-е место в секции «Математика». • Данила Байгушев (11 кл., лицей «Вторая школа», г. Москва). Разработка системы обратимой мультитрансляции, компиляции и исполнения высокоуровневых языков для проведения соревнований по программированию. 4-е место в секции «Программное обеспечение» • Кира Козлова (11 кл., лицей «Вторая школа», г. Москва). Игра в камни и обобщённый ряд Фибоначчи. 3-е место в секции «Математика». Спецпризы: • от Китайской Ассоциации науки и технологий – Тимофей Яхонтов (11 кл., лицей № 3) и Геннадий Ватковский (11 кл., лицей № 2), г. Чебоксары. Революционный лиганд для пространственной модификации биологически активных наночастиц, секция «Материаловедение» • от Oracle Academy за выдающийся проект в секции «Программное обеспечение» – Данила Байгушев (см. выше) • от Американского химического общества – Алексей Трифонов (11 кл., лицей № 1303, г. Москва). Дифторметилирование арилиденовых производных кислоты Мельдрума, секция «Химия». • Хобби или индустрия? Intel и Российская венчурная компания (РВК) изучат перспективы технического творчества в России • От homo sapiens к homo digital: IT-лидеры расширяют программу поддержки научно-технического творчества молодёжи. Мыреева Л.С. (ООШ № 22, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). Коррекция уровня обученности учащихся через развитие познавательных способностей. Молодцова В.А. (МБОУ Вороновская ООШ), Шатохин С.И. sichat@list.ru (МБОУ Крутовская ООШ), Орловская обл. Электрическая цепь и её составные части. Сценарий урока, 8 кл., и презентация. |