1. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru, Бражников М.А. birze@inbox.ru (журнал «Физика. Первое сентября», Москва), Иванова В.В. (ГБОУ лицей № 1525 «Воробьевы горы», г. Москва). МАРАФОН. День физики. 04.04.2015. Фоторепортаж о Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов. Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики. |
2. |
Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru (ГБПОУ КСТ, г. Москва). Я всё ещё удивляюсь… Фоторепортаж о выставке-продаже физических игрушек на Дне физики в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов. В ЭП даны пояснения механизмов действия игрушек и даны ссылки на соответствующие сайты и видеоролики. Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики, физические игрушки, ООО «Научная игрушка». |
3. |
Туркина Г.Ф. gturkina@i.home-edu.ru (ГБОУ ЦО Технологии обучения, г. Москва). «Загадки волшебного сундучка», или Поиграем в физику. Предложена интерактивная научно-познавательная игра для школьников 2–8-го классов (12 сказок, 24 вопроса-задания). Первое задание в каждой сказке – узнать её название, выполнив физический эксперимент, второе (связанное с героями сказки) – выполнить физический эксперимент, самостоятельно выбрав из «волшебного сундучка» оборудование. Успешно финишировать помогают эрудиция, смекалка и знание физики. Видеоролики ко всем экспериментам представлены в ЭП. Ключевые слова: Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, День физики-2015, Фестиваль науки-2014, простые опыты, |
4. |
Доценко А.А. docenko79@bk.ru (МБОУ гимн. № 13, г. Новомосковск, Тульская обл.). Системы отопления в России: от Московской Руси до нынешних дней. Представлен сценарий урока повторения темы «Тепловые явления» в форме создания группового проекта «Системы отопления в России». Презентации, раздаточный материал и исторические дополнения редакции даны в электронном приложении к номеру. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», тепловые явления, системы отопления, 8 кл. |
5. |
Фабрикантова Е.В. fabrelena@yandex.ru, к.п.н. (ФГБОУ ВПО ОГПУ, г. Оренбург). Применение документ-камеры AVerMedia CP300 на уроках физики и астрономии. Рассмотрены дидактические возможности, предоставляемые документ-камерой модели AVerMedia CP 300, а также способы их реализации на уроках физики и астрономии. Проведён сравнительный анализ дидактических возможностей документ-камер и других технических средств обучения. Затронуты некоторые технические аспекты подключения документ-камеры к устройствам отображения. Ключевые слова: документ-камера, информационные педагогические технологии, технические средства обучения. |
6. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина С. Дали “Леда Атомика”, а также астрофотографии Новой Лебедя 1975 и скопления галактик Abell 3827. Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, картина С. Дали «Леда Атомика», Новая Лебедя 1975, скопление галактик Abell 3827. |
7. |
Физика вам в помощь... Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова URL: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/: · Высота отскока капель дождя от оконного отлива · Закон Бернулли помогает поднять кружку с водой с помощью блендера (см. видеоролик в ЭП) · Рисунок Леонардо с гидростатическим парадоксом · Чтобы поднять затонувший корабль, сыпьте на него в воду свинцовую дробь. Ключевые слова: блог К.Ю. Богданова, кинематика, закон Бернулли, гидростатический парадокс, закон Архимеда. |
8. |
Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Интерференция у вас дома. Вариант одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 1/2015 г., обсуждается механизм появления радужных цветов в тонких плёнках, сколах и трещинах (антиплёнках). Ключевые слова: журнал «Квантик», интерференция, радужные цвета, плёнки, и антиплёнки (сколы и трещин). |
9. |
Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа), Алексеева Л.П. alexeyeva.ludmila@gmail.com, г. Москва. Новости науки и техники. Дан обзор последних сообщений в интернете. Расширенный обзор см. в ЭП: Как физики потрогали свет • Затмение Солнца и МКС: редкая фотография • Новый тип льда не тает при комнатной температуре и имеет квадратную кристаллическую решётку • Кальмары помогут создать «ночной» камуфляж для военных • В Великобритании начали выпуск графеновых ламп • В России создали портативную клавиатуру для смартфонов, которая позволяет набирать текст со скоростью 400 знаков в минуту • Учёные совершили настоящую революцию в аккумуляторах • Почему Меркурий такой тёмный? • Лазер впервые засняли на камеру • Звезда «спряталась» в складке пространства-времени на 150 лет • Вирус заставляет воду вскипать быстрее • Космическая одиссея-2020: полетим ли мы на Луну и Марс? Ключевые слова: свет – и волна, и частица, затмение Солнца и МКС, структура льда, «ночной» камуфляж, графеновые лампы, портативная клавиатура, аккумуляторы нового типа, звезда в складке пространства-времени, космическая одиссея. |
10. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: 115. Изменятся ли показания весов, если поставить их наклонно? 116. Как изменится звук, если скрипач проведёт смычком по струне быстрее? 117. Быстрее или медленнее будет двигаться шарик, если подложку слегка прогнуть? Ключевые слова: вес, сила тяжести, звук, средняя скорость. |
11. |
Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование: Лекция 3. Планирование новых результатов обучающихся в работе учителя (3.2. Проектная деятельность и формирование УУД). Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017/36. Рассмотрена проблема организации педагогом проектной деятельности учащихся, важность которой для формировании УУД школьников подчёркивается в документах ФГОС (она введена в базовый учебный план). Учитель должен знать историю этой технологии, понимать её методические достоинства и недостатки, уметь пользоваться ею. Ключевые слова: ПУПС, УУД, проектная деятельность, внеучебная деятельность, ФГОС, базовый учебный план. |
12. |
Бушуева М.Е. (НГТУ, Нижний Новгород), Комаров Б.Г. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург), Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru и Скрытный В.И. viskrytnyj@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Прунцев А.П. (МГУПС (МИИТ), г. Москва), Чостковская И.В. (СГАУ, г. Самара). Инженерная олимпиада школьников-2014/2015. Представлены задания отборочного тура III инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов. Проведён подробный разбор решений. Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада, динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, МКТ, НГТУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ. |
13. |
Генденштейн Л.Э. genden@list.ru, к.ф.-м.н, Кошкина А.В. angko@yandex.ru (МБОУ СОШ № 37, г. Архангельск). Обучение решению задач методом наводящих вопросов. Молекулярная физика и термодинамика Начало дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября». Показано, как подвести обучаемого к решению задач по МКТ и термодинамике, формулируя наводящие вопросы. Отвечая на них, обучаемый овладевает общим подходом к решению самых разных задач, встречающихся в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Ключевые слова: дистанционный курс, ПУПС, метод наводящих вопросов, термодинамика, МКТ. |
14. |
Дружинин Б.Л. vit183@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 2. Мы едем, едем, едем… Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 5–8/2015). Ключевые слова: кинематика, 9 кл. |
15. |
Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном вабинете) Васильева Е.Н. elenavas212@mail.ru (ГБОУ СОШ № 496, г. Санкт-Петербург). Решение задач на расчёт силы тяжести. Сценарий урока решения задач, 7 кл. Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н (фихфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). 5 задач ЕГЭ, ч. 2, с обоснованием выбора и подробными решениями. (По докладу на Марафоне.) Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, д.п.н., Камзеева Е.Е. kamzeeva@mail.ru, к.ф.-м.н. (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru к.ф.-м.н. (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова), г. Москва). Две презентации по докладу на Марафоне-2015: «КИМ ЕГЭ по физике в 2015 г.», «Подходы к разработке кодификаторов и моделей экзаменационных заданий по физике в соответствии с требованиями ФГОС». (По докладу на Марафоне.) Зайцева Л.В. zaytseva_lv@mail.ru (МБОУ СОШ № 24 с УИОП гуманитарного профиля им. И.С. Тургенева, г. Орёл). Наука ковала Победу. Урок-обобщение, посвящённый достижениям учёных-физиков во время Великой Отечественной войны, 7 кл. Коршунова О.В., д.п.н. okorchun@mail.ru (ВятГГУ, г. Киров). Тепловые явления. Учебное пособие для учителей физики и студентов (направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Физика») по организации самообучения школьников на уроках. Включает в себя модульную программу по теме «Тепловые явления» для основной общеобразовательной школы, а также дидактические материалы в виде учебных модулей трёх уровней сложности, позволяющие организовать учебную деятельность с учётом особенностей когнитивного стиля школьника. Рекомендуется для небольших классов и сельских малокомплектных школ, где целесообразно разноуровневое индивидуальное изучение курса. Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru (ГБПОУ КСТ, г. Москва). Физические игрушки на Марафоне-2015 Тактаров Алексей, Камышников Евгений (10 кл., ГБОУ СОШ № 1161, г. Москва). Физика гольфа. Ученический реферативный проект. Рук. учитель физики В.М. Рябушкина. Туркина Г.Ф. gturkina@i.home-edu.ru (ГБОУ ЦО Технологии обучения, г. Москва). «Загадки волшебного сундучка», или Поиграем в физику. Видеоролики по докладу на Марафоне. Щетников А.И. а.и.schetnikov@ngs.ru, Колчин А.А. (г. Новосибирск). Отчёт о семинаре «Эффективная подготовка к тюф». (Фотографии с семинара и презентации команд по задачам можно посмотреть в группе «Сибирский турнир юных физиков» вКОНТАКТЕ: http://vk.com/album-19771285_214462562). |