1. |
Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). Академия STEM для педагогов и конкурс «Учёные будущего». Репортаж с IV Всероссийского Фестиваля науки, октябрь 2014 г., МГУ имени М.В. Ломоносова г. Москва. В ЭП приведены постеры некоторых ученических проектов. Ключевые слова: Фестиваль науки, МГУ имени М.В. Ломоносова, Академия STEM конкурс «Учёные будущего»: Аверин Даниил, Бадера Даниил, Баязитов Иван, Беликов И.И., Белоусов Арсений, Быков К.А., Веловатый Даниил, Дорофеева А.А., Золотова Анна, Классен Н.В., Клеймёнов Максим, Кожухов Владислав, Котова О.В., Курсков Андрей., Лозовенко С.В., Маликова Валерия, Морозова Евгения, Павлова Н.В., Парфёнов К.В., Пичужкина Ольга, Провоторов Павел, Пугачёв Константин, Стёпкина И.Е., Трифонов Антон, Хивинцев Максим, Цырульников Е.С. |
2. |
Белоусов Арсений belars322@yandex.ru (11 кл., ГБОУ лицей № 1517, г. Москва). Жестовая перчатка. Ученический конструкторский робототехнический проект. Рук. И.И. Беликов il795@yandex.ru, студент 2 курса ФТРК МФТИ. Создана модель жестовой перчатки, способная отслеживать положение пальцев руки и их движение, проведено её сравнение по ценовым характеристикам (стоимость, точность, удобство пользования, эргономичность, доступность материалов, внешний вид) с известными аналогичными. Оригинал и постер приведены в ЭП. Ключевые слова: Всероссийский фестиваль науки-2014, конкурс «Учёные будущего», носимая электроника, жестовая перчатка. |
3. |
Аверин Даниил elena_awerina@mail.ru (6 кл., МБОУ гимназия № 74, г. Барнаул, Алтайский кр.). Шлем для слепых и слабовидящих. Ученический конструкторский робототехнический проект. Рук. И.Е. Стёпкина ira-stepkina@mail.ru, учитель информатики. Представлен шлем, собранный из набора Lego Mindstorms NXT 2.0. Оригинал и постер приведены в ЭП. Ключевые слова: Фестиваль науки, МГУ имени М.В. Ломоносова, конкурс «Учёные будущего», носимая электроника, ученический конструкторский робототехнический проект, шлем для слепых и слабовидящих. |
4. |
Клеймёнов Максим mraster2333@gmail.com (5 кл., научно-образовательная школа «ЛАНАТ», г. Москва). Охлаждение жидкостей, эффект Мпембы. Ученический научно-исследовательский проект. Рук. С.В. Лозовенко sergeyloz@rambler.ru, к.п.н., МПГУ, г. Москва. Представлено исследование эффекта охлаждения нагретой воды. Оригинал, презентация и постер приведены в ЭП. Ключевые слова: Фестиваль науки, МГУ имени М.В. Ломоносова, конкурс «Учёные будущего», тепловые явления. |
5. |
Шальнев Н.А. shalnev555@yandex.ru. (МБОУ СОШ № 72 имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова, г. Екатеринбург, Свердловская обл.). Взаимодействие учителей-предметников на уроках и вне уроков. Рассмотрено интегрированное занятие (русский язык + литература + физика) в 10-м классе, способствующее развитию познавательного интереса учащихся, их мотивации как на уроке, так и во внеурочной деятельности, а также разные формы сотрудничества учителей школьных методических объединений. Ключевые слова: интегрированное занятие, русский язык + литература + физика. |
6. |
Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, к.п.н. (ГБОУ ПО МО Академия социального управления, г. Москва). Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС ООО: целеполагание, планирование, конструирование. Продолжение дистанционного курса Педагогического университета «Первое сентября» 16-017. Лекция 2. Новая педагогическая цель – универсальные учебные действия. Представлена система УУД в виде четырёх структурных блоков. Каждый блок объединяет определённую совокупность понятий о компетентностях и действиях учащихся. Рассмотрены понятия «учебная деятельность» и «системно-деятельностный подход». Ключевые слова: дистанционный курс, универсальные учебные действия, компетентности, регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные УУД, учебная деятельность, системно-деятельностный подход. |
7. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены миниатюра Дж.-Р. Вегелина «Кастор и Поллукс вступают в битву между римлянами и латинянами при озере Регулос», а также астрофотография галактики Мышь (NGC 4676) и остатка взрыва сверхновой G 299. Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, галактика Мышь (NGC 4676), остаток взрыва сверхновой G 299. |
8. |
Физика вам в помощь... (светлой памяти К.Ю. Богданова посвящается). Подборка сообщений из блога К.Ю. Богданова URL: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/. Темы: · Когда и как заинтересовывать детей наукой? · Все мы стоим на плечах предшественников · Прекратить создание химоружия в бассейне! · Пять законов Эйнштейна для продолжения семейной жизни · На родине Архимеда (в Сицилии) правило рычага не работает · Coca-Cola+Mentos. Ключевые слова: блог К.Ю. Богданова, пять законов Эйнштейна, правило рычага. |
9. |
Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: «Лошадь не ест салата из огурцов». Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 6/2014 г., приводится информация по истории телефона. Ключевые слова: журнал «Квантик», телефон, А.-Г. Белл, Э. Грэм, А. Меуччи, И.-Ф. Рейс. |
10. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика. Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: 109. Какова максимальная высота прыжка с места? 110. Какова масса модели Эйфелевой башни? 111. Как соотносятся объёмы конуса, шара и цилиндра одинаковой высоты? Ключевые слова: решение задач, солнечное затмение, теория относительности. |
11. |
Короновский Н.В., проф. koronovsky@rambler.ru (геологический факультет МГУ им. М.В Ломоносова, г. Москва). Сейсмическая томография. Представлен новый метод исследования глубинных и поверхностных геосфер Земли, который, благодаря появлению быстродействующих компьютеров, сразу же привёл к фундаментальным открытиям и подтвердил экспериментально теорию тектоники литосферных плит. Метод широко применяется в геологоразведке, особенно при диагностике нефтеносных пластов. Ключевые слова: сейсмическая томография, сейсмотомограмма, быстродействующие компьютеры, геологоразведка нефти. |
12. |
Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Эффектные опыты по оптике. Представлены нескольких красивых экспериментов по взаимодействию света с веществом, полезных при изучении оптики. Ключевые слова: красивые эксперименты, интерференция, отражение света, поляризация света, стопа Столетова, внутренние напряжения в стекле, дисперсия. |
13. |
Рейман А.М. rey_noc@mail.ru ( ИПФ РАН, НОЦ ИПФ РАН, г. Нижний Новгород). Графики в курсе физики. Окончание серии статей (см. № 2-4/2015) приведены олимпиадные и неолимпиадные задачи, решаемые с помощью графиков. Описан ряд приёмов графической обработки экспериментальные данных. Ключевые слова: решение задач, графики, графическая обработка экспериментальные данных. |
14. |
Губкин М.К. gubkinmk@rambler.ru ( МЭИ (НИУ), г. Москва). Некоторые задачи очных и заочных олимпиад по физике в НИУ МЭИ (ТУ) 2013/2014 гг. Представлены 8 задач по механике с решениями из числа предлагавшихся на олимпиадах МЭИ (ТУ). Победители и призёры получили преференции при поступлении в вузы. Ключевые слова: абитуриенту, олимпиады МЭИ (ТУ), решение задач, механика. |
15. |
Дворянинов С.В. dvoryan@yandex.ru (журнал «Математика в школе», г. Москва). На что надеяться влюблённым, или Размышления о поэзии и механике. Эссе о представлении физических задач на вращение в текстах песен. Акцент сделан на песне В. Высоцкого «Мы вращаем Землю» – к 70-летию Победы. Ключевые слова: физика+литература, М. Исаковский, А. Ведищева, В. Высоцкий, «Мы вращаем Землю». |
16. |
Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном вабинете) Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) · «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–12/2014; № 1-4/2015): · Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым темам блока 10 «Астрономический калейдоскоп», изучаемым в мае, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 10.1. От Земли до края видимой Вселенной. (Вселенная. Галактика. Большой взрыв. Вероятное будущее Вселенной) 10.2 / 10.3. Солнечная система (Обзорная характеристика. Планета Земля) / Планеты (Обзорная характеристика. Интересные факты). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами. Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). Новости науки и техники: • Космическая пыль нанесла удар по теории о начале Вселенной • Астрофизики вновь предрекли смерть Млечному Пути • Получены точные данные скорости замедления времени, предсказанного Эйнштейном в 1905 г. • Учёные из Санкт-Петербурга создали «слуховые» очки • Принципиально новый электродвигатель • Трёхколёсный веломобиль Pedalist – экологичный транспорт будущего • Польский вариант Ноева ковчега • В космос отправлен 3D-принтер, с помощью которого МКС обеспечит себя запчастями • Пьезоэлектрический ремень сможет генерировать электричество при жевании • Почему детям не нужно играть в цифровой песочнице • Российские инженеры разработали необычную электростанцию-дирижабль. Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). · Стенгазета «Физика для школьника» № 15 (Наша Вселенная, 11 кл.) · Миниплакат «Линзы» (8 кл.) Компания «Сименс»: IX Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников 2014/2015 г. Интервью с членом экспертного совета В.В. Чеверикиным: «У школьников есть креативное мышление, которое позволяет посмотреть на обычные вещи другими глазами» (см. также http://vk.com/club_siemens.competition; http://www.science-award.siemens.ru/). Компания LEGO Group: Робототехническая платформа LEGO®MINDSTORMS® Education EV3 – образовательное решение, которое позволяет ученикам эффективно, увлекательно и практически изучать такие предметы, как информатика, технология, физика и математика в соответствии с требованиями ФГОС. |