1. |
Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (МЦКО, г. Москва). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по физике в 2015 г. На базе материалов ФИПИ «Методические рекомендации по результатам ЕГЭ-2014. Физика» описаны изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по физике в 2015 г., включая переход на новый бланк ответов № 1. Внесены изменения в кодификатор ЕГЭ, существенно уменьшено число заданий с выбором ответа и расширен спектр заданий с кратким ответом, скорректированы критерии оценивания расчётных задач высокого уровня сложности. На примере раздела «Электродинамика» показана логика конструирования экзаменационного варианта, приведено много примеров заданий, иллюстрирующих основные положения. Ключевые слова: ЕГЭ-2015 по физике. |
2. |
Конькова О.Н. (МКОУ СОШ № 4, п. Песковка, Омутнинский р-н, Кировская обл.). Закон Архимеда. Раздаточный материал дан в ЭП. Представлен сценарий урока-экспериментального исследования, 8-й класс. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок-исследование, закон Архимеда |
3. |
Батяйкина Е.В. elena10167@mail.ru (МБОУ СОШ № 1, г. Анапа, Краснодарский край). Последовательное соединение проводников Представлен сценарий урока-исследования с компьютерной поддержкой, 8 кл. (УМК А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика 7–9). Акцент сделан на формирование основных понятий и их закрепление в ходе выполнения заданий. Существенная особенность урока – самостоятельное получение знаний учащимися. Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок-исследование, электрические явления, групповая работа, исследовательская деятельность, 8 кл. |
4. |
Некрасова А.В. fizikaav@mail.ru (КОГОАУ Кировский экономико-правовой лицей, г. Киров). Урок-практикум по теме «Электрические явления». Приведены материалы, позволяющие организовать тематическую серию из пяти уроков-практических работ, 8 кл.. В ЭП представлен обширный раздаточный материал и презентация, позволяющие значительно сократить время на подготовку. Ключевые слова: электрические явления, урок-практикум. |
5. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина Тинторетто «Происхождение Млечного пути», а также астрофотографии V-образного скопления Гиады, рассеянных скоплений Плеяды и М 67. Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, рассеянные скопления. |
6. |
Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Подводные камни закона Архимеда.
Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 1/2013 г., обсуждаются типичные ошибки в рассуждениях учащихся. Ключевые слова: журнал «Квантик», закон Архимеда. |
7. |
Пигалицын Л.В. Народный учитель России levp@rambler.ru (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород, www.levpi.narod.ru). Новости науки и техники. Дан обзор последних сообщений в интернете: заметка «Чёрных дыр вообще не существует?» в печати, и подборка в ЭП: • Устройство, способное сделать всё невидимым • Квантовое позиционирование, к в 1000 раз точнее GPS • Роликовый механизм, способный восстановить функцию руки • Новая дата уничтожения Земли: 16 марта 2880 г. • Экспериментальное подтверждение существования истинно нейтральной частицы • Свет может замедляться! • Первый в мире настоящий робот-осьминог • Россия испытала импульсное электромагнитное оружие • Новый способ обнаружения гравитационных волн.
Ключевые слова: чёрные дыры, квантовое позиционирование, невидимки, истинно нейтральная частица, скорость света, робот-осьминог, импульсное электромагнитное оружие, гравитационные волны. |
8. |
Афанасьева Е.C. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.). Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность Приведён авторский взгляд на проблему организации ученических исследовательских проектов, приведены примеры удачных проектов. Ключевые слова: ученические исследовательские проекты. |
9. |
Ерофеев В.И. volodya.erofeev.2013@mail.ru (МАОУ Байкало-Кударинский ДДТ, с. Кудара, Кабанский район, Респ. Бурятия). Спортивная радиотехника Описано внеклассное мероприятие, проведённое учениками 5-го класса (членами радиотехнического кружка) для второклассников. В ЭП приведены принципиальные схемы самодельных устройств и описана их работа. Ключевые слова: самодельные устройства «Лабиринт», «Кто сильнее», «Кто выше», транзистор, резистор, конденсатор, радиотехнический кружок. |
10. |
Глобинец О.В. Lelja_777@list.ru (МАОУ СОШ № 1 им. Сергея Бондарева, пос. Серышево, Aмурская обл.). Увлекательные домашние задания. Представлены домашние экспериментальные задания для учащихся 7–9-го классов. Ключевые слова: нетрадиционные формы контроля, домашние задания по физике, 7–9 кл. |
11. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на закон Архимеда в жидкости и в газе (Если сплошной медный куб и сплошной медный шар с одной и той же площадью поверхности полностью погрузить в воду…; Определить плотность бруска из чёрного дерева, плавающего в воде так, как изображено на рисунке…; Поставим горящую свечу в глубокий стакан. Возьмём стакан в вытянутую руку и начнём вращаться вокруг собственной оси. Куда отклонится пламя?) Ключевые слова: решение задач, закон Архимеда. |
12. |
Бушуева М.Е., Ляхов И.Ю. (НГТУ, Нижний Новгород), Комаров Б.Г. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург), Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru, Скрытный В.И. viskrytnyj@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Прунцев А.П. (МГУПС (МИИТ, г. Москва), Чостковская И.В. (СГАУ, г. Самара). Инженерная олимпиада школьников-2013/2014. Представлены задачи очного заключительного тура второй инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов. Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада, динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, МКТ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ. |
13. |
Степанюк И.А., проф. stepanuk2009@rambler.ru ( РГГМУ, г. Санкт-Петербург). Штормгласс – предсказатель морских бурь. Представлены ранние и современные данные характеристик штормгласса (штормовой склянки) в при изменениях погоды. В ЭП приведён фрагмент из книги Fitz Roy R. «The weather book:…», касающийся «штормовых склянок» с переводом на русский М.А. Бражникова. Ключевые слова: штормгласс, рекомендации Фицроя, автоматическая регистрация показаний. |
14. |
Евдокимов А.К., проф. akevdokimov@yandex.ru (ТулГУ, г. Тула). В гостях у Архимеда. Архимед родился в 287 г. до н. э. в г. Сиракузы на острове Сицилия в семье родственника царя Гиерона. Во всемирной истории он был отмечен как великий учёный-мыслитель, математик-прикладник, инженер-исследователь и изобретатель-практик. Архимед дал мощный импульс последующему творческому движению народных масс планеты, в том числе и современному, а в России – от школьников до глубоких пенсионеров. Современники установили, что Архимед создал теорию пяти механизмов: рычага, клина, блока, винта и ворота (вращение), которые не только нашли широкое распространение в современных устройствах и технологиях, но и стимулировали создание новых элементов. Кроме того, историки отмечают его великий патриотизм к своей родине и к своему народу. Ключевые слова: лабораторная работа, механические системы. |
15. |
Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). На INVENTECO EXPO. Представлен фоторепортаж об участии московских школьников в работе 2-й Международной выставки изобретений и изобретателей стран Средиземноморья INVENTECO EXPO (г. Катания. о. Сицилия, Италия) в 2012 г. с посещением музея Архимеда в Сиракузах. Ключевые слова: INVENTECO EXPO-2012, ученические проекты, музей Архимеда. |
16. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Зимние причуды солнечных лучей. На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне объясняется физическая природа солнечного гало. Как дополнение представлены фотографии редких атмосферных явлений: глории на Венере и на Земле. Ключевые слова: солнечное гало, геометрическая оптика, преломление света, кристаллы льда, глории. |
17. |
Некролог: памяти К.Ю. Богданова |
18. |
Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном кабинете) Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) · «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–12/2014): · Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым темам блока 8 «Магнитные явления», изучаемым в январе, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме. Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. 8.1. Магнитное действие (Магнитное поле, линии поля. Магнитное поле катушки с током.Электромагнит, применение). 8.2. Постоянные магниты (Естественные и искусственные магниты. Применение магнитов. 8.3. Магнитное поле Земли (Дрейф магнитных полюсов. Магнитная буря. Магнитная аномалия. Полярное сияние). Архипова Е.А. school16_orel@mail.ru (МБОУ гимн. № 16, г. Орёл). «Как чудо природы является гений…». Физико-лирический мастер-класс, 8–9-й кл. Афанасьева Е.С. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.). Физика в морских сражениях. Три шуточных задачи по оптике: 1) Джек Воробей и испанское золото; 2) Пират Джон, юнга Петя и зрительная труба; 3) Капитан и труба Галилея. Ионова А.А., Митерёва А.В. helenapotter@mail.ru (8 кл., МБОУ гимн. № 16, г. Орёл). Загадка «солнечного камня». Ученический исследовательский проект. Научный руководитель: учитель физики Е.А. Архипова school16_orel@mail.ru. Инвестиционно-промышленный холдинг GS Group. Международный конкурс по физике. Компания Crystal Protection. Детский интернет – каталог из 75 000 сайтов и детский медиа портал на 30 000 роликов и передач с интегрированной системой поиска Корпорация Intel. Пресс-релизы: · Первые финалисты, которые поедут на конкурс Intel®ISEF-2015: от Украины; от России (конкурс РОСТ). Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). МикроЭВМ Arduino (продолжение, см. № 10–12/2013; 2, 7–8, 10–12/2014). 9. Ардуино измеряет влажность почвы. Политехнический музей. Образовательные программы. Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). · Стенгазета «Физика для школьника» № 12 (Интерференция и дифракция. Фаза колебаний, 11 кл.) · Презентация «Влажность» (для повторения в 8, 10 кл.) · Миииплакат «Относительная влажность воздуха» (10 кл.) |