1.

Гуденко Е.В. eviktorovna@mail.ru (ГБОУ СОШ № 814, г. Москва). Возвращаясь в школу с каникул...

Как сделать каникулы с родителями не просто отдыхом, а временем познания окружающего мира, временем вопросов, ответы на которые ребёнок будет искать вместе с учителем. Приведены интересные фотографии, привезённые с экскурсии на Гавайи. Полностью статья дана в ЭП.

Ключевые слова: познавательные каникулы.

2.

Новикова О.А. nowickowaolia@yandex.ru (МБОУ Щеколдинаская ООШ, дер. Щеколдино, Зубцовский район, Тверская обл.). Опыт работы по технологии В.М. Монахова.

Представлены базовые принципы педагогической технологии В.М. Монахова, описан порядок проектирования учебного процесса на примере первой темы, изучаемой в 7-м классе. Полные проектирования для 7-го, 8-го и 9-го классов даны в ЭП.

Ключевые слова: пелагогические технологии, В.М. Монахов, технологическая карта модуля (учебной темы), информационная карта урока.

3.

Дмитриев Г.В. dgenа1969@yandex.ru (МБОУ Ново-Шимкусская СОШ, с. Новые Шимкусы, Яльчикский район, Чувашская Респ.). Физика и новые технологии.

Приведён сценарий открытого урока физики – первого в 11-м  классе,  проведённого   в рамках XXVI  Республиканского методического фестиваля учителей физики и удостоенного   Диплома I степени.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», социальное развитие, цифровая технология, суперсовременная технология.

4.

Холина С.А. svetaholina@mail.ru (МГОУ СОШ № 933,  г. Москва.). Физика – развивающаяся наука.

Представлен опыт проведения урока-конференции в 7-м классе, показывающего связь физики с другими естественными науками. В ЭП даны четыре примера презентаций учащихся: · Кудрявцева София. Натурфилософия – первая наука о природе · Уросова Е. Становление физики как науки · Орехов Иван. Связь физики с техникой · Тимонин Андрей. Измерение размеров малых тел методом рядов.

Ключевые слова: урок-конференция, объекты изучения физики, формы выражения научного знания, 7 класс.

5.

Леханова Г.Н. fizika.gim3@mail.ru (учитель физики), Лупенкова А.А. fizika.gim3@mail.ru (учитель химии), Иванова В.А. fizika.gim3@mail.ru (учитель химии и биологии), Савельева И.В. siv0662@mail.ru (учитель математики) (МБОУ гимн. имени Ф.К. Салманова, г. Сургут, Сургутский р-н, ХМАО-ЮГРА, Тюменская обл.) «И опыт – сын ошибок трудных...»

Описан так называемый творческий экзамен – учебное интегрированное занятие, развивающее оригинальность мышления. Приведены ученические блиц-проекты по физике и математике, ориентированные на решение практических задач, связанных с экспериментом, и комментария учителей. Проект по БИОЛОГИИ + ХИМИИ дан в ЭП. Там же приведены замечания редакции по поводу решений задач по физике и математики.

Ключевые слова: интегрированное занятие ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА + ХИМИЯ + БИОЛОГИЯ, развитие творческого мышления.

6.

Бондаров М.Н. mihail_bondarov@mail.ru (ГБОУ лицей № 1501, г. Москва). Использование графиков скорости при решении задач на равноускоренное движение

Показана эффективность применения графического метода на примере решения конкретных задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

Ключевые слова: графический метод решения задач, прямолинейное равноускоренное движение.

7.

Бутырский Г.А. germanbutyrskij@yandex.ru (ВятГГУ, г. Киров), Ветлужских А.И. wanderer_666@inbox.ru, Пономарёв К.А. senzorga@mail.ru (МОАУ ДОД «Станция юных техников»), .Лютина С.Н. slyutina@yandex.ru (КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»), г. Киров. Исследование свойств электромагнитных волн в демонстрационном эксперименте с использованием генератора на диоде Ганна.

Показана возможность расширения технических и дидактических функций комплекта оборудования на базе СВЧ-генератора при изучении темы «Электромагнитные волны».

Ключевые слова: физический эксперимент, СВЧ-генератор, отражение, преломление, интерференция и дифракция радиоволн сантиметрового диапазона.

8.

Атаманченко А.К. lic4@tagobr.ru (МАОУ лицей № 4 с УИФиМ, г. Таганрог, Ростовская обл.). Экспериментальные задачи по физике и методы их решения

Предложены 15 учебно-тренировочных задач, способствующих  накоплению информации, нахождению новых путей в неожиданных ситуациях, развитию изобретательских навыков (решение задач 14 и 15 приведено в ЭП).

Ключевые слова: экспериментальные задачи, творческие задачи с ограничением в выборе измерительных средств.

9.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение созвездия Девы из из популярного атласа «География  небес» И. Бурритта, а также астрофотографии сталкивающихся спиральных галактик Арп 274,  галактики Центавр А (мощного источника радио-, рентгеновского и гамма- излучений) и звезды ζ Змееносца  (источника механических волн в океане космоса).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, галактики Арп 274,  Центавр А, звезда ζ Змееносца.

10.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: На воздушной подушке.

Перепечатка статьи «На воздушной подушке» из журнала «Квантик» № 3/2013 г., где обсуждаются эффекты давления в газах.

Ключевые слова:  давление в газах.

11.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в интернете.  Расширенный обзор дан в электронных приложениях.

Ключевые слова: тёмная материя, бумажный микроскоп, гравитационные волны, рыба-робот, радиоактивный двигатель, инфракрасное излучение, радуга в атмосфере Венеры, земной аналог льда Европы (спутника Юпитера).

12.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Цветная Вселенная: 5. Гамма-излучение. Популярно изложено, что такое гамма-излучение, каковы его источники, почему Земля является источником значительного гамма-излучения.

Ключевые слова: гамма-излучение, космический гамма-телескоп имени Ферми, гамма-всплеск, широкий атмосферный ливень.

13.

 Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на 2-й закон Ньютона («При свободном падении в воздухе скорость …»), на 3-й закон Ньютона  («Значительная сила, с которой железная кнопка притягивается к магниту, … »  и на закон самоиндукции («Что будет показывать гальванометр, если замкнуть левую цепь?..»)

Ключевые слова:  законы Ньютона, закон самоиндукции.

14.

Губкин М.К. gubkinmk@rambler.ru (МЭИ (ТУ), г. Москва). Задачи очных и заочных олимпиад по физике в МЭИ (ТУ) в 2012/2013 гг. (окончание, см. № 5/6/2014).

П редставлены 10 задач для 7–11 классов (динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика) с решениями из числа тех, которые давались на олимпиадах МЭИ (ТУ).

Ключевые слова: олимпиады МЭИ (ТУ), решение задач, абитуриенту, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика.

15.

Короновский Н.В. проф. koronovsky@rambler.ru (геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва).  Палеомагнитология и тектоника литосферных плит.

Популярно рассказывается о магнитном поле Земли и его происхождении, показаны методы палеомагнитологии, их роль в становлении современных геологических теорий.

Ключевые слова: геомагнитное поле, палеомагнитология, тектоника литосферных плит.

16.

Латухина Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 5.  Инструменты нанотехнологий.

На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены принципы работы современных микроскопов: туннельного, атомно-силового, электронных – растрового и просвечивающего.

Ключевые слова: нанотехнологии, СЗМ, СТМ, АСМ, кантилевер, силы Ван-дер-Ваальса, РЭМ, ПЭМ.

17.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Музей Архимеда в Сиракузах.

Фоторепортаж о музее Архимеда в г. Сиракузы, приведены два рассказа, связанных с трудами великого древнегреческого учёного: «Как взвесить параболу». «Как прочитали рукопись Архимеда». Презентация «Наш Архимед: между физикой, математикой и бесконечностью» дана в ЭП.

Ключевые слова: фоторепортаж, музей Архимеда, конические сечения, комбинаторика, квадрат Архимеда, параболические зеркала, метод «исчерпывания» квадратура параболы.

18.

Поздравляем с юбилеем Ольгу Михайловну Заборьеву!

19.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Окончание пропедевтического учебного курса, 5–6 кл. (первый год обучения), 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–5_6/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебных материалов к последним темам блока 5 «Световые и звуковые явления», изучаемым в мае, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 5.4. Цвет (Интересные факты о цветовом зрении человека. Дальтонизм.  Цветовое зрение животных); 5.5. Звук  (Громкость и высота тона. Энергия звука. Эхо. Инфра- и ультразвуки. Голосовой и слуховой аппараты человека); 5.6. Преломление света Занимательная физика (Окружающий   мир глазами физика). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (МПГУ, г. Москва). Становление методики обучения физике в России на рубеже XIX и ХХ вв. как науки. Элективный курс для студентов, будущих учителей физики, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Гуденко Е.В.  eviktorovna@mail.ru (ГБОУ СОШ № 814, г. Москва). «Школьная лига РОСНАНО» на форуме  «Открытые инновации. 2013».

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). МикроЭВМ «Ардуино» в школьном физическом эксперименте: 5. Работа с аналоговыми входами (продолжение, см. №  10–12/2013, 2/014).

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Влажность. План-конспект  урока повторения и обобщения с применением интерактивной доски, 10 кл. Обширный раздаточный материал.

Корпорация Intel. Пресс-релизы: · 7 наград российских старшекласников на международном научно-инженерном конкурсе Intel®ISEF-2014 · Новые STEM-центры (Science-Technology-Engineering-Mathematics) · Новое устройство для старшеклассников Lenovo Miix 2 10´´ − комбинация планшета и ноутбука · Проект «Классный возраст» по развитию цифровой грамотности населения.