1.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). III Всероссийский фестиваль науки-2013, Москва: Экспоцентр

Фоторепортаж о традиционном Всероссийском фестивале науки, прошедшем в 2013 г., в Москве по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова. Убедительно показано, что это всероссийское научное мероприятие поистине является всенародным праздником интеллекта, в котором принять участие может каждый.

Ключевые слова: Всероссийский фестиваль науки, МГУ им. М.В. Ломоносова, конкурс «Учёные будущего», Экспоцентр.

2.

Фёдоров А.К. akf@rqc.ru, Юнусов Р.Р. ry@rqc.ru (Российский квантовый центр, п. Сколково, Одинцовский р-н, Московская обл.). Квантовое настоящее и будущее

Популярно изложены достижения науки и техники, акцент сделан на развитие квантовых технологий.

Ключевые слова: квантовая физика, квантовые технологии

3.

Коровянская Анастасия Nasti96@bk.ru (11 кл., МОУ гимназия № 5, г. Юбилейный, Московская обл.). Ультразвуковая форсунка. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук.:  проф. В.В. Лебедев Lebedev_v_2010@mail.ru, д.т.н. (МГСУ, г. Москва), руководитель школьного технического кружка.

Почему портятся автомобильные форсунки? Почему их надо промывать? Почему у автомобилей большой расход топлива? Почему выхлопные газы загрязняют атмосферу?   Предложена простая конструкция ультразвуковой форсунки.

Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Всероссийский фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего»,  Intel®ISEF, ультразвуковое распыление топлива, магнитострикция, форсунка.

4.

Провоторов Павел highv.lab@gmail.com (9 кл., МОУ СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого, г. Черноголовка,  Ногинский р-н, Московская обл.). Исследование и применение факельного разряда. Спектроскопия. Формирование наноструктур. Ученический исследовательский проект. Рук.: учитель физики, заведующий лабораторией Н.В. Классен klassen@issp.ac.ru (ИФТТ РАН, г. Черноголовка).

Представлен ученический проект, в рамках которого  исследован высокочастотный факельный разряд, получены плёночные и ленточные структуры оксидов распыляемых металлов, предложены объяснения новых эффектов и их возможные применения.

Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Всероссийский фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, факельный разряд, спектроскопия, наноструктуры.

5.

Чулков Кирилл stivts3@mail.ru (11 кл., НОУДОД Школа информатики  «ВЕКТОР++», г. Саров,  Нижегородская обл.).  Визуальное управление движущимся объектом. Ученический исследовательский проект. Рук.: учитель информатики и математики И.В. Столяров (МБОУ лицей № 3), преподаватель технологии программирования и робототехники И.В. Уточников admin@vector-plus-plus.ru (НОУДОД Школа информатики «ВЕКТОР++», г. Саров).

Представлен ученический исследовательский проект, где рассмотрены возможности визуального управления движущимися объектами и технически реализована модель управления глазами человека робототехнической подвижной модели.

Ключевые слова: ученический исследовательский проект,  Фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, программно-аппаратный комплекс.

6.

 Гасанов Эльнур Эльдар оглы gasanov1996@inbox.ru (11 кл., МБОУ дицей г. Лобня, Московская обл.). Изучение гироскопических явлений и воссоздание эффекта Джанибекова в земных условиях.  Научно-исследовательский ученический проект. Рук.: доцент К.В. Парфёнов parfenov@physics.msu.ru (к.ф.-м.н., физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва).  

Научно-исследовательский ученический проект, посвящённый изучению движения свободных и несвободных гироскопов. В частности, рассмотрена возможность воссоздания в земных условиях эффекта Джанибекова: периодического «переворота» оси вращения  гайки в невесомости. Показано, что эффект можно описать с помощью уравнений динамики вращательного движения твёрдого тела в связанной с телом системе координат (уравнениях Эйлера) и следующих из них законов сохранения энергии и момента импульса. Для проверки теоретической модели выполнен ряд экспериментов, отсутствие внешних массовых сил моделируется с помощью системы рамочных подвесов с малым трением в оси. Хорошее согласие теории и эксперимента позволяет опровергнуть  тезис о «необъяснимой космической природе» эффекта. Обсуждены способы практического использования эффекта Джанибекова для конструирования систем ориентации в пространстве и управления вращательными движениями свободных тел в невесомости.

Ключевые слова: ученический исследовательский проект,  Фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, эффект Джанибекова, уравнения Эйлера, динамика вращательного движения твёрдого тела, гироскопы в невесомости.

7.

Эффект Джанибекова. Дополнительный материал по нашим прежним публикациям:

В ЭП приведены фрагмент статьи А.А. Князева «Эффект Джанибекова» (№ 14/2011) и иллюстрирующая её презентация ученического исследования  Лапшёва Степана (10 кл., ФТЛ № 1, г. Саратов) «Компьютерное моделирование полёта снаряда с учётом его взаимодействия с воздухом».

Ключевые слова: эффект Джанибекова.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены изображение загробного суда из древнеегипетской «Книги мёртвых», а также астрофотографии спиральных галактик NGC 5101, NGC 5078, IC 879 и туманности Бегущий Цыплёнок с глобулами.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, спиральные галактики, туманность Бегущий Цыплёнок

9.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Жидкое зеркало.

Перепечатка статьи «Жидкое зеркало» из журнала «Квантик», 2013 г., где обсуждаются оптические эффекты, связанные с явлениями преломления и отражения, в том числе и полного внутреннего отражения.

Ключевые слова:  оптика, явления преломления и отражения света.

10.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Цветная Вселенная: 4. Лазерное гидирование.

Рассказывается о способе улучшения изображения далёких небесных объектов с помощью лазерного гидирования. В ЭП приводятся задачи с решениями, способствующие пониманию явления.

Ключевые слова: лазер, телескоп, дифракционное изображение точечного источника, адаптивная оптика.

11.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Две задачи из журнала «Physics Teacher»: на переменный ток («Две лампочки соединили параллельно…») и на закон превращения энергии («Как изменится вырабатываемая ветряком энергия, если скорость ветра увеличится вдвое?» (с решениями).

Ключевые слова: электрическая цепь, превращение энергии.

12.

Губкин М.К. gubkinmk@rambler.ru (МЭИ (ТУ), г. Москва). Задачи очных и заочных олимпиад по физике в МЭИ (ТУ) в 2012/2013 гг.

Представлены 9 задач для 7–11 классов (динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика) с решениями из числа тех, которые давались на олимпиадах МЭИ (ТУ).

Ключевые слова: олимпиады МЭИ (ТУ), решение задач, абитуриенту, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика.

13.

Латухина  Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 4. Углеродные наносистемы

На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены принципы образования наносистем  из атомов углерода и рассмотрены наиболее известные углеродные наносистемы, в которых реализованы основные типы квантово-размерных структур: графен (двумерная), углеродные нанотрубки (одномерная) и фуллерены (нуль-мерная).

Ключевые слова:  нанотехнологии, углерод, аллотропные формы, графен, нанотрубки, фуллерены.

14.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Междисциплинарные подходы к формированию элементарных исследовательских умений в рамках курса «Введение в нанотехнологии».

Представлен опыт организации интегрированных уроков в рамках элективного курса «Введение в нанотехнологии» (6 кл., 72 ч, 2 ч/нед.), раскрыта методика проведения исследовательских работ с учащимися среднего звена. В электронном приложении приведены исследовательские проекты учеников Дмитриева Фёдора «Изучение коллоидных растворов», Иконниковой Виктории «Получение серебряных дендритов», Умрюхина Евгения «Измерение размеров малых тел» и Фролова Егора «Исследование явления смачивания».

Ключевые слова: нанотехнологии, исследование, синквейн, коллоидные растворы, серебряные дендриты, измерение размеров малых тел, смачивание.

15.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru,  г. Москва. Этюды о науке.

Краткое содержание лекции, прочитанной в рамках дистанционного курса «Популяризация науки в современном образовательном процессе» (Школьная лига Роснано, URL: http://www.schoolnano.ru/node/8685), в котором рассматриваются основные методы популяризации достижений науки в области биологии, химии, физики и нанотехнологий естествознания, а также приведены статистические данные, свидетельствующие об уровне развития науки в странах мира и об отношении граждан к необходимости научных исследований. В ЭП представлены соответственно две презентации: «Наука в историях» и «Статистика науки».

Ключевые слова: популяризация науки, научная революция, статистика науки, Школьная лига Роснано.

16.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, МБОУ СОШ № 6, г. Саратов). Опять о пружинах…

Обсуждается экспериментальная задача, приведённая в № 3/2014 в статье Доценко А.А.  «Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы».  

Ключевые слова: задача о пружинах, механические колебательные системы.

17.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–3/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебных материалов к первым темам блока 5 «Световые и звуковые явления», изучаемым в мае, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 5.1. Свет (Источники света. Тень. Затмения. Оптические иллюзии); 5.2. Отражение света (Отражение света. Зеркала. Изображение в зеркале); 5.3. Преломление света (Преломление, примеры преломления. Оптические природные явления. Радуга, виды радуги).
Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Китай А.Ю. KitaiAlla@mail.ru (Педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского, г. Москва). Игра «Физический футбол».

Коган Н.Э. kogan.ag@gmail.com (ЦО № 345, г. Москва). Задания с множественным выбором ответов по материалам  в учебниках «Физика-7» А.В. Пёрышкин (Дрофа,  2006).

Литвинова А.Е.  litvinovaalla@yandex.ru (МКОУ Мишутинская СОШ, п. Мишутино, Сергиев-Посадский р-н, Московская обл.).  Научно-исследовательская работа как средство приобщения учащихся к научно-техническим проблемам.
.
Моисеева И.В. ilipa@yandex.ru (ГБОУ СОШ № 422 «Перово», г. Москва). Фонтан на даче своими руками. Сценарий внеклассного мероприятия.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 1. Физика, физические величины и их измерение.

Подскрёбышева Л.Л. podskrebysheva.l@mail.ru (ГБОУ СОШ № 379, г. Москва). Диффузия и конвекция (опыты).

Пузыревский В.Ю. wellcomevalery@mail.ru (Образовательный центр «Участие», г. Санкт-Петербург). Деловая игра «Журналист» в проекте «Школьная лига РОСНАНО».

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания): · Стенгазета «Физика для школьника»: № 8. Свет и тень · Необходимый минимум  формул для 7-го класса · Презентации: задача по физике на ЕГЭ по математике: закон радиоактивного распада.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Методика применения интерактивных средств обучения (ИСО) в преподавании физики.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Ученические проекты, выполненные в рамках элективного курса «Введение в нанотехнологии», 6 кл.: Дмитриев Ф. «Изучение коллоидных растворов»; Иконникова В. «Получение серебряных дендритов»: Умрюхин Е. «Измерение размеров малых тел»; Фролов Е. «Исследование явления смачивания».

Корпорация Intel. Пресс-релизы · Старт: V конкурс «Учёные будущего-2014» · Принимаем заявки на конкурс «Конструируем будущее» (Make it digital) · Новый конкурс для инноваторов «Носимая электроника» (makeit.intel.com – разработка устройств и аксессуаров типа смарт-часов, смарт-очков, смарт-браслетов, интеллектуальной одежды, специализированных носимых сенсоров) · Старт новой корпоративной программы «Раскрываем таланты в каждом» в России · Итоги реализации социальных и образовательных программ Intel в России за 2013 год.