1. |
Ковалева С.Я. svekova@mail.ru (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). III Всероссийский фестиваль науки-2013, Москва: Экспоцентр Фоторепортаж о традиционном Всероссийском фестивале науки, прошедшем в 2013 г., в Москве по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова. Убедительно показано, что это всероссийское научное мероприятие поистине является всенародным праздником интеллекта, в котором принять участие может каждый. Ключевые слова: Всероссийский фестиваль науки, МГУ им. М.В. Ломоносова, конкурс «Учёные будущего», Экспоцентр. |
2. |
Фёдоров А.К. akf@rqc.ru, Юнусов Р.Р. ry@rqc.ru (Российский квантовый центр, п. Сколково, Одинцовский р-н, Московская обл.). Квантовое настоящее и будущее Популярно изложены достижения науки и техники, акцент сделан на развитие квантовых технологий. Ключевые слова: квантовая физика, квантовые технологии |
3. |
Коровянская Анастасия Nasti96@bk.ru (11 кл., МОУ гимназия № 5, г. Юбилейный, Московская обл.). Ультразвуковая форсунка. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук.: проф. В.В. Лебедев Lebedev_v_2010@mail.ru, д.т.н. (МГСУ, г. Москва), руководитель школьного технического кружка. Почему портятся автомобильные форсунки? Почему их надо промывать? Почему у автомобилей большой расход топлива? Почему выхлопные газы загрязняют атмосферу? Предложена простая конструкция ультразвуковой форсунки. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Всероссийский фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, ультразвуковое распыление топлива, магнитострикция, форсунка. |
4. |
Провоторов Павел highv.lab@gmail.com (9 кл., МОУ СОШ № 82 им. Ф.И. Дубовицкого, г. Черноголовка, Ногинский р-н, Московская обл.). Исследование и применение факельного разряда. Спектроскопия. Формирование наноструктур. Ученический исследовательский проект. Рук.: учитель физики, заведующий лабораторией Н.В. Классен klassen@issp.ac.ru (ИФТТ РАН, г. Черноголовка). Представлен ученический проект, в рамках которого исследован высокочастотный факельный разряд, получены плёночные и ленточные структуры оксидов распыляемых металлов, предложены объяснения новых эффектов и их возможные применения. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Всероссийский фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, факельный разряд, спектроскопия, наноструктуры. |
5. |
Чулков Кирилл stivts3@mail.ru (11 кл., НОУДОД Школа информатики «ВЕКТОР++», г. Саров, Нижегородская обл.). Визуальное управление движущимся объектом. Ученический исследовательский проект. Рук.: учитель информатики и математики И.В. Столяров (МБОУ лицей № 3), преподаватель технологии программирования и робототехники И.В. Уточников admin@vector-plus-plus.ru (НОУДОД Школа информатики «ВЕКТОР++», г. Саров). Представлен ученический исследовательский проект, где рассмотрены возможности визуального управления движущимися объектами и технически реализована модель управления глазами человека робототехнической подвижной модели. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, программно-аппаратный комплекс. |
6. |
Гасанов Эльнур Эльдар оглы gasanov1996@inbox.ru (11 кл., МБОУ дицей г. Лобня, Московская обл.). Изучение гироскопических явлений и воссоздание эффекта Джанибекова в земных условиях. Научно-исследовательский ученический проект. Рук.: доцент К.В. Парфёнов parfenov@physics.msu.ru (к.ф.-м.н., физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Научно-исследовательский ученический проект, посвящённый изучению движения свободных и несвободных гироскопов. В частности, рассмотрена возможность воссоздания в земных условиях эффекта Джанибекова: периодического «переворота» оси вращения гайки в невесомости. Показано, что эффект можно описать с помощью уравнений динамики вращательного движения твёрдого тела в связанной с телом системе координат (уравнениях Эйлера) и следующих из них законов сохранения энергии и момента импульса. Для проверки теоретической модели выполнен ряд экспериментов, отсутствие внешних массовых сил моделируется с помощью системы рамочных подвесов с малым трением в оси. Хорошее согласие теории и эксперимента позволяет опровергнуть тезис о «необъяснимой космической природе» эффекта. Обсуждены способы практического использования эффекта Джанибекова для конструирования систем ориентации в пространстве и управления вращательными движениями свободных тел в невесомости. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, Фестиваль науки, конкурс «Учёные будущего», Intel®ISEF, эффект Джанибекова, уравнения Эйлера, динамика вращательного движения твёрдого тела, гироскопы в невесомости. |
7. |
Эффект Джанибекова. Дополнительный материал по нашим прежним публикациям: В ЭП приведены фрагмент статьи А.А. Князева «Эффект Джанибекова» (№ 14/2011) и иллюстрирующая её презентация ученического исследования Лапшёва Степана (10 кл., ФТЛ № 1, г. Саратов) «Компьютерное моделирование полёта снаряда с учётом его взаимодействия с воздухом». Ключевые слова: эффект Джанибекова. |
8. |
Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены изображение загробного суда из древнеегипетской «Книги мёртвых», а также астрофотографии спиральных галактик NGC 5101, NGC 5078, IC 879 и туманности Бегущий Цыплёнок с глобулами. Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, спиральные галактики, туманность Бегущий Цыплёнок |
9. |
Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Жидкое зеркало. Перепечатка статьи «Жидкое зеркало» из журнала «Квантик», 2013 г., где обсуждаются оптические эффекты, связанные с явлениями преломления и отражения, в том числе и полного внутреннего отражения. Ключевые слова: оптика, явления преломления и отражения света. |
10. |
Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Цветная Вселенная: 4. Лазерное гидирование. Рассказывается о способе улучшения изображения далёких небесных объектов с помощью лазерного гидирования. В ЭП приводятся задачи с решениями, способствующие пониманию явления. Ключевые слова: лазер, телескоп, дифракционное изображение точечного источника, адаптивная оптика. |
11. |
Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.) Две задачи из журнала «Physics Teacher»: на переменный ток («Две лампочки соединили параллельно…») и на закон превращения энергии («Как изменится вырабатываемая ветряком энергия, если скорость ветра увеличится вдвое?» (с решениями). Ключевые слова: электрическая цепь, превращение энергии. |
12. |
Губкин М.К. gubkinmk@rambler.ru (МЭИ (ТУ), г. Москва). Задачи очных и заочных олимпиад по физике в МЭИ (ТУ) в 2012/2013 гг. Представлены 9 задач для 7–11 классов (динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика) с решениями из числа тех, которые давались на олимпиадах МЭИ (ТУ). Ключевые слова: олимпиады МЭИ (ТУ), решение задач, абитуриенту, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика. |
13. |
Латухина Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 4. Углеродные наносистемы На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены принципы образования наносистем из атомов углерода и рассмотрены наиболее известные углеродные наносистемы, в которых реализованы основные типы квантово-размерных структур: графен (двумерная), углеродные нанотрубки (одномерная) и фуллерены (нуль-мерная). Ключевые слова: нанотехнологии, углерод, аллотропные формы, графен, нанотрубки, фуллерены. |
14. |
Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Междисциплинарные подходы к формированию элементарных исследовательских умений в рамках курса «Введение в нанотехнологии». Представлен опыт организации интегрированных уроков в рамках элективного курса «Введение в нанотехнологии» (6 кл., 72 ч, 2 ч/нед.), раскрыта методика проведения исследовательских работ с учащимися среднего звена. В электронном приложении приведены исследовательские проекты учеников Дмитриева Фёдора «Изучение коллоидных растворов», Иконниковой Виктории «Получение серебряных дендритов», Умрюхина Евгения «Измерение размеров малых тел» и Фролова Егора «Исследование явления смачивания». Ключевые слова: нанотехнологии, исследование, синквейн, коллоидные растворы, серебряные дендриты, измерение размеров малых тел, смачивание. |
15. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru, г. Москва. Этюды о науке. Краткое содержание лекции, прочитанной в рамках дистанционного курса «Популяризация науки в современном образовательном процессе» (Школьная лига Роснано, URL: http://www.schoolnano.ru/node/8685), в котором рассматриваются основные методы популяризации достижений науки в области биологии, химии, физики и нанотехнологий естествознания, а также приведены статистические данные, свидетельствующие об уровне развития науки в странах мира и об отношении граждан к необходимости научных исследований. В ЭП представлены соответственно две презентации: «Наука в историях» и «Статистика науки». |
16. |
Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, МБОУ СОШ № 6, г. Саратов). Опять о пружинах… Обсуждается экспериментальная задача, приведённая в № 3/2014 в статье Доценко А.А. «Механические колебательные системы. Маятник как пример колебательной системы». Ключевые слова: задача о пружинах, механические колебательные системы. |
17. |
Рефераты публикаций на «облаке» Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–3/2014): · Пояснительная записка и полный комплект учебных материалов к первым темам блока 5 «Световые и звуковые явления», изучаемым в мае, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 5.1. Свет (Источники света. Тень. Затмения. Оптические иллюзии); 5.2. Отражение света (Отражение света. Зеркала. Изображение в зеркале); 5.3. Преломление света (Преломление, примеры преломления. Оптические природные явления. Радуга, виды радуги). Китай А.Ю. KitaiAlla@mail.ru (Педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского, г. Москва). Игра «Физический футбол». Коган Н.Э. kogan.ag@gmail.com (ЦО № 345, г. Москва). Задания с множественным выбором ответов по материалам в учебниках «Физика-7» А.В. Пёрышкин (Дрофа, 2006). Литвинова А.Е. litvinovaalla@yandex.ru (МКОУ Мишутинская СОШ, п. Мишутино, Сергиев-Посадский р-н, Московская обл.). Научно-исследовательская работа как средство приобщения учащихся к научно-техническим проблемам. Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 1. Физика, физические величины и их измерение. Подскрёбышева Л.Л. podskrebysheva.l@mail.ru (ГБОУ СОШ № 379, г. Москва). Диффузия и конвекция (опыты). Пузыревский В.Ю. wellcomevalery@mail.ru (Образовательный центр «Участие», г. Санкт-Петербург). Деловая игра «Журналист» в проекте «Школьная лига РОСНАНО». Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания): · Стенгазета «Физика для школьника»: № 8. Свет и тень · Необходимый минимум формул для 7-го класса · Презентации: задача по физике на ЕГЭ по математике: закон радиоактивного распада. Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Методика применения интерактивных средств обучения (ИСО) в преподавании физики. Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Ученические проекты, выполненные в рамках элективного курса «Введение в нанотехнологии», 6 кл.: Дмитриев Ф. «Изучение коллоидных растворов»; Иконникова В. «Получение серебряных дендритов»: Умрюхин Е. «Измерение размеров малых тел»; Фролов Е. «Исследование явления смачивания». Корпорация Intel. Пресс-релизы · Старт: V конкурс «Учёные будущего-2014» · Принимаем заявки на конкурс «Конструируем будущее» (Make it digital) · Новый конкурс для инноваторов «Носимая электроника» (makeit.intel.com – разработка устройств и аксессуаров типа смарт-часов, смарт-очков, смарт-браслетов, интеллектуальной одежды, специализированных носимых сенсоров) · Старт новой корпоративной программы «Раскрываем таланты в каждом» в России · Итоги реализации социальных и образовательных программ Intel в России за 2013 год. |