1.

Будущее науки рождается здесь. (По материалам пресс-релизов компании Intel.)

Рассказывается о научных сообществах, где учащиеся могут приобщиться к научным исследованиям и инженерному конструированию. В частности, в Приволжском федеральном округе (ПФО) это проект «STEM-центры» (Science, Technology, Engineering, Mathematics), в рамках которого Минобр Нижегородской области совместно с корпорацией Intel и некоммерческим партнёрством «Лифт в будущее» с организовал сеть лабораторий, в которых школьники могут работать над своими научными проектами под руководством молодых преподавателей, сотрудников научных организаций. Объявлены победители финального тура Приволжского научно-инженерного конкурса «РОСТ», аффилированного с Intel, которые в мае с.г. примут участие в престижном международном конкурсе Intel®ISEF (Лос Анжелес, США).

Ключевые слова: ученические научно-исследовательские и конструкторские проекты, Министерство образования Нижегородской области, компания Intel, конкурс Intel®ISEF.

2.

Петрусёв Александр science-alex@mail.ru (11 кл., МБОУ Лицей при НИ ТПУ, г. Томск). Эффективный способ увеличения мощности солнечных установок. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук.  проф. А.В. Юрченко  nipp@mail.ru, д.т.н. (НИ ТПУ, г. Томск).

Предложен новый принцип управления системой слежения за Солнцем без микроконтроллеров. Рассчитано увеличение эффективности работы солнечных батарей при использовании таких систем. Доказана экономическая целесообразность их установки. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательско-конструкторский проект, фотоэлемент, солнечная батарея.

3.

Уманская Светлана umanskaya.svetlana96@mail.ru (11 кл., МОУ лицей № 22, г. Воскресенск, Московская обл.).  Настройка спутниковой антенны. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель математики Т.В. Порхунова ptv_work@list.ru

Предложен способ самостоятельной настройки спутниковой антенны, составлена компьютерная программа в среде Lazarus. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, спутниковая антенна, спутниковое телевидение.

4.

Саранцева Софья sofiasar@yandex.ru, Бибенина Ольга bibenina1998@mail.ru  (10 кл., МОУ лицей № 8 «Олимпия», г. Волгоград). Проблема учёта автомобильного топлива на автозаправках. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель физики Э.В. Марчук edik251282@yandex.ru, к.ф.-м.н.

Описано экспериментальное учебное исследование, посвящённое поиску способов сокращения экономических потерь, возникающих при недостачах автомобильного топлива на автозаправках. Исследовано тепловое расширение бензина и дизельного топлива, а также влияние солнечного излучения на суточные колебания температуры в цистернах. Предложена компьютерная программа для  учёта нефтепродуктов на автозаправках в цилиндрических цистернах. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, тепловое расширение, автомобильное топливо, недостачи на автозаправках.

5.

Кабир Срити tk14799@gmail.com, Соснова Елизавета lizavetasosnova@gmail.com (8 кл., НОУ ЦО «Новое образование»,  г. Москва).  Универсальный прибор гидростатического типа для измерения массы тел, плотности жидкостей и твёрдых тел.

Ученический исследовательско-конструкторский  проект. Рук. проф. В.П. Наливайко nvpnvp@gmail.com, к.ф.-м.н. (МТУСИ, НОУ ЦО «Новое образование»).

Разработан универсальный прибор, позволяющий измерять массу и плотность твёрдых тел, а также плотность жидкостей. Принцип работы прибора основан на законе Архимеда. Исследованы возможные причины систематических ошибок. Показана эффективность применения прибора в лабораторном практикуме. Основные достоинства: универсальность прибора (новизна именно в этом) и простота использования (все прямые измерения делаются простой линейкой). Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательско-конструкторский проект, закон Архимеда, условие плавания  тел,  денсиметр.

6.

Ильинская Диана ilirita@yandex.ru, Готовцев Владислав vladgotovcev@mail.ru (ГБОУ СОШ № 546, г. Москва). Определение прочности полиэтиленовых пакетов. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель физики Ю.В. Казакова kazakova546@mail.ru, к.п.н.

Исследованы некоторые механические свойства полиэтиленовых пакетов разного вида, а также влияние температуры и разных дефектов на их прочность. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, механическая прочность, полиэтиленовые пакеты.

7.

Юрченко Василиса wsonormalno@yandex.ru (7 кл., НОУ гимназия «Школа бизнеса»,  г. Сочи). Возникновение резонанса при поперечных колебаниях конструкций сложной формы. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель физики С.А. Кирия sakirija@yandex.ru, к.п.н.

Измерение или вычисление частот собственных колебаний имеет большое практическое значение при прогнозировании поведения конструкции (здания) под воздействием удара, взрыва, землетрясения и вибрации. При совпадении частоты собственных колебаний конструкции с частотой внешнего воздействия возникает механический резонанс, что может привести к разрушению конструкции. Поскольку вычисление частоты собственных колебаний реальных конструкций трудоёмко, при проектировании зданий испытвают упрощённые консольные модели, характеристики которых порой далеки от реальных. Испытаны консольные модели сложной формы, определены их характеристики, проведено сравнение результатов эксперимента с расчётом. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический проект, механические колебания, резонанс, консольная модель.

8.

Пронина Мария mashapronina2010@mail.ru (10 кл.), Прохоров Владимир mashapronina2010@mail.ru (11 кл.), Шекунов Владислав mashapronina2010@mail.ru (11 кл.) (ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», г. Могилёв, Респ. Беларусь). Проект организации связи, транспорта и энергообеспечения лунных баз. Ученический исследовательский проект. Ученический исследовательско-конструкторский проект. Рук. учителя физики С.В. Гусев mashapronina2010@mail.ru, А.Э. Плетнёв mashapronina2010@mail.ru, А.Г. Сугакевич mashapronina2010@mail.ru.

Предложены и обоснованы альтернативные подходы к решению комплекса проблем, связанных с созданием исследовательских и производственных баз на Луне. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический проект, колонизация Луны.

9.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в марте.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена схема движения Солнца через зодиакальные созвездия с рисунками  из звёздного атласа ас-Суфи (X в.), а также астрофотографии туманности Пузырь и скопления галактик Секстет Сейферта.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманность Пузырь, скопление галактик Секстет Сейферта.

10.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск).  Цветная Вселенная. 2. Спектр вспышки.

Изложен способ получения спектра вспышки Солнца,  рассчитаны линии поглощения серии Бальмера.

Ключевые слова: спектроскопия,  спектр вспышки.

11.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в интернете. Темы печатного сообщения: Космические базы на Луне  будут строиться с помощью трёхмерного принтера? Расширенный обзор дан на диске.

 Ключевые слова: космические базы на Луне,  трёхмерный принтер.

12.

Арляпов Никита arliapova67@mail.ru (9 кл., МОУ  Верх-Уймонская СОШ, с. Верх-Уймон, Усть-Коксинский район, Pеспублика Алтай). Эффект муара и установка для лабораторных измерений деформации  при изгибе. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель математики и информатики М.С. Бугаев bugaeza@inbox.ru (пенсионер, г. Челябинск).

Рассмотрен линейный эффект муара на двух сетках параллельных прямых. При наложении таких сеток возникает муаровый узор, полосы которого смещаются при перемещении одной из сеток, но со значительно большим шагом. Построена модель установки для измерения стрелы прогиба стержней по сдвигу муаровых полос. Проведены измерения и расчёт модуля Юнга металлических стержней с приемлемыми результатами. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический проект, эффект муара, стрела прогиба стержней, модуль Юнга.

13.

Кузнецова Анна ann_kuz@inbox.ru, Орехов Данила tylys96@yandex.ru (9 кл., ГБОУ лицей № 1511 при НИЯУ МИФИ, г. Москва). Чистое небо. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель физики Ф.В. Григорьев  fedor.grigoriev@gmail.com, к.х.н. (ГБОУ лицей № 1511, НИЯУ МИФИ,  НИВЦ МГУ,  им. М.В.  Ломоносова, г. Москва).

Предложен способ очищения воздуха от вызванного лесными пожарами смога путём распыления заряженных частиц размером порядка 100 мкм в облаках этого смога. Заряженные частицы за счёт электростатического взаимодействия могут вызвать агрегацию частиц смога, что приведёт к их относительно быстрому осаждению на землю и очищению воздуха. Приведены численные оценки, показано, что 1 м3 порошка заряженных частиц позволит агрегировать частицы смога в объёме 103 м3. Печатается в сокращённом и доработанном виде, оригинал статьи и дополнительные материалы см. на диске.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект,  очистка воздуха, смог.

14.

Малаховская Светлана (7 кл., МБОУ лицей № 3, г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская обл). Замечательный конус, или Удивительный чум. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель математики  Т.М. Тананыкина http://lic3.admsurgut.ru.

Сделан обзор литературы по теме, изучены формулы для вычисления площади поверхности и объёма конуса, куба и полусферы; определены плюсы жилого помещения конической формы.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, объёмы геометрических фигур, жилище северных народов.

15.

Захарова Ольга olusik3D@yandex.ru (10 класс, МБОУ СОШ «Школа будущего», г. Калининград). Эффективность мероприятий по защите от шумового загрязнения на Втором эстакадном мосту г. Калининграда. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель экологии А.В. Голубицкий.

Экспериментально определена эффективность шумозащитных средств на Втором эстакадном мосту г. Калининграда.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, экология, шумозащитные средства.

16.

Островных Настя nenci_key@mail.ru, Мосейчук Антон (11 кл., МБОУ СОШ № 6, г. Троицк, Челябинская обл.). Мониторинг состояния атмосферы и экологической обстановки посёлка ГРЭС. Ученический исследовательский проект. Рук. учитель физики Н.В. Калинская tfizik6@mail.ru.

Изучены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу посёлка, выяснено  влияние  загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека, определено содержание золы в атмосфере посёлка методом снеговой съёмки, проведено сравнение его с фоновым содержанием пыли в атмосфере, измерен фоновый уровень  радиации в посёлке, выявлены участки с повышенным излучением, изучено мнение жителей посёлка по данной проблеме, проведён  мониторинг  для оценки  степени и  характера воздействия выбросов в атмосферу за последние три года.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, ученический исследовательский проект, экология, загрязнение атмосферного воздуха.

17.

Наумов Г.Б. gbnaumov@yandex.ru проф, д.г.-м.н., академик РАЕН и АГН (Государственный геологический музей РАН им. В.И. Вернадского г. Москва). Комплексное изучение природы.

Рассмотрены основы методологии естественнонаучного изучения природы  В.И. Вернадского, на базе которой были созданы его фундаментальные идеи биосферы и ее перехода в ноосферу, намного опередившие развитие мировой научной мысли и приобретающие актуальность в наши дни.

Ключевые слова: конкурс имени В.И. Вернадского, методология В.И. Вернадского, природа, биосфера, ноосфера.

18.

Латухина Н.В. natalat@yandex.ru, к.т.н. (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Дистанционный курс. Лекция 1. История формирования квантовых основ наномира. Корпускулярно-волновой дуализм излучения.

На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне изложены общие научные принципы, главные идеи, физические теории, лежащие в основе представлений наномира, основные понятия и достижения нанотехнологий в области практических приложений.

Ключевые слова: нанотехнологии. корпускулярно-волновой дуализм излучения.

19.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru  МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Магнитные свойства.

Описан приём работы с железными опилками при изучении темы «Магнитные свойства», 8 класс.

Ключевые слова: магнитные свойства, железные опилки.

20.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым 4 темам блока 3 «Тепловые явления», изучаемым в феврале, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 3.5. Виды теплопередачи (Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Характеристики всех ви­дов излучения).  3.6. Занимательная физика (Возможные варианты конца света. Земля без человека.). 3.7. Конкурсная игра (Все темы раздела + интегрированный материал). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

ДаммерМ.Д., проф., д.п.н. dammermd@yandex.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Всероссийская олимпиада студентов по теории и методике обучения физике. Фоторепортаж. На «облаке» (см. электронные приложения к номеру) выложены статьи участников конкурсов олимпиады:

· Дымников А. Форма на языке VBAметоды определения расстояний в астрономии (3 курс, ПГСГА, рук. В.Ю. Анисимов);

· Клименко А. Моделирование опыта Резерфорда по рассеянию a-частиц (ВятГГУ, рук. Г.А. Бутырский, к.т.н.);

· Конев А. Разработка самодельной установки для демонстрации опыта Э. Резерфорда по изучению строения атома (УрГПУ);

· Кулешова Е. Тьюторское сопровождение одарённых  учащихся в процессе обучения физике (КГПУ им. В.П. Астафьева, рук. проф. Е.И. Тесленко, д.п.н.);

· Курочкин А. Компьютерная программа для обработки статистических данных педагогических исследований (4 курс, УрГПУ);

· Паюсова А. Реализация межпредметных связей физики с иностранным языком при проведении внеклассных мероприятий в школе (3 курс, УрГУ, рук. О.Г. Надеева, к.п.н.)

· Позолотина М. (ВятГГУ), Сорокин А. ant.p.s@yandex.ru (ЦДООШ), г. Киров. Расширение практики использования нестандартных задач по физике с применением цифровых образовательных ресурсов.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru  (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ. (Продолжение, см. № 7–12/2013; 1/2014.) · Общие рекомендации к организации курса · Тема 9. Электромагнетизм. Занятие 14. Электромагнитные колебания и волны: 1-14. Рекомендации к занятию. 2-14. Задачи.  3-14. Дополнительные задания базового уровня (апробированы учителем физики Дюндиковой Н.П., г. Можайск). 4-14. Задачи с подсказками («облаками воспоминаний»). 5-14. Ответы к заданиям А, В, задаче С1 и заданиям дополнительного тренинга. 6-14. Дополнительный тренинг.

Наливайко В.П. nvpnvp@gmail.com (МТУСИ, МБОУ лицей № 1550, НОУ ЦО «Новое образование», г. Москва). НОУ «Игры разума».

Образовательная Галактика «Intel».  Пресс-релизы.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) •  Новости науки и техники  • МикроЭВМ «Ардуино» в школьном физическом эксперименте: 5 (продолжение). Работа с цифровыми выходами • Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 6. Тепловые явления. 7. Магнитное  поле. Электромагнитная индукция.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). «Физика для школьника»: ·  Стенгазета «Вектор и скаляр» (№ 5. Кванты) · Плакат: «Фотоэффект», 11 кл.

21.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Простые вопросы и...  красивые ответы (школьный юмор – сквозь слёзы).