1.

Марков В.П. liceum42@mail.ru (МОУ лицей № 42 , г. Люберцы, Московская обл.). Два урока по теме «Звук», 11 кл.

Представлен опыт организации исследовательской деятельности старшеклассников при изучении свойств звука с помощью доступного оборудования: мобильного компьютерного кабинета, простейших устройств периферии и программных продуктов. Требования к материальной части и программному обеспечению не являются жёсткими. Все работы впервые проводились в стационарном кабинете информатики, а предлагаемые к использованию программы имеют аналоги. Печатается в сокращении, полный текст и приложения даны на диске.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», механические колебания, звук, исследование характеристик звука, преобразование Фурье, основы акустики.

Markov V.P. (MEI lyceum № 42, Lyubertsy, Moscow reg.). Two lessons of the theme «Sound», grade 11.

We present an experience of the organization of research activity of high school student when studying properties of sound by means of the available equipment: mobile computer cabinet, the simplest peripheral devices and software products. Requirements to the equipment and the software are not rigid. All works for the first time were carried out in a stationary cabinet of informatics, the programs offered to use have analog. It is printed in the reduction, the full text and appendices are given on the disk.

Keywords: competition «I´m going to class», mechanical vibrations, sound, research of characteristics of a sound, Fourier transformation, fundamentals of acoustics.

2.

Лобачёв С.Н. slobatchov@gmail.com (НОУ Православная классическая гимназия София,  г. Клин, Московская обл.). Центр масс, 7 кл.

Представлен урок-эксперимент по изучению нового материала с применением методов технического творчества. После урока можно провести соревнования с выполненными детьми моделями самолётов. На диске даны раздаточный материал, полная инструкция по сборке модели самолёта и презентация.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», центр масс, работа в группах, моделирование, 7 класс.

Lobachyov S.N. (Orthodox classical gymnasium Sofia, Klin, Moscow reg.). Center of masses, grade 7.

We present a lesson-experiment of studying a new material with application of methods of technical creativity. After the lesson you can participate in the competition with the models of planes executed by children. On the disk, the distributing material, the full instruction for assembling a model of the plane and a presentation are given.

Keywords: competition «I´m going to class», center of masses, work in groups, modeling, grade 7.

3.

Борисова Л.А. borisowalyudmila@yandex.ru (МБОУ СОШ № 98, г. Барнаул, Алтайский кр.). Закон всемирного тяготения, 10 кл.

Представлен план-конспект урока объяснения нового материала с использованием Интернет-ресурсов, анимаций и 2–3-минутных сообщений учащихся. Презентация дана на диске.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок»,  закон всемирного тяготения, 10 кл.

Borisova L.A. (MBEI SS № 98, Barnaul, Altay territory). Law of universal gravitation, grade 10.

We submit the plan-abstract of a lesson of explanation of a new material with use the Internet-resources animations and 2-3-minute messages of students. The presentation is given on the disk.

Keywords: competition «I´m going to class», law of universal gravitation, grade 10.

4.

Чеснокова Л.Н. lyudmilanik@mail.ru (ГБОУ СОШ № 1233 с УИОП, г. Москва  Метапредметы в преподавании физики.

Предложен пример реализации новых требований ФГОС – применение метапредметных технологий  на уроках физики. Дан обзор разработок в этой сфере, предложены интересные примеры.

Ключевые слова: метадеятельность, метапредметы: задача, знак, текст, знание,  проблема.

Chesnokova L.N. (SBEI SS № 1233 with PSSS, Moscow). Meta subjects in teaching of physics.

We offer a sample of realization of new requirements of FSES – application of metasubject technologies at physics lessons. The review of development in this sphere is given, interesting examples are offered. problem

Keywords: metaactivity, metasubjects: tasksm, sign, text, knowledge, problem.

5.

Чиганашкин В.М. v-chiganashkin@mail.ru (учитель физики, ныне пенсионер, г. Псков). Об «улучшениях» ЕГЭ.

Горячий отклик учителя с 60-летним педагогическим стажем на горячую тему.

Ключевые слова: ЕГЭ.

Chiganashkin V.M.  (the teacher of physics, currently pensioner, Pskov). About the «improvements» of the USE.

Enthusiastic response of the teacher with a 60-year pedagogical experience on a hot topic.

Keywords: USE.

6.

Петренко Н.Ф. nf.petrenko@yandex.ru (МБОУ СОШ № 7 с УИОП, г.о. Железнодорожный, Московская обл.). Мониторинг учебных достижений учащихся  по теме «Механические колебания и волны. Звук», 9 кл.

Представлен результат мониторинга, самостоятельно разработанного по правилам конструирования КИМов для ГИА по физике. Мониторинг был проведен в соответствии с  методологией и принципами мониторинговых исследований, нормативно-правовой базой. Все необходимые элементы мониторинга детально раскрываются. Печатается в сокращении. Полный текст с обширным списком рекомендуемой литературы дан на диске

Ключевые слова: мониторинг, анализ, схема и критерии анализа,  качество знаний, ГИА, тест, физика, механические колебания, механические волны, звук

Petrenko N.F. (MBEI SS № 7 with PSSS, Zhelezknodorozhny, Moscow reg.). Monitoring of educational achievements of students on a theme «Mechanical fluctuations and waves. Sound», grade 9.

We present the result of the monitoring independently developed by the rules of design of CMMs for SFA in physics. The monitoring was carried out according to methodology and the principles of monitoring researches, normative-legal base. All necessary elements of the monitoring are disclosed in details. It is printed in reduction. The full text with the extensive list of recommended literature is given on the disk.

Keywords: monitoring, analysis, scheme and criteria of the analysis, quality of knowledge, SFA, test, physics, mechanical vibrations, mechanical waves, sound.

7.

Годова И.В. igodova@mail.ru (СОШ  Логос М, г. Мытищи, Московская обл.). Использование Интернет-сервисов для организации дистанционной поддержки преподавания физики.

На конкретных примерах показаны возможности использования общедоступных Интернет-сервисов для развития универсальных учебных действий школьников.

Ключевые слова: информационные технологии, социальные сервисы, Web 2.0, общеучебные умения и навыки.

Godova I.V. (SS Logos M, Mytishchi, Moscow reg.). Use of Internet services for organization of remote support of teaching physics.

On concrete examples, we show possibilities of use of public Internet services for development of universal educational actions of students.

Keywords: information technologies, social services, Web 2.0, all-educational skills.   

8.

Шестакова Л.А. l.a.shestakova@gmail.com (МИОО,  ГБОУ СОШ № 929, г. Москва). Применение ментальных карт на уроках физики для достижения новых образовательных результатов.

Рассматривается применение ментальных карт в качестве одного из инструментов формирования универсальных учебных действий при обучении физике, обеспечивающих развитие личности школьника. Приведены конкретные примеры работы.

Ключевые слова: ментальная карта, целеполагание, мотивация, самоэффективность.

Shestakova L.A. (MIOE, SBEI SS № 929, Moscow). Application of mental maps at physics lessons for achievement of new educational results.

We consider application of mental maps as one of instruments of formation of universal educational actions when training in physics, providing development of the personality of a student. Specific examples of the work are resulted.

Keywords: mental map, definition of objectives, motivation, self-efficacy.

9.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в декабре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена репродукция картины И. Втевала «Персей и Андромеда» (1611), а также астрофотография галактики Вертушка (Pinwheel) и планетарной туманности Горящий череп.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманность, Персей, Андромеда, Вертушка, Горящий череп.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in December.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. The reproduction of the picture of I. Vteval  «Perseus and Andromeda» (1611) is given, as well as the astrophotography of the galaxy Pinwheel and the planetary nebula Burning skull are given.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, nebula, Perseus, Andromeda, Pinwheel, Burning skull.

10.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). Историческая физика: 12. К определению плотности Земли.

Описана история определения гравитационной постоянной, в частности опыты П. Бугера и Н. Маскелина (XVIII в.). На диске исторический материал, отрывки из оригинальных работ, вопросы и задания, а также список литературы представлены подробнее.

Ключевые слова: И. Ньютон, П. Бугер, Н. Маскелин, плотность Земли, Кито, Чимборасо, Шиххолион.

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). Historical physics: 12. To definition of density of the Earth.

We describe the history of definition of the gravitational constant, in particular experiments of P. Bouguér; and N. Maskelyne (XVIII c.). The historical material, fragments from original works, questions and tasks, as well as the list of the literature are presented in greater detail on the disk.

Keywords: I. Newton, P.Bouguér, N. Maskelyne, density of the Earth, Quito, Chimborazo.

11.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы печатного сообщения: Новости из наномира – крошечные алмазные термометры могут измерить температуру в разных частях одной живой клетки.  Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники, физика и техника.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages in the Internet. The theme of the printed message: News of the nanoworld - tiny diamond thermometers can measure the temperature in different parts of a single living cell. The advanced overview is given on the disk.

Keywords: news of science and technique, physics and technique.

12.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Небо на полотнах художников: 8. Оригинальная Вселенная М.-К. Чюрлёниса (1875–1911).

Приведены несколько с анализом небесных явлений по акварелям М.-К. Чюрлёниса . Ещё три задания по его картинам «Дружба», «Сказочные короли», «Зодиак. Телец» см. на диске.

Ключевые слова: астрономия, солнечные лучи, радуга, лимб, М.-К. Чюрлёнис.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). The sky on the canvases of artists. 8. Original Universe of M.-K. Čiurlionis (1875–1911).

We give some tasks with the analysis of the heavenly phenomena on water colors of M.-K. Čiurlionis. Three more tasks on his pictures «Friendship", «Fantastic Kings», «Zodiac. Taurus» see on the disk.

Keywords: astronomy, sunrays, rainbow, limb, M.-K. Čiurlionis.

13.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Физика вам в помощь...

Приведены новости (пер. с англ.), задачки, опыты и прочая «физика» от К.Ю. Богданова из группы «Физика вам в помощь!»: Подводные камни закона Архимеда. Солнечные столбы. Оказывает ли сила тяжести решающее действие на движение пищи по пищеводу? Спектакль «Глаз Ньютона». Сверхпроводимость в туристские массы! Левитирующий сверхпроводник. Как снимать видео на бегу. Центр тяжести между пальцами. Подробнее см. Facebook (присоединяйтесь – автор приглашает всех желающих) http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/

Ключевые слова: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/; Физика вам в помощь...

Bogdanov K.Ju, (Moscow). Physics to help you...

We present news (translated from English), tasks, experiments and other «physics» from K.Yu. Bogdanov from the group «Physics to help you... »: Pitfalls of the law of Archimedes. Solar columns. Whether gravity has decisive effect on movement of food on a gullet?

Performance «Isaak Eye». Superconductivity into the tourist masses! Levitating superconductor. How to shoot video on the run. The center of gravity between the toes. For details, see Facebook (join – the author invites everyone) http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/, Physics to help you...

Keywords: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/, Physics to help you...

14.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Перевод с англ. задачи из журнала «Physics Teacher» на тему «Звук. Эффект Доплера».

Ключевые слова: звук, сложение колебаний, эффект Доплера.

Kozlova N.D. (Journal «Physics-the First of September», Moscow). «USE» in American. (Translated from English.)

We give the translation from English of the task from the journal «Physics Teacher» on the theme «Doppler effect».

Keywords: sound, addition of oscillations, Doppler effect.

15.

Интернет-фотография: на фото Карпентьера (VegaStar Carpentier) изображение парижского собора Сакре-Кёр на фоне огромного, вполнеба, закатного солнца. Как получить такой снимок? Отвечает к.ф.-м.н. В.А. Грибов. Ждём и ваши фото с вопросами!

Ключевые слова: увеличение фотоизображений.

Internet photos

On the photo of Carpentier (VegaStar Carpentier), we see the image of Paris Cathedral Sacré Cœur on the background of the huge sunset sun in the size in half of sky. How to receive such a picture?Answers candidate of physical and mathematical sciences V. A. Gribov. We are waiting for your photo with questions!

Keywords: increase of photographic images.

16.

Бражников М.А.  birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). Об основных типах задач, изучаемых в теме «Механические колебания».

Выделены основные их типы задач на колебания, классификация позволяет ученикам легче освоить основные приёмы и методы их решения при изучении этой темы в профильных классах или в ходе расширенного повторения при подготовке к ЕГЭ.

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). About the main types of tasks studied in the theme «Mechanical vibrations».

We allocate main types of tasks on vibrations, classification allows students easier to master the basic techniques and methods of their solutions in profile classes or during the extended repetition of the preparation for the USE.

17.

Князев А.А. aknz@list.ru (МБОУ СОШ № 2 с УИОП, г. Саратов). Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

В продолжение серии статей (см. № 1, 2, 5, 6–9/2013) представлены  задачи, в основном,  высокого уровня сложности для тех, кто хотел бы участвовать в олимпиадах высокого класса или продолжить обучение в вузе с высоким рейтингом. Предлагаемые задачи,  во-первых, вполне доступны для понимания и, во-вторых, способствуют более серьёзному обсуждению темы и более глубокому её исследованию. Названия задач: Перевёрнутый маятник-1 и -2, Два бруска с пружиной. Столкновение грузов на пружинах.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике, механические колебания грузов на пружинах.

Knyazev A.A. (MEI, SS № 2, Saratov). Olympiad tasks and questions – for teachers and pupils.

In continuation of the series of articles (see № 1, 2, 6–9/2013), we present tasks, mainly of a high level of complexity for those who would like to participate in the high-class olympiads or continue education in a high school with a high rating. Offered tasks, first, are quite available to understanding, and secondly, promote more serious discussion of a subject and its deeper research. Names of tasks: «The turned pendulum-1 and-2», «Two bars with a spring», «Impact of cargoes on springs».

Keywords: olympiad tasks in physics, mechanical fluctuations of cargoes on springs.

18.

Весна Е.Б., Муравьёв С.Е.semuraviev@mail.ru, Скрытный В.И. (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Ляхов И.Ю. (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород). Инженерная олимпиада школьников.

Представлены задачи первой инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов.

Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада НИЯУ МИФИ, ЛЭТИ, НИУ СГАУ, МИИТ, НГТУ, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика.

Vesna E.E., Muravyyov S.E., Skrytnyi V.I. (NRNU MEPI, Moscow), Lyakhov I.Yu. (NSTU of a name of P.E. Alekseev, Nizhny Novgorod). Engineering olympiad of students.

We present tasks of the first engineering olympiad of students held by forces of five leading Russian higher education institutions.

Keywords: school leaver, engineering Olympiad of NRNU MEPI, SEU, NSU SSAU, MSUMC (MIET), NSTU, dynamics, electrostatics, electrodynamics, MKT, thermodynamics.

19.

Чаругин В.М., проф. академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГ У, г. Москва). О загадочной планете Глория.

Приведены научные доказательства отсутствия в Солнечной системе девятой планеты – Глории, или Антиземли.

Ключевые слова: НЛО, точки Лагранжа, планета Глория – девятая в Солнечной системе.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). About a mysterious planet Gloria.

We give scientific proofs of absence of the 9th planet – Gloria, or Antiearth in the Solar system.

Keywords: UFO, Lagrange points, planet Gloria – the 9th in the Solar system.

20.

Ефимов В.В. efimberez@mail.ru (МАОУ СОШ с УИОП № 3,  г. Березники, Пермский кр.). Медицинский шприц в школьном физическом эксперименте.

Описан ряд применений шприца при подготовке и проведении фронтального и демонстрационного физического эксперимента и физического практикума

Ключевые слова: шприц, диффузия, кипение, манометр, влажность, закон Паскаля, закон Бойля-Мариотта.

Efimov V.V. (MAEI SS with PSSS № 3, Berezniki, Perm territory). Medical syringe in a school physical experiment.

We describe a number of applications of a syringe during preparation and holding of the frontal and demonstration physical experiment and a physical practical work

Keywords: syringe, diffusion, boiling, manometer, humidity, law of Pascal, law of Boyle-Mariotte.

21.

Сорокин А.П. ant.p.s@yandex.ru (ЦДООШ, г. Киров). Эксперимент для физического аукциона.

Представлены занимательные физические опыты и фокусы, которые могут быть использованы при проведении физических аукционов, вечеров физики и внеклассных мероприятий. На диске приведены два видеоролика.

Ключевые слова: Всероссийская олимпиада школьников по физике, конкурс-аукцион, увлекательный эксперимент, занимательные опыты и фокусы.

Sorokin A.P. (CAEGS, Kirov). Experiment for physical auction.

We present entertaining physical experiments and tricks that can be used during physical auctions, evenings of physics and out-of-class actions..

Keywords: All-Russian Olympiad of students on physics, competition auction, fascinating experiment, entertaining experiments and tricks. 

22.

Рефераты публикаций на диске

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас»/ Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым 4 темам блока 2 «Силы в природе», изучаемым в ноябре – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 2.1. Сила тяжести (Сила тяжести. Вес. Невесомость. Перегрузки); 2.2. Сила упругости (Деформация. Виды деформаций. Зависимость силы упругости от степени деформации); 2.3. Сила трения (Виды трения. Характеристики силы трения. Сила сопротивление среды. Обтекаемая форма); 2.4. Сила Архимеда (Сила Архимеда.  Условия плавания тел. Воздухоплавание)

Alexeyeva E.V. (PS SS First School, Moscow)· «Physics around us». Propaedeutic training course, grades 5–6, 34 weekly half-hour (20-25 min) classes after school. The explanatory note and the complete set of a training material to first themes of the block 2, «Forces of nature», studied in November – multimedia presentations with video clips accompanied by the slide-by-slide text to each theme: 2.1. Force of gravity (Gravity. Weight. Weightlessness. Overload); 2.2. Force of elasticity (Deformation. Types of deformations. Dependence of the force of elasticity on a degree of deformation); 2.3. Frictional force (Types of friction. Characteristics of the friction force. Force resistance of the medium. Streamlined shape); 2.4. Archimedes force (Archimedes force. Conditions of navigation. Aeronautics).

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru  (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ. (Продолжение, см. № 7_8, 9/2013.) · Общие рекомендации к организации курса · Тема 5. Механические колебания и волны. Занятие 7. Колебательные системы. Волновые процессы:1-5. Рекомендации к занятию.  2-5. Задачи.  3-5. Дополнительные задания базового уровня (апробированы учителем физики Дюндиковой Н.П., г. Можайск). 4-5. Задачи с подсказками («облаками воспоминаний»). 5-5. Ответы к заданиям А, В, задаче С1 и заданиям дополнительного тренинга. 6-5. Дополнительный тренинг.

Kovaleva S.Ya. (SBEI HPE ASM MR, Moscow). Course of intensive (annual) preparation for the USE. (Continuation, see № 7–8, 9/2013). The general recommendations to the course organization. · Theme 5. Mechanical vibrations and waves. Lesson 7. Oscillatory systems. Wave processes: 1-5. Recommendations of the lesson. 2-5. Tasks. 3-5. Additional tasks of the basic level (approved by the teacher of physics Dyundikova N. P., Mozhaisk). 4-5. Tasks with helps («clouds of memoirs»). 5-5. Answers to tasks A, B, C1 and to tasks of additional training. 6-5. Additional training.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). · МикроЭВМ «Ардуино» в школьном физическом эксперименте. Вторая статья серии «МикроЭВМ “Ардуино (Arduino)”». ·  Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 3. Динамика.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). Microcomputers «Arduino» in the school physical experiment. Second article of the series «Microcomputers “Arduino”». · Thematic test tasks in the form of the SFA, grade 9. 3. Dynamics.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). «Физика глазами школьника»: ·  Стенгазета «Вектор и скаляр» № 2 · Презентация «Импульс тела»  (9, 10 кл.) · Плакаты: «Проекция вектора и модуль вектора» (9 кл.), «Закон сохранения импульса» (10 кл.)· Пазл для задач  на закон сохранения импульса (10 кл.) · Презентации: «Импульс тела» (9, 10 кл.), «Понятные формулы, или Железная логика» (7 кл.).

Radchenko T.I. (MEI SS № 26, Vladikavkaz, Republic Northern Ossetia-Alania). «Physics eyes of a student»: · Wall newspaper «Vector and scalar» No. 2 · Presentation «The momentum of the body» (grades 9, 10) · Posters: «The projection of the vector and the vector module» (grade 9), «The law of conservation of the momentum» (grade 10) · Puzzle for tasks on the law of conservation of the momentum (grade 10) · Presentations: «The momentum of the body» (grades 9, 10), «Clear formulas, or Iron logic» (grade 7).

23.

Поздравляем с юбилеем Инну Юрьевну Мельникову!

Ключевые слова: юбилей,  Инна Юрьевна Мельникова.

Congratulations with the anniversary, Inna Yurievna Melnikova!

Keywords: anniversary, Inna Yurievna Melnikova