1.

 Антюхина В.Д. valentina.antiukhina@yandex.ru (МОУ Остафьевская СОШ, с. Остафьево, Подольский р-н, Московская обл.). Закон Ома для участка цепи.

Представлен урок изучения нового материала, подкрепляемый фронтальным групповым экспериментом. На диске дана презентация с тестовыми и экспериментальными заданиями для работы в классе и домашним заданием.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», закон Ома для участка цепи, работа в группах, 8 класс.

Antyukhina V.D. (MEI Ostafevskaya SS, v. Ostafyevo, d. Podolsky, Moscow reg.). Ohm's law for the part of the circuit.

We present the lesson of learning a new material, supported by a front group experiment. On the disk, a presentation of the test and experimental tasks for class work and homework is given.

Keywords: competition «I'm going to class», Ohm's law for the part of the circuit, work in groups, grade 8.

2.

 Подскрёбышева Л.Л. podskrebysheva.l@mail.ru (ГБОУ СОШ № 379,  г. Москва). Телевизорный «электростатический маятник»

Описан простой эксперимент с электростатическим маятником, который получается, если металлическую пружинку подвесить между двумя металлическими же кружками, одна из которых подсодинена к фольге, прижатой к экрану телевизора, а другая − заземлена. Приводится объяснение эффекта. Видеоролик  дан на диске.

Ключевые слова: электростатический маятник, механические колебания.

Podskrebysheva L.L. (SBEI SS № 379, Moscow). «Electrostatic pendulum» with the use a TV.

We describe a simple experiment with the electrostatic pendulum, which is obtained if a metal spring to suspend between two metal circles, one of which is connected with the foil, pressed to the screen of the TV, and the other is grounded. The explanation of effect is resulted. The video-clip is given on the disk.

Keywords: electrostatic pendulum, mechanical vibrations.

3.

Борисова Е.С. pedagog80@rambler.ru (МБОУ ООШ № 4, п.г.т. Росляково, Мурманская обл.). Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

Представлен сценарий урока объяснения нового материала  (2 ч). В дополнение к уроку от редакции (в печати и на диске) дан дополнительный материал об истории открытия фотоэффекта и демонстрационном эксперименте по историческому опыту А.Г. Столетова. На диске также размещены два видеоролика с демонстрацией фотоэффекта.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», фотоэффект, А.Г. Столетов, 11 класс.

Borisova E.S. (MBEI GES № 4, u.v. Roslyakovo, Murmansk reg.). Photoeffect. Photoeffect laws. Einstein's equation for a photoeffect.

We present a plan of a lesson of an explanation of a new material (2 h). In addition to the lesson from the editors (in press and on the disk), an additional material about the history of opening of the photoeffect and the historical demonstration experiment by A.G. Stoletov is given. On the disk, two video-clips with demonstration of the photoeffect also are placed.

Keywords: competition «I'm going to class», photoeffect, A.G. Stoletov, grade 11.

4.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Опыт Эрстеда в метро.

Приведен простой эксперимент, который может лечь в основу ученического исследования.

Ключевые слова: физический эксперимент, опыт Эрстеда.

Bogdanov K.Yu. (Moscow). Experiment of Oersted in the metro.

We describe a simple experiment that can be the basis of a student research.

Keywords: physical experiment, experiment of Oersted.

5.

Некрасова А.В. fizikaav@mail.ru (КОГОАУ Кировский экономико-правовой лицей, г. Киров). Домашние экспериментальные исследования.

В продолжение серии статей описаны домашние эксперименты по темам «Тепловые явления», «Электромагнитные  явления» и «Оптические явления», 8-й класс, с описанием их хода. Сроки проведения исследований указаны в календарно-тематическом  планировании, которое размещено на диске.  

Ключевые слова: домашний физический эксперимент, авторская педагогическая технология, тепловые, электромагнитные и оптические явления, 8 кл.

Nekrasova A.V. Kirov regional state general autonomous institution, Kirov economics and law lyceum, Kirov). Home experimental researches.

Continuing the series of articles, we describe the home experiments on the themes «Thermal phenomena», «Electromagnetic phenomena», and «Optical phenomena», grade 8, with a description of their course.  Dates of the research are in the calendar-thematic planning, which is available on the disk.

Keywords: home physical experiment, author's educational technology, thermal, electromagnetic and optical phenomena, grade 8.

6.

Ефимов В.В. efimberez@mail.ru (МОУ СОШ № 3, г. Березники, Пермский кр.). Три эффектных опыта по тепловому расширению.

Подробно описаны три простых демонстрационных опыта, в которых длина проволоки при нагревании увеличивается на несколько сантиметров, а её провисание достигает десятков сантиметров. Рекомендуется для 7-го и 10-го  классов.

Ключевые слова: тепловое расширение, физический эксперимент.

Efimov V.V. (MEI SS № 3, Berezniki, Perm reg.). Three effective experiments on the thermal expansion.

We describe in detail three simple demonstration experiments, in which the length of a wire at heating increases for some centimeters, and its sagging reaches tens centimeters. It is recommended for the grades 7 and 10.

Keywords: thermal expansion, physical experiment.

7.

Корнильев И.Н. kornilev.i@mail.ru (ГАОУ ДПО АИКП, г. Астрахань). Домашняя лаборатория

В продолжение серии статей предложены оригинальные, безопасные, легко воспроизводимые домашние задания по тепловым и оптическим явлениям, посильные для любого любознательного ребёнка. Рекомендуется для учителей, студентов педагогических вузов, школьников основной и старшей школы.  

Ключевые слова: домашний эксперимент, оптические явления, тепловые явления, 7, 10 классы.

Korniliev I.N. (State Autonomous educational institution of additional professional Education. Astrakhan institute of improvement of professional skill and retraining», Astrakhan.) Home laboratory.

In continuation of the series of articles, we offer original, safe, easily repeatable homework on the thermal and optical phenomena feasible for any inquisitive child. It is recommended for teachers, students of pedagogical higher education institutions, school students of the main and high school.

Keywords: home experiment, optical phenomena, thermal phenomena grades 7, 9.

8.

Зиятдинов Ш.Г. shamilzg@gmail.com, проф. (Бирский филиал БГУ, г. Бирск, Респ. Башкортостан). Загадки акустики.

Проанализирована обычная ошибочная трактовка результатов наложения звуковых волн  при использовании субъективной характеристики звука – громкости.  Показано, что при сложении звука от двух источников результирующая громкость равна сумме не громкостей, а интенсивностей.

Ключевые слова: объективные и субъективные характеристики звука, громкость, интенсивность, шумовое загрязнение.

Ziyatdinov Sh.G., professor (Birskiy branch of the BSU, Birsk, Resp. Bashkortostan. Riddles of acoustics.

We analyze the usual erroneous interpretation of the results of imposing of sound waves at use of the subjective characteristic of a sound – loudness. It is shown that in the case of adding sound from two sources, the resulting volume is equal to the sum not of loudness, but of intensity.

Keywords: objective and subjective characteristics of sound, volume, intensity, noise pollution.

9.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). На Ольхоне.

Фоторепортаж о Летней школе-конференции для школьников «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий», прошедшей в июне-июле 2012 г. на Байкале.

Ключевые слова: школа-конференция для школьников, нанотехнологии, наноэдьюкатор, СЗМ.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). On Olkhon.

We present a photo report about the Summer school-conference for students «Project educational space in the field of natural sciences and nanotechnologies» passed in June-July, 2012 on Baikal.

Keywords: school-conference for students, nanotechnologies, nanoeducator, scanning probe microscope.

10.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, г. Нижний Новгород). Сферический конь и эксперименты «на коленке».

Рассмотрена достаточно простая на вид, но по сути сложная, задача о взаимодействии трёх соосных магнитных диполей как пример исследовательской работы, которая может быть выполнена старшеклассниками в школьной лаборатории и не требует знаний высшей математики.

Ключевые слова: взаимодействие зарядов, магнитный диполь, многослойная наночастица, РОСТ-2010, Intel ISEF-2011.

Reiman A.M. (IAP RAS, Nizhny Novgorod). Spherical horse and experiments «on the knee».

We consider the problem simple enough by sight, but  difficult as a matter of fact about interaction of three coaxial magnetic dipoles as an example of research, which can be executed by senior pupils in school laboratory and requires no knowledge of higher mathematics.

Keywords: interaction of charges, magnetic dipole, multilayered nanoparticle, ROST-2010, Intel ISEF-2011.

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение созвездия Козерога на монетах России достоинством 50 рублей, а также астрофотография туманностей Голова Ведьмы и VdB 152.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, туманности Голова Ведьмы и VdB 152.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in February.   

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of the constellation of Capricorn on the coins value of 50 Russian rubles is shown, as well as an astrophotography of Witch Head Nebula and VdB 152.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, nebulas Head Witches and VdB 152.

12.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва». Историческая физика: Эксперименты на Женевском озере.

Описаны исторические опыты Ж.-Д. Колладона и Ш.-Ф. Штурма по измерению скорости звука в воде. На диске даны задачи и задания, которые можно предложить учащимся при изучении темы «Механические колебания. Звук».

Ключевые слова: скорость звука, Ж.-Д. Колладон, Ш.-Ф. Штурм. 

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). Historical Physics: Experiments on lake of Geneva.

We describe the historical experiments of J.-D. Colladon and SH.-F. Sturm on measurements of the speed of sound in water. On the disk, tasks and assignments that can be offered to students in the study of the theme «Mechanical vibrations. Sound».

Keywords: speed of sound, J.-D. Colladon, SH.-F. Sturm.

13.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Тема печатного сообщения: «Алмазная экзопланета». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники, физика и техника, экзопланета.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The theme of the printing «Diamond exoplanet». The expanded review is given on the disk.

Keywords: news of science and technique, physics and technique, exoplanet.

14.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Небо на полотнах художников.

Приведена астрономическая задача с распознаванием созвездий на картине Э. Фромантена «Ночные разбойники».

Ключ. слова: астрономия,  звёздное небо, созвездия Ориона, Большого Пса, Малого Пса, Э. Фромантен.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). The sky on the canvases of artists. 

We present an astronomical task with the recognition of the constellations in the picture E. Fromentin «Night robbers».

Keywords: astronomy, star sky, constellations of Orion, Canis Major, Canis Minor, E. Fromentin.

15.

Князев А.А. aknz@list.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ЛПН,  г. Саратов). Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

В продолжение серии статей (см. № 7/2012) приведена подборка задач, в основном, среднего уровня сложности: на качественные оценки, а также проблемные задачи, незаслуженно мало используемые в современной общеобразовательной школе. Авторский материал сопровождается дополнительным от редакции: о марках бетона для строительствах высоких сооружений и об алгебраическом варианте решения задачи о встречном движении с постоянной скоростью.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике.

Knyazev A.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, Saratov). Olympiad tasks and questions – for teachers and students. 

In continuation of the series of articles (see number 7/2012), we present a collection of tasks mainly, of the average level of complexity: for quality estimations, and problematic tasks, undeservedly little used in modern secondary schools. The author's material is accompanied by additional from the edition: about the marks of concrete for the construction of high buildings and about algebraic version of the solution of a task about opposite traffic with a constant velocity.

Keywords: olympiad tasks in physics.

16.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

Продолжение серии статей в помощь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя не­уверенно. Рассмотрены задачи на мощность постоянного тока, на проводник с током в магнитном поле и силу Ампера.

Ключевые слова: решение задач части С ЕГЭ, постоянный ток, мощность постоянного тока, сила Ампера, 10–11 классы.

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C.

We continue a series of articles to help those who want to learn how to solve the tasks, but so far feel insecure. Tasks on the DC power, the conductor with a current in a magnetic field and the Ampere force are considered.

Keywords: solving tasks of the part C of the USE, DC, DC power, Ampere force, 10–11 grades.

17.

Козодёров В.В. vkozod@mail.ru, проф., Головко В.А. golovko@mail.mipt.ru (Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Инновации в области космического землеведения.

Описаны основные этапы становления космического землеведения как междисциплинарного направления научных исследований и технологических разработок в области физико-математических приложений данных дистанционного аэрокосмического зондирования. Популярно изложены информационные возможности  современных космических систем наблюдения Земли со ссылками на соответствующий образовательный ресурс. Основное внимание уделено систематизации временных рядов глобальных спутниковых данных по таким параметрам системы земная поверхность–атмосфера, как радиационный баланс Земли, облачность, температура поверхности океана, температура поверхности суши, растительность суши, распределение фитопланктона в океане.  Работа была представлена на II Всероссийском Фестивале науки-2012 г., проведённом в МГУ имени М.В. Ломоносова, правительством Москвы.

Ключевые слова: Фестиваль науки, космическое землеведение, глобальная климатическая система, радиационный баланс Земли.

Kozoderov V.V., professor, Golovko V.A. (Museum of agriculture of MSU of a name of M.V. Lomonosov). Innovation in space agriculture.

We describe the basic stages of development of the space agriculture as an interdisciplinary research direction of the scientific research and technological developments in the field of physical and mathematical applications of data of remote space sensing. Information possibilities of modern space systems of supervision of the Earth with links on an appropriating educational resource are popularly stated. The main attention is paid to the systematization of the time series of global satellite data on such parameters of the systems terrestrial surface– atmosphere, as radiation balance of Earth, cloudiness, the temperature of the surface of the ocean, the temperature of a surface of a land, land vegetation, the distribution of phytoplankton in the ocean. The work is presented at the II all-Russian Festival of science-2012 spent in MSU of a name of M.V. Lomonosov by the Moscow city government.

Keywords: Festival of science, space agriculture, global climatic system, radiation balance of Earth.

18.

Орлов Олег (МОУ СОШ № 75, г. Черноголовка, Московская обл.). Автоматизированная система ориентации солнечной панели.

Описан ученический исследовательский проект, представленный на конкурсе «Учёные будущего», проведённый в рамках II Всероссийского Фестиваля науки-2012 г. МГУ, правительством Москвы и корпорацией «Intel» http://www.intel.festivalnauki.ru/архив/2012.html). Работа удостоена диплома 2-й степени.

Ключевые слова: фотоэлемент, кремний, энергия солнца, программирование.

Oleg Orlov (MEI SS № 75, Chernogolovka, Moscow reg. Automated system of orientation of a solar panel.

We describe a student's research project presented at the competition «Scientists of the Future», carried out within the II All-Russian Festival of science-2012 in MSU of a name of M.V. Lomonosov by the Moscow city government and the corporation «Intel» http://www.intel.festivalnauki.ru/архив/2012.html. The work is awarded the diploma of the 2nd degree.

Keywords: photocell, silicon, energy of the sun, programming.

19.

Тревизан М., Нюччи А. Запусти ракету!

Научное шоу на II Всероссийском Фестивале науки-2012 (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва) в исполнении Массимилиано Тревизана (Massimiliano Trevisan, trevisan@psiquadro.it) и Алессандро Нюччи (Alessandro Gnucci), г. Перуджа (Италия).   

Ключевые слова: Фестиваль науки, газовые законы, реактивное движение.

Trevisan M., Nyuchchi A. Start the rocket!

We present a scientific show the II All-Russian Festival of science-2012 (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow) performed by Massimiliano Trevizan (Massimiliano Trevisan, trevisan@psiquadro.it) and Alessandro Gnucci (Alessandro Gnucci), Perugia (Italy).

Keywords: Festival of science, gas laws, jet movement.

20.

Почему же, почему?..

Why, why?..

Приведены ответы экспертов на вопрос о необычной конструкции концертного зала Оперы в Сиднее.

Ключевые слова: концертный зал, акустика, акустические рассеивающие диски.

We give the answers of experts to questions about the unusual design of the concert hall of the Opera in Sydney.

Keywords: concert hall, acoustics, acoustic disseminating disks.

21.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

Алексеева Е.В.n-ever@ya.ru (ЧУ СОШ Первая Школа, г. Москва): · Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. (см. также  № 1, 10/2012) · Комплект тематических проверочных работ, 10–11 кл. (ПрР для 7–9 кл. см. в № 17/2011, 1/2012) · Капиллярные явления. Мини-видеопроект Фомина Егора.  · ФИЗИКА+ЛОГИКА. Задачи • 15 вопросов по истории оружия (ко Дню Защитника Отечества).

Alexeyeva E.V. (PS SS First School, Moscow) • Non-standard laboratory works with elements of search, grades 7–9 (see also № 1, 10/2012) •The set of thematic verifying works in physics, grades 10–11. (Ver. W for grades 7–9 see in 17/2011, 1/2012) • Capillary phenomena. Mini-video project of Fomin Egor. • PHYSICS+LOGIC. Tasks • 15 questions on the history of weapons (to the Day of Defender of the Fatherland).

Афанасьева Е.C. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, Воскресенский муниципальный район,  г. Воскресенск, Московская обл.). Задачи с изюминкой. Две иллюстрированные задачи для 8-го класса на темы «Давление твёрдых тел» и «Тепловые явления», которые можно предложить при проведении школьной олимпиады, а также использовать на уроках.

Afanasyeva E.S. (MEI lyceum № 6, Voskresensk municipal district, Voskresensk, Moscow reg.). Tasks with a highlight. Two illustrated tasks for the grade 8 on the themes «The pressure of solids» and «Thermal phenomena», which can be offered when carrying out the school olympiad, and also to use at lessons.

Бабушкина И.Н. timofey1002@inbox.ru (МБОУ гимназия № 5,  г. Норильск, Красно-ярский край). •  Изменение агрегатных состояний вещества. Модульная программа  из 5 модулей (2 уровня сложности). • Тепловые двигатели. Урок изучения нового материала, 8 кл. Cценарий урока по модулю М4 (обучениt в малых группах по 5–8 человек с учётом когнитивных стилей обучающихся.

Babushkina I.N. (MBEI gymnasium № 5, Norilsk, Krasnoyarsk reg.). • Change of aggregate states of the substance. The modular program of 5 modules (2 levels of difficulty) • Heat engines. Lesson of studying a new material, grade 8. The plan of the lesson according the module M4 (learning in small groups of 5-8 persons in view of the cognitive styles of students.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МБОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Пьер Бугер (16.02.1698–15.08.1758). Краткая биография (и презентация).

Belyustov V.N. (MEI BCD, gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Pierre Bouguer (16.02.1698–15.08.1758). Brief biography (and presentation).

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru, Гуденко Е.В. eviktorovna@mail.ru (ГБОУ СОШ № 814), г. Москва. Интерактивные компьютерные анимации. В продолжение  серии статей (см. № 11/2012) описаны четыре ИКА (на диске приведены соответствующие компьютерные программы): • Выталкивающая сила и закон Архимеда,  7 кл. • Сопротивление цепи из восьми резисторов, 8 кл. • 10 кл. • Опыт Юнга. Дифракция монохроматического света на двух щелях, 11 кл.

Bogdanov K.Ju., Gudenko E.V. (SBEI SS № 814), Moscow. Interactive computer animations. In continuation of the series of articles (see № 11/2012), four ICA are described (the appropriate computer programs are given on the disk): • The buoyant force and the law of Archimedes, grade 7 • Resistance of a circuit from eight resistors, grades 8, 10 • Young's experiment. Monochromatic light diffraction on two slits, grade 11.

Мещеряков В.В. meshcheryakov.valery@gmail.com (Московский колледж управления и новых технологий, г. Москва). Гидростатическая задача Архимеда в тетради и на компьютере. Показано преимущество методов компьютерной алгебры в сравнении с рукописными аналитическими вычислениями на примерах  гидростатических задач Архимеда.

Meshcheryakov V.V. (Moscow College of Management and New Technologies, Moscow). The hydrostatic task of Archimedes in the notebook and on the computer. Advantage of methods of computer algebra in comparison with hand-written analytical calculations on examples of hydrostatic tasks of Archimedes is shown.

Некрасова А.В. fizikaav@mail.ru (КОГОАУ Кировский экономико-правовой лицей, г. Киров). Рабочее календарно-тематическое планирование (УМК Пёрышкина А.В., Гутник Е.М.), 8 кл., с указанием экспериментов, проводимых на уроке и рекомендуемых к выполнению дома.

Nekrasova A.V. (KRSAEI Kirov Economics and Law Lyceum, Kirov). Working calendar-thematic planning (EMC of Peryshkin A.V. and Gutnik E.M), grade 8, with the indication of the experiments spent at a lesson and recommended for performance at home.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.): • Электрические измерения неэлектрических величин: 6. Измеряем время… вольтметром. Описана принципиальная схема миллисекундомера, позволяющего измерять промежутки времени  от десятков микросекунд до десятков минут, например, от времени абсолютно упругого соударения шаров (50–200 мкс) до длительности процессов плавления и кристаллизации тела (десятки минут) • Разработка и исследование действующей модели  МГД-генератора. Ученический исследовательско-конструкторский проект Васина Станислава (10 кл.,  1-е место на конкурсе РОСТ-2012).

Pigalizyn L.V. The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.) • Electrical measurements of non-electrical quantities: 6. We measure time … by the voltmeter.

The basic scheme for a stop watch for milliseconds is described, allowing to measure time intervals from tens of microseconds up to tens of minutes, for example, from the time of absolutely elastic impact of spheres (50–200 microseconds to the duration of the processes of melting and crystallization of a body (tens of minutes) • Development and research of the current model of the magnetohydrodynamic generator. The student's research and design project of Vasin Stanislav (grade 10, 1st place winner at the competition ROST-2012).

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, лицей № 40, г. Нижний Новгород). Введение в теорию колебаний: лекция 7 (см. также № 14, 15/2011; 6, 7, 9, 10/2012). Окончание серии статей.  Представление автоколебательных процессов на фазовой плоскости, представление о простейшем аттракторе. Описание класса систем с переменными характеристиками − параметрических осцилляторов, в которых наблюдается качественно отличающийся от ранее рассмотренных тип возрастания амплитуды колебаний - параметрический резонанс.

Reiman A.M. (IAP RAS, lyceum № 40, Nizhny Novgorod). Introduction to the theory of oscillations: lecture 7 (see also № 14, 15/2011; 6, 7, 9, 10/2012). Termination of a series of articles. Representation of self-oscillatory processes on the phase plane, idea of the elementary attractor. The description of a class of systems with variable characteristics − parametrical oscillators, in which a qualitatively different from the previously discussed type of increase of the amplitude of oscillations – a parametric resonance is observed.

Современный физический практикум. Репортаж о XII Международной конференции стран Содружества, состоявшейся в сентябре 2012 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва) под председательством академиков РАН Нобелевского лауреата Ж.И. Алфёрова и О.Н. Крохина. Участники: более 100 учёных и специалистов из 26 городов России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Германии, Латвии и Узбекистана. Резолюция конференции.

Modern physical practical work. The reporting on the XII International conference of the countries of the Commonwealth, taken place in September, 2012 in MGTU of a name of N.E. Bauman (Moscow) under the chairmanship of academicians of the Russian Academy of Sciences, the Nobel winner Zh.I. Alfyorov and O. N. Krokhin. Participants: more than 100 scientists and experts from 26 cities of Russia, Belarus, Ukraine, Kazakhstan, Germany, Latvia and Uzbekistan. Conference resolution.

Соколов В.Н. parta@front.ru (МБОУ ООШ с. Новые Забалки, Городищенский район, Пензенская обл.). Физический «морской бой». Дидактические кроссворды-таблицы, 8 кл.

Sokolov V.N. MBEI MS, v. Novye Zabalki, d. Gorodischenskiy, Penza reg.). Physical «sea fight». Didactic crossword-tables, grade 9.

Шляпина Л.В.  lorasloras@yandex.ru (МБОУ Каменская ООШ, д. Новая Каменка, Ильинский р-н, Пермский кр.). Сила трения. Презентация к уроку объяснения нового материала, 7 кл.

Shlyapina L.V. (MBEI Kamenskaya MS, v. Novaya Kamenka, d. Ilyinsky, Perm reg.). Friction force. Presentation to a lesson of an explanation of a new material, grade 8.

22.

Поздравляем с юбилеем Елена Борисовна Колпакова!

Ключевые слова: юбилей,  Елена Борисовна Колпакова.

Congratulations with the anniversary, Elena Borisovna Kolpakova!

Keywords: Elena Borisovna Kolpakova.