1.

Сауров Ю.А., член-корр. РАО, проф. sya@physics2.kirov.ru (ВятГГУ, ИПКиПРО, г. Киров). Метод научного познания… и открытие нейтрона.

Схема научного познания: наблюдение → факты → гипотеза → теория → следствия → эксперимент проиллюстрирована историей открытия нейтрона.

Ключевые слова: вятский выпуск, методология научного познания,  модель явления, эксперимент.

Saurov Yu.A.  Corresponding Member, RAE, professor (VyatSHU, IPDandRE,  Kirov).  Method of scientific knowledge … and opening of the neutron

We present the scheme of scientific knowledge: observation → facts → hypothesis → theory → conclusions → experiment is illustrated by the history of the discovery of the neutron.

Keywords: Vyatka issue, methodology of scientific knowledge, model of the phenomenon, experiment.

2.

Печенкин А.А. 322078081@mail.ru (ВятГГУ, г. Киров). Оптические явления: стереофотография.

Описано интегрированное занятие ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА. Учащиеся знакомятся с основными понятиями стереофотографии и  изготавливают анаглифическую (3D) фотографию.

Ключевые слова: вятский выпуск, интегрированное занятие, физика, информатика, стереофотография, анаглиф, Photoshop.

Pechenkin A.A., (VyatSHU, Kirov). Optical phenomena: stereo-photography.

We describe an integrated lesson PHYSICS + INFORMATICS. Students are introduced to basic concepts of stereo-photography and produce an anaglyph stereo photo (3D) image.

Keywords: Vyatka issue, integrated lesson, physics, informatics, stereo-photography, anaglyph, Photoshop.

3.

Бутырский Г.А. germanbutyrskij@yandex.ru, Счастливцев А.К. Schastie_88@mail.ru (ВятГГУ,  г. Киров). Блок экспериментальных задач: электронный осциллограф

Предложен блок экспериментальных задач с использованием школьного электронного осциллографа, которые можно предлагать на уроках (прежде всего в профильных классах) и внеурочных занятиях, а также в рамках элективных курсов. Электронный осциллограф позволяет получать качественные и количественные результаты, позволяя сочетать аналитическое описание с графической иллюстрацией. Методические рекомендации даны на диске.

Ключевые слова: вятский выпуск, школьный электронный осциллограф, эксперимент, переменный ток, электродинамика,  11 класс.

Butyrsky G.A., Schastlivzev A.K. (VyatSHU, Kirov).  Block of experimental tasks: electronic oscillograph.

We show a block of experimental tasks with use of a school electronic oscillograph which can be offered at lessons (first of all in profile classes) and extra-curricular classes and also within elective courses. The electronic oscillograph allows to receive qualitative and quantitative results, allowing you to combine the analytical description with a graphic illustration Methodical recommendations are given on the disk.

Keywords: Vyatka issue, school electronic oscillograph, experiment, alternating current, electrodynamics, grade 11.

4.

Коханов К.А. center@extedu.kirov.ru (ВятГГУ,  г. Киров). Кировский турнир им. М.В. Ломоносова-2011.

Приведены 15 задач для учащихся 7–8-го классов, предлагавшихся в 2011 г. на турнире имени М.В. Ломоносова, который ежегодно проводится в г. Кирове. Решения задач и ответы даны на диске.

Ключевые слова: вятский выпуск, кировский Ломоносовский турнир, 7–8-й классы.

Kokhanov K.A. (VyatSHU, Kirov).  Kirov tournament of a name of M.V. Lomonosov-2011.

We present 15 tasks for students of grades 7–8 offered in 2011 on tournament of a name of M.V. Lomonosov which is annually spent in Kirov. The solutions of the tasks and answers are given on the disk.

Keywords: Vyatka issue, Kirov tournament of a name of M.V. Lomonosov, grades 7–8.

5.

Коршунова О.В. okorchun@mail.ru (ВятГГУ,  г. Киров). Развитие творческого потенциала через изготовление самодельного оборудования.

Описаны 7 самодельных (выполненные студентами – будущими учителями физики) приборов для демонстрации физических явлений.

Ключевые слова: вятский выпуск, будущие учителя физики, самодельные физические приборы.

Korshunova O.V. (VyatSHU, Kirov). The development of the creative potential through manufacturing the self-made equipment. We describe 7 self-made (made by students – future teachers of physics) devices for demonstrating physical phenomena.

Keywords: Vyatka issue, future teachers of physics, self-made physical devices.

6.

Сорокин А.П. tvoi_slova@mail.ru (ЦДООШ,  г. Киров). Аукцион физических экспериментов.

Представлены занимательные физические опыты и фокусы, которые можно показать на физических аукционах, вечерах физики и внеклассных мероприятиях.

Ключевые слова: вятский выпуск, Всероссийская олимпиада школьников по физике, конкурс-аукцион, эксперимент,  занимательные физические опыты и фокусы.

Sorokin A.P. (Center of additional education of gifted students, Kirov). Auction of physical experiments.

We present the interesting physical experiments and tricks that you can show on the physical auctions, evenings of physics and out-of-class actions.

Keywords: Vyatka issue, All-Russia olympiad of students on physics, competition-auction, experiment, interesting physical experiments and tricks.

7.

Соколова  Н.В. sokolovanv@yandex.ru (КОГОКУ гимназия № 1), Фирюлина Н.В. FiryulinaNV@yandex.ru  (МКОУ лицей), г. Кирово-Чепецк, Кировская обл. Звуковой редактор – на урок физики.

Демонстрируются некоторые возможности применения звукового редактора Audacity при изучении темы «Звуковые волны» в 9-м классе. Показаны приёмы работы с программой, позволяющие школьникам самостоятельно сделать выводы о связи амплитуды и громкости, частоты и высоты звука, об отличии шума от музыки.

Ключевые слова: вятский выпуск, звуковой редактор, Audacity, звуковые колебания, 9 класс.

Sokolova N.V. (Kirov regional state educational independent institution, gymnasium № 1), Firyulina N.V. (MSEI, lyceum), Kirov-Chepetsk, Kirov reg. The sound editor – to a lesson of physics.

We demonstrate some of the possibilities of application of the sound editor Audacity when studying the theme «Sound waves» in the 9th grade. We show the methods of work with the program, allowing students make their own conclusions about the connection of the amplitude and the volume, the frequency and the height of a sound, the difference in the noise of the music.

Keywords: Vyatka issue, sound editor, Audacity, sound vibrations, grade 9.

8.

Азанова Н.В. azanowanatalya@yandex.ru, Рохина С.А. snezhana.rohina@mail.ru  (КОГОКУ СОШ с УИОП, г. Зуевка, Кировская обл.). Развитие системы поиска и поддержки талантливых детей.

Описан опыт работы с одарёнными детьми по предметам естественнонаучного цикла и информатике в рамках деятельностного подхода через внеурочную деятельность. На диске представлены рекомендации по организации ежегодного районного естественнонаучного турнира, задания, ответы и критерии оценивания.

Ключевые слова: вятский выпуск, одарённые дети, деятельностный подход, внеурочная деятельность, естественнонаучный турнир.

Azanova N.V., Rokhina S.A. (Kirov regional state educational independent institution, SS with profound studying of separate subjects, Zuevka, Kirov reg.). Development of the system of search and support of exceptional children.

We describe an experience of work with exceptional children on the subjects of a natural-science cycle and Informatics in the framework of the activity approach in extracurricular activities. On the disk, recommendations on the organization of annual regional natural-science tournament, tasks, answers, and evaluation criteria are presented.

Keywords: Vyatka issue, exceptional children, activity approach, extracurricular activities, natural-science tournament.

9.

Лаптев Д.А. dim.dam78@rambler.ru (МОУ ООШ с. Пунгино, Верхошижемский р-н, Кировская обл.). Двигатель внутреннего сгорания.

Показано, как, используя компьютер и обучающую программу в виде веб-страниц, организовать самостоятельную работу учащихся на уроке. Раскрыта деятельность ученика на каждом этапе. 

Ключевые слова: вятский выпуск, ДВС, использование компьютера на уроке, 8 класс.

Laptev D.A. (MEI BES, v, Pungino, d. Verhoshizhemsky reg.). Internal-combustion engines.

We show how, using the computer and training program in the form of web pages, to organize independent work of students at a lesson. Activity of the pupil at each stage is opened.

Keywords: Vyatka issue, internal combustion engine, use of a computer at a lesson, grade 8.

10.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены созвездие Рака в представлении современного художника, астрофотография пепельного света Луны, а также рисунок Леонардо да Винчи с пояснением этого явления.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Рака, пепельный свет Луны.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in July.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of the constellation Cancer in the representation of a contemporary artist, an astrophotography of ashy light of the Moon are presented, as well as the drawing by Leonardo da Vinci, with an explanation of this phenomenon.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellation Cancer, ashy light of the Moon.

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): Июль.

Приведена миниатюра «ИЮЛЬ» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415): July.

We present the miniature «July» from the manuscript of XV century. «Magnificent Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, is given.

Keywords: medieval calendar, Book of Hours of the Duke de Berry, brothers Limburg, Julian calendar.

12.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Древний океан на Марсе», «Лазерное наведение». Расширенная подборка дана на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  физика и техника, вода на Марсе, самонаводящаяся пуля.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The theme: «Ancient Ocean on Mars», «The bullet, which is a non-idiot». The extended collection is given on the disk.

Keywords: news of science and technique, physics and technique, water on Mars, self-directed bullet.

13.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

Продолжение серии статей. По аналемме Солнца  предложено определить широту места курортного городка Сиде, где она и была получена.

Ключевые слова: практические работы,  аналемма Солнца, широта места наблюдения.

Kartashov V.F. (Institute of transport, Chelyabinsk). Practical works on the astronomical data from the Internet: lights in the sky.

We present the continuation of a series of articles. Using the Sun's analemma it is offered to define width of a place of the resort small town Cyd where it was received.

Keywords: practical works, the Sun's analemma, width of a place of observation.

14.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Кошкина А.В. (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск), Левиев Г.И. (г. Иерусалим, Израиль), проф. Орлов В.А. (ИСМО РАО, г. Москва). Система обучающих задач по физике.

Продолжение серии статей, посвящённых методам обучения решению задач по физике, в  том числе с целью подготовки к ЕГЭ. В рамках темы «Динамика» рассмотрена задача о движении системы тел с учётом силы трения покоя.

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ, обучающие задачи, динамика, сила трения, 10–11 классы.

Gendenshteyn L.E. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow), Koshkina A.V., (MEI SS № 37, Arkchangelsk), Leviev G.I. (Jerusalem, Israel), professor Orlov V.A. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow). The system of training tasks in physics. Grades 10–11.

We continue a set of articles, devoted to methods of teaching to solve tasks in physics including those to prepare for the USE. Under the theme «Dynamics», the task of the motion of a system of bodies taking into account the force of rest is considered.

Keywords: solving tasks, USE, training tasks, dynamics, force of rest. Grades 10–11.

15.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ruБражников М.А. birze@inbox.ru (г. Москва). Задача о жуке в аквариуме.

Приведено решение задачи о жуке, ползущем по дну аквариума с водой, который стоит на гладком столе.

Ключевые слова: динамика, законы сохранения.

Gribov V.A., Brazhnikov M.A. (Moscow). Task about a beetle in an aquarium

We give a solution of the tasks about a beetle creeping along the bottom of an aquarium with water, which stands on a smooth table.

Keywords: dynamics, laws of conservation.

16.

Майер В.В. varaksina_ei@list.ru (ФГБОУ  ГГПИ имени В.Г. Короленко , г. Глазов, Респ. Удмуртия). Колебания маятников: физические задачи. (Школа проф. В.В. Майера, лекция 7.).

В продолжение серии статей «Механические колебания» представлена модель 4-го урока, посвящённого решению экспериментальных физических задач. Рассмотрены колебания нитяного маятника, маятника на растяжимой нити и изгибного маятника. Описаны демонстрационные опыты с использованием стробоскопического эффекта. Даны методические рекомендации.

Ключевые слова: механические колебания, нитяной, математический и изгибный маятники, экспериментальные задачи, 11 класс.

Mayer V.V., prof. (FSBEI, GSPI of a name of V.G. Korolenko Glazov, Rep. Udmurtia). Vibrations of pendulums: physical tasks. (School of professor V.V. Mayer, lecture 7).

We continue the series of articles «Mechanical vibrations» and present a model of the lesson 4 devoted to solving experimental physical tasks. Vibrations of a thready pendulum, a pendulum on the tensile thread and a flexural pendulum are considered. We describe demonstration experiments using the stroboscopic effect Methodical recommendations are given.

Keywords: mechanical vibrations, thready, mathematical and flexural pendulums, experimental tasks, grade 11.

17.

Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru ( НИЯУ МИФИ, г. Москва). Олимпиада по физике имени проф. И.В. Савельева.

Приведён вариант заданий олимпиады по физике имени профессора И.В. Савельева для 11-го класса  (с решениями). которая состоялась 11 декабря 2011 г. в Национальном исследовательском ядерном университете  МИФИ. Олимпиада является отборочным туром Отраслевой физико-математической олимпиады школьников «Росатом» для школьников 7–11-х классов.

Ключевые слова: олимпиада, «Росатом», 11 класс, абитуриенту.

Muraviev S.E. (NNRU MEPI, Moscow). Olympiad in physics of a name of prof. I.V.Saveliev.

We present a variant of tasks of the olympiad in physics of a name of professor I.V. Saveliev for grade 11 (with solutions) which held on December 11, 2011 at the National Research Nuclear University MEPI. This olympiad is a qualifying round of the Branch of physical and mathematical olympiad «Rosatom» for students of 7-11th grades.

Keywords: olympiad, «Rosatom», grade 11, to an entrant.

18.

Гусев Е.Б. e.gusev@rsu.edu.ru ( РГУ имени С.А. Есенина, г. Рязань). По следам одного астрономического наблюдения.

Проанализировано дневное наблюдение Венеры, проведённое во время кругосветного путешествия русским мореплавателем В.М. Головниным в феврале 1819 г. В это же время на небе наблюдался видимый парад планет. Похожий парад планет состоится в марте 2022 г.

Ключевые слова: Венера, дневное наблюдение Венеры, парад планет.

Gusev E.B. (RSU of a name of S.A. Esenin, Ryazan). In the wake of a single astronomical observation.

We analyze a daily observation of Venus, carried out during the round-the-world travel of Russian seafarer V.M. Golovnin in February 1819.  At the same time, in the sky the visible parade of planets was observed. A similar parade of planets will be held in March 2022.

Keywords: Venus, a daily observation of Venus, parade of planets.

19.

Князев А.А. aknz@list.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ЛПН, г. Саратов). Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

Представлены задачи, в основном, среднего уровня сложности: на качественные оценки и проблемные, незаслуженно мало используемые в современной общеобразовательной школе.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике.

Knyazev A.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, Lyceum of applied sciences, Saratov. Olympiad tasks and questions – for teachers and students.  

We present tasks, mainly, of the average level of complexity: for quality estimations and complicated tasks, undeservedly little used in modern secondary schools.

Keywords: olympiad tasks in physics.

20.

Рефераты электронных статей.

Abstracts of electronic publications.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ СОШ Первая Школа, г. Москва): • Миниконкурс «Пять вопросов об электрическом токе» • Ученический минивидеопроект «Гибкий мостик», Гришин Кирилл (9 кл.). Тема «Атмосферное давление». • Интерактивная презентация: игра FM (типа ТВ-игры «Своя игра»).

Alexeyeva E.V. (PS SS First School, Moscow) • Mini-competition «Five questions about electric current» • Student mini-video project «The flexible bridge». Grishin Kirill grade 9).  The theme «Atmospheric pressure» • Interactive presentation: game FM (of the type of the TV-game «Own game»).

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МБОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Сэр Уильям Генри Брэгг (02.07.1862–12.03.1942).. Краткая биография и презентация.

Belyustov V.N. (MВEI gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,).  Sir William Henry Bragg (02.07.1862–12.03.1942). The brief biography of the scientist and the presentation.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГБОУ лицей № 1586,  г. Москва).  «ЕГЭ» по-американски. 5 тестовых не совсем юмористических заданий из журнала «Physics Teacher».

Bogdanov K.Ju. (SВEI lyceum № 1586, Moscow). On pages of the American magazine «Physics Teacher». 5 not quite humorous test tasks from the magazine «Physics Teacher» are presented.

Брендина Н.В. brennata71@mail.ru (МОАУ СОШ № 56,  г. Киров). Формы и приёмы организации на уроке физики интенсивного группового взаимодействия. Описаны эффективные педагогические приёмы, позволяющие добиться выскоих учебных результатов: алгоритму «1-2-4-вместе» (индивидуальная работа с текстом или компьютерной моделью → работа в парах (обсуждение, обмен знаниями, опытом) → обсуждение в группах (четвёрках) → обсуждение в классе (презентация знаний, опыта) → дополнения учителя), ярмарка, лесенка, эстафета, эксперимент, ролевая игра, зигзаг. Приведены примеры фрагментов уроков.

Brendina N.V. (MEI SS № 56, Kirov). Forms and methods of the organization at a lesson of physics of intensive group interaction. We describe effective teaching methods allowing to achieve high educational results: the algorithm «1–2–4-together» (individual work with a text or a computer model → work in pairs (discussion, an exchange of knowledge, experience) → (discussion in groups (four) → discussion in a class (presentation of knowledge, experience) → additions teachers), fair, ladders, relay race, experiment, role-playing game, zigzag. Examples of fragments of lessons are presented.

Буздалина И.Н. buzdalina_inna@mail.ru (МБОУ СОШ № 1 с УИОП, г. Воронеж). Проектно-исследовательская деятельность учащихся в профильных классах. Описана организация ученической проектно-исследовательской деятельности через НОУ,  позволяющая не отнимать от учебного времени требуемый час в неделю. Приведены примеры ученических проектов, и достигнутые результаты.

Buzdalina B.N. (MBEI SS № 1 № 1 with PSSS, Voronezh). Design and research activity of students in specialized classes. We describe the organization of student design and research activities through the NSEI, allowing not take away from instructional time required hours per week. We give examples of student projects, and the results achieved.

Давлятшина О.В. fitinya00@yandex.ru (КОГОКУ СОШ с УИОП, г. Омутнинск, Кировская обл.). Самостоятельная экспериментальная деятельность школьников  при обучении физике как способ повышения качества образования. Описана методика организации дифференцированной учебной работы со всем  классом, позволяющей добиться максимальной отдачи от учащихся с разными когнитивными способностями.

Davlyatshina O.V. (Kirov regional state educational public institution SS with profound studying of separate subjects, Omutninsk, Kirov reg.). Independent experimental activity of studentslearning physics as a way to improve the quality of education. We describe a technique of the organization of the differentiated study with the whole class allowing to achieve the maximal feedback from students with different cognitive abilities.

Карташов С.Н. skif_1970@mail.ru (МБОУ СОШ, с. Маис, Никольский р-н, Пензенская обл.). Решение задач на нахождение периода колебаний. Предложены 5 задач (с решениями), которые в разные годы предлагались на вступительных экзаменах в вузы, олимпиадах разного уровня и в вариантах ЕГЭ: о колебаниях: бруска в воде, полярной молекулы в однородном электрическом поле, математического маятника на подвесе длиной в радиус Земли, малого тела в сферической чаше, заряженной бусинки на спице между двумя одноимёнными с ней зарядами.

Kartashov S.N. (MBEI SS, v. Mais, d. Nikolsky, Penza reg.). Solution of tasks of finding the period of oscillations. We present 5 tasks (with solutions) offered in different years at the entrance exams to the higher schools, olympiads of a different level and in versions of USE: about the oscillations of: a bar in the water, a polar molecule in an uniform electric field, a mathematical pendulum suspended by a string of a length of the radius of the Earth, small body in a spherical bowl, charged beads on a needle between two of the same name with it charges.

Лежепёкова О.Л. lol1956@mail.ru (ИРО Кировской обл., г. Киров). Из опыта использования учебников физики нового поколения. Особенность учебников «Физика в самостоятельных исследованиях» (под ред. В.Г. Разумовского, В.А. Орлова) для основной школы состоит во включении непосредственно в текст параграфов описаний обязательных экспериментальных исследований с инструкциями (цель работы, теория по исследуемой теме, формулы для вычислений, рисунки). Приводятся примеры фронтальных работ, описания которых дополнены тремя блоками: «Теория» (факты, знания, модели), «Ход и результаты исследования» (проведение исследования, запись полученной информации в виде таблиц, графиков), «Выводы по результатам исследования» (установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, определение границ применимости полученных знаний, обуславливающих погрешность эксперимента, сравнение физических величин/объектов).

Lezhepekova O.L. (Institute of Education Development of Kirov reg., Kirov). From experience with the new generation of physics textbooks. The peculiarity of the textbooks «Physics in independent researches» (under red. V. G. Razumovsky, V. A. Orlov) for the basic school is to include directly in the text of the sections a description of required experimental researches with instructions (the objective of the work, the theory to study the topic, formulas for calculations, pictures). We giveexamples of the front works which descriptions are supplemented with three blocks: «Theory» (facts, knowledge, models),  «The course and results of the research» (carrying out the research, recording the information obtained in the form of tables, graphs), «Findings of the study» (establishing a cause-effect relationships, promotion of hypotheses, definition of the boundaries of applicability of the received knowledge, causing an error of the experiment, comparison of physical values/ objects).

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru  (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) • Новости науки и техникиТематические подборки видеофайлов из Интернета к теме «Астрономия» (УМК Мякишева Г.Я. (10–11-й классы).

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.) • News of science and technique • Thematic collection of video files from the Internet to the theme «Astronomy» (EMC of Myakishev G.Ya.) (grades 10–11).

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, г. Нижний Новгород). • Введение в теорию колебаний: лекция 3. В продолжение серии лекций (см. № 14, 15/2011) рассмотрен ещё один способ качественного исследования колебаний – представление колебаний в виде траектории на фазовой плоскости. • Учебники физики – взгляд эксперта. Обсуждается роль современных учебников физики в образовательном процессе с точки зрения члена экспертной группы РАН по оценке и анализу содержания учебников. Приводятся  важные примеры ошибок, влияющих на качество издаваемой учебной литературы.

Reiman A.M. (IAP RAS, Nizhny Novgorod). • Introduction to the theory of oscillations: lecture 3. In continuation of a series of lectures (see number 14, 15/2011) we considered one more way of qualitative research of oscillations – a representation of oscillations in the form of a trajectory on the phase plane. •Textbooks of physics – a sight of an expert. We discuss the role of modern textbooks of physics in the educational process from the point of view of a member of the expert group of the RAS on an assessment and the analysis of the contents of textbooks. The important examples of mistakes influencing the quality of the published educational literature are resulted.

21.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.).

Ответы экспертов на вопросы  Почему показания весов в ванной комнате зависят от того,  стоят ли на твёрдом полу и/или на  мягком ковре?

Ключевые слова: вес тела.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NNSTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and translated from English).

We give the answers of experts to questions:  Why indications of scales in a bathroom depend on the fact, whether stand on a hard floor and/or on a soft carpet?

Keywords: body weight.

22.

Поздравляем с юбилеем Галину Александровну Дунаеву!

Ключевые слова: Галина Александровна Дунаева, юбилей.

Congratulations on the anniversary, Galina Alexandrovna  Dunaeva!

Keywords: Galina Alexandrovna  Dunaeva, anniversary.

23.

Поздравляем с юбилеем Инну Николаевну Буздалину!

Ключевые слова: Инна Николаевна Буздалина, юбилей.

Congratulations on the anniversary, Inna Nikolaevna  Buzdalina!

Keywords: Inna Nikolaevna Buzdalina, anniversary.

24.

Поздравляем с юбилеем Светлану Петровну Туголукову!

Ключевые слова: Светлана Петровна Туголукова, юбилей.

Congratulations on the anniversary, Svetlana Petrovna Tugolukova!

Keywords: Svetlana Petrovna Tugolukova, anniversary.

25.

Поздравляем с юбилеем профессора Наталию Сергеевну Пурышеву!

Ключевые слова: Наталия Сергеевна Пурышева, юбилей.

Congratulations on the anniversary, professor Natalia Sergeevna Purysheva!

Keywords: Natalia Sergeevna Purysheva, anniversary.