1.

Кошкина А.В. angko@yandex.ru (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск). Интерактивная доска на уроке физики. План-конспект  урока по теме «Тепловые явления»,  8-й класс.

На примере организации урока «Графическое представление тепловых явлений»   показано, что применение интерактивной доски и программы Smart Notebook позволяет сделать курс физики насыщенным, динамичным  и наглядным, что повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Презентация в формате Notebook дана на диске.

Ключевые слова: интерактивная доска, тепловые явления, SmartNotebook, ИКТ-компетентность.

Koshkina A.V. (MEI SS № 37, Archangelsk). An interactive board at a lesson of physics. The plan-abstract of a lesson on the theme «Thermal phenomena», grade 8.

We show on an example of the organization of a lesson «graphical representation of thermal phenomena» that the use of an interactive board and the program Smart Notebook allows to make a rate of physics saturated, dynamical and evident, thus increasing the motivation of students to study the subject. The presentation in the format Notebook is given on the disk.

Keywords: interactive board, thermal phenomena, SmartNotebook, ICT (Information and Communication Technologies)-competence.

2.

Красильникова О.И. kroi@atknet.ru (ГНОУ Архангельской обл. Университетская Ломоносовская гимназия, г. Архангельск). Домашний эксперимент по физике. Авторская образовательная технология.

С целью развития креативного мышления и воспитания творческой личности предложена педагогическая технология «Домашний эксперимент»:  система домашних экспериментальных заданий с использованием мультимедийных средств наблюдений за явлениями, компьютерной обработки полученных данных,  представлением результатов своих исследований в виде компьютерной презентации и их сохранением в электронном виде.  На диске представлены примеры домашних заданий: «Определение удельной теплоты плавления льда через сравнение с нагреванием воды в тех же условиях (8 кл.), «Построение графика зависимости пути от времени для неравномерного движения» (Назарьина М., Черневич Д. 9 кл.) – с замечаниями редакции, «Поверхностное натяжение» (Зайкова Е., Колганова О., 10 кл.), «Интерференция в тонких плёнках», «Интерференция сферических волн», «Дифракция на щели»  (11 кл.).

Ключевые слова: физический эксперимент, домашний эксперимент, образовательные технологии, ученические проекты.

Krasilnikova O.I. (Gymnasium scientific society of students. Arkhangelsk reg., Lomonosov university gymnasium, Arkhangelsk). Home experiment in physics. Author's educational technology.

We offer an educational technology «Home experiment» for the purpose of development of creative thinking and education of the creative person: a system of home experimental tasks using multimedia observations of phenomena, computer processing of the received data, presentation of the results of the researches in the form of computer presentations and their preservation in the electronic form. On the disk, some examples of homeworks are presented: «Determination of the specific heat of ice melting in comparison with heating of water in the same conditions» (grade 8), «Construction of the plot of dependence of a way from time for non-uniform movement» Nazarina M. Chernevich D, grade 9) – with edition remarks, «Surface Tension» (Zaikova, E., Kolganova O, grade 10), «Interference in thin films», «Interference of spherical waves», «Diffraction by a slit» (grade 11).

Keywords: physical experiment, home experiment, educational technology, student projects.

3.

Первышина Н.В. nadezda-sev@yandex.ru, МОУ общеобразовательный лицей № 17,Первышин А.Л. nadezda-sev@yandex.ru  МОУ СОШ № 2, г. Северодвинск, Архангельская обл. Средства ИКТ в обучении физике.

Рассмотрены основные виды программно-педагогических средств, рекомендуемые для формирования ИКТ-компетентности на уроках физики, и приёмы их использования в учебном процессе:  презентации, электронные учебники, обучающие программы-тренажёры, интерактивные модели, Интернет-ресурсы, наборы лаборатории L-микро, которые можно использовать и как измерительный инструмент. На диске в качестве примера приведена интерактивная презентация к уроку «Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция», 11  кл.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, компьютер на уроках физики.

Pervyshina N.V. (MEI General educational lyceum № 17), Pervyshin A.L. (MEI SS № 2, Severodvinsk, Arkhangelsk reg.) ICT tools in teaching physics.

We consider main types of programmatic and educational tools that are recommended for the formation of ICT-competence at lessons of physics and methods of their use in the process: presentations, the electronic textbooks, training programs-simulators, interactive models, presentations, electronic textbooks, training programs-simulators, interactive models, Internet resources, sets of the laboratory L-micro which can be used also as a measuring tool. On the disk, the interactive presentation to the lesson is given as an example. Nuclear division of uranium. Chain nuclear reaction, grade 11.

Keywords: ICT-competence, computer at lessons of physics.

4.

Толмасов В.Н. tolmasov@atnet.ru (МОУ общеобразовательный лицей №17, г. Северодвинск, Архангельская обл. Механические колебания. Урок решения задач в сочетании с физическим экспериментом, 11-й класс.

Представлен современный урок решения задач с использованием проблемно-поисковой, проблемно-исследовательской и эвристической технологий. Решение каждой задачи сопровождается физическим натурным экспериментом. Обучение происходит через «открытия», что способствует развитию волевых и эмоциональных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей, а также экспериментаторских навыков.  Работа проходит на позитивном эмоциональном фоне, превалирует активность учащихся, а учитель выполняет функции организатора и консультанта. На диске дан комментарий редакции.

Tolmasov V.N. (MEI General educational lyceum № 17, Severodvinsk, Arkhangelsk reg.). Mechanical vibrations. A lesson of solving tasks in conjunction with a physical experiment, grade 11.

Представлен современный урок решения задач с использованием проблемно-поисковой, проблемно-исследовательской и эвристической технологий. Решение каждой задачи сопровождается физическим натурным экспериментом. Обучение происходит через «открытия», что способствует развитию волевых и эмоциональных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей, а также экспериментаторских навыков.  Работа проходит на позитивном эмоциональном фоне, превалирует активность учащихся, а учитель выполняет функции организатора и консультанта. На диске дан комментарий редакции.

Ключевые слова:  физический эксперимент, урок решения задач, механические колебания, квазиупругая сила.

We present a modern lesson of solving tasks with use of a problem-search,, problem- investigative and heuristic technology. The solution of each task is accompanied by a physical natural experiment. Learning occurs through the «discovery» that promotes the development of strong-willed and emotional qualities of the person, intellectual and creative abilities, as well as experimentation skills. Work passes on a positive emotional background, activity of pupils prevails, and the teacher fulfils the functions the organizer and the adviser. On the disk, the comment of the edition is given.

Keywords: physical experiment, lesson of solving tasks, mechanical vibrations, quasi-elastic force.

5.

Майер В.В., проф. varaksina_ei@list.ru (ФГОУ ГГПИ, г. Г лазов, Удмуртская Респ.). Колебания маятников. Лекция 6 из серии «Школа профессора В. Майера».

В продолжение серии статей «Механические колебания» (см. № 20/2010; № 2, 4, 14/2011) представлен сценарий    третьего урока, посвящённого исследованию колебаний различных маятников. Показано, что период колебаний маятников, возвращающая сила которых обусловлена силой тяжести, выражается одной и той же формулой. Получено экспериментальное обоснование справедливости теоретической модели механического колебания.

Ключевые слова: пружинный, нитяной, физический и математический маятники, экспериментальное исследование, 11 класс.

Mayer V.V., prof.  (FSEI, Glazov SPI, Glazov, Rep. Udmurtia). Vibrations of pendulums. Lecture 6 of the series «School of Professor W. Maier».

We continue the series of articles «Mechanical vibrations» (see № 20/2010; № 2, 4, 14/2011) and present a plan of the third lesson devoted to investigation of vibrations of various pendulums. It is shown that the period of vibrations of the pendulums, which returning force is caused by gravity, is expressed by the same formula. The experimental background of validity of theoretical model of mechanical vibrations is received. The experimental substantiation of justice of the theoretical model of mechanical vibrations is received.

Keywords: spring, textile,physical and mathematical pendulums, experimental investigation, grade 11.

6.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (МИОО, ФИПИ, г. Москва). Основные результаты сравнительных исследований качества школьного физического образования в РФ.

Представлены  результаты международных исследований качества естественнонаучного образования TIMSS-2007,  TIMSS-2008 и PISA-2009. Показано, что уровень подготовки наших школьников по естественным наукам (и по физике, в частности) устойчиво превышает средние международные показатели (4–10-е места среди 36 стран), однако их естественнонаучная грамотность значительно отстаёт (37–40-е места среди 64 стран). Приведены примеры заданий. Даны ссылки на информативные сайты по теме,  на диске даны презентации доклада на Всероссийском съезде учителей физики (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011), который положен в основу статьи.

Ключевые слова: TIMSS, PISA, качество естественнонаучного образования, естественнонаучная грамотность.

Demidova M.Ju. (MIOE, F I PM, Moscow). The main results of comparative studies of the quality of school physical education in Russia

We present the results of international researches of the quality of nature-science education by TIMSS-2007, TIMSS-2008 and PISA-2009. It is shown, that the level of preparation of our students in natural sciences (and in physics in particular) steadily exceeds average international parameters (4–10-th place among 36 countries). However their natural-science literacy is far behind (37-40th place among 64 countries). Examples of tasks are shown. References to informative sites on the theme are given on the disk, presentations of the report at the All-Russia congress of teachers of physics (the MSU of a name М.В. Lomonosov, 2011), which is put in the basis of the article are presented.

Keywords: TIMSS, PISA, quality of the nature-science education,  natural-science literacy.

7.

Рефераты электронных публикаций.

Abstracts of electronic publications.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ СОШ «Первая школа», г. Красногорск, Московская обл.). • Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14–17/2011) представлены ЛР (на февраль): «Правило моментов» (7 кл.); «Изучение закона Ома. Определение сопротивления проводника» (8 кл.); «Изучение магнитных явлений» (9 кл.) • Комплект тематических проверочных и контрольных работ по физике, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14–17/2011) представлены ПрР (на февраль): «Работа и мощность электрического тока» (8 кл.), «Механические колебания» (9 кл.) • Миниконкурс «Пять вопросов о давлении» (продолжение миниконкурса «Пять вопросов о ...», см. № 13–17/2011) • Минивидеопроект Кондратьевой Екатерины, ученицы 10-Т класса лицея г. Рошаля (Московская обл.). Тема «Электризация влиянием».

Alexeyeva E.V. (PI SS «First School», Krasnogorsk, Moscow region). Non-standard laboratory works with elements of search, grades 7–9. In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14–17/2011), the LW (February) are presented: «Rule of moments» (grade 7); «Studying the law of Ohm. Definition of the resistance of a conductor» (grade 8); « Studying the magnetic phenomena» (grade 9); The complete set of thematic verifying and control works on physics (grades 7–9). In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14,–17/2011), the VW (February) are presented: «The work and power of the electric current» (grade 8); «Mechanical vibrations» (grade 9) Mini-competition «Five questions about pressure» (the continuation of mini-competitions «Five questions about...», see № 13–17/2011) Mini-videoproekt of Kondratieva Ekaterina, grade 10-T of lyceum, Roshal, Moscow reg. The theme is «The electrification by the influence».

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Сэр Чарльз Уитстон (06.02.1802–19.10.1875). Краткая биография выдающегося учёного, изобретателя и инженера; презентация.

Belyustov V.N. (MEI gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Sir Charles Wheatstone (06.02.1802–19.10.1875). The brief biography of the outstanding scientist, inventor and engineer; the presentation.

Ильясова Т.В., проф. ilyasovatv@rambler.ru (ОГПУ, г. Оренбург). Учебные слайды к курсу физики 7–8-го классов. Обучающие презентации  на темы «Давление столба жидкости или газа», «Атмосферное давление», «Давление и закон Паскаля» (7 кл.).

Ilyasova T.V., professor (OSPU, Orenburg). Educational slides for the course of physics for grades 7–8. Training presentations on the themes  «Pressure of a column of liquid or gas», «Atmospheric pressure», «Pressure and the law of Pascal» (grade 7).

Некрасов А.Г.  nekras1@km.ru (ГОУ СОШ № 447, г. Санкт-Петербург, Курортный р-н, п. Молодёжное). Наблюдение резонанса при вынужденных колебаниях конического маятника. Исследовали особенности колебаний груза, подвешенного на  нити к вращающейся раме  в установке «Вращательное движение» (лаборатория L-микро). Наблюдали резкое увеличение амплитуды колебаний в области частот, близких к собственной частоте маятника. Приведены уравнения колебаний вотсутствие трения и с его учётом, когда вынужденное колебание с частотой w накладывается на свободное колебание с собственной частотой w0.

Nekrasov A.G. (SEI SS № 447, St. Petersburg, d. Kurortnyi, v. Molodeznoe). Observation of resonance in forced oscillations of a conical pendulum. We investigated the oscillation characteristics of a weight suspended by a thread to a rotating frame to the installation «Rotational motion» (the laboratory L-micro). It was observed a sharp increase in the amplitude of the oscillations in the frequency region close to the eigenfrequency of the pendulum. The equations of oscillations in the absence of friction and with its account are given, when the forced oscillation with a frequency w is superimposed on the free oscillation with the eigenfrequency w0.

Пузыревский В.Ю. epimail@mail.ru (АНО Образовательный центр «Участие», г. Санкт-Петербург). Школьной лиге РОСНАНО исполнился год. Репортаж о задачах, организации, проведенных мероприятиях, состоянии дел и перспективах развития организации.  Приведено интервью с активным членом сообщества, преподавателем лицея и автором УМК К.Ю. Богдановым.

Puzyrevskii V.Ju. (Independent noncommercial organization Educational center «Participation», St. Petersburg). The school league ROSNANO is one year old. We report on problems, the organization, the lead actions, a state of affairs and prospects of development of the organization We present an interview with an active community member, teacher of the lyceum and author of the EMC K.Ju. Bogdanov.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (ГОУ лицей № 62, г. Саратов). Новое в старом. Описано необычное наблюдение интерференции света в проходящих лучах. В отличие от классического варианта, где лучи имеют практически равные яркости, в данном случае один во много раз слабее другого, что существенно снижает контраст интерференционной картины. Представлено много убедительных фотографий.

Starshov M.A. (SEI lyceum № 62, Saratov). New in old. Unusual observation of interference of light in passing beams is described. In contrast to the classical version, where beams have practically equal brightness, in this case, one is many times weaker than the other, that essentially reduces the contrast of the interference pattern. It is presented by many convincing photographs.

Тарасов Ю.П.  GeorgiPro@hotmail.com (ИСМО, г. Москва). Резонанс при вынужденных колебаниях конического маятника. Приведена теория явления.

Tarasov Ju.P. (ICTM, Moscow). Resonance at the forced oscillations of a conic pendulum. The theory of the phenomenon is resulted.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). • Новости науки и техникиИллюстративный материал к темам, изучаемым в курсе физики в феврале по УМК Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (7–9-й классы) и Мякишева Г.Я. (10–11-й классы): 7 класс: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (см. № 4/2011) • 8 класс: Электромагнитные явления (19  рис.) • 9 класс: Свет. Интерференция. Дисперсия. Поглощение и испускание света атомом (15 рис.). Спектры (7 рис.) • 10 класс: Основы термодинамики (23  рис.) • 11 класс: Световые  волны (40 рис.) • Файл с URL-адресами иллюстраций • Тематические подборки видеофайлов из Интернета: • 7 класс: Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (см. № 17/2011) • 8 класс: Электромагнитные явления (16 видеосюжетов,  см. также № 14/2011) • 9 класс: Свет. Интерференция. Дисперсия. Поглощение и испускание света атомом. Спектры (7 видеосюжетов, см. также 11-й класс) • 10 класс: Основы термодинамики (17 видеосюжетов)  • 11 класс:  Световые волны (20 видеосюжетов, см. также 9-й класс) • Тематические тесты в форме ЕГЭ: • МКТ и газовые законы (10 кл.) • Геометрическая оптика (11 кл.). 

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.) • News of science and technology. • The illustrative material to the themes studied in the physics course in February under the Educational-methodical complex of Peryshkin A.V., Gutnick E.M. (7–9th grades) and Myakishev G.Ya. (10–11th grades): grade 7: Pressure of solids, liquids and gases (see number 4/2011) • Grade 8: Electromagnetic phenomena (19 fig.) • Grade 9: Light. Interference. Dispersion. Absorption and emission of light by an atom (15 fig.). Spectra (7 fig.) Grade 10: Bases of thermodynamics (23 fig.) Grade 11: Light waves (40 fig.) • The file with URL-addresses of illustrations • Thematic selections of video-files from the Internet: grade 7: Pressure of solids, liquids and gases (see number 17/2011) Grade 8: Electromagnetic phenomena (16 video topics, see also № 14/2011 • Grade 9: Light. Interference. Dispersion. Absorption and emission of light by an atom Spectra (7 video topics, see also grade 11) • Grade 10: Bases of thermodynamics (17 video topics) Grade 11: Light waves (20 video topics, see also grade 9) • Thematic tests in the form of the USE: MKT and gas lows (grade 10) • Geometrical optics (grade 11).

Ключевые слова: нестандартные лабораторные работы, тематические проверочные и контрольные работы, Чарльз Уитстон, давление столба жидкости или газа, атмосферное давление, закон Паскаля, вынужденные колебания, конический маятник, школьная лига РОСНАНО, интерференция света в проходящих лучах, электромагнитные явления, дисперсия, спектры, основы термодинамики, МКТ, газовые законы световые волны, геометрическая оптика.

Keywords:  thematic verifying and control works, non-standard laboratory works, Sir Charles Wheatstone, training presentations, «Pressure of a column of liquid or gas», «Atmospheric pressure», «Pressure and the law of Pascal», school league ROSNANO, interference of light in passing beams, resonance,  forced oscillations,   conic pendulum, electromagnetic phenomena, light waves, light interference, light dispersion, light waves, geometrical optics, spectra, bases of thermodynamics, MKT and gas laws.

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведены изображение созвездия Козерога, а также астрофотографии Газовой туманности HH-222 Водопад и колец Сатурна.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Козерога, газовая туманность HH-222 Водопад, и кольца Сатурна.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in February.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of the constellation Capricornus, as well as an astrophotography of the gaseous nebula HH-222 Waterfall and rings of Saturn.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellation Capricornus, gaseous nebula HH-222 Waterfall, rings of Saturn.

9.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): Февраль.

Приведена миниатюра «Февраль» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415). February.

We present the miniature « February » from the manuscript of XV century. «Magnificent Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, is given.

Keywords:  medieval calendar, Book of Hours of the Duke de Berry, brothers Limburg, Julian calendar.

10.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Печатаем кровеносные сосуды», «Сапфир вместо меди и алюминия». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники, физики и медицина, физика и техника, электросопротивление, средства связи.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.) • News of science and technology.

We give a review of last messages on the Internet. The themes are: «We print blood vessels», «Sapphire instead of copper and aluminum». The expanded review is given on the disk.

Keywords: News of science and technology, physics and medicine, physics and engineering, electrical resistance, communication facilities.

11.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Цветная Земля.

Представлены составные снимки Земли из космоса (в том числе в условных цветах)  в видимом диапазоне, в УФ- и гамма-лучах,  а также плазмосфера нашей планеты, глобальное распределение метана в атмосфере и карта гравитационного поля Земли. Каждый снимок сопровождается небольшим текстом и вопросом к нему. Ответы и список литературы даны на диске.

Ключевые слова: голубая Земля, Земля из космоса, плазмосфера, глобальное распределение метана, гравитационная карта.

Kartashov V.F. (Institute of Communications, Chelyabinsk). Colored Earth.

We present composite pictures of the Earth from space (including in conditional colors) in the visible range, UV-and gamma-rays, as well as the plasmasphere of our planet, the global distribution of methane in the atmosphere and a map of a gravitational field of the Earth. Each picture is accompanied by a small text and a question to it. Answers and the list of the literature are given on the disk.

Keywords: blue Earth, Earth from space, plasmasphere, global distribution of methane, gravity map.

12.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Кошкина А.В. angko@yandex.ru (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск), проф. Орлов В.А. (ИСМО РАО, г. Москва). Система обучающих задач по физике, 7-11 кл.

Продолжение серии статей (см. № 13, 15–17), посвящённых методам обучения решению задач по физике. В рамках тем «Механические колебания» и «Плавание тел» подробно разобрана задача о колебаниях бруска в воде.

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ, обучающие задачи, механические колебания, плавание тел, закон Архимеда, 10–11 классы.

Gendenshteyn L.E. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow), Koshkina A.V., (MEI SS № 37, Archangelsk), professor Orlov V.A. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow). The system of training tasks in physics. Grades 7–11.

We present continuation of a series of articles (see number 13, 15–17), devoted to methods of training to solve tasks in physics. Within the limits of the themes «Mechanical vibrations» and «Swimming of bodies», the task of vibration of a bar in the water is examined in detail.

Keywords: solving tasks, USE, training tasks, mechanical vibrations, swimming of bodies, Archimedes law, grades 10–11.

13.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

Продолжение серии статей (см. № 12–15, 17/2011) в помощь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя неуверенно. Рассмотрена модель идеального газа и описывающие её уравнения. Приведён подробный разбор задачи на газовые законы и предваряющих её трёх упражнений.

Ключевые слова: решение задач части С ЕГЭ, идеальный газ, газовые законы.

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C.

We continue a series of articles (see № 12–15, 17/2011) to help those who want to learn how to solve the tasks, but so far feel insecure. The model of the ideal gas and the equations describing it is considered. A detailed analysis of the task on gas laws and three exercises anticipating it is presented.

Keywords: solving tasks, of the part C of USE, ideal gas, gas laws.

14.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). Как познакомить школьников с нанотехнологиями?

Фоторепортаж о Второй международной конференции «Образование для сферы нанотехнологий» (май 2011 г.,  МФТИ, г. Долгопрудный, Московская обл.). Указан адрес сайта с подробными сведениями о программе и презентациями некоторых докладов. Представлена подробно программа работы секции «Образование для сферы нанотехнологий в школах», в частности мультсериал «ПИН-код», входящий в проект «Смешарики», – инновационная развивающая среда для формирования у детей навыков изобретательства. Описан принцип действия электронного микроскопа «Наноэдьюкатор», который производится ЗАО «НТ-МДТ» специально для обучения школьников методам зондовой микроскопии. Приводятся примеры результатов ученических исследований.

Ключевые слова: нанотехнологии, наноэдьюкатор, электронная зондовая микроскопия,  конференция «Образование для сферы нанотехнологий», мультсериал «ПИН-код».

Bogdanov K.Ju. (SEI lyceum № 1586, Moscow). How to introduce students to nanotechnology?

We present a photo report of the Second International Conference «Education for the sphere of nanotechnologies» (May 2011, MPTI, Dolgoprudny, Moscow reg.). The address of the site with details about the program and presentation of certain reports is indicated. The program of work of the section «Education for the sphere of nanotechnologies at schools» is presented in detail, in particular the cartoon serial «the PIN code» entering into the project «Smeshariki» is the innovative developing environment for formation at children of skills of invention. The principle of action of an electronic microscope «Nanoeducator» which is made at Joint-Stock Company «NT-MD» specifically for teaching students the methods of scanning probe microscopy is described. Examples of the results of student research are given.

Keywords: nanotechnologies, nanoeducator, electron probe microscopy, Conference «Education for the sphere of nanotechnologies». cartoon serial «PIN code».

15.

Латухина Н.В. natalat@yandex.ru  (ГОУ ВПО СамГУ), Спирина О.К. (МОУ Самарский лицей информационных технологий), г. Самара. УМК по курсу «Введение в нанотехнологии».

Представлен УМК по курсу «Введение в нанотехнологии», предназначенного для начального ознакомления учащихся с физическими основами нанотехнологий (квантово-размерный эффект, типы наносистем – квантовые нити, точки, сверхрешётки; графен, нанотрубки, фуллерены), инструментами исследований, технологией изготовления, применением наноразмерных систем в электронике. Приведена программа курса с распределением учебного времени по темам, примеры задач. Материал изложен на конференции «Образование для сферы нанотехнологий» (2011 г., МФТИ, г. Долгопрудный). На диске дан фрагмент презентации темы «Физические  основы нанотехнологии» с сопроводительным текстом и методическими рекомендациями, а также примерами задач в виде флэш-анимаций.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, нанотехнологии, элективный курс, нанокомпозиты, пористый кремний.

Latukhina N.V. (SEI HVT Sam. SU), Spirina O.K. (MEI Samara Lyceum of Information Technologies), Samara. Educational-methodical complex for the course «Introduction to nanotechnologies».

We present the  educational-methodical complex for the course «Introduction to nanotechnologies» designed to for initial acquaintance of students with students the initial physical foundations of nanotechnologies (quantum size effect, the types of nanosystems – quantum wires, dots, superlattices, graphene, nanotubes, fullerenes), research tools, manufacturing techniques, the application of nanoscale systems in electronics. The program of a course with the distribution of study time on themes and examples of tasks.are given. The material is presented at the conference «Education for the sphere of nanotechnologies» (2011, MPTI, Dolgoprudny). On the disk, a fragment of the presentation of the theme «Physical bases of nanotechnology» is given with the accompanying text and methodical recommendations, as well as examples of tasks in the form of flesh-animations.

Keywords: educational-methodical complex, nanotechnologies, elective course, nanocomposites, porous silicon.

16.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ (НИУ), г. Москва). МАИ (НИУ)-2011: российская аэрокосмическая олимпиада.

Представлены 10 задач, составляющих вариант первого (он-лайн) тура олимпиады 2010/2011 гг. (см. также № 8/2011). Тематика задач: кинематика, динамика, термодинамика, электростатика, электродинамика.

Ключевые слова: решение задач, интернет-олимпиада, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту.

Demkov V.P., Ozolin V.V., Solokhina G.E. (MAI (NRU), Moscow. MAI (NRU)-2011: Russian aerospace olympiad.

We present ten tasks making a variant of the first (it is on-line) tour of the olympiad 2010/2011 (see also № 8/2011). The themes are: kinematics, dynamics, thermodynamics, electrostatics, electrodynamics.

Keywords: solving tasks, Internet-olympiad, Russian aerospace olympiad, graduate.

17.

Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru,  Вишнякова Е.А., проф. Макаров В.А., Нетребко Н.В., Подымова Н.Б., Полякова М.С. (физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Интернет–олимпиада «Шаг в физику-2010».

Представлены 8 задач для 11 класса (задачи для 7–10 кл. см. в № 15, 16/2011) с решениями (решения первых четырёх задач даны на диске). Тематика задач: кинематика, динамика, термодинамика, электростатика, электродинамика, оптика.

Ключевые слова: решение задач, интернет-олимпиада, «Шаг в физику», абитуриенту.

Chesnokov S.S., Vishnyakova E.A., professor Makarov V.A., Netrebko N.V., Podymova N.B., Polyakova M.S. (Physical faculty, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). Internet-olympiad «Step into physics-2010».

We present 8 tasks for grade 11 (see the tasks for grades 7–10 in в № 15, 16/2011) with solutions (the solutions of the first four tasks are given on the disk). The themes of the tasks are: kinematics, dynamics, thermodynamics, electrostatics, electrodynamics, optics.

Keywords: solving tasks, Internet-olympiad, «Step into physics», graduate.

18.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы:  Почему у трековых велосипедов заднее колесо имеет иногда сплошной диск? Как  действует спрей-антистатик? – а также сообщение о том, что электропроводность кабеля на основе углеродных нанотрубок практически не отличается от электропроводности обычного металлического кабеля при вшестеро меньшем весе.

Ключевые слова: аэродинамика, велосипед, спрей-антистатик, статическое электричество, углеродные нанотрубки, электропроводность.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NNSTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and translated from English).

We give the answers of experts to questions Why the back wheels of track bicycles have sometimes a continuous disk? How does the anti-static spray? And also: a message that the conductivity of a cable based on carbon nanotubes doesn't differ practically from the conductivity of a conventional metallic cable at six times less weight.

Keywords: aerodynamics, bicycle, anti-static spray, static electricity, carbon nanotubes, conductivity.