1.

Копылова О.Е. kopilova.olia@yandex.ru (Новоюрьевская СОШ, с. Новоюрьево, Староюрьевский р-н, Тамбовская обл.). Интерференция света и её проявление. Конспект урока изучения нового материала с натурным экспериментом, 11  кл.

 Представлен сценарий урока изучения нового материала.  После этапа актуализация знаний и умений учащихся следуют этап изучения нового материала (рассказ учителя в сопровождении собственной презентации об интерференции световых волн и её проявлениях, демонстрационный эксперимент по интерференции лазерного излучения на двух отверстиях, самостоятельное исследование учащимися интерференции света в мыльных плёнках и его обсуждение), этап закрепления изученного материала (составление кластера, отражающего полученную и переработанную информацию) и этап рефлексии. Презентация и кластер даны на диске.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок изучения нового материала, световые волны, интерференция света, мыльные плёнки, кластер, 11 класс.

Kopylova O.E. (Novoyurevskaya SS, v. Novoyurevo, d. Staroyurevsky, Tambov reg.). Interference of light and its manifestation. The abstract of a lesson of studying a new material with a natural experiment, grade 11.

We give a plan of the lesson of studying a new material. After a stage of actualization of knowledge and skills of students, a stage of studying a new material follows (a story presented by the teacher in his presentation about interference of light waves and its manifestations, a demonstration experiment on the interference of laser radiation on two holes, an independent study by students of light interference in soap films and discussion), as well as a stage of fastening of the studied material (preparation of the cluster, reflecting the received and processed information) and a stage of reflection. The processed and the cluster are given on the disk.

Keywords: competition «I'm going to class», lesson of studying a new material, light waves, interference of light, soap films, cluster, grade 11.

2.

Дмитриев Г.В. dgena1969@yandex.ru (МОУ Новошимкусская СОШ, Яльчикский р-н, Чувашская Респ.). Резонанс в электрической цепи. Открытый урок объяснения темы нового материала с компьютерной поддержкой, 11  кл.

Представлен сценарий урока изучения явления электрического резонанса в последовательном колебательном контуре. После введения в теорию учащиеся выполняют лабораторную работу, выясняя условия возникновения резонанса по свечению лампочки. Затем подготовленные учащиеся демонстрируют настройку контура радиоприёмника, делают сообщения об интересных случаях проявления резонанса. На этапе закрепления знаний учитель предлагает порешать задачи практического содержания.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, темы «Электродинамика», «Электрический резонанс», оборудование L-микро, 11 класс.

Dmitriev G.V. (MEI Novoshimkusskaya SS, d. Yalchiksky, Rep. of Chuvashia.). Resonance in an electric circuit. An open lesson of explanation of the theme of a new material with computer support, grade 11.

We present a plan of the lesson of studying the phenomenon of an electric resonance in a series oscillation circuit. After the introduction to the theory, students perform a laboratory work, clarifying the conditions of resonance in the glow of a lamp. Then the prepared pupils demonstrate tuning of the circuit of the radio, make reports about interesting cases of manifestations of the resonance. At the stage of fastening knowledge, the teacher offers to solve tasks with a practical content.

Keywords: competition «I'm going to class», lesson of explanation of a new material, themes «Electrodynamics», «Electrical resonance», L-micro equipment, grade 11.

3.

Москвина О.А. mscvina@rambler.ru (МОУ гимназия № 9 им. К.Э. Циолковского, г. Калуга). Практические экспериментальные задания и задания по фотографиям.

Показано, как за счёт решения коротких  экспериментальных и теоретических (качественных) задач можно снизить остроту проблемы переноса теоретических знаний на события окружающего мира. Для эксперимента лучше использовать простые подручные средства, а для формулировки задачи – фотографии событий, очевидцем которых был сам ученик или его знакомые. Представлена таблица  примерных умений, которыми должен обладать учащийся при данном уровне усвоения материала. Приведены примеры практических заданий и задач по фотографиям.

Ключевые слова: экспериментальные задания, задачи «по картинкам», 7, 9, 10 кл.

Moskvina O.A. (MEI, gymnasium № 9 of a name of K.E. Tsiolkovsky, Kaluga. Practical experimental tasks and tasks on photos.

We show, how due to the solution of short experimental and theoretical (qualitative) tasks, it is possible to lower acuteness of the problem of transfer the theoretical knowledge to the events of the world around. For an experiment it is better to use simple means at hand, and for the formulation of the task – photos of events, whose eyewitness was the student  himself a or his friends. The table of exemplary skills which the pupil should possess at the given level of assimilation is presented. Examples of practical tasks and tasks on photos are resulted.

Keywords: experimental tasks, tasks on photos, grades 7, 9, 10.

4.

Самойлова Н.Н. elizavetaorlov@yandex.ru (ГОУ  СПО ТЭТ, с. Красный Яр, Звениговский р-н, Респ. Марий-Эл). Геометрическая оптика. Практическая работа, 2 ч. 2-й курс (11-й класс).

Представлен материал, позволяющий эффективно провести проверочную работу по теме «Геометрическая оптика», хотя и требующий хорошей организации групповой работы и подготовки раздаточного материала. Работа проводится в группах с заранее хорошо подготовленными лидерами и состоит из четырёх этапов:  разминка, вопросы, построения изображений,  решение задач. Учащиеся работают по листам с заданиями и сами выставляют себе оценки. На заключительном этапе учитель анализирует оценочные листы и делает выводы.

Ключевые слова: практическая работа, групповые формы работы, тема «Оптика», 11 кл.

Samoilova N.N. (SEI «The state educational establishment of average vocational training» Togliatti Electrical Engineering College, v. Krasny Yar, d.  Zvenigovsky borough, Republic Mary El. Geometrical optics. Practical work, 2 p., 2course (grade 11).  

We present a material allowing to effectively carry out  a verifying work on «Geometrical optics», though it requires the organization of the group work and preparation of a distributing material. The work is spent in groups with in advance well prepared leaders and consists of four stages: warm-up, questions, constructions of images, decision of tasks. The students work on the list of tasks and expose themselves estimations. At the final stage the teacher analyzes estimated sheets and does conclusions.

Keywords:  practical work, group forms of work, theme «Optics».

5.

Медовый В.В. medovaler@bk.ru (МОУ Андриановская ООШ, МОУ гимназия № 2, г. Тосно, Ленинградская обл.). Технология индивидуального образовательного маршрута.

Предложена технология, позволяющая сделать уроки яркими, творческими и не совсем обычными с точки зрения учеников, что неформально втягивает их в учебный процесс. Каждый школьник получает папку с подробным описанием пособий, приборов, технических устройств, компьютерных программ, а также местоположения объектов и выбирает наиболее комфортный маршрут обучения. Учитель исполняет роль ОТК, заранее планируя и разрабатывая КИМ (контрольные точки), на которые опирается в процессе работы. Во время работы школьники самостоятельно определяют свой рейтинг и стараются максимально повысить его.  В таком процессе не возникает конфликтов между учителем и обучаемым-исследователем, каждый работает в меру своих способностей, все участники являются весомыми, активно действующими фигурами. На диске в качестве примера приведён дидактический материал для 9-го класса с 13-ю технологическими картами (базовый курс).

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, цифровые технологии на уроках.

Medovyi V.V. (MEI Andrianovskaya GEE, MEI gymnasium № 2, Tosno, Leningrad reg.)  Technology of an individual educational route.

We offer a technology, allowing to make lessons bright, creative and not quite ordinary from the point of view of students, that informally involves them in educational process.

Each student receives a folder with a detailed description of grants, equipment, technical devices, computer programs, as well as the location of objects and selects the most comfortable route of training The teacher plays a role of Quality Department, in advance planning and developing CMM (control points) on which leans during the work. During the work, the students independently determine their rating and try to maximize it. In this process, there is no conflict between the teacher and the student-researcher, each working to the best of  his abilities, all participants are weighty, active figures. On the disk, as an example, a didactic material for grade 9 with 13 technological cards (a base course) is resulted.

Keywords: individual educational route. Digital technologies at lessons.

6.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.И. Чернышевского, г. Саратов). И снова о пружине...

Обсуждаются практические работы по определению жёсткости пружины: экспериментальные зависимости квадрата периода от массы пружины не проходят через начало координат, то есть при нулевой деформация сила упругости нулю не равна. Предлагается учитывать массу пружины. Это наблюдение может быть положено в основу проектной ученической работы.

Ключевые слова: физический эксперимент, пружинный маятник, 9-11 классы.

Starshov M.A. (SSU of a name of N.I. Chernyshevsky, Saratov). And once again about a spring.

We discuss the practical work on determination of the rigidity of a spring: experimental dependences of the square of the period on the mass of a spring do not pass through the beginning of coordinates, that is, at zero deformation the force of elasticity is not equal to zero. It is proposed to take into account the mass of the spring. This observation can be made the basis of a design student's work.

Keywords: physical experiment, spring pendulum, grades 9–11.

7.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Школьная олимпиада по физике.

Представлены тексты задач (по задачнику Е.И. Бутикова и др.) школьной олимпиады, которая проводилась в конце первой четверти, правила её проведения и критерии оценивания работ учаcтников.

Ключевые слова:  школьная олимпиада, решение задач, 11 класс

Suhankova E.P. (MEI SS № 12 of a name of the Hero of the Soviet Union, I.N. Mashkarin, Oryol). School olympiad.

We present texts of tasks (under the task book by E.I. Butikova etc.) of a school Olympiad spent in the end of the first quarter, rules of realization, and  criteria for the evaluation of works of participants.

Keywords: school Olympiad, solving tasks, grade 11.

8.

Голева Н.Л. nadeg07@mail.ru (МОУ СОШ № 27, г. Балашиха, Московская обл.). Знакомьтесь: Интернет-олимпиада по физике.

Рассказывается об Интернет-олимпиаде по физике, организуемой Санкт-Петербургским госуниверситетом (СПбГУ) и Санкт-Петербургским госуниверситетом информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) (официальный сайт олимпиады http://barsic.spbu.ru/olymp): бесплатное участие, удобная и простая форма регистрации, возможность участия и сельских детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Но главная особенность этой олимпиады заключается в использовании виртуальных лабораторий, где эксперименты проводятся на основе моделей, в которых максимально точно воспроизводятся характерные черты натурного физического эксперимента. Это олимпиада 1-го уровня (см.  Перечень олимпиад школьников): большинство вузов предоставляют победителю (диплом 1-й степени) право поступления без вступительных испытаний, а призёрам (дипломы 2-й и 3-й степеней) засчитывают 100 баллов за ЕГЭ по физике.

Ключевые слова: школьная Интернет-олимпиада, решение задач, 7–11 класс.

Goleva N.L. (MEI, SS № 27, Balashikha, Moscow reg.) Get acquainted: the Internet-olympiad in physics.

We describe the Internet-olympiad in physics, organized by the St.-Petersburg State University (SPSU) and St. -Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics (SPSU  ITMO) (official site of olympiad http://barsic.spbu.ru/olymp): free to attend, a convenient and simple registration form, possibility of participation both rural children, and children with the limited possibilities of health. But the main feature of this olympiad consists in use of virtual laboratories where experiments are conducted on the basis of models that most accurately reproduce the characteristics of full-scale physical experiments. It is the olympiad of the 1-st level (see the List of olympiads of students): most of high schools provide to the winner (the diploma of 1-st degree) the right to enter without entrance examinations, and to prize-winners (diplomas of 2-nd and 3-rd degrees) set off 100 points for USE in physics.

Keywords: school Internet-olympiad, solving tasks, grades 7–11.

9.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, Грибов В.А. (МИОО, ФИПИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Итоги ЕГЭ-2011 по физике.

Окончание анализа результатов сдачи ЕГЭ по физике в 2011 г. (см. № 16/2011):  анализ выполнения экзаменационной работы (решение задач); характеристика результатов этого выполнения  четырьмя группами выпускников с различным уровнем подготовки (с диапазоном первичных баллов соответственно - до 11; 12-24; 25-32 и 33-51) с характерными примерами. Даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2012.   

Ключевые слова: ЕГЭ.

Demidova M.Ju., Gribov V.A. (MIOE, F I PM,).  MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: Results of USE-2011 in physics.

We finish the analysis of the results of passing USE in physics in 2011 (see № 16/2011): the analysis of performance of examination work (solving tasks); the characteristic of results of this performance by four groups of graduates with a various level of preparation (with a range of primary points accordingly –  up to 11; 12–24; 25–32 and 33–51) with characteristic examples. Recommendations on preparation to ЕГЭ-2012 are given. Recommendations on preparation to USE-2012 are given.

Keywords: USE.

10.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в январе.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена изображение созвездия Козерога из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror» (1825) Иосафата Аспина, а также составная  астрофотография остатка взрыва в рентгеновских и оптических лучах.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Козерога, атлас созвездий Иосафата Аспина «Urania’s Mirror», сверхновая CasА.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in January.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of the constellation Capricornus is given from the ancient atlas of constellations Urania’s Mirror» (1825) of  Iosafat Aspin, as well as a compound astrophotography of the rest of  the explosion in X-ray and optical wavelengths..

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellation Capricornus, atlas of constellations Urania’s Mirror» (1825) of  Iosafat Aspin, Supernew CasА.

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): Январь.

Приведена миниатюра «Январь» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415). January.

We present the miniature «January» from the manuscript of XV century. «Magnificent Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, is given.

Keywords: medieval calendar, Book of Hours of the Duke de Berry,  brothers Limburg, Julian calendar.

12.

Новости науки и техники (ред. статья).

Сообщение о присуждении Нобелевской премии по физике 2011 г.: С. Перлмуттеру, Б.-П. Шмидту, А.-Г. Риссу (США, Австралия) за «открытие ускорения расширения Вселенной путём наблюдения далёких сверхновых». Подробнее см. статью С.Б.  Попова (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва) на диске.

Ключевые слова: Нобелевская премия по физике, ускоренное расширение Вселенной, тёмная энергия, тёмная материя.

News of science and technique (editorial article).

We report on the awarding of the Nobel Prize for physics in 2011: S. Perlmutter, B.-P. Schmidt, A.-G. Riess (USA, Australia) for «opening of acceleration of expansion of the Universe by observing distant supernovas». For details, see the article, S.B. Popov (Sternberg Astronomical Institute, Moscow State University of a name of Lomonosov, Moscow) on the disk.

Keywords: Nobel Prize in physics, accelerated expansion of the Universe, dark energy, dark matter.

13.

Карташов В.Ф.  kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

По астрофото, на котором  представлены Луна, Венера, Сатурн и звезда Регул, предложено определить  угловое расстояние между Луной и Венерой. Приведено решение. Для закрепления предложено аналогичное задание: определить координаты Марса по изображению звёздного неба, полученному 25 декабря 2007 г. над Долиной монументов, дан ответ.

Ключевые слова: астрономия, Луна, Венера, Сатурн, Регул, Марс, Долина Монументов.

Kartashov V.F. (Institute of Communications, Chelyabinsk). Practical work on the astronomical data from the Internet: lights in the sky.

We offer to determine the angular distance between the Moon and Venus using the photo of the sky which shows the Moon, Venus, Saturn and star Regulus. For fastening the similar task is offered: to define coordinates of Mars using its image on the star sky received on December, 25, 2007 above the Valley of monuments. The answer is given.

Keywords: astronomy, the Moon, Venus, Saturn, Regulus, Mars, Valley of monuments.

14.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Кошкина А.В. (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск), проф. Орлов В.А. (ИСМО РАО, г. Москва). Система обучающих задач по физике, 10-11 кл.

Продолжение серии статей (см. № 13, 15, 16), посвящённых методам обучения решению задач по физике. В рамках тем «Статика» и «Закон Архимеда»   подробно разобрана задача о равновесии стеклянной палочки  в стакане с водой,  опирающейся на край стакана.

Ключевые слова:  решение задач, ЕГЭ, обучающие задачи, статика и закон Архимеда, 10–11 классы.

Gendenshteyn L.E. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow), KoshkinaA.V., (MEI SS № 37, Archangelsk), professor Orlov V.A. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow). The system of training tasks in physics. Grades 10–11.

We present continuation of a series of articles (see number 13, 15, 16), devoted to methods of training to solve tasks in physics. Within the limits of the themes «Statics» and «Archimedes law», the task of equilibrium of a glass stick in a glass with water leaning against glass edge, is examined in detail.

Keywords: solving tasks, USE, training tasks, statics and the Archimedes law, grades 10–11.

15.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

Продолжение серии статей (см. № 12–15) в помощь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя неуверенно. Рассмотрены задачи на уравнение теплового баланса, влажность воздуха, насыщенные и ненасыщенные пары в рамках  темы «Молекулярная физика». Приведён подробный разбор четырёх задач.  

Ключевые слова: решение задач части С ЕГЭ, уравнение теплового баланса, влажность воздуха, насыщенные и ненасыщенные пары, тема «Молекулярная физика».

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C

We continue a series of articles to help those who want to learn how to solve the tasks, but so far feel insecure. The tasks on the equation of thermal balance, humidity of air, saturated and unsaturated vapors within the limits of the theme «Molecular physics» are considered. A detailed analysis of solutions is given on the disk. A detailed analysis of the four tasks is presented.

Keywords: solving tasks, of the part C of USE, equation of thermal balance, , humidity of air, saturated and unsaturated vapors theme «Molecular physics».

16.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1566, г. Москва). ЕГЭ по-американски.

Приведены тесты из американского образовательного журнала «Physics Teacher» на тему «Закон сохранения энергии»,  «Закон сохранения импульса», «Закон Архимеда», «Инерция».

Ключевые слова: решение задач, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон Архимеда, инерция.

Bogdanov K.Ju. (SEI lyceum № 1586, Moscow). USE in an American way.

We present tests of the American educational magazine «Physics Teacher» on the "law of conservation of energy," «Law of conservation of momentum," «Archimedes", «Inertia."

We present tests from the American educational magazine «Physics Teacher» on the themes «Law of conservation of energy», «Law of conservation of a momentum», «Archimedes law», «Inertia».

Keywords: solving tasks, law of conservation of energy, law of conservation of a momentum, Archimedes law, inertia.

17.

Вибе Д.З. dwiebe@inasan.ru (Институт астрономии РАН, г. Москва). Возвращение кентавров.

Существует мнение, что современная наука слишком сложна, чтобы в ней мог разобраться непосвящённый. На этой почве расцветают многочисленные псевдонаучные мифы, авторы которых уверены, что никто не сможет и не захочет их проверить. Но так ли на самом деле сложна эта проверка?

Ключевые слова: «конец света», парад планет, планета Нибиру, глобальное потепление.

Wiebe D.Z. (AI of RAS, Moscow). Return of centaurs.

We discuss the opinion, that the modern science is too difficult to be understood by an uninitiated person. On this basis, many pseudoscientific myths flourish, the authors are confident that no one can or wants to check them. But is this check really difficult?

Keywords: «doomsday», parade of planets, planet Nibiru, Global warming.

18.

Содержание журнала за 2011 г.

Content of the magazine for 2011.

Ключевые слова: содержание журнала за 2011 г.

Keywords: content of the magazine for 2011.

19.

Как это устроено? Струйный принтер. (Пер. с англ. Козловой Н.Д.)

Популярно описаны принцип действия струйного принтера.

Ключевые слова: струйный принтер.

How does it work? Inkjet printer. (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the principle of operation of an inkjet printer.

Keywords:  inkjet printer.

20.

Abstracts of electronic publications

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧШ «Первая школа», г. Красногорск, Московская обл.). • Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14–16/2011) представлены ЛР (январь): «Момент силы» (7 кл.); «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» и «Регулирование силы тока реостатом» (8 кл.); «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» (9 кл.) • Комплект тематических проверочных и контрольных работ по физике, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14, 15/2011) представлены ПрР (январь): «» (7 кл.), «Постоянный электрический ток» (8 кл.) • Миниконкурс «Пять вопросов о магнитах» (продолжение миниконкурса «Пять вопросов о ...», см. № 13–16/2011) • Шкала энергий. Интерактивная презентация . • Удивительный полиэтилен. Минивидеопроект Быковой Юлии, ученицы 10 ФМ-класса лицея г. Рошаля (Московская обл.). Темы «Молекулярная физика», «Cтроение вещества».

Alexeyeva E.V. (PS «First School», Krasnogorsk, Moscow region). • Non-standard laboratory works with elements of search, grades 7–9. In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14–16/2011), the LW (January) are presented «Moment of force» (grade 7); «Measurement of voltage at different parts of an electric circuit» and «Regulation of the current by a rheostat» (grade 8); «Definition of acceleration of free falling by means of a mathematical pendulum» (grade 9) • The complete set of thematic verifying and control works on physics (grades 7–9). In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14, 15/2011), the VW (January) are presented:  «Work. Power. Coefficient of efficiency» (grade 7), «Constant electric current» (grade 8). ) Mini-competition «Five questions about magnets» (the continuation of mini-competitions «Five questions about...», see № 13–16/2011): • Energy scale. Interactive presentation. Amazing polyethylene.  Minivideoproekt of Julia Bykova, grade 10, phys.-mat. class of the lyceum, Roshal, (Moscow reg.) The themes «Molecular physics», «Structure of matter».

 Белюстов В.Н.  (МОУ Борисоглебский центр образования, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Михаил Осипович (Иосифович) Доливо-Добровольский (02.01.1862–15.11.1919). Краткая биография и презентация русского электротехника, создателя линии дальней передачи электроэнергии и системы трёхфазного переменного тока.

Belyustov V.N. (MEI gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Michail Osipovich (Iosifovich) Dolivo-Dobrovolsky (02.01.1862–15.11.1919). The brief biography and presentation of the Russian electrical engineer, the creator of a line of the distant transfer of electric power and a system of the three-phase alternating current.

Богданов К.Ю.( kbogdanov1@yandex.ru (лицей № 1586, г. Москва). Кинематика. 22 вопроса (с ответами) для on-line подготовки к экзамену по физике в США (AP Physics B), аналогичных нашим тестовым заданиями с выбором ответа (ч. А ЕГЭ). 

Bogdanov K.Ju. (lyceum № 1586, Moscow). Kinematics.  22 questions (with answers) for on-line preparations for examination in physics in the USA (AP Physics B), similar to our test tasks with a choice of the answer (p. A of USE).

Камзеева Е.Е. kamzeeva@mail.ru (ФИПИ, г. Москва). Аналитический отчёт о результатах ГИА-2011.

Kamzeeva E.E. (FIPM, Moscow). The analytical report on results of SFC-2011.

Пантелеева-Пашкина В.В. mamajuli@mail.ru (школа-лицей №16, г. Павлодар, Респ. Казахстан). Волновая оптика. Предложен комплект заданий на карточках по теме «Волновая оптика», который можно использовать в 11 классе на повторительно-обобщающем уроке; при подготовке к зачёту; при его проведении; для «мягкого» контроля в процессе усвоения содержания учебных модулей при модульной технологии обучения; как индивидуальные задания в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Panteleeva-Pashkina V.V. (school-lyceum №16, Pavlodar, Resp. Kazakhstan). Wave optics. We propose a set of tasks on the cards on the theme «Wave Optics», which can be used in grade 11 in the repetitive-generalizing lesson; in preparation for offset; at its carrying out; for the «soft» control in the process of learning the content of training modules in the modular technology education; as individual tasks, depending on the level of preparedness of students.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) • Иллюстративный материал к темам, изучаемым в курсе физики в январе по УМК Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (7–9-й классы) и Мякишева Г.Я. (10–11-й классы): • 10 класс: Газовые законы (31  рис.). Реальные газы. Взаимные превращения жидкостей и газов (28  рис.). Твёрдые тела (18  рис.) • 11 класс: Электромагнитные  волны. Принципы радиосвязи и ТВ (30 рис.) •  Файл с URL-адресами иллюстраций  •  Тематические подборки видеофайлов из Интернета на январь • Тематические тесты в форме ЕГЭ: «Статика» (10 кл.), «Электромагнитные волны» (11 кл.).

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). • The illustrative material to the themes studied in the physics course in January under the Educational-methodical complex of Peryshkin A., Gutnick EM (7–9th grades) and Myakishev G.Ya. (10–11th grades). • Grade 10: Gas laws (31 fig.). Real gases. Mutual transformations of liquids and gases (28 fig.). Solids (18 fig.). • Grade 11: Electromagnetic waves. Principles of Radio and TV (30 fig.). The file with URL-addresses of illustrations • Thematic selections of video-files from the Internet in January • Thematic tests in the form of the USE: «Statics» (grade 10), «Electromagnetic waves» grade 11).

Попов С.Б. sergepolar@gmail.com (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Последний штрих. Популярно рассказывается о сути работ, за которые С. Перлмуттеру, Б. Шмидту и А. Риссу присуждена Нобелевская премия по физике 2011 г. – «за  открытие ускоренного расширения Вселенной посредством наблюдения дальних сверхновых».

Popov S.B. (SAISh of MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). The final touch.

It is popularly told about the essence of the works for which the Nobel Prize in physics 2011 is awarded to S.Perlmutter, B.Schmidt and A.Riess – «opening of acceleration of expansion of the Universe by observing distant superovas».

Самойлова Н.Н. elizavetaorlov@yandex.ru (ГОУ  СПО ТЭТ, с. Красный Яр, Звениговский р-н, Респ. Марий-Эл). • Итоговая аттестация по физике в техникуме (2-й курс). Билеты для проведения устного экзамена по физике в двух семестрах (по 25 билетов в каждом по всему курсу физики для 11-го класса) • Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Конспект урока обобщающего повторения при подготовке к экзаменам, 2-й курс • Магнитное поле. Конспект урока в рамках методики развития критического мышления, 1-й курс. Презентация.

Samoilova N.N.(SEI «The state educational establishment of average vocational training, Togliatti Electrical Engineering College», v. Krasny Yar, d.  Zvenigovsky borough, Republic Mary El. Final certification in physics in the college (2nd year). Tickets for the oral examination in physics in two semesters (25 tickets in everyone for the entire course of physics for grade 11. • Internal energy. Work in thermodynamics. Quantity of heat. The first law of thermodynamics. The abstract of a lesson of generalizing repetition in preparing for examinations, 2-nd year. • Magnetic field. The abstract of a lesson within the limits of the technique of development of critical thinking, 1st year. Presentation.

Смородинова В.А. veracurrent@yandex.ru (учитель физики), Михальцова И.С. (учитель химии) (ГОУ лицей № 1525 «Воробьёвы горы», г. Москва). Вода. Физические и химические свойства, 8 кл.  План урока.

Smorodinova V.A. (the teacher of physics), Mihaltsova I.S. (the teacher of chemistry) (SEI lyceum № 1525 «Vorobyovy Hills», Moscow).  Water. Physical and chemical properties, grade 8. The plan of a lesson.

Ташкинова Г.Г. gtashk@mail.ru  Интеллектуальный астрономический праздник в системе дополнительного образования:  китайский Новый год. Кометы. Большой адронный коллайдер. Сценарий, методические рекомендации, раздаточный материал, презентация.

Tashkinova G.G.  Intellectual astronomical holiday in additional education system: the Chinese New year. Comets. The Large hadron collider. The plan, methodical recommendations, distributing material, presentation.

Фоменко И.В. im-fo1@yandex.ru, Каминская И.Ю. (ГОУ СОШ № 1270 с УИАЯ,  г. Москва). Использование иностранного языка как средства интеграции предметов гуманитарного, естественнонаучного цикла и точных наук в едином информационном поле.

Fomenko I.V., Kaminskaya I.Yu. (SEI SS № 1270 with PSE, Moscow). The use of a foreign language as a means of integration of humanitarian, natural-science cycle and exact sciences in a single information field.

Хуторова А.О. fiallochka814@mail.ru (ГОУ СОШ № 814, г. Москва). Летняя  Научная  школа  для  учителей  и  учащихся  в  Дубне-2011.

Khutorova S.A. (SEI SS № 814, Moscow). Summer Science School for teachers and students in Dubna, 2011.

Ключевые слова: лабораторная работа, тематические контрольные и проверочные работы, момент силы, закон Ома, математический маятник, работа, мощность, КПД, магнитное поле, кинематика, термодинамика, волновая оптика, М.О. Доливо-Добровольский, нобелевская премия, китайский Новый Год, научная школа в Дубне.

Keywords: laboratory work, of thematic control and verifying works, moment of force,  Ohm's law, mathematical pendulum, work, power, coefficient of efficiency, magnetic field, kinematics, thermodynamics, wave optics, M.O. Dolivo-Dobrovolsky, Nobel Prize, the Chinese New year, Science School in Dubna.