1.

Лысенко О.А. bel-58.koa@mail.ru (МОУ ЧСОШ № 1, п. Чаны, Чановский р-н, Новосибирская обл.) Влажность воздуха. Модуль урока изучения нового материала, 8  кл.

Приводится описание урока в соответствии с модульной педагогической технологией в рамках интегративно-дифференцированного подхода к обучению с учётом когнитивных стилей мышления учащихся. В электронном виде (на диске) дана вся модульная программа темы «Изменение агрегатных состояний вещества» (см. диск, 11 модулей), в которой данный урок относится к модулю 6. Учитель в соответствии с ранее составленной им картой когнитивных стилей учащихся класса (см. диск) составляет «карты ученика» с заданиями трёх уровней сложности (пример для интегрального стиля мшления приведён на диске) и на уроке выдаёт каждому соответствующую карту. Уровень сложности ученик выбирает сам. Работа проводится в группах по 2-4 человека с одним и тем же стилем мышления, с тем чтобы дети могли обмениваться мнением с «единомышленниками».

Ключевые слова: модульная педагогическая технология, интегративно-дифференцированный подход, обучение с учётом когнитивного стиля учащегося, темы «Изменение агрегатных состояний вещества», «Влажность», 8 класс.

Lysenko O.A. (MEI ChSS № 1, v, Chany, d. Chany, Novosibirsk region). Humidity of air. The module of a lesson of studying a new material, grade 8.

We present the description of a lesson, in accordance with a modular pedagogical technology within the limits of integrative-differential approach to teaching taking into account the cognitive thinking styles of students.  In electronic form (on the disk) all modular program of the theme «Change of the aggregate states of matter» (see the disk, 11 modules), in which this lesson relates to the module 6. The teacher according to the card of cognitive styles earlier made by him (see the disk) makes «cards of the student» with tasks of three levels of complexity (an example for an integral style of thinking is shown on the disk) and gives out to everyone an appropriating card at the lesson. The student himself chooses level of complexity. The work is conducted in groups of 2-4 persons with the same style of thinking so that children could exchange opinion with «like-minded people».

Keywords: modular pedagogical technology, integrative-differential approach, teaching taking into account the cognitive styles of students, themes «Change of the aggregate states of matter», «Humidity», grade 8.

2.

Лебедев В.В. lebedev-60@mail.ru (МОУ СОШ № 13, г. Великие Луки, Псковская обл.). Исследование условия равновесия рычага. План-конспект открытого урока-лабораторной работы, 7  кл.

Дан план-конспект урока-лабораторной работы с компьютерной поддержкой. При актуализации пройденного материала используется добротный исторический материал с хорошо подобранными слайдами старинных и современных безменов. Уравновешивание тела на рычаге в ходе фронтальной лабораторной работы производится с помощью динамометра. Презентация, электронное тестовое задание в программе MyTest_NEW и письменные тестовые задания представлены на диске.

Ключевые слова:
конкурс «Я иду на урок», Темы «Статика», «Условия равновесия рычага», «Простые механизмы», лабораторная работа,  7 класс.

Lebedev V.V. (MEI SS № 13, Velikie Luki, Pskov reg.). Investigation of the conditions of equilibrium of the lever. The plan-abstract of an open lesson – laboratory work, grade 7.

We give a plan-abstract of the lesson – laboratory work with computer support. At actualization of the covered material, the good historical material with well-chosen slides of ancient and modern steelyards is used. During the front laboratory work, balancing the body on a lever is performed using a dynamometer. The presentation, the electronic test task in the program MyTest_NEW and written test tasks are presented on the disk.

Keywords: competition «I'm going to class», themes «Statics», «Conditions of equilibrium of the lever», «Simple mechanisms», laboratory work, grade 7.

3.

Павлова Т.Н. tnpavlova@list.ru (ГОУ лицей № 373 «Экономический лицей», г. Санкт-Петербург).  Последовательное соединение проводников. Фрагмент урока изучения нового материала и закрепления   через интерактивную лабораторную работу,  8  кл.

Представлен фрагмент урока с использованием интерактивной лабораторной работы (разработчик ООО «Дрофа», 2006) и компьютеров MacBook. Презентация дана на диске.

Ключевые слова: последовательное соединение проводников, электрические схемы, интерактивная лабораторная работа, тема «Электродинамика», 8 класс.

Pavlova T.N. (SEI lyceum № 373 «Economic lyceum», St. Petersburg. Series connection of conductors. Fragment of a lesson of studying a new material and fastening through an interactive laboratory work, grade 8.

We present a fragment of the lesson using the  interactive laboratory work (developer  LLC «Drofa», 2006) and computers MacBook. The presentation is given on the disk.

Keywords:  series connection of conductors, electrical circuits, interactive laboratory work, theme «Electrodynamics», grade 8.

4.

Кокорин В.В. kolobok20392007@yandex.ru (МОУ МСОШ, п. Мирный, Уйский район, Челябинская обл.). Cобственные электронные учебники.

Описан  опыт создания и использования собственных электронных учебников по физике и информатике в сельской школе. Показаны недостатки современных электронных приложений к учебникам и преимущества тех собственных электронных приложений, создаваемых  учителем. Сформулированы идеи, которых могут обеспечить  активное использование электронных приложений и школьниками, и учителями.

Ключевые слова:  формы обучения, электронный учебник, 7-9 классы.

Kokorin V.V. (MEI, MSS, v. Mirny, d. Uiski, Chelyabinsk reg.). Own electronic textbooks.

We describe an experience of creating and using their own electronic books on physics and computer science at a rural school. Lacks of modern electronic appendices to textbooks and advantages of those own electronic appendices created by a teacher are shown. The ideas which can provide to students and teachers to use actively electronic appendices are formulated.

Keywords:  forms of learning, electronic textbook, grades 7–9.

5.

Шареев И.Г. sig587@yandex.ru (МОУ НСОШ, с. Новое Мансуркино, Похвистневский р-н, Самарская обл.). Интеллект-карты.

Показано, как с помощью интеллект-карт (модификации опорных конспектов, создаваемой самим учащимися) можно добиться,  чтобы  ученик работал творчески, самостоятельно читал и понимал учебник, искал ответы на вопросы, поставленные в этих интеллект-картах  учителем. В свою очередь,  учителю такие карты помогают быстрее систематизировать знания школьников. Подборка самостоятельно созданных интеллект-карт – незаменимое «пособие» при выполнении контрольных и самостоятельных работ. Приведены примеры интеллект-карт, составленных учениками разных классов.

Ключевые слова:  формы обучения, опорные конспекты, интеллект-карты, 7–9 классы.

Shareev I.G. (MEI NSS, v. New Mansurkino, d. Pokhvistnevsky, Samara reg.). Intellect cards.

We show how to use the intellect-cards (the modification of basic abstracts created by the students) one can achieve that the student worked creatively, independently read and understood the textbook, searched for answers to the questions put in these intellect-cards by the teacher. In turn, to the teacher, such cards help to systematize more quickly knowledge of students. Selection independently created intellect-cards is an irreplaceable «grant» at performance of control and independent works. Examples of the intellect-cards made by the students of different grades are resulted.

Keywords: forms of learning, basic abstracts, intellect-cards, grades 7–9.

6.

Борисова Л.А. borisowalyudmila@yandex.ru (МОУ СОШ № 98, г. Барнаул, Алтайский край). Решаем задачи по МКТ, 10 кл.

Представлен сценарий урока решения задач в группах по 3-7 человек. Презентация и задачи с решениями даны на диске.

Ключевые слова: урок решения задач, тема «Основы МКТ», групповая работа, 10 класс.

Borisova L.A. (MEI SS № 98, Barnaul, Altai reg.). We solve tasks of MKT, grade 10.

We present a plan of a lesson of solution of tasks in groups on 3-7 person. The presentation and tasks with solutions are given on th disk.

Keywords: lesson of solution of tasks, theme, «Basics of the MKT», group work, grade 10.

7.

Ефимов В.В. efimberez@mail.ru (МОУ СОШ № 3, г. Березники, Пермский край). Керамические магниты в приборах для демонстрации силы Ампера и силы Лоренца, 10 кл.

Описана конструкция самодельных приборов с кольцевыми керамическими магнитами для демонстрации движения проводника с током и проводящей жидкости в магнитном поле. Приборы достаточно простые, без дорогих и дефицитных деталей и материалов, их легко изготовить в школьном кабинете физики и показать интересные опыты по теме «Магнитное поле».

Ключевые слова: эксперимент, керамические магниты, простые приборы, сила Ампера, сила Лоренца, 8–11 классы.

Efimov V.V. (MEI SS № 3, Berezniki, Perm reg.). Ceramic magnets in devices for demonstration of the forces of Ampere and Lorentz, Grade 10.

We describe a design of home-made devices with ring ceramic magnets to demonstrate the motion of a conductor with a current and a conducting liquid in a magnetic field. Devices are simple enough, without expensive and hard-to-get details and materials, they are easy for making in a school cabinet of physics and to show interesting experiments on the theme «Magnetic field».

Keywords: experiment, ceramic magnets, simple devices, the force of Ampere, the force of Lorentz, grades 8–11.

8.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.И. Чернышевского, г. Саратов). Визуализация магнитного поля, 8 и 10 кл.

Представлена интересная картина, которая создаётся тонкими железными опилками вблизи магнитика-украшения «на холодильник» с портретом Ю.А. Гагарина. Видна тонкая магнитная структура, которая не появляется в случае других «укращений». Это наблюдение может быть положено в основу проектной ученической работы.

Ключевые слова: физический эксперимент, магнитное поле, 8 и 10 классы.

Starshov M.A. (SSU of a name of N.I. Chernyshevsky, Saratov).  Notes of an old experimenter.

We present an interest picture which is created by thin iron sawdust near a magnet ornament on «on a refrigerator» with a portrait of Yu.A. Gagarin A fine magnetic structure which does not appear in the case of other « adornments» is visible. This observation can be made the basis of a design student's work.

Keywords: physical experiment, magnetic field, grades 8 and 10.

9.

Гришин Г.А. ra4lay@yandex.ru (МБОУ лицей при УлГТУ, г. Ульяновск). Изучаем принцип действия конденсатора, 10 кл.

Предложен демонстрационный эксперимент, показывающий, что в случае разноимённо заряженных параллельных близко расположенных пластин (плоский конденсатор) все заряды сосредотачиваются на внутренних поверхностях этих пластин, то есть электростатическое поле  сосредоточено только между пластинами, а снаружи их отсутствует. Обычно показывают опыт с плоским конденсатором и одним электроскопом, корпус которого подключают к одной пластине, а центральный вывод – к другой. В этом случае электроскоп работает, как электростатический вольтметр и измеряет разность потенциалов между пластинами конденсатора. Добавление ещё одного электроскопа на изолирующей подставке позволяет зарегистрировать наличие электрических зарядов на поверхности пластин и соответственно рассмотреть вопрос о распределении зарядов в заряженном конденсаторе.

Ключевые слова: физический эксперимент, электростатическое поле, темы «Электростатика», «Конденсаторы». 

Grishin G.A. (MBEI lyceum of the UlSTU, Ulyanovsk). Learning the principle of the capacitor, grade 10.

We propose a demonstration experiment showing that in the case of oppositely charged parallel closely spaced plates (plane capacitor) all charges  concentrate on the inner surfaces of these plates, that is the electrostatic field is concentrated only between plates, and outside of them is absent. Usually the teachers show the experience with a plane capacitor and one electroscope, whose body is connected to one plate, and the central conclusion - to the other. In this case, the electroscope works as an electrostatic voltmeter and measures the voltage difference between plates of the capacitor. Addition of one more electroscope on an isolating support allows to register presence of electric charges on the plates and accordingly to consider the problem on distribution of charges in the charged capacitor.

Keywords: physical experiment, electrostatic field, themes «Electrostatics», «Capacitors».

10.

Компанеец Л.Г. kompashka.lg@gmail.com (ГБОУ гимназия № 1566, ГБОУ СОШ № 1934,  г. Москва). Применение теплового действия электрического тока. Энергосбережение. Урок изучения нового материала, 8  кл.

В связи с проблемой энергосбережения, которая широко обсуждается в последние годы, рассмотрено устройство лампы накаливания, обсуждено тепловое действие тока и его использование в нагревательных приборах, проведено сравнение ламп накаливания с другими осветительными приборами, обсуждены пути энергосбережения в быту и в школе. По ходу урока заслушаны доклады учеников об истории уличного освещения и типах осветительных ламп. На диске представлена презентация и хорошо иллюстрированные тексты ученических докладов.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», тепловое действие электрического тока, энергосбережение, лампы накаливания, типы осветительных ламп, уличное освещение,  8 класс.

Kompaneyets L.G. (SBEI gymnasium № 1566, SBEI SS № 1934, Moscow). Application of thermal action of the electric current. Energy saving. Lesson of studying a new material, grade 8.

In regard to energy saving, which is widely discussed in recent years, we consider the device of a filament lamp is considered, the thermal effect of the current and its using in heating devices are discussed, comparison of filament lamps with other lighting devices is spent,  ways of energy saving in a life and at school are discussed. On a course of a lesson reports of students on history of street illumination and types of lighting lamps are heard. The presentation and well-illustrated texts of student reports are given on the disk.

Keywords: competition «I'm going to class», thermal action of the electric current, filament lamps, types of lighting lamps, street illumination, grade 8.

11.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, Грибов В.А. (МИОО, ФИПИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Итоги ЕГЭ-2011 по физике.

Дан анализ результатов сдачи ЕГЭ по физике в 2011 г. Представлена характеристика контрольных измерительных материалов (КИМ),  кодификатора, структуры экзаменационной работы, данные об участниках экзамена и основные результаты:  средний первичный балл, средний тестовый балл, система шкалирования, распределение участников экзамена по полученным первичным и тестовым баллам, а также показанные сдававшими экзамен знания и умения, касающиеся: владения основным понятийным аппаратом школьного курса физики и освоения методологических умений. Окончание предполагается в следующем номере.

Ключевые слова: ЕГЭ.

Demidova M.Ju., Gribov V.A. (MIOE, FIEM, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). Results of USE-2011 in physics.

We present the analysis of the results of passing USE in physics in 2011. Characteristics of the control measurement materials (CMM), codifier, the structure of the examination work are given. Data about participants of examination and main results are shown: average initial score, average test score, the system of scaling, distribution of the participants of the examination on received primary and test points, as well as the knowledge and the skills shown by the persons passed examination concerning: possession of the basic conceptual apparatus of the school physics course and development of methodological skills.

Keywords: USE.

12.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в декабре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведено фото солнечной горной астрономической станции Главной астрономической обсерватории  РАН (г. Кисловодск) и астрофотография компактной группы галактик Хиксон 44.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, Главная астрономическая обсерватория  РАН, компактная группа галактик Хиксон 44.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATS. (MSPU, Moscow). The star sky in December.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. We give a photo of solar mountain astronomical station of the Main Astronomical Observatory of RAS (Kislovodsk) and an astrophotography of the compact group of the galaxies Hickson 44.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, Main Astronomical Observatory of RAS, compact group of the galaxies Hickson 44.

13.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): Декабрь.

Приведена миниатюра «Декабрь» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., professor, academician of the RAATS. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415). December.

We present the miniature «December» from the manuscript of XV century «Magnificent Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of image is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature is given.

Keywords:  medieval calendar, Book of Hours of the Duke de Berry, brothers Limburg, Julian calendar.

14.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Защита от непредвиденного», «Физика змеиного укуса». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники, российский космический телескоп «РадиоАстрон», уфологи и физики о таинственных кругах на полях, ITER – крупнейший в мире токамак, коррекция международного эталона килограмма, лампы из нановолокна, цилиндрический «антимагнит», аккумуляция энергии морских волн, литий-ионная суперячейка,  планеты «воруют» тяжёлые элементы у своих звёзд, графен в открытом космосе, пояс античастиц вокруг Земли.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The themes: «Russion Project starts», «Misterious circles on fields». The expanded review is given on the disk

Keywords: news of science and technique, Russian Space Telescope «RadioAstron», ufologists and physicists about mysterious circles on fields, ITER the world's largest tokamak, correction of the international standard kilogram, lamps of nanofibers, cylindrical «antimagnet», accumulation of the energy of sea waves, lithium-ionic supercell, the planets «steal» heavy elements from their stars, graphene in the open space, belt of antiparticles around the Earth.

15.

Карташов В.Ф.  kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

По астрофото, на котором  представлены Луна, Венера и Марс, предложено определить положение этих светил относительно Земли и Солнца. Приведено решение.

Ключевые слова: астрономия, Луна, Венера, Марс.

Kartashov V.F. (Chelyabinsk institute of means of communication, Chelyabinsk.). Practical works on the astronomical data from the Internet: lights in the sky.

We show an astrophotography, where the Moon, Venus and Mars are presented. It is offered to define the position of these objects concerning the Earth and the Sun. The solution is given.

Keywords: astronomy, Moon, Venus, Mars.

16.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Кошкина А.В. (МОУ СОШ № 37, г. Архангельск), проф. Орлов В.А. (ИСМО РАО, г. Москва). Система обучающих задач по физике, 7-11 кл.

Продолжение серии статей (см. № 13, 15), посвящённых методам обучения решению задач по физике. В рамках темы «Законы сохранения» подробно разобрана задача о движении монеты, скатывающейся с гладкой двугорбой горки, лежащей на гладком же столе.

Ключевые слова: решение задач, ГИА, ЕГЭ, обучающие задачи, законы сохранения в механике, 7–11 классы.

Gendenshteyn L.E. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow), KoshkinaA.V., (MEI SS № 37, Archangelsk), professor Orlov V.A. (Institute of content and teaching methods of RAE, Moscow). The system of training tasks in physics. Grades 7–10.

We present continuation of a series of articles (see number 13, 15), devoted to methods of training to solve tasks in physics. Within the limits of subject matter «Laws of conservation», the task is in detail examined about movement of a coin rolling down the smooth two-humped hills lying on a smooth table.

Keywords: solving tasks, SFA, USE, training tasks, laws of conservation in mechanic, grades 7–11.

17.

Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ruВишнякова Е.А., проф. Макаров В.А., Нетребко Н.В., Подымова Н.Б., Полякова М.С. (физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Интернет-олимпиада «Шаг в физику-2010». 7–9-й классы.

Продолжение серии задач,  которые давались в декабре 2010 г. на дистанционной олимпиаде для школьников «Шаг в физику» (см. № 15). Олимпиада проводилась физическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Национальным центром непрерывного естественно-научного образования при поддержке МИОО и РНЦ «Курчатовский институт». Для участия достаточно было иметь в своём распоряжении компьютер, подключённый к Интернету (равноправные серверы http://distant.phys.msu.ru и http://phys.mccme.ru, работающие одновременно и независимо).  В печатном варианте даны условия и ответы всех задач для 10-го класса (8 задач), а также подробными решения задач № 5–8 олимпиадного уровня. Подробные решения всех задач приведены на диске.

Ключевые слова: решение задач, интернет-олимпиада, «Шаг в физику», 7–9 классы.

Chesnokov S.S., Vishnyakova E.A., professor Makarov V.A., Netrebko N.V., Podymova N.B., Polyakova M.S. (Physical faculty, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). Internet-olympiad «Step into physics-2010». Grades 7–9.

We give continuation of a series of tasks given in December 2010 on the remote Olympiad for schoolchildren «Step into physics» (see number 15). The olympiad was spent by the physical faculty of the Moscow State University of a name of M.V. Lomonosov and the National center of continuous natural-scientific education with the support of MIOE and RRC «Kurchatov Institute». For participation, it was enough to have at their disposal a computer connected to the Internet (peer servers and http://distant.phys.msu.ru http://phys.mccme.ru, operating simultaneously and independently). In the  printed version, conditions and answers of all tasks for 10th grade (8 tasks) are given, as well as the detailed solutions of the tasks № 5–8 of the olympiad level. Detailed solutions of all tasks are given on the disk.

Keywords: solving tasks, Internet-olympiad, «Step into physics», grades 7–9.

18.

Стасенко А.Л., проф. Serpantin37@mail.ru (МФТИ, г. Жуковский, Московская обл.) Взлететь и вернуться.

Небольшой рассказ о физических основах полёта в атмосфере и за её пределами, напоминание о том, что всякое активное движение по своей природе реактивно, что межпланетный перелёт – это перемещение из одной потенциальной ямы в другую и что мудрая природа Земли оставила Человеку возможность вернуться домой на крыльях. А главное,  что «деды» и «отцы» российского космизма были не только гениальными инженерами-физиками, но и мыслителями, поставившими, возможно, недостижимые, но благородные мистические цели.

Ключевые слова: аэродинамика, полёт самолёта и вертолёта, космические перелёты, российский космизм.

Stasenko A.L., professor (MIPT, Zhukovsky, Moscow reg.). To fly up and return.

We present a little story about physical principles of flight in the atmosphere and behind its limits, a reminder that any active movement is reactive by its nature, that an interplanetary flight is a displacement from one potential well to another and that the wise nature of the Earth has left to a Person a possibility to come back home on the wings. And the most importantly, that «grandfathers» and «fathers» of Russian cosmism were not only great physicists, engineers, and thinkers, put, perhaps unattainable, but the noble mystical purposes.

Keywords: aerodynamics, flying aircraft and helicopters flight of a plane and an helicopter, space flights, Russian cosmism.

19.

Пигалицын Л.В. Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.).  Всероссийский съезд учителей физики в МГУ-2011

Фоторепортаж о Всероссийском съезде учителей физики, который прошёл летом 2011 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Проведены параллели с историческим Первым Всероссийским съездом преподавателей физики, химии и космографии, состоявшимся почти 100 лет назад. Кратко охарактеризованы некоторые наиболее понравившиеся автору доклады. С работой съезда можно ознакомиться подробнее на сайте  http://distant.msu.ru, а подборку фотографий – на сайте https://picasaweb.google.com.

Ключевые слова: Всероссийский съезд учителей физики-2011.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). All-Russian Congress of teachers of physics in MSU-2011.

We present a photo report of the All-Russian Congress of physics teachers, which took place in summer 2011 in Moscow State University of a name of Lomonosov. Parallels with historical first All-Russia Congress of teachers of physics, chemistry and cosmography, which took place almost 100 years ago are lead. Some reports most liked to the author are briefly characterized. It is possible to familiarize with the work of the congress in greater detail on the site  http://distant.msu.ru, http://distant.msu.ru, and a selection of photos on the site https://picasaweb.google.com.

Keywords: All-Russian Congress of teachers of physics-2011.

20.

Сорокин А.П. tvoi_slova@mail.ru (ВятГГУ, г. Киров). Простые опыты по физике с киндер-сюрпризами.

Продолжение серии статей о физических опытах с  капсулами от киндер-сюрпризов. Предложенные занимательные экспериментальные задачи можно использовать учителем при подготовке физического «боя», викторины или внутришкольной олимпиады.

Ключевые слова: экспериментальная задача, киндер-сюрприз, фокус.

Sorokin A.P. (VSHU, Kirov).  Simple experiments in physics with the kinder-surprises.

We continue series of articles on physical experiments with capsules from kinder-surprises. The proposed interesting experimental tasks can be used by the teacher in preparation of a physical «fight», quizes or an intraschool olympiad.

Keywords: experimental task, kinder-surprise, focus.

21.

Рефераты электронных публикаций

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (МОУ лицей им. В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.).

  • Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14, 15/2011) представлены ЛР (декабрь): «Изучение механических сил» (7 кл.); «Изучение электрической цепи» и «Измерение силы тока на различных участках электрической цепи» (8 кл.); «Определение коэффициента трения скольжения с помощью линейки» и «Определение коэффициента трения скольжения с помощью трибометра» (9 кл.)
  • Комплект тематических контрольных и проверочных работ по физике, 7–9 кл. В продолжение серии статей (см. диски к № 14, 15/2011) представлены КР (декабрь): «Тепловые явления» (8 кл.), «Импульс.  Закон сохранения импульса» (9 кл.)
  • Миниконкурс «Пять вопросов об эксперименте» (продолжение миниконкурса «Пять вопросов о ...», см. № 13- 15/2011): 
    1. Что находится в центре композиции памятника в г. Магдебурге, изображающий двух всадников, пытающихся ускакать прочь друг от друга?
    2.  Каким нехитрым  способом проф. Калифорнийского технологического института М. Клеммонс смогла поставить в вертикальное положение обелиск массой 180 кг?
    3. Что  случилось с пожарным шлангом, когда скорость потока воды достигла 100 л/с?
    4. Как заставить разжаться пружину точно в намеченное время под герметичным  колпаком?
    5. Что получилось в результате 6 000 экспериментов, проведённых с углерод-содержащими продуктами питания, смолами, бамбуком? •  «Сухим из воды» – ученический минивидеопроект Туркиной Анны (10 кл., лицей г. Рошаля). Тема «Атмосферное давление».

Alekseeva E.V. (MEI   lyceum of a name of V.V. Gusev, Roshal, Moscow reg.). 

  • Non-standard laboratory works with elements of search, grades 7–9.  In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14, 15/2011), the LW (December):are presented:
    «The study of mechanical forces» (grade 7); «The study of the electrical circuit» and «The measurement of the current in different parts of the electrical circuit» (grade 8); «Determination of the coefficient of sliding friction with a ruler» and «Determination of the coefficient of sliding friction with a tribometer» (grade 9)
  • The complete set of thematic control and verifying works on physics, grades 7–9. In the continuation of the series of articles (see the disks to № 14, 15/2011), the CW (December) are presented: «The thermal phenomena» (grade 8), «Momentum. The law of conservation of momentum» (grade 9)
  • Mini-competition «Five questions about experiment» (the continuation of mini-competitions «Five questions about...», see № 13–15/2011):
    1. What is in the center of the composition of the monument in the city of Magdeburg, depicting two riders trying to gallop away from each other?
    2. In what simple way the professor of the Californian institute of technology M. Clemmons could put in vertical position an obelisk weighing 180 kg?
    3. What happened with a fire hose when the speed of the stream of water reached 100  l/s?
    4. How to make spring unclench exactly at the scheduled time under a tight cap?
    5. What was the result of 6 000 experiments on the carbon-containing food products, resins, bamboo?
    6. «Dry from water» – student mini-videoproject of Turkina Anna (grade 10, lyceum, Roshal). The theme: «Atmospheric pressure».

Голева Н.Л. nadeg07@mail.ru (МОУ СОШ № 27, г. Балашиха, Московская обл.). Формула зонта. Командная игра для семиклассников с участием родителей на заключительном этапе.

Gjleva N.L. (MEI SS № 27, Balashikha, Moscow reg.). The formula of an umbrella. A command game for seventh-graders with participation of parents at the final stage.

Ильясова Т.В., проф. ilyasovatv@rambler.ru (ОГПУ, г. Оренбург). Учебные слайды к курсу физики 7–8-го классов. Обучающая презентация  на тему «Электрические явления», 8 кл.

Ilyasova T.V., professor (OSPU, Orenburg). Educational slides to a course of physics of grades 7–8. Training presentation on the theme «The electric phenomena», grade 8.

Ломакин А.В. ladlav@yandex.ru  (МОУ ЛСОШ, с. Ладомировка, Ровеньский район, Белгородская обл.). Звёздный час. Внеклассное мероприятие для учащихся средних классов ко Дню космонавтики. Игра проводится в шесть туров по 6–10 вопросов в каждом.

Lomakin A.V. (MEI LSS, v. Ladomirovka, d.Rovensky Belgorodsk reg.). Finest hour. Out-of-class action for middle school students to the Day of astronautics. The game is played in six rounds of 6-10 questions in everyone.

Петровская Е.Д. petrovskayaed@mail.ru (АлтГПА, г.  Барнаул, Алтайский кр.). Фотоэффект. Мультимедийное учебное пособие в виде анимированной презентации Microsoft PowerPoint. В отдельном файле приведены «Методические рекомендации». Пособие  представляет собой файл в формате .pps, вложенный в одноимённую папку, содержимое которой  позволяет работать с пособием на компьютере, где не установлен пакет MicrosoftOffice.

Petrovskaya E.L. (Altai State Pedagogical Academy, Barnaul, Altai reg.). The photoelectric effect. A multimedia manual in the form of the animated presentation Microsoft PowerPoint. In a separate file «Methodical recommendations» are resulted. The textbook represents a file in the format .pps, enclosed in an one-nominal folder whose content allows to work with the textbook to a computer where package Microsoft Office is not established.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) Иллюстративный материал к темам, изучаемым в курсе физики в декабре по УМК Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (7–9-й классы) и Мякишева Г.Я. (10–11-й классы):

  • 9 класс: Механические колебания (9 рис.). Механические волны, звук (27 рис.)  
  • 10 класс: Основы МКТ (18  рис.)
  • 11 класс: Электромагнитные колебания и волны  (30 рис.)  
  • Файл с URL-адресами иллюстраций  
  • Тематические подборки видеофайлов из Интернета на декабрь
  • Тематические тесты в форме ЕГЭ: «Законы сохранения» (10 кл.), «Электромагнитные колебания» (11 кл.).

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). The illustrative material to the themes studied in the physics course in December under the Educational-methodical complex of Peryshkin A., Gutnick EM (7–9th grades) and Myakishev GY (10–11th grades):

  • Grade 9: Mechanical vibrations (9 fig.). Mechanical waves, sound (27 fig.).
  • Grade 10: Fundamentals of MKT (18 fig.).
  • Grade 11: Electromagnetic Waves (30 fig.).
  • A file with the URL-address of illustrations.
  • Thematic selections of video files from the Internet for December.
  • Thematic tests in the form of USE: «Laws of conservation» (grade 10), «Electromagnetic fluctuations» (grade 11).

Ключевые слова: миниконкурс, тематические контрольные и проверочные работы, учебная презентация, интернет-олимпиада, темы: «Тепловые явления», «Законы сохранения», «Механические колебания и волны», «МКТ», «Электромагнитные колебания и волны», «Атмосферное давление», «Фотоэффект», 7–11 классы.

Keywords:  mini-competition, thematic control and verifying works, training presentation, Internet-olympiad,  themes: «Thermal phenomena», «Laws of conservation», «Mechanical vibrations and waves», «MKT», «Electromagnetic fluctuations and waves», «Atmospheric pressure». «The photoelectric effect», grades 7–11.

22.

Богданов К.Ю.  kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). Почему влажные пятна от воды всегда тёмные? 

Дано популярное объяснение эффекта появления тёмных пятен при попадании капель дождя на одежду или асфальт и их пропадания при высыхании влаги.

Ключевые слова: эксперимент, световые явления.

Bogdanov K.Yu. (SEI lyceum № 1586, Moscow). Why damp spots from water are always dark?

We give a popular explanation of the effect of the appearance of dark spots in contact with rain drops on your clothes or asphalt, and their disappearance during drying moisture.

Keywords: experiment, light phenomena.

23.

Как это устроено?  Blu-Ray и НD-DVD. (Пер. с англ. Козловой Н.Д.)

Популярно описаны принцип размещения информации на оптических дисках с высокой плотностью записи информации: Blu-Ray и НD-DVD.

Ключевые слова: оптические носители цифровой информации.

How does it work? BLU-RAY and НD-DVD. (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the principle of placing the information on optical disks with high density of record of the information: BLU-RAY and НD-DVD.

Keywords: optical carriers of digital information.

24.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы:  выживают ли бактерии в бытовом холодильнике? почему в поставленном в холодильник коктейле образуется масса тонких ледяных платинок? какой смысл заложила природа в узоры на пальцах?

Ключевые слова: панспермия, агрегатные превращения вещества, плавление, кристаллизация, отпечатки пальцев.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English).

We give the answers of experts to questions: whether the bacteria survive in a household refrigerator? why in the supplied cocktail in refrigerator, much thin ice plates are formed?
what sense laid the nature in patterns on fingers?

Keywords: panspermia, aggregate transformations of matter, melting, crystallization, prints of fingers.

25.

Юбилеи наших авторов: Лариса Ивановна Дубровская.

Поздравляем с юбилеем Ларису Ивановну Дубровскую.

Ключевые слова: юбилей, Лариса Ивановна Дубровская.

Anniversaries of our authors: Larisa Ivanovna Dubrovskaya.

Happy birthday, larisa Ivanovna!

Keywords: anniversary, Larisa Ivanovna Dubrovskaya.

26.

Гуденко Е.В. eviktorovna@mail.ru (ГОУ СОШ  №  814, г. Москва). 300-летний юбилей русского гения: 19.11.1711 – 15.04.1765.

Краткая заметка о юбилее М.В. Ломоносова со ссылкой на обширную статью и презентацию в № 15.

Ключевые слова: юбилей, М.В. Ломоносов.

Gudenko E.V. (SEI SS № 814, Moscow). 300th anniversary of the Russian genius: 19.11.1711– 15.04.1765.

Brief note about the anniversary of М.В. Lomonosov referring to extensive article and presentation in № 15.

Keywords: anniversary, M.V.Lomonosov.