1.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru, Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru, Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru (журнал «Физика-ПС», г. Москва)/ День физики 2 апреля 2011 г.

Репортаж о Дне физики, проведённом в рамках X Московского педагогического марафона учебных предметов. Рассказывается  об основных мероприятиях этого дня, кратко охарактеризованы  наиболее интересные доклады, часть из них представлена в этом же номере полностью или в сокращении (полностью даётся на диске), часть дана только на диске, а в номере размещены их рефераты, позволяющие получить представление о содержании работ.

Ключевые слова:Московский педагогический марафон учебных предметов, День физики.

Kovaleva S.Ya.Kozlova N.D., Milyukova N.Yu. (journal «Physics-PS», Moscow). Physics Day April 2, 2011 

We give a report on the Day of physics lead within the limits of X Moscow pedagogical marathon of school subjects. It is told about the basic actions of this day, the most interesting reports are briefly characterized, a part from them is presented in this number completely or in reduction (it is completely given on the disk). Some part of them is given only on the disk, and in this number, their abstracts are placed allowing to receive an idea about the content of the work.

Keywords:  Moscow pedagogical marathon of school subjects, Day of physics.

2.

Демидова М.Ю.demidovaktv1@yandex.ru (МИОО, ФИПИ, г. Москва). Особенности содержания и структуры КИМ ЕГЭ 2011 г.

Показано, что залогом успешной сдачи экзамена являются систематическое и добросовестное освоение школьной программы. Собственно экзаменационный тест и строится таким образом, чтобы для его выполнения необходимо было продемонстрировать знание и понимание достаточно широкого круга вопросов по физике, а также умения решать достаточно сложные задачи. Сообщается об изменениях в КИМ ЕГЭ в 2010/2011 уч. г., приведены примеры, даны рекомендации по тактике выполнения заданий ЕГЭ с целью получения наиболее высокого балла.

Demidova M.Ju. (MIOE, F I PM, Moscow).  Features of the maintenance and structure of  the Control and Measuring Material (CMM) of  USE of 2011.

We show that the pledge of successful passing the examination is a systematic and diligent development of the school program. Actually examination test is constructed in such a way that for its performance, it is necessary to show knowledge and understanding of enough wide range of questions in physics, as well as the ability to solve rather complex problems. It is informed on changes in the CMM of Unified State Examination in 2010/2011 academic year, some examples are shown, and some recommendations about tactics of performance of tasks of Unified State Examination for the purpose of reception of the highest point are given.

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, USE, CMM features.

3.

Попов C.Б. sergepolar@gmail.com (ГАИШ МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Астрономические новости на каждый день.

Показано на примерах, как эффективно использовать новости астрономии на уроках физики – сделать более живыми и актуальными условия задач,  лучше и ярче обрисовать современную картину мира,  проиллюстрировать развитие современной науки и показать, что  прогресс не стоит на месте, что загадок хватает и современным учёным, и будущим, когда в науку придут сегодняшние школьники. Особый интерес  представляют данные в области исследования экзопланет и космологии, связанные с работой новых телескопов и установок. Презентация к докладу выложена на диск.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов, астрономия, экзопланеты,  сверхновые, космология, спутник Планк, 9–11  классы.

Popov S.B. (SAISH MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). Astronomy news every day

We show on examples how effectively to use astronomy news at physics lessons – to make more live and actual conditions of tasks, better and more brightly to depict the modern picture of the world, illustrate the development of the modern science and to show  that progress is not a place, and that riddles suffice both to modern scientists, and future, when today's schoolboys will come to the science. Of particular interest are data in the study of  exoplanets and cosmology related to the work of new telescopes and equipments. The presentation of the report is given on the disk.

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, astronomy, exoplanets, supernew, cosmology, Planck satellite, grades 9–10.

4.

Бачурин  И.Б. ikashira@yandex.ru (МОУ СОШ № 7 с УИОП,  г. Кашира, Московская обл.). «Физика Вселенной» в сети Интернет как тема ученических проектов. Элективный курс, 17 ч, 10  кл.

Показано, как с использованием сети Интернет организовать коллективную проектную  работу учащихся по исследованию  некоторых вопросов астрономии и физики в процессе изучения элективного курса физико-астрономической направленности. Показано, как это можно сделать даже при малом количестве учебных часов, отведённых на прохождение элективного курса. Предложена форма зачёта, позволяющая оценить работу группы из 15–20 учеников (в ходе устной беседы) в течение 1 ч.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов, ученические проекты, педагогическая технология, 10  кл.

Bachurin I.B. (MEI, SS №  7, with profound studying of separate subjects, Kashira, Moscow reg.). «Physics of the Universe» in the Internet as a theme of student's projects. Elective course, 17 hours, grade 10 .

We show how using the Internet to organize collective project work of students in the study of certain questions of astronomy and physics in the study of an elective course of physical and astronomical orientation. We show how this can be done even with a small number of training hours for the passage of an elective course  The form of the offset, allowing to estimate work of group on 15–20 disciples (during oral conversation) during 1 ч is offered.

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects,  student's projects,  educational technology,  grade 10.

5.

Кирик Л.А. kirik49@list.ru, Гельфгат И.М. imgelf@gmail.com (г. Харьков, Украина). Технологии оценивания: контроль и обратная связь.

Обсуждаются принципы современной технологии оценивания учебных достижений учащихся в применении к школьному курсу физики. Рассказано о недавних публикациях издательства «Илекса»: сборниках контрольных и самостоятельных работ по физике, дидактических материалах, пособиях для подготовки к ЕГЭ и ГИА по физике. Приведены примеры заданий из этих пособий, обсуждается методика использования приведенных в пособиях материалов для повышения эффективности учебного процесса.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов, обучающие тесты, контрольные работы, задачи по картинкам, 7–11  кл.

Kirik, LA., Gelfgat I.M. (Kharkov, Ukraine). Technology of evaluation: monitoring and feedback  

We discuss the principles of modern technology of evaluation of academic achievements of students in applying to the school physics course. We tell about the recent publications of the publishing house «Ileksa»: about test collections and individual works on physics, teaching materials, textbooks to prepare for the exam USE and SFA in physics. Examples of tasks from these grants are resulted, the procedure of use of the materials resulted in grants for increase of efficiency of the educational process is discussed.

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, training tests, control works, tasks at pictures, grades 7–11. 

6.

Сёмке А.И. seaniv2006@km.ru (МОУ СОШ № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.). Метод активных вопросов.

Метод активных вопросов вносит в привычный ритм урока новизну, оригинальность, повышает мотивацию, формирует мировоззренческий интерес, что способствует самообразованию, облегчает формирование целостной научной картины мира. Учитель   может добиться от каждого ученика полного понимания изучаемого материала,  удовлетворить потребности и успевающих, и менее успешных учеников, вовлечь каждого ученика в активную творческую работу. Необычно большая информационная ёмкость и повышенный познавательный эффект способствуют увеличению темпа выполняемых учебных умений и навыков. Приводятся примеры фрагментов уроков с использованием познавательных задач (приведены решения). Полностью доклад, презентация к нему, а также дополнительная тематическая подборка интересных фактов для составления задач даны на диске.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов,  игровые формы обучения, внеурочное мероприятие по физике, групповые формы работы, 7–9 кл.

Semke A.I. ((MEI, SS №  11,  Yeysk, Krasnodar reg.). The method of active questions

We present the method of active questions which brings novelty, originality in a habitual rhythm of a lesson, raises motivation, creates an ideological interest that promotes self-education, facilitates the formation of a complete scientific picture of the world.  The teacher can achieve from each pupil of full understanding of a studied material, to satisfy requirements both in time, and less successful students to involve each student in active creative work. Unusually big information capacity and the raised informative effect promote increase in rate of carried out educational skills. Examples of fragments of lessons with use of cognitive tasks  are given (decisions are shown).

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, game forms of training, After-hour action for physics, group forms of work, grades 7–9.

7.

Ивашкина  Д.А. aivashkin@mail.ru (МОУ Лицей города Троицка, Московская обл.).  Освоение метода познания на уроках физики. Постановка цели и проведение ученического исследования в технологии деятельностного подхода, 8  кл.

Кратко описан опыт применения деятельностного подхода при обучении научному методу школьников в основной школе, в частности, формулированию цели исследования. Обучение сводится к самостоятельной работе учащихся в соответствии с обобщёнными схемами деятельности по «открытию» закона и исследованию явления в ходе эксперимента. В статье приводятся трудности, связанные с обучением данным видам деятельности в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, а также приёмы преодоления этих трудностей. Полностью доклад дан на диске.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов, методы обучения, деятельностный подход,  «открытие» законов, 7–9 кл.

Ivashkina D.A., ( MEI  lyceum,  Troitsk, Moscow). The development of the method of learning at lessons of physics.  Statement  of the purpose and carrying out of student's research in the technology of the activity approach, grade 8.

We   describe briefly an application of  the activity approach  in teaching students to  the scientific method  at the basic school,  in particular, to a formulation of an objective of the research. Education is reduced to the independent work of students in accordance with the generalized schemes of activity on «opening» of the law and the research of the phenomenon in the course of the experiment. In article, the difficulties connected with training to given kinds of activity according to the theory of stage-by-stage formation of intellectual actions by P.Ja.Galperin, as well as receptions of overcoming of these difficulties are resulted. Completely the report is given on the disk

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, teaching methods, activity approach, «opening» of the laws, grades 7–9.

8.

Лозовенко  С.В. sergeyloz@rambler.ru (МПГУ, ГОУ Многопрофильный технический лицей № 1501, г. Москва). Компьютеризированный эксперимент как средство формирования исследовательских умений.

Одним из важных умений, формируемых в ходе исследовательской деятельности, является умение постановки физического эксперимента. Современный физический эксперимент немыслим без компьютерных технологий. На примере  изучения темы «Звуковые волны» кратко показано, как можно визуализировать звуковые волны и изучать их характеристики, а также как, используя программу  audioTesterV1.4g в домашних условиях исследовать спектральные характеристики различных шумов. Полностью доклад и презентация к нему даны на диске.

Ключевые слова: Московский педагогический Марафон учебных предметов, методы обучения, формирование исследовательских умений, виртуальный эксперимент.

Lozovenko S.V.(MPSU,SEI  Multi-disciplinary technical lyceum  1501, Moscow). The computerized experiment as means of formation of research abilities.

We present the article, which is devoted to research of formation of concepts about elements of knowledge of school physics, their classification. The opportunity of the further perfection of reference of the concepts of physics to scientific categories of philosophy is marked. Levels of formation of the concepts are offered, which are based by logic of their developments in the learning process.

Keywords: Moscow pedagogical marathon of school subjects, teaching methods, formation of research skills, virtual experiment.

9.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведены  изображения созвездий  Водолея, Южной Рыбы и Воздушного шара  из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror»  Иосафата Аспина,  а также рисунок художника юпитероподобной экзопланеты-сироты, летящей в пространстве без родительской звезды.

Ключевые слова:   астрономия, звёздное небо, звёздные карты, атлас созвездий «Urania’s Mirror» Иосафата Аспина, созвездия Водолея, Южной Рыбы и Воздушного шара, экзопланета-сирота.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in October.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern  parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. Images of the constellations of Aquarius, Piscis Austrinus, PsA, and Globus Aerostaticus are given from the ancient atlas of constellations Urania’s Mirror» of  Iosafat Aspin, as well as the picture of tan artist of the Jovian exoplanet-orphan flying in the space without a parental star.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, atlas of constellations «Urania’s Mirror» of  Iosafat Aspin,  constellations of   Aquarius, Piscis Austrinus, PsA and  Globus Aerostaticus,  exoplanet-orphan.

 

10.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): ОКТЯБРЬ.

Приведена миниатюра «Октябрь» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415). October.

We present the miniature «October» from the manuscript of XV century. «Magnificent  Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature is given.

Keywords: medieval calendar,  Book of Hours of the Duke de Berry,  brothers Limburg, Julian calendar.

11.

Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в сентябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки.  Приведено  изображение созвездия Кассиопеи из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror»  Иосафата Аспина, а также астрофотография туманности «Кошачий глаз»  и  эмиссионной туманности IC 410 с «плавающими» в ней «головастиками».

Ключевые слова: новости науки и техники, микрочип, альтернативные источники энергии, фотоэлектричество, фотоэлементы, нанопокрытие, подводная лодка, сонар, звукопоглощающее покрытие, кавитация, параллельные миры, квантовый компьютер на полупроводниках, кубиты, квантово-запутанное состояние, карта земной гравитации, магнитный графит, сканирующий электронный микроскоп, оптическая подъёмная сила.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The themes: «Standard Highway – solar power», «Submarines, not visible for sonars».  The expanded review is given on the disk

Keywords:  news of science and technique,  microchip,  alternative energy sources, photoelectricity, photo cells, nanocoating, submarine, sonar,  sound-absorbing coating, cavitation, parallel Worlds,  quantum computer based on semiconductors, qubits, quantum-entangled state, card of terrestrial gravitation, magnetic graphite, scanning electron microscope, optical elevating force.

12.

Карташов В.Фkartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета: светила на небе.

По составному астрофото, на котором  представлены положения Марса на фоне звёзд во время Великого противостояния в августе 2003 г. дана практическая работа по определению размера петли. Разъясняется, почему планеты описывают на небе петли. Идентифицированы наиболее яркие звёзды.

Ключевые слова: астрономия, петля Марса, противостояние, стояние планеты.

Kartashov V.F. (Chelyabinsk institute of means of communication, Chelyabinsk.). Practical works on the astronomical data from the Internet: shine in the sky.

We give a practical work to define the size of the loop using a compound astrophoto, on which positions of Mars on a background of stars during Great opposition in August, 2003 are presented. It is explained why the planets in the sky describe the loops. The brightest stars are identified.    

Keywords: astronomy, oop of Mars,  opposition, standing of a planet.

13.

Куликов Е.А.  kulikove@gmail.com (ИО РАН им. П.П. Ширшова, г. Москва). Как работает оперативная служба предупреждения о волнах цунами.

Популярно изложен последовательность действий оперативной службы предупреждения о волнах цунами: система глубоководных датчиков  отслеживает сейсмические события, происходящие в земной коре под океаном, данные поступают в центр, который принимает решение о необходимости эвакуации населения из прибрежной зоны и осуществляет эту эвакуацию. Указаны физические причины возникновения волн цунами. Описаны разрушительные последствия, в частности цунами в Японии 11 марта 2011 г.

Ключевые слова: волны цунами, служба предупреждения,  сейсмограмма, сейсмограф, регистратор цунами.

Kulikov E.A. (IO RAS of a name of  P.P. Shirshov, Moscow). How does  the operational service of warning  tsunami waves work

We popularly outline the steps of operational service warning tsunami waves: a system of deep seismic sensors monitors the events occurring in the earth's crust under the ocean. The data arrive to the center, which makes the decision on necessity of evacuation of the population from a coastal zone and carries out this evacuation The physical causes of the tsunami waves are indicated. Destructive consequences are described,  in particular in Japan March 11, 2011.

Keywords:  tsunami waves, service of warning, seismogram, seismograph, registrar of a tsunami.      

14.

Майер В.В., проф. varaksina_ei@list.ru (ФГОУ ГГПИ, г. Глазов, Удмуртская Респ.). 5. Гармонические колебания.

Пятая статья из серии  «Школа профессора В. Майера» в форме сценария урока, посвящённого первоначальному ознакомлению с гармоническими колебаниями. Их изучение в школе необходимо по двум причинам: во-первых, это самый простой вид колебательного движения; во-вторых, любое как угодно сложное колебание может быть представлено в виде суммы простых гармонических колебаний. Дано в сокращении. Полный текст представлен на диске.

 Ключевые слова: уравнение колебательного движения, гармоническое колебание, потенциометрический датчик координаты, компьютерный осциллограф, физматпрофиль, 11 кл.

Mayer V.V., prof.  (FSEI, Glazov SPI, Glazov, Rep. Udmurtia). 5. Harmonic oscillations. 

We present the fifth article of the series «School of Professor W. Maier» in the  form of a plan of the lesson devoted to initial introduction to harmonic oscillations, Their study in school is necessary for two reasons: first, it is the easiest kind of vibrational motion , secondly, any arbitrarily complex oscillation can be represented as a sum of simple harmonic oscillations. The article is given in reduction. The full text is presented on the disc.

Keywords: equation of vibrational motion, harmonic oscillation, potentiometric sensor  of a coordinate, computer oscillograph, physical and mathematical profile, grade 11.

15.

Грибов  В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

Продолжение серии статей в помощь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя неуверенно. Приведены предваряющие упражнения и семь задач на тему «Законы сохранения в механике».  Подробный разбор решений дан на диске.

Ключевые слова: решение задач части С ЕГЭ, законы сохранения в механике.

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C

We  continue a series of articles to help those who want to learn how to solve the problem, but so far feels insecure. Preliminary exercises and seven tasks on the theme «Laws of conservation in mechanics» are given..A detailed analysis of  solutions is given on the disk.

Keywords: solving tasks, of the part C, laws of conservation in mechanics.

16.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). Учителя физики всех стран, объединяйтесь!

Репортаж о международной школе для учителей физики из стран-членов ЮНЕСКО и МАГАТЭ, проходившей с 27 апреля по 3 мая 2011 г. в Международном центре теоретической физики им. Абдус Салама (г. Триест, Италия).  Приведен список докладов с характеристикой наиболее интересных.

Ключевые слова: международная школа для учителей физики.

Bogdanov K.JU. (SEI lyceum № 1586, Moscow). Teachers of physics of all countries, unite!

We give a report of an international school for teachers of physics from member countries of UNESCO and IAEA, passing from April 27 till May 3, 2011 at the International Centre for Theoretical Physics of a name of. Abdus Salam (Trieste, Italy).  The list of reports with the characteristic of the most interesting of them is resulted.

Keywords:  international school for teachers of physics.

17.

Князев А.А. aknz@list.ru (Лицей прикладных наук, г. Саратов). «Эффект Джанибекова».

Прокомментирован сайт Интернета http://www.youtube.com/watch?v=xoyXbAo-U3U, на котором космонавт Владимир Джанибеков демонстрирует поведение в космическом корабле свободно вращающейся гайки-барашка. Показано, что в отличие от упомянутого авторами сайта объяснения академика РАЕН А. Фефелова (с привлечением аномальных свойств космического пространства), наблюдаемый эффект вполне можно объяснить с позиций классической механики. Вместе с тем полное описание требует решения нелинейных дифференциальных уравнений и возможно лишь при компьютерном моделировании.

Ключевые слова: решение задач,  свободные оси вращения, законы сохранения в механике, прецессия

Knyazev AA(Lyceum of applied sciences, Saratov. «Effect of Dzhanibekoa».

We comment the Internet site http://www.youtube.com/watch?v=xoyXbAo-U3U,  on which cosmonaut Vladimir Dzhanibekov shows the behavior in the spaceship of freely rotating wing nuts. It is shown that unlike the site of an explanation of the academician of the Russian Academy of Natural Sciences of A.Fefelova mentioned by authors (with attraction of abnormal properties of the space), it is quite possible to explain the observable effect from positions of classical mechanics. However, a complete description requires the solution of nonlinear differential equations and is possible only by computer simulation.

Keywords: solving tasks, free axis of rotation, laws of conservation in mechanics, precession.

18.

Алексеева Е.В.  n-ever@ya.ru (МОУ лицей им. В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.). Пять вопросов о ... цвете.

Мини-конкурс из серии «Пять вопросов о …» для учащихся 7–11-го классов. Вопросы – текстовые или картинками – вывешиваются в кабинете на 1–2 недели. Первое верное решение всех заданий, поступившее из каждого класса, оценивается отметкой «отлично». В этом номере – вопросы о физике цвета, окраске живых существ и объектов неживой природы, о физических и психофизиологических явлениях, связанных с восприятием цвета человеческим глазом. Ответы, литературные и сетевые источники, а также богатая познавательная информация о часах и интерактивная презентация «Шкала расстояний: от 10–15 м до 1026 м» (со вставкой видеофрагментов)  даны на диске.

Ключевые слова: мини-конкурс,  вопрос по картинке, цвет и свет в природе, физика и психология, часы, шкала расстояний, 7–11 кл.

Alekseeva E.V. (MEI   lyceum of a name of V.V. Gusev, Moscow reg.)  Five questions about ... color.

We describe a mini-competition of the series «Five questions about ...» for students of  grades 7–11. Questions –  text or images – are hung out by pictures in a cabinet for 1–2 weeks. The first correct solution of all tasks received from each class, is estimated by a mark «perfectly».  In this number – questions about  physics of color, painting of living beings and objects of the lifeless nature, about the physical and psycho-physiological phenomena  connected with perception of color by a human eye. Answers, literature and web sources, as well as rich cognitive information about the clock and interactive presentation, «The scale of distances from 10-15 m to 1026 m» (with the insertion of video clips) are given on the disk.

Keywords: mini-competition, question on the picture, color and light in the nature,  physics and psychology,  clock,  scale of distances, grades 7–11.

19.

Сёмке А.И. (МОУ СОШ № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.). Рекомендуемые Интернет-ресурсы.

Приведена подборка URL-адресов сайтов, на которых выложена познавательная, развивающая и дидактическая информация, в частности: материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, занимательная физика на авторских сайтах учителей Елькина В.И. и  Сёмке А.И.,  фотобанк атомных изображений, эксперименты и опыты на уроках физики, материалы к урокам физики и астрономии, материалы по атомной энергетике, адреса научных музеев, а также оргкомитетов ежегодных олимпиад и конференций.

Ключевые слова: Интернет-ресурсы,  вес, сила тяжести, кавитация, шум.

Semke A.I. ((MEI, SS  №  11, Yeysk, Krasnodar reg.). Recommended Internet resources.

We present a selection of URL-addresses of sites on which the cognitive, developing and didactic information is laid out, in particular: materials to prepare for USE and SFA, entertaining physics  on author's sites of teachers Elkin V.I. and Semke A.I,  photobank of nuclear images, experiments and experiences at lessons of physics, materials to lessons of physics and astronomy, materials on atomic engineering. addresses of scientific museums, as well as organizing committees of annual olympiads and conferences.

Keywords:  Internet resources, weight, gravitation, cavitatio, noise.

20.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы:  действительно ли  твёрдый груз легче поднимать, чем мягкий? действительно ли подводные лодки в холодной воде движутся быстрее?

Ключевые слова: вес, сила тяжести, сила давления, сила нормальной реакции, звуковые явления, кавитация, шум.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English).

We give the answers of experts to questions: whether really a  hard cargo is easier for lifting, than a soft one? Whether really submarines in cold water move more quickly?

Keywords: weight, gravitation, force of pressure, force of normal reaction, sound phenomena, cavitation,  noise.

21.

Как это устроено?  Жидкокристаллические дисплеи с активной матрицей.  (Пер. с англ. Козловой Н.Д.)

Популярно описаны устройство и принцип действия жидкокристаллического дисплея с активной матрицей.

Ключевые слова:  жидкокристаллический дисплей, активная матрица.

How does it work? LCD with an active matrix (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the device and the principle of action of  the liquid crystal display (LCD) with an active matrix.

Keywords:   liquid crystal display,  active matrix

22.

Выдержки из резолюции Всероссийского съезда учителей физики.

Приведены выдержки из резолюции Всероссийского съезда учителей физики. Полный текст – на сайте http://distant.msu.ru/mod/resource/view.php?id=320

Ключевые слова: Всероссийский съезд учителей физики

Excerpts from the resolution of the All-Russian Congress of physics teachers.

Excerpts from the resolution of the All-Russian Congress of physics teachers are given. Full text – Online http://distant.msu.ru/mod/resource/view.php?id=320

Keywords: All-Russian Congress of physics teachers.

23.

Рефераты электронных публикаций

Алексеева Е.Вn-ever@ya.ru (МОУ лицей им. В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.). Нестандартные лабораторные работы с элементами поиска, 7–9 кл. При проведении работ репродуктивного характера учащиеся  пользуются подробными инструкциями. Такие работы способствуют отработке практических умений и навыков, но не позволяют в должной мере развивать мышление школьников и навыки поисковой деятельности. Предлагаемая методика состоит в том, чтобы сократить текст инструкции до минимума, достаточного для выполнения практической части.  Всё остальное – формулы, законы, теорию – учащийся находит самостоятельно. По одной такой работе в 7–9 классах даётся в октябре вместо стандартных. Даны по одной работе на октябрь для каждого класса.

Alekseeva E.V. (MEI   lyceum of a name of V.V. Gusev, Moscow reg.)  Non-standard laboratory works with search elements, grades 7–9. At work of reproductive character pupils use detailed instructions. At work of a reproductive character students use detailed instructions.  These works contribute to working out practical skills, but do not allow to adequately develop students'  thinking skills and  skills of search activity. The proposed method is to cut the text instructions to a minimum, sufficient to perform the practical part.
All the rest – formulas, laws, the theory – the student finds independently.  In October, we give one such work in grades 7–9 instead of the standard one. For each grade, one work is given for October.

Комплект тематических проверочных работ по физике, октябрь, 7–9 кл. Каждая работа состоит из 10 вариантов, по 5 вопросов каждый: на знание теории, на понимание теории, простую задачу, задачу средней сложности и задачу повышенной сложности. В каждом варианте проверяются практически все знания, умения и навыки по конкретной теме. Оценочная шкала и рейтинг приведены в каждой работе, оценка учащегося  зависит от числа набранных баллов. Материал можно использовать в классах различного профиля – надо только откорректировать рейтинговую шкалу. Даны по одной проверочной работе на октябрь для каждого класса

The complete set of thematic verifying works on physics, October, grades 7–9. Each work consists of 10 variants, there are 5 questions  in everyone: on knowledge of the theory, on understanding of the theory, a simple task, a task of average complexity and a task of the raised complexity. In each variant,  almost all knowledge, skills on a concrete theme are checked.. The estimation scale and rating are given in each work, the student's score depends on the number of points. The material can be used in classes of a various profile – it is necessary  to modify a rating scale only For each grade, one verifying work for October is given.

Белюстов В.Н.  Belustov@yandex.ru (МОУ БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Жозеф Антуан Фердинанд Плато (14.10.1801–15.09.1883). Бельгийский физик и математик Ж.-А.-Ф. Плато известен благодаря своим исследованиям в области физиологической оптики, теории зрения и теории цветов (заложил основы анимации), молекулярной физики (известный опыт, носящий его имя, по созданию искусственной невесомости при зависании жидкого масляного шара в смеси воды и спирта, а также опыты с мыльными плёнками по исследованию минимальных поверхностей – в настоящее время результаты этих опытов используются при изучении формы объектов пояса Койпера, горизонта событий чёрных дыр, исследовании форм быстро вращающихся атомных ядер),  физики жидкостей (неустойчивость Рэлея–Плато: даже в условиях полной невесомости столб жидкости разрушается, если его длина превышает радиус кривизны поверхности жидкости).  Даны сссылки на коллекцию дисков с возможностью просмотра изображений на– прообразах киноаппарата. 26.06.1996 г. в Брюсселе в честь пионера анимации  Ж. Плато открыт памятник – «Столетие кино».

Belyustov V.N. (BEC, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Joseph Antoine Ferdinand Plateau (14.10.1801–15.09.1883). Belgian physicist and mathematician Zh.-A.-F. Plateau is known for his research in the field of physiological optics, theory of sight and the theory of colors (has laid the foundation for animation), molecular physics (the known experiment  carrying his name on creation of artificial weightlessness at lag of a liquid oil sphere in a mixture of water and spirit, as well as as well as the experiments with soap films on research of minimal surfaces). Now  the  results of these experiments are used at studying of the form of objects of the belt of Kojper, the event horizon of black holes, the study of forms of rapidly rotating nuclei, the physics of  fluids (instability of the Rayleigh-plateau:  even in the conditions of full weightlessness the  liquid column breaks if its length exceeds the radius of curvature of the surface of a liquid).References to a collection of disks with possibility of viewing of images on movie camera prototypes are given. 26/06/1996 in Bruxelles, in honor of the pioneer of animation Z.Plato, the monument – «Century of cinema» is opened.

Бражников М.А. birze@inbox.ru  (ГОУ лицей № 625, г. Москва). Иллюстративный метод обучения: вчера и сегодня. Показана эволюция иллюстраций в отечественных учебниках физики, начиная со времён М.В. Ломоносова.

Brazhnikov MA(MEI  gymnasium № 625, Moscow). Illustrative method of training yesterday and today. The evolution of illustrations in the russian physics textbooks,  since M.V.Lomonosov's times is shown.

Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru, (ГОУ Строительный колледж № 12, г. Москва). Дорога в космос. Репортаж об оригинальной командной игре, организованной в честь 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина для учащихся 6–7 классов московскими учителями физики, членами содружества «Разность потенциалов» (рук. Т.В. Ворончева) при Московском Центре педагогического мастерства. Игра проходила с участием внука и правнука С.П. Королёва, показавших редкие кадры из архива семьи Королёвых (см. диск) и представляла собой  викторину из 4 блоков по 7 вопросов по материалам книги Ю.А. Гагарина «Дорога в космос». Блоки разделялись музыкальными паузами, интеллектуальными и подвижными играми. Сценарий и презентация викторины размещены на диске.

Milyukova N.Y. (SEI Building college № 12, Moscow). Road to space. It is the report The reporting on an original command game organized in honor of the 50 anniversary of the flight in space of Ju.A.Gagarin for students of grades 6–7 by Moscow teachers of physics, members of the community «Difference of potentials» directed by T. V. Voroncheva) at the Moscow Center of pedagogical skills. Game passed with participation of the grandson and great-grandson of S.P. Korolev and presentation of the rare staff from the archive of the family Korolyovyh (see a disk). The game represented a quiz from 4 blocks on 7 questions on materials of the book of Ju.A. Gagarin «Road to space». The blocks were separatedby by musical pauses, intellectual and mobile games. The scenario and the quiz presentation are placed on the disk.

Наговицына И.Н.  EMAIL (ГГПИ, г. Глазов, Удмуртская Респ.). ЦОР «Механические колебания». Электронное пособие для самостоятельных исследований школьников, 9 и 11 кл. Пособие включает в себя инструкции по проведению девяти исследований с четырьмя видами колебательных систем и предназначено для организации домашней экспериментальной работы школьников, но  может использоваться и при выполнении фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.  Оно составлено в виде комикса, эффективность которого для организации исследований доказана в педагогических экспериментах.  Дополнительные пояснения даны в форме кратких видеосюжетов, снятых без звукового сопровождения.

Nagovitsyna I.N. (GSPI, Glazov, Rep. of Udmurtia ). DLR (Digital learning resources).  «Mechanical vibrations». Electronic Manual for independent researches of students, grades 9 and 11. The manual includes instructions for carrying out of nine researches with four kinds of vibrating systems and is intended for organization of house experimental work of students, but can be used in frontal laboratory works and in physical practical work. It is made in the form of a comic book which efficiency for the organization of researches is proved in pedagogical experiments. Additional explanations are given in the form of short videos shot without sound.

Рейман А.М. (ИПФ РАН, лицей № 40, г. Нижний Новгород). Введение в теорию колебаний, 10–11  кл. Предлагается альтернативный подход к изложению теории колебаний для школьников, интересующихся именно наукой, а не только сдачей ЕГЭ. Рассматриваются основные понятия, вывод уравнений для базовых модельных осцилляторов без потерь – физического и пружинного маятника. Приведены решения задач, иллюстрирующих основные приёмы вывода уравнения линейного гармонического осциллятора для колебательных систем различной природы и нахождения их важнейшего параметра  – собственной частоты. 

Reiman AM  (IAP RAS, lyceum № 40, Nizhny Novgorod). Introduction to the theory of oscillations, grades 10–11.  It is proposed an alternative approach to the presentation of the theory of oscillations for students who are interested in the science, not just passing USE. The basic concepts, the derivation of equations for the base models of the oscillators without loss – a physical and a spring pendulum – are considered  The solutions are given that illustrate the basic techniques of deriving the equation of a linear harmonic oscillator for oscillating systems of different nature  and finding their major parameter –  the eigenfrequency.

Севрюков П.Ф., проф. sevryukovpf@yandex.ru (СКрИПК, г. Ставрополь). Кинематика плоского движения твёрдого тела. Глава из книги «Классическая механика».  Задачи на кинематику плоского движения твёрдого тела. Чётко определены понятия: плоское и плоскопараллельное движение твёрдого тела, скорость и ускорение любой точки тела при вращательном движении. Убедительно доказано, что мгновенный центр ускорений фигуры при вращательном движении в общеим случае не совпадает с мгновенным центром скоростей. Рассмотрены случаи определения положения мгновенного центра скоростей плоской фигуры (движение стержня между двумя взаимно перпендикулярными стенками, движение колеса по рельсу без проскальзывания и др.). Рекомендуется для преподавателей физики в профильных классах.

Sevryukov P.F., professor (Stavropol Regional Institute for Advanced Studies, Stavropol).   Kinematics of plane motion of a solid.  Chapter from the book «Classical Mechanics».
Tasks are offered for the kinematics of plane motion of a solid. The  concepts of a flat and plane-parallel motion of a solid, velocity and acceleration of any point of the solid in rotational motio are clearly defined. It is convincingly proved that the instant center of accelerations of a figure at a rotary motion generally doesn't coincide with the instant center of velocities. Cases of definition of position of the instant center of velocities of a flat figure are considered (movement of the rod between two mutually perpendicular walls, movement a wheel on the rail without slippage, etc.). It is recommended for teachers of physics in profile classes.

Тищенко Л.В. tai2019@yandex.ru (МОУ лицей № 5, г. Зарайск, Московская обл.). Уроки-практикумы по физике в профильной школе. Деятельностный аспект.  Представлен один из вариантов деятельностного подхода с использованием уроков-практикумов трёх типров: лабораторный практикум, практикум компьютерного моделирования и исследования физических процессов, а также практикум по решению задач. Основная идея – учитель организует максимальную по времени самостоятельную работу учащихся, а сам выполняет функцию партнёра, консультанта. В качестве примера подробно рассмотрено комплексное выполнение во всех трёх практикумах работы «Изучение резонанса в электрическом колебательном контуре», 11 кл., физматпрофиль (12 уроков).

Tishchenko, L.V. (MEI, lyceum № 5, Zaraysk, Moscow reg.). Lessons-practical works of physics at profile school. Activity aspect.    It is presented one of variants of the activity approach  with use of lessons-practical works of three types: a laboratory practical work, a practical work of computer modeling and research of physical processes, as well as a practical work under the solution of tasks. The basic idea – the teacher will organize maximum on time independent work of students, and and he serves as partner and consultant The basic idea - the teacher organizes the maximum time-independent work of students, and he serves as a partner and a consultant. As an example, it is considered in detail a complex performance in all practical works of the work «Studying a resonance in an electric oscillatory contour», grade 11, phys.-mat. profile (12 hours),\.

Чернышёва М.В. nfyl59@rambler.ru (ЦО № 1943, г. Москва). Интерактивные ЦОРы как простейшее и эффективное средство обучения. Показано, как легко создавать в знакомой всем среде PowerPoint  интерактивные игры, контрольные, другие средства повышения мотивации к учению. В качестве примера приведена игра «Кто хочет стать отличником», всегда проходящая с азартом. Хотя в ней довольно долго задействовано по одному ученику, болельщики так сопереживают игрокам, что никто не скучает. Даны заготовки других презентаций: выбор на экзамене или зачёте билетов прямо с экрана,  ознакомление  (с открыванием при желании подсказок по гиперссылкам)  с лабораторными работами, выполнение тестовых заданий,  решение сложных задачи,  уже не говоря об играх с кубиком. Предложена инструкция по созданию интерактивных презентаций.

Chernysheva M.V. (CE № 1943, Moscow). Interactive DLR (Digital learning resources as the most elementary and effective  learning tool. It is shown how it is easy to create in a familiar environment of PowerPoint interactive games, control, and other means of increasing motivation for learning. As an example, the game «Who wants to be an excellent student»,
always passing with passion is presented Although it is involved quite a long time for one student, fans so empathize players that nobody misses. Preparations of other presentations are given: a choice at examination or offset of tickets directly from the screen, acquaintance (with opening if desired helps on hyperlinks) with laboratory works, performance of test tasks, solution of complex tasks, any more not speaking about games with a cube. The instruction on creation of interactive presentations is offered.

ЦедяковаО.Лleach@mail.ru, (МОУ  гимназия № 3, г. Юбилейный, Московская обл.). Применение системы голосования SMART Response на уроках физики. Система голосования SMARTResponse представляет собой набор интер­активных пультов (30 штук, по количеству учеников в классе) и ресивер для подключения системы к компьютеру и является мощным инструментом визуального представления данных.   Хотя разработка уроков с использованием этой системы– процесс достаточно трудоёмкий, однако результаты обнадёживают. Приведены результаты обработки тестов.

Tsedyakova O.L .(MEI gymnasium № 3, Jubileinyi, Moscow reg. ). Application of system of voting SMART Response at lessons of physics. The voting system is a set of SMARTResponse represents a set of interactive panels (30 pieces, by quantity of pupils in a class) and a receiver for system connection to the computer and is a powerful tool of visual data presentation.
Although the development of lessons using this system, the process is time consuming, but the results are encouraging. The results of processing test are given.

Ключевые слова: Жозеф Антуан Фердинанд Плато, анортоскоп, фенакистископ, анимация, киноаппарат, иллюстрации в отечественных учебниках физики, игра «Дорога в космос», теория колебаний, решение задач, кинематика плоского движения твёрдого тела, деятельностный подход, урок-лабораторный практикум, урок-практикум компьютерного моделирования и исследования физических процессов, урок-практикум по решению задач, интерактивные ЦОРы, игра «Кто хочет стать отличником», система голосования SMART Response.

Keywords: Joseph Antoine Ferdinand Plateau, anortoskop, fenakistiskop, animation, movie camera, illustrations in domestic textbooks of physics, game « Road to space »,  theory of oscillations, solving tasks, Kinematics of plane motion of a solid, activity approach, llesson-practical works, lesson-practical worka  of computer modeling and research of physical processes, practical work under the solution of tasks, Interactive DLR, game «Who wants to be an excellent student», system of voting SMART Response

24.

Мира Дермяновна Боваева

Поздравляем с юбилеем Миру Дермяновну Боваеву.

Ключевые слова: юбилей, Мира Дермяновна Боваева.

Mira Dermyanovna Bovaeva.
Happy birthday, Mira Dermyanovna!

Keywords: anniversary, Mira Dermyanovna Bovaeva

25.

Вера Юрьевна Битюрина

Поздравляем с юбилеем Веру Юрьевну Битюрину.

Ключевые слова: юбилей, Вера Юрьевна Битюрина.

Vera Yurievna Bityurina

Happy birthday, Vera Yurievna!

Keywords: anniversary, Vera Yurievna Bityurina

26.

Валентина Викторовна Петрова

Поздравляем с юбилеем Валентину Викторовну Петрову.

Ключевые слова: юбилей, Валентина Викторовна Петрова.

Valentina Victorovna Petrova

Happy birthday, Valentina Victorovna!

Keywords: anniversary, Valentina Victorovna Petrova.