1.

Россинская C.А. svetross@mail.ru (РО ИПКиПРО, г. Ростов на Дону). Учителя физики Ростовской области: обретение компетентности.

Вводная статья к спецвыпуску работ учителей Ростовской области. Подчёркивается, что политика обеспечения нового качества образования начинается с обучения преподавательского состава. Описан положительный опыт развития профессиональных компетенций учителей области. Представлена региональная общественная организация «Ассоциация школьных учителей физики Ростовской области», призванная быть проводником новой образовательной политики.

Ключевые слова: ключевые компетенции, новое качество повышения квалификации, сетевое сообщество, фестиваль-конкурс «Учитель профильной школы», «Открытый класс», «Ассоциация школьных учителей физики Ростовской области».

Rossinskaya S.A. (The Rostov regional institute of improvement of professional skill and retraining of educators, Rostov-on-Don). Teachers of physics of the Rostov region: competence finding.

We give an introductory article to the special issue of the teachers of the Rostov region. It is underlined that the policy of maintenance of new quality of education is to teach teachers. A positive experience of developing professional competencies of teachers of the area is described. The regional public organization «Association of school teachers of physics of the Rostov region», called to be a conductor of a new educational policy is presented.

Keywords: key competences, new quality of improvement of professional skill, network community, festival-competition «Teacher of a profile school», «Open class», «Association of school teachers of physics of the Rostov region».

2.

Якунина О.Б. olga_ob@inbox.ru (МОБУ лицей № 4, г. Таганрог, Ростовская обл.). Профильное обучение: электронные образовательные ресурсы.

Представлена структура электронного курса физики, предназначенного для дистанционной поддержки профильного обучения школьников. Показаны особенности его использования в учебном процессе, представлены достижения обучаемых с использованием этого курса.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, профильное обучение физике, тест в режимах on-line и off-line,  8–10 классы.

Yakunina O.B., (MGEBI  lyceum № 4, Taganrog, Rostov reg.). Profile education: e-learning resources.

We present the structure of an electronic course of physics designed for remote support of profile teaching of students. The peculiarities of its use in the educational process and the achievements of students using this course are presented.

Keywords: e-learning resources, profile training in physics, test in modes on-line и off-line, 8–10 grades.

3.

Дворникова Г.В. dvornikova-dvor@rambler.ru (РСШ № 10, с. Развильное, Песчанокопский р-н, Ростовская обл.). Урок за чашкой чая. Урок решения задач, 2 ч. УМК Н.С. Пурышевой, Н.Е. Важеевской, 8  кл.

Дан сценарий занятия, направленного на реализацию  требований нового стандарта и концепции личностно-ориентированного обучения. В процессе самостоятельной познавательной деятельности, организуемой учителем, учащиеся овладевают системой знаний и умений, значимых для ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Они наблюдают и объясняют физические явления, измеряют физические величины, проводят опыты и экспериментальные исследования, создают знаковые и математические модели, применяют физические знания на практике. 34 задачи с решениями, предназначенные для самостоятельной работы учащихся на этапе закрепления и контроля знаний, даны на диске к № 12/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок решения задач, тема «Агрегатные состояния вещества», тепловые явления, интерактивная доска, 8 кл.

Dvornikova G.V. (RHS № 10, v. Razvilnoe, d. Peschanokopsky, Rostov reg.). Lesson for a cup of tea. Lesson of  solving  tasks, 2 p., TMP of Purysheva N.S. and Vazheevskaya N.E., 8 grade.

We give a plan of a lesson directed on realization of requirements of the new standard and the concept of personality-based learning. In the process of self-learning activity, organized by the teacher, the students master the system of knowledge and skills significant for a student demanded in everyday life that are important to preserve the environment and their health. They observe and explain the physical phenomena, measure physical sizes, make experiments and experimental researches, create sign and mathematical models, put physical knowledge into practice. They observe and explain the physical phenomena, measure physical values, conduct experiments and experimental researches, create signed and mathematical models, and use physical knowledge in practice. 34 tasks with solutions designed for independent work of students at a stage of fastening and control of knowledge, are given on the disk to № 12/2011.

Keywords: competition «I'm going to class»,  lesson of  solving  tasks, theme «Aggregate states of substance», heat phenomena, interactive board, 8 grade.

4.

Семынина Н.М. natsems@yandex.ru (МОУ гимназия № 1, г. Красный Сулин, Ростовская обл.). Эвристические приёмы обучения решению нестандартных задач.

Предложен вариант конструирования учебной деятельности при обучении решению нестандартных физических задач. Показаны  основные этапы организации деятельности обучающего-обучающихся на примере решения нескольких физических задач. Представлены эвристические подходы к решению задач 3-го уровня сложности: проживание задачной ситуации, построение графического образа задачи, перекодирование условия, перевод предметной задачи в личностную, метод «квантования» задач, построение семантической сети условия, рефлексия. Презентация c примером задачи и с методическими рекомендациями дана на диске к № 12/2011.

Ключевые слова: методика решения нестандартных задач по физике, эвристические приёмы, проживание задачной ситуации, графический образ.

Semynina N.M. (MEI gymnasium № 1, Krasny Sulin, Rostov reg.). Heuristic methods of teaching of solving non-standard tasks.

We offer a variant of designing learning activities at teaching of solving non-standard physical tasks. The basic steps of organizing activities of the teaching-learning persons on an example of solving several physical tasks are shown. Heuristic approaches to solving tasks of the third level of complexity are presented: residing of the situation of the task, construction of a graphic image of the task, code conversion of a condition, transformation of a substantive task in a personal one, method of «quantization» of a task, construction of a semantic network of the condition, reflection. Presentation with an example of a task and with methodological recommendations is given on the disk to № 12/2011.

Keywords: technique for solving non-standard tasks in physics, heuristic methods, residing of the situation of the task, graphic image.

5.

Панченко М.Н. u-235_u-238@mail.ru (МОУ гимназия № 36, ИПКиПРО, г. Ростов на Дону). Структурно-логическая форма представления решений, 7 класс.

Предложен  метод решении задач по физике: графическое моделирование. В его основе лежит идея разбиения текста условия задачи на удобные смысловые части с последующим поэтапным переводом их в визуальные представления и построением последовательности рисунков. Подробно разобраны примеры поэтапного создания графического образа задачи при изучении темы «Механическое движение» (УМК Л.Э. Генденштейна, В.А. Орлова, Г.Г. Никифорова).

Ключевые слова: графическое решение задач по физике, графическое моделирование, 7 класс.

Panchenko M.N. (MEI gymnasium № 36, Institute for advanced studies and retraining of educators, Rostov-on-Don). The structurally-logic form of representation of solutions, 7 grade.

We propose a method for solving tasks in physics: graphic modeling. It is based on an idea of splitting the text of the condition of the task into convenient meaningful parts with their subsequent stage-by-stage transfer in visual representations and construction of a sequence of drawings. Some examples of stage-by-stage creation of a graphic image of the task in studying the topic «Mechanical movement» are discussed in detail (TMP of L.E. Gendenshteyn, V.A Orlov, G.G. Nikiforov).

Keywords: graphic solving tasks in physics, 7 grade.

6.

Акимов М.Д.  maxs_ff@mail.ru (МОУ лицей № 9, г. Сальск, Ростовская обл.). Компьютерное моделирование физических процессов.

Рассмотрен опыт самостоятельного создания и применения анимированных физических моделей с использованием программы PowerPoint 2007. Предложенная форма электронного приложения к урокам физики отличается от имеющихся аналогов не только видом демонстрируемых экспериментов, но и простотой применения, возможностью редактирования и перехода к «пошаговому» проведению виртуального эксперимента. Три интерактивных 3D-модели: «Устройство гидравлического подъёмника»,  «Запись и считывание информации на магнитных носителях», «Запись информации на магнитную ленту» – даны на диске к № 12/2011.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, виртуальный эксперимент, 7–11 кл.

Akimov M.D. (MEI lyceum № 9, Salsk, Rostov reg.). Computer modeling of physical processes.

We consider an experience of self-creation and application of animated physical models using the program PowerPoint 2007. The proposed form of electronic applications to the lessons of physics is different from the existing analogues not only in the form of the demonstrated experiments, but also in simplicity of application and ability to edit and move to a transition to a «step-by-step» carrying out the virtual experiment. Three interactive 3D-models: «The device of a hydraulic lift», «Recording and reading the information on magnetic carriers», «Recording the information on a magnetic tape» are given on the disk to № 12/2011.

Keywords: Computer modeling, virtual experiment, 7–11 grades.

7.

Изюмов И.А.  izyumov-igor@rambler.ru (МОУ гимназия № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Изучение движения заряженных частиц в магнитном поле. Лабораторная работа по электродинамике с виртуальной поддержкой, физматпрофиль, 11 кл.

Описана организация познавательной деятельности учащихся с использованием виртуального эксперимента. Школьники моделируют движение электрона и протона в магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции, вводя свои параметры в окна программы «Открытая физика» (ООО «Физикон») и  рассчитывают удельные заряды этих частиц. Полученные данные сравниваются с результатами расчёта по фотографиям треков частиц в камере Вильсона натуральным способы вычисления шага спиральной траектории. Таблицы и результаты расчётов приведены на диске к № 12/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», лабораторная работа, тема «Электродинамика», движение заряда в магнитном поле, сила Лоренца, удельный заряд, компьютерное моделирование, 11 кл.  

Izyumov I.A. (MEI gymnasium № 3, Aksai, Rostov reg.). Studying the movement of charged particles in a magnetic field. Laboratory work on electrodynamics with a virtual support, physical and mathematical profile, 11 grade.

We describe the organization of cognitive activity of students using a virtual experiment. Students simulate the movement of an electron and proton in a magnetic field perpendicular to the lines of magnetic induction, introducing the parameters into the program windows «Open Physics (LLC «Physicon») and calculate the specific charges of these particles. The obtained results are compared with the results of calculations on photos of tracks of particles in a Wilson's chamber with natural methods of calculation of a step of a spiral trajectory. Tables and results of calculations are presented on the disc to № 12/2011.

Keywords: competition «I'm going to class»,  laboratory work, theme «Electrodynamics», movement of a charge in a magnetic field, Lorentz force, specific charge, computer simulation, 11 grade.

8.

Илющихина М.И. mig-mar@yandex.ru (МОУ гимназия № 1 им. М.И. Пенькова, г. Миллерово, Ростовская обл.).  Физические явления и законы в стихах. Интегрированный урок ФИЗИКА + ЛИТЕРАТУРА, 7 кл.

Представлен сценарий первого урока физики в 7 классе. С целью мотвирования школьников к изучению нового предмета два учителя – физики и литературы – дают описания физических явлений на двух языках – естественно-научном и художественном. Описания сравнивают, находят сходства и различия.

Ключевые слова: интегрированный урок ФИЗИКА + ЛИТЕРАТУРА, первый урок, физические явления, 7 класс.

Ilyuschihina M.I. (MEI gymnasium № 1, of a name of M.I. Penkov, Millerovo, Rostov reg.). Physical phenomena and laws in verses. The integrated lesson PHYSICS + LITERATURE, 7 grade.

We present a plan of the first lesson of physics in the 7 grade.

To motivate students to study a new subject, two teachers – of physics and literature – give descriptions of physical phenomena in two languages – natural-scientific and art. The descriptions are compared, the similarities and differences are found.

Keywords: integrated lesson PHYSICS + LITERATURE, first lesson,. 7 grade.

9.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (МОУ гимназия № 625, г. Москва). Есть эффект! 8 класс.

Дано иллюстрированное описание эффекта электризации ленты скотча при её резком отрывании от катушки. Величина и знак заряда определялись по электрометру.

Ключевые слова: эффект электризации, электростатический заряд, электрические явления, 8 кл.

Бражников М.А. (MEI gymnasium № 625, Moscow). There is an effect! 8 grade.

We give an illustrated description of the effect of electrification of a scotch tape with its sharp tearing off from the coil. The magnitude and the sign of the charge were determined by an electrometer.

Keywords: effect of electrification, electrostatic charge, electrical phenomena, 8 grade.

10.

Коханов К.А. center@extedu.kirov.ru (ЦДООШ, г. Киров).  Поляризация света без поляроидов.

Кратко описаны эффекты поляризации света при его отражении. Представлены схемы экспериментов с простейшим оборудованием, указаны использования эффекта для производственного неразрушающего контроля, а также для изучения механических напряжений в деталях и конструкциях.

Ключевые слова: оптика, поляризация, поляроиды, исландский шпат.

Kokhanov K.A. (Center for Continuing Education. «Gifted students», Kirov). The polarization of light without polarizers.

We briefly describe the effects of polarization of light at its reflection.

The schemes of experiments with the simplest equipment are presented, uses of the effect for an industrial nondestructive control effect, as well as to study the stresses in the details and designs.   are described

Schemes of experiments with the elementary equipment are shown, uses of the effect for an industrial nondestructive control, as well as for studying mechanical pressures in details and designs are described.

Keywords: optics, polarization, polarizers, iceland spar.

11.

Белюстов В.Н. Belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты.

Кратко описаны биографии и вклад в науку и технику отечественных учёных: академика В.В. Петрова,  Г.-В. Рихмана и астронома В.А. Крата. Полные тексты и презентации представлены на диске к № 12/2011 и на сайте газеты «Физика-ПС».

Ключевые слова:  В.В. Петров, В.А. Крат, Г.-В. Рихман.

Belyustov V.N. (BEC, Borisoglebsk, Voronezh reg,). Dates to remember.

We briefly describe the biography and contributions to science and technology of national scientists: V.V. Petrov, G.-V. Richman, and astronomer, V.A. Krat. Full texts and presentations are given on the disk to № 12/2011 and on the newspaper's website «Physics-PS».

Keywords: V.V. Petrov, V.A. Krat, G.-V. Richman.

12.

Дмитриев Г.В. dgena1969@yandex.ru (МОУ НСОШ, с. Новые Шимкусы, Яльчикский р-н, Чувашская Респ.). Планшеты на уроках физики.

Представлены соображения по использованию самодельные планшетов (наборов радиодеталей, приборов и устройств)  для  фронтальной демонстрации физических явлений. Все планшеты питаются от источника пониженного напряжения в соответствии с правилами техники безопасности обращения с электрическими приборами. Наглядное представление изучаемых на уроках объектов, возможность внимательно разглядеть их, потрогать руками, посмотреть эти объекты в действии значительно повышают интерес к предмету.

Ключевые слова: самодельные планшеты, профильное образование.

Dmitriev G.V. (MEI  NSS, v. Novye Shimkus, d. Yalchiksky, Chuvash Republic). Plateson thelessonsof physics.

We present reasons on use of self-made plates (set of radio components, instruments and devices) for front demonstration of physical phenomena. All plates are fed from a source of the lowered voltage according to safety precautions regulations of the reference with electric devices.

Evident representation of the objects studied at lessons, possibility to carefully look at them, touch them, to see these objects in action significantly increase interest in the subject.

Keywords: self-made plates, vocational education.

13.

Суханькова Е.П. elena517@mail.ru (МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Типовая инструкция по правилам безопасности труда для учащихся.

По многочисленным просьбам читателей представлена типовая инструкция по правилам безопасности труда, которая вывешивается в кабинете физики.

Ключевые слова: типовая инструкция по правилам безопасности.

Suhankova E.P. (MEI SS № 12 of a name of  the Hero of the Soviet Union, I.N. Mashkarin, Orel). Typical instruction on the rules of safety for students.

According to numerous requests from readers, we represent the typical instruction on the rules of safety, which is hung out in a cabinet of physics.

Keywords: typical instruction on the rules of safety.

14.

Довгань В.Г., академик РАКЦ и АМТН  vgdovgan-svkv@mail.ru (г. Москва). Отечественная лунная одиссея. 

Продолжение воспоминаний водителя отечественных самоходных аппаратов с дистанционным управлением «Луноход» об истории их создания и работы. Презентация «Луноход-1» дана на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: Луноход.

Dovgan V.G., academician of the RAATs and AMTS (Moscow). Patriotic lunar odyssey.

We continue memories of the driver of domestic self-mobile devices with a remote control «Lunokhod»about the history of their creation and operation. Presentation of «Lunokhod-1» is given on the disk to the number 8/2011.

Keywords: Lunokhod.

15.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru, Орлов В.А., Никифоров Г.Г. (ИСМО РАО, г. Москва). Как научить решать задачи по физике и подготовить к ГИА.

Лекция 4 на базе одноимённого дистанционного курса ПУПС 16-011 (см. сайт https://edu.1sept.ru/courses/16/011/). Рассмотрены ключевые учебные ситуации (КлУС), на базе которых построены практически все задачи школьного курса физики для 7 класса по теме «Тепловые явления», 8 класс. Приведены методические указания, облегчающие обучение решению задач.

Ключевые слова: дистанционный курс повышения квалификации учителей, обучение решению задач, тема «Тепловые явления»,  8 класс.

Gendenshteyn L.E., Orlov V.A., Nikiforov G.G. (ICTM RAE, Moscow). How to learn to solve tasks in physics and to prepare for the SFA.

We present the lecture 4 on the basis of the same name of the distance course of PUPS (Pedagogical University of 1 September) 16-011 (see https://edu.1sept.ru/courses/16/011/). We consider the key educational situations (KES) based on which almost all of the tasks of the school physics course for 7 grade on the theme «Thermal phenomena», 8 grade, are built. Some methodical instructions facilitating the education of solving tasks are given.

Keywords: remote courses of improvement of qualification of teachers, educating to solve tasks, «Thermal phenomena», 8 grade.

16.

Поздравляем с юбилеем  Ольгу Валентиновну Лобареву.

Ключевые слова: юбилей, Ольга Валентиновна Лобарева.

Happy birthday, Olga!

Keywords: anniversary, Olga Valentinovna Lobareva.