1. |
Кузьмина А.Н. kuale2008@yandex.ru (МОУ СОШ № 9, г. Астрахань). Магнитное поле. Задания для усвоения знаний, 8 класс. Приведена подборка заданий из 8–10 упражнений каждое для организации учебной деятельности при изучении темы «Магнитное поле» с формулировкой целей, побуждающих ученика к деятельности либо по распознаванию, либо по воспроизведению конкретных ситуаций. Идея принадлежит С.В. Анофриковой, разработавшей обучающие программы на основе психолого-педагогической теории деятельностного подхода. Учащиеся работают с опорой на учебные карты, где прописана последовательность действий. Ключевые слова: усвоение физических знаний, магнитное поле, учебная карта, 8 класс. Kuzmina A.N. (MEI SS № 9, Astrahan). Magnetic field. Tasks for mastering knowledge, 8th grade. We give a selection of tasks from 8–10 exercises everyone for the organization of educational activity at studying of the theme «Magnetic field» with the formulation of the purposes inducing a student to activity either on recognition, or on reproduction of concrete situations. The idea belongs to S. Anofrikova, developed education programs based on psychological and educational theory of the activity approach. Students work with a support on educational cards where the sequence of actions is registered. Keywords: mastering of physical knowledge, magnetic field, educational card, 8th grade. |
2. |
Стефанова Г.П. firstpro@aspu.ru, Крутова И.А. irinkrutova@yandex.ru, Дергунова О.Ю. dergunova_olesya@mail.ru (Астраханский государственный университет, г. Астрахань). Создаём техническое устройство на уроке физики, 10-й кл. Предлагается новый метод обучения школьников через решение прикладных задач. Суть его заключается в постановке заданий, требующих самостоятельной разработки действующих технических объектов на основе обобщённого плана. Школьники выполняют задание с опорой на полученные ранее физические знания. Ключевые слова: прикладные задачи по физике, обобщённый план создания учебного технического устройства, действующая модель технического устройства, 10-й кл. Stefanova G.P., KrutovaI A., Dergunova O.Yu. (Astrakhan State University, Astrakhan). We create the technical device at a lesson of physics, 10th grade. We offer a new method of teaching students through the solution of applied tasks. Its essence consists in setting tasks demanding independent working out of operating technical objects on the basis of the generalized plan. Students carry out the task with a support on physical knowledge received earlier. Keywords: applied tasks in physics, generalized plan of creation of the educational technical device, working model of the technical device, 10th grade. |
3. |
Интентеева З.Г. unda-school@rambler.ru (МОУ ЮСОШ, с. Юнда, Балезинский р-н, Удмуртская Респ.). Урок-игра «К доске!». Внеклассное мероприятие, 10–11-й классы Предложена нетрадиционная форма интеллектуальной игры, приуроченной ко Дню космонавтики. Играют два тура командами по три человека от класса. В каждом команды отвечают на один вопрос, который они выбирают из трёх предложенных, сообразуясь с обозначенным баллом (от 3 до 5) и предметом (физика, химия, история, математика, биология, музыка, народное творчество, информатика, география, немецкий язык, литература). В финальный тур «экзамен по физике» выходят те, кто набрал наибольшее количество очков в своей команде. Ключевые слова: интеллектуальная игра, 10–11-й классы. Intenteeva Z.G. (MEI YuSS, v. UNDA, d. Balezinsky, Udmurt Rep.). Lesson-game «To the board!». Out-of-class action, 10–11th grades. We offer a nonconventional form of the intellectual game dated by Day of astronautics. Students play two rounds by commands of three persons from the class. In each round, the commands answer to one question which they choose from three proposed in accordance with the designated point (from 3 to 5) and subject (physics, chemistry, history, mathematics, biology, music, folk art, computer science, geography, German language, and literature). Those who scored the most points in his team, take part in the final round «examination in physics» Keywords: intellectual game, 10–11th grades. |
4. |
Орлова А.С., Виноградова Н.А., Плешко Н.В. nvpl@rambler.ru (ГОУ СОШ № 448, г. Москва). КВН «Защитникам Отечества», 9–10-й классы. Приведён сценарий интеллектуальной игры ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА для учащихся 9–10-х классов с использованием фрагментов песен и стихотворных текстов, написанных фронтовиками. Игра состоит из 10 конкурсов. Приложения, раздаточный материал и лист для оценок жюри даны на диске к № 12/2011. Ключевые слова: интеллектуальная игра, Великая Отечественная война, 9–10-й классы. Orlova A.S., Vinogradova N.A., Pleshko N.V. (SEI SS № 448, Moscow). KVN «Defenders of Fatherland», 9–10th grades. We give a plan of an intellectual game PHYSICS + MATHEMATICS for students of 9–10-grades with use of fragments of songs and the poetic texts written by front-line soldiers. Keywords: intellectual game, Great Patriotic War, 9–10th grades. |
5. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски. Приведены вроде как шуточные, но тем не менее вполне серьёзные вопросы школьникам из журнала «Physics Teacher». Ключевые слова: тестовые задания, ЕГЭ по-американски, сила притяжения, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, сила Архимеда, выталкивающая сила. Bogdanov K.Ju. (SEI lyceum № 1586, Moscow). Unified State Examination in an American way. We give some questions from the magazine «Physics Teacher» to students that are like as comic but nevertheless quite serious. Keywords: test tasks, USE in an American way, force of attraction, day of the spring equinox, day of the autumn equinox, Archimedean force, pushing out force. |
6. |
Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (МОУ лицей г. Рошаля, Московская обл.). Конкурсная игра «FM». Сценарий внеклассного мероприятия, 8-й класс Представлена разработка интеллектуальной игры по физике в форме телевизионной «Своей игры», правила игры, особенности проведения и ответы. Игра проводится в три тура: в первом туре 25 вопросов, во втором – 5 вопросов, в третьем – один. Презентация с переходом на вопросы по гиперссылкам представлена на диске к № 12/2011. Ключевые слова: интеллектуальная игра по физике, ТВ-игра «Своя игра», конкурс, 8-й класс. Alekseeva E.V. (MEI lyceum, Roshal, Moscow reg.). The competitive game «FM». Plan of an out-of-class action, 8th grade. We present the development of intellectual physical game in the form of television «The own game» rules of the game, feature of carrying out and answers. The game is spent in three rounds: in the first round – 25 questions in the second – 5 questions in the third – one. The presentation with transition to questions on hyperlinks is given on the disk to № 12/2011. Keywords: intellectual physical game, TV-game «The own game», competition, 8th grade. |
7. |
Чаругин В.М., проф., академик ракц charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение созвездий Геркулеса и Северной Короны из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror» Иосафата Аспина, а также астрофотографии планетарной туманности Хрустальный шар NGC 1514 в видимом и ИК-излучениях. Приведены обстоятельства частного солнечного затмения 1 июня и полного лунного затмения 15 июня по Всемирному времени (UT) Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездия Геркулеса и Северной Короны, старинный атлас «Urania’s Mirror», Иосафат Аспин, туманность Хрустальный шар, солнечное затмение, лунное затмение. Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in June. We describe the star sky, star maps in the zenith, the northern and southern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellations of Hercules and the Northern Crown, ancient atlas Urania’s Mirror», Iosafat Aspin, nebula Crystal Ball, solar eclipse, lunar eclipse. |
8. |
Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники. Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: «Шансы на встречу растут» (о поиске жизни во Вселенной), «В нанотрубках – квантовая вода» (об открытии нового состояния воды), «Озеро Восток: Антарктида» (о поисках жизни на Земле в экстремальных условиях), «Загадка лунного зеркала» (о влиянии лунной пыли на оптические эффекты). Расширенный обзор см. на диске к № 12/2011. Ключевые слова: новости науки и техники, инопланетная жизнь, встречи с инопланетянами, «зелёные человечки», жизнь на Земле в экстремальных условиях, озеро Восток, Антарктида, квантовая вода, нанотрубки, луноход, уголковый отражатель. Pigalizyn L.V. (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique. We present a review of the latest messages on the Internet on the topics: «Chances of a meeting grow» ((about the search for life in the Universe)), «In nanotubes – quantum water» (about opening of a new state of water), «Lake Vostok: Antarctica» (about the search for life on the Earth in extreme conditions), «A riddle of a lunar mirror» (about influence of lunar dust on optical effects). The expanded review is given on the disk to № 12/2011. Keywords: news of science and technique, extraterrestrial life, meetings with extraterrestrials, «green men», life on the Earth in extreme conditions, lake Vostok, Antarctica, quantum water, nanotubes, moon rover, retroreflector. |
9. |
Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (Челябинский институт путей сообщения, г. Челябинск). Практические работы по астрономии: созвездие Большой Медведицы. Предложены две практические работы на отождествление созвездий и ярких звёзд, а также определение широты места наблюдения по двум взятым Интернета. В дополнение редакция приводит физическую задачу «Гомер и Большая Медведица» также с сайта Интернета. Ключевые слова: астрономия, созвездие Большой Медведицы, практические работы по картинкам, Джошуа-Три, Аннапурна, Гомер. Kartashov V.F. (Institute of Communications, Chelyabinsk). Practical works on astronomy: the constellation Ursa Major. We offer two practical works on identification of constellations and bright stars, as well as the definition of the latitude of the place of observations at two points taken from Internet. Keywords: astronomy, constellation Ursa Major, practical works on pictures, Joshua Tree, Annapurna, Homer. |
10. |
Компанеец Л.Г. kompashka.lg@gmail.com (ГОУ СОШ № 1203, ГОУ гимназия №1566, г. Москва). Морской бой. Урок-игра, 7–10-й классы. Приведена разработка обобщающего урока, последнего в учебном году, в виде широко известной игры «Морской бой», но здесь обе команды учащихся, на которые разбивается класс, играют против учителя. Описаны правила игры, приведены около 80 вопросов для 7-го класса. Вопросы для 8-, 9- и 10-го классов даны на диске к № 12/2011. Ключевые слова: повторение изученного материала по физике, обобщающий урок, урок-игра, «Морской бой», 7–10-й классы. Kompaneyets L.G. (SEI SS № 1203, SEI gymnasium № 1566, Moscow). «Sea fight». Lesson-game, 7–10th grades. We present a development of a generalizing lesson, the last in the educational year, in the form of widely known game «Sea fight», but here, both commands of students into which the class breaks, play against the teacher. Game rules are described, about 80 questions for 7th grade are put. Questions for 8–10th grades are given on the disk to № 12/2011. Keywords: repetition of the material studied in physics, generalizing lesson, lesson-game, «Sea fight». 7–10th grades. |
11. |
Пигалицын Л.В., Народный учитель РФ levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). «Учебный физический эксперимент. Актуальные проблемы. Современные решения». xvi Всероссийская научно-практическая конференция, 28–29 января 2011 г., г. Глазов, Удмуртская Республика. Записки провинциального учителя. Сообщение о ежегодной, уже 16-й по счёту, Всероссийской НПК, посвящённой вопросам учебного физического эксперимента. Доклады всех трёх секций («Теория и практика физического учебного эксперимента», «Новые учебные опыты по физике», «Компьютер в учебном физическом эксперименте») по просьбе участников – учёных и преподавателей вузов и школ из Петербурга, Москвы, Рязани, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Кирова и других мест – были заслушаны «последовательно» за 11 «таймов» (по 50 минут) по четыре докладчика в каждом. Кратко описаны наиболее яркие идеи и эксперименты. Ключевые слова: учебный физический эксперимент, Глазов, В.В. Майер. Pigalizyn L.V., The national teacher of the Russian Federation (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). «Educational physical experiment. Actual problems. Modern solutions». The XVI All-Russia scientifically-practical conference, on January, 28-29th, 2011, Glazov, Udmurt Republic. Notes of a provincial teacher. We report about the annual, already the 16th under the account, the All-Russia SPC devoted to questions of educational physical experiment. Reports of all three sections («Theory and practice of the physical educational experiment», «New educational experiments in physics», «A computer in the educational physical experiment») have been heard «consistently» for 11 «times» (50 minutes and four lecturers for everyone «time») at the desire of participants – scientists and teachers of high schools and schools from Petersburg, Moscow, Ryazan, Chelyabinsk, Ekaterinburg, Novosibirsk, Kirov and other places. The brightest ideas and experiments are briefly described. Keywords: educational physical experiment, Glazov, V.V. Mayer. |
12. |
Альминдеров В.В. gluon@yandex.ru, Кравцов А.В., Крыштоп В.Г., Карпов О.Б. (МИК «Глюон», г. Москва). Интеллектуальный марафон-2010. Приведено сообщение о проведении очередной, XIX международной тест-рейтинговой олимпиады «Интеллектуальный марафон-2010» (10–17 октября 2010 г., полуостров Халкидики, Греция), которую организует международный интеллект-клуб «Глюон». Одарённые школьники из России, Казахстана и Норвегии, проявляющие интерес к фундаментальным наукам, соревновались в командных и индивидуальных турах по математике, физике, истории научных идей и открытий, экологии и биологии. Названы победители, указан сайт, где размещена информация о прошлых и планируемых турнирах. Приведены задачи (с ответами), предлагавшиеся в командных соревнованиях по истории научных идей и открытий в физике. Ключевые слова: физическая олимпиада, интеллектуальный марафон, МИК «Глюон». Alminderov V.V., Kravtsov, A.V., Kryshtop V.G., Karpov O.B. (I IC «Gluon», Moscow). We give the message on carrying out the next, XIX, international test-rating Olympiad Keywords: physical olympiad, intellectual marathon, I IC «Gluon». |
13. |
Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета.) Ответы экспертов на вопросы: Какая решётка для приготовления жареного мяса (барбекю) во время дождя быстрее покроется ржавчиной: горячая или холодная? Почему соус из чёрной смородины, приправа к жареной баранине, не замёрз в морозилке, пролежав там целый месяц? Почему наощупь банка с водой кажется холоднее, чем банка с уксусом? Ключевые слова: тепловые явления, агрегатные состояния вещества, точка замерзания, теплопроводность. Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English). We give the answers of experts to questions: what grill for cooking roast meat (barbecue) during a rain will be faster covered with rust: hot or cold? Keywords: thermal phenomena, aggregate states of matter, freezing point, heat conductivity. |
14. |
Коханов К.А. center@extedu.kirov.ru (ЦД ООШ, г. Киров). Кировский турнир им. М.В. Ломоносова-2010. Избранные задачи по физике, 7–8-й классы. Окончание публикаций задач по физике, предлагавшихся на Турнире им. М.В. Ломоносова Кировской области (2009, 2010 гг.), а также задач муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике (2008, 2009 гг.). К соревнованиям допускались школьники 7–8-х классов из школ г. Кирова и близлежащих населённых пунктов. Вместе с задачами по физике участники турнира из 8-х классов выполняли задания по биологии, математике и химии. Ключевые слова: решение задач, Кировский турнир им. М.В. Ломоносова, плотность, экспериментальные задачи, кинематика, динамика, блоки, правило рычага, оптические иллюзии, агрегатные состояния воды, геометрическая оптика, электрические схемы, параллельное и последовательное соединение резисторов, 7–8-й классы. Kokhanov K.A. (Center for Continuing Education. «Gifted students», Kirov). The Kirov tournament of a name of M.V.Lomonosov-2010. Selected Tasks in Physics, 7–8th grades. We finish the publication of the tasks on physics, offered at the on M.V. Lomonosov Tournament in the Kirov region (2009, 2010), as soon as the tasks of the municipal stage of the All-Russian olympiad of students in physics (2008, 2009.). The students of 7–8th grades from schools of Kirov and nearby settlements were permitted to these competitions. Together with tasks in physics, the participants of the tournament from 8th grade carried out tasks in biology, mathematics and chemistry. Keywords: solving tasks, The Kirov tournament of a name of M.V. Lomonosov, density, experimental tasks, kinematics, dynamics, blocks, rule of the lever, optical Illusions, aggregate states of water, geometrical optics, electrical circuits, parallel and serial connection of resistor, 7–8th grades. |
15. |
Козлов В.А., Соловейчик Т.А. T.Soloveychik@yandex.ru (г. Москва). Парусная яхта в полный штиль на реке. Предложена задача: можно ли на парусной яхте в безветренную погоду перебраться на другой берег реки, если нет ни весла, ни двигателя, но течение реки довольно сильное? Хотя на первый взгляд ответ очевиден: «Нет!», – качественные рассуждения показывают, что яхта может двигаться, причём довольно быстро. Ключевые слова: подъёмная сила, парусная яхта, относительная скорость, абсолютная скорость, закон Бернулли. Kozlov V.A., Soloveitchik T.A. (Moscow). A sailing yacht in the complete calm river. We offer a task: whether it is possible to cross on the sailing yacht the river in calm weather, if there are no oars, no engine, but a fairly strong current of the river? Though at first sight, the answer is obvious: "No!" – qualitative arguments show that a yacht can move, and quickly enough. Keywords: lifting force, sailing yacht, relative velocity, absolute velocity, law of Bernoulli. |
16. |
Как это устроено? Досмотр на наличие оружия. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.) Популярно описаны установки выборочного досмотра в аэропортах, позволяющие с помощью излучений СВЧ- и рентгеновского диапазонов строить объёмные электронные изображения, на которых легко обнаруживаются спрятанные под одеждой и даже проглоченные металлические предметы, а также взрывчатые вещества. Ключевые слова: досмотр в аэропорту на наличие оружия и взрывчатых веществ, безопасность пассажиров, СВЧ-изображение, рентгеновское изображение, виртуальное объёмное изображение. How does it work? Examination on weapon presence (trans. from English. N.D. Kozlova). We popularly describe installations of selective examination at airports allowing by means of radiations of microwave and x-ray ranges to build volume electronic images, on which hidden under clothes and even swallowed metal subjects as well as explosives are easily found out. Keywords: Examination at an airport on presence of weapon and explosives, passenger safety, microwave image, x-ray image, virtual volume image. |
17. |
Юбилей Гузель Хайдаровны Нигматуллиной. Поздравляем с юбилеем Гузель Хайдаровну Нигматуллину. Ключевые слова: юбилей, Гузель Хайдаровна Нигматуллина. Happy birthday, Guzel! Keywords: anniversary, Guzel Haydarovna Nigmatullina.. |
18. |
Герман О. OGerman@mint.bbdo.ru (Оргкомитет конкурса Сименс). V Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников «Инновации для устойчивого развития» Сообщение о результатах конкурса научно-инновационных проектов для старшеклассников «Инновации для устойчивого развития», который проводится компанией «Сименс» в рамках международной образовательной Программы «Поколение-21». В конкурсе, который проводился с сентября 2010 г. по март 2011 г., участвовали около 1000 общеобразовательных школ, колледжей и техникумов, а также 15 вузов из всех федеральных округов России. Тема следующего конкурса «Технологии для модернизации России», приглашаются желающие (сайт www.scienceaward.siemens.ru). Ключевые слова: научно-инновационные ученические проекты, конкурс компании «Сименс», «Инновации для устойчивого развития». Herman O. (Organizing committee of competition Siemens). V All-Russian competition of science and innovation projects for high school students «Innovations for sustainable development». We report on the results of the competition of scientific and innovative projects for high school students «Innovations for sustainable development», which is spent by the company «Siemens» within the limits of the international educational program «Generation-21». In competition which was spent from September, 2010 till March, 2011, participated about 1000 schools, colleges and technical schools and 15 institutions of higher education from all federal districts of Russia. Keywords: scientific and innovative student projects, competition of the company «Siemens», «Innovations for sustainable development». |