1. |
Ковалева С.Я. svekova@mail.ru (ПАПО Московской обл., г. Москва). Об ученической исследовательской и проектной деятельности. Сделан краткий обзор способов организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Сформулированы советы тем, кто впервые столкнулся с таким видом деятельности и пытается быть для школьников не только учителем на уроках, но и квалифицированным наставником в их творческой деятельности. Ключевые слова: ученическая проектная деятельность, исследовательская деятельности учащихся, портфолио. Kovaleva S.YA. (PAPE, Moscow region, Moscow). About students research and project activity. We briefly review ways to organize the project and research activity of students. Councils are formulated to those who first encounters this type of activity and tries to be for students not only a teacher in the classroom, but also a qualified mentor in their creative activities. Keywords: project activity of students, research activity of students, portfolio. |
2. |
Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (МОУ лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.). Ученический мини-проект как форма обучения. Представлена авторская методика организации учебного проекта – разработки демонстрационного опыта, который учащиеся выполняют в течение учебного года индивидуально или в группах. Подробно описаны задания, приведена инструкция для учащихся. В качестве примера на диске к № 4/2011 представлены в виде презентаций и сопровождающих их видеороликов результаты трёх ученических проектов по темам «Плотность жидкостей», «Капиллярные явления», «Тепловое расширение». Ключевые слова: ученические проекты, занимательные физические опыты. Alekseeva E.V. (MEI lyceum of a name of the Hero of the Soviet Union V.V. Gusev, Roshal, Moscow reg.). Student mini-project as a form of learning. We present the author's method of organizing the training project – the development of a demonstration experiment that the students carry out during the school year, either individually or in groups. The tasks are described in details, the instruction for students is given. As an example, on the disk to № 4/2011, the results of three student projects on «Density of liquids», «Capillary phenomena», and «Thermal expansion» are presented in the form of presentations and videoclips accompanying them. Keywords: student projects, entertaining physical experiments. |
3. |
Сокольская Л.Н. esokolskaya78@gmail.com (ФСОШ, п. Фруктовая, Луховицкий р-н, Московская обл.). Физика и дорожная безопасность. Проект урока. Предложен сценарий нестандартного урока в виде пресс-конференции (ролевой игры) по теме «Физика и дорожная безопасность», целью которого является выработка осознанной необходимости соблюдения правил дорожного движения, воспитание законопослушности и ответственности за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом, формирование коммуникативной компетентности. Предлагаемый материал можно использовать целиком или по частям на уроках физики, классных часах, при проведении аргументированных бесед с учащимися по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Дана подборка расчётных задач по теме, которые можно решать на уроке с последующим обсуждением полученного результата, а также подборка качественных задач-вопросов, которые можно включать в различные этапы урока. Полная подборка задач представлена в электронном виде на диске к № 4/2011. Ключевые слова: ученический проект, урок-пресс-конференция, темы «Прямолинейное равномерное движение», «Равноускоренное прямолинейное движение», «Оптика», тормозной путь, дистанция безопасности, человеческий глаз, 9–11 классы. Sokolskaya L.N. (FSS, v. Fruktovaya, Lukhovitsky d., Moscow region). Physics and road safety. The project of the lesson. We offer a plan of a non-standard lesson in the form of press conference (role playing game) on the topic «Physics and road safety», whose goal is to develop a conscious need to respect the rules of road users, education of law-abiding and the responsibility for own life and a life of the people, living beside, formation of communicative competence. The proposed material can be used whole or in part on the physics lessons, classroom hours, during reasoned discussions with students to prevent road traffic injuries. A selection of calculation tasks on a topic that can be solved in the classroom followed by discussion of the received result, as well as a selection of qualitative tasks-questions which can be included in various stages of a lesson is given. The full selection of tasks is presented in an electronic form on the disk to № 4/2011. Keywords: student project, lesson – press conference, topics «Rectilinear uniform motion, «Uniformly accelerated rectilinear motion» «Optics», brake way, safety distance, human eye, grades 9–11. |
4. |
Попова Куннэй (ученица 11-го класса, МОУ Чурапчинская улусная гимназия, с. Чурапча, Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия)). Использование солнечного коллектора для обеспечения жителей тёплой водой в условиях Якутии. Руководитель – учитель физики М.И. Хоютанова q_maria532@rambler.ru Описан ученический исследовательский проект, отмеченный в числе семи лучших на IV Всероссийском конкурсе научно-инновационных проектов для старшеклассников «Технологии повышения эффективности на производстве и в жизни» в рамках международной образовательной программы «Поколение 21» компании «Siemens» (2009/2010 г.). Работа представляет собой научно-экспериментальное исследование ученика сельской школы. Изучены факторы, приводящие к ухудшению экологии и исчерпанию лесных ресурсов. Экспериментально исследованы свойства солнечного коллектора для выработки тепла, предложена конструкция альтернативного источника тепла, который в конкретных условиях Якутии может использоваться как экономически выгодная установка для подогрева воды в быту. Полный оригинальный текст с иллюстрациями размещён на диске к № 4/2011. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, солнечный коллектор, 11 класс. Popova Kunney (student-girl of 11th grade, MEI, Churapcha ulus gymnasium, v. Churapcha, Churapcha ulus, Republic of Sakha (Yakutia)) We describe the student's research project, noted among the seven best at the IV All-Russian competition of scientifically-innovative projects for high school students «Technologies to improve efficiency at work and in life» within the limits of the international educational program «Generation 21» of the company «Siemens» (2009/2010). This work represents a scientific and experimental study of a rural school student. The factors leading to environmental degradation and exhaustion of wood resources are studied. Properties of a solar collector for development of heat are experimentally investigated; a construction of an alternative source of heat, which in specific conditions of Yakutia may be used as an economic installation for heating water in the home. The full original text with illustrations is placed on the disk to 4/2011. Keywords: student research project, solar collector, grade 11. |
5. |
Белобаев Даниил, Шестериков Дмитрий (ученики 7-го класса, МОУ ДОД Тазовский районный ДТДиЮ, п. Тазовский, ЯНАО). Плавающий автономный перерабатывающий комплекс. Рук. С.А. Кунин kunin_taz@mail.ru Описан ученический исследовательский проект, удостоенный диплома II степени в номинации «Теоретические проекты» на Всероссийском этапе международного конкурса на лучший школьный проект «Энергия и среда обитания», посвящённый окружающей среде, энергии и климату. Конкурс проводится в рамках международного образовательного проекта SPARE и всемирной декады ООН «Образование для устойчивого развития» при поддержке Норвежского общества охраны природы и Европейской сети развития устойчивой энергетики (INFORSE Europe). Проведён инженерный расчёт мощности эффективной гидроэнергетической установки, которая может использоваться без ухудшения экологии природы на плавсредствах с размещёнными на них небольшими перерабатывающими цехами. Выполнен макет такой установки, сделаны практические выводы. Полный оригинальный текст с иллюстрациями размещён на диске к № 4/2011. Ключевые слова: ученический исследовательский проект, гидроэнергетическая установка, экология, 7 класс. Belobaev Daniel, Shesterikov Dmitry (students, 7th grade, MEI AEC, Tazovsky regional HCCY, v. Tazovsky, YNAR). Floating independent processing complex. Chief S.А. Kunin. We describe a student's research project awarded the diploma of II degree in the nomination «Theoretical projects» at the All-Russia stage of the international competition for the best school project «Energy and environment» devoted to an environment, energy and a climate. The competition is spent within the limits of the international educational project SPARE and World decade of the United Nations «Formation for stable progress» at support of the Norwegian society for Nature conservation and the European network of progress of stable power (INFORSE Europe). An engineering calculation of the power of an efficient hydroelectric installation which can be used without the environmental degradation of nature by floating facilities with small processing workshops placed on them is carried out. A design of such a facility is completed; some practical conclusions are made. Keywords: student research project, hydropower installation, ecology, 7th grade. |
6. |
Денисова И.Э. irina.e.denisova@gmail.com (АСОШ № 3, г. Андреаполь, Тверская обл.). Электронные учебные пособия: ученическая проектная деятельность. Рассмотрено создание новых электронных пособий учителем совместно с учениками с целью повышения мотивации к учению. Обоснованы актуальность и преимущества данного новаторского подхода к обучению. В качестве примера приведены DVD-фильм «Атмосфера и атмосферное давление» (созданный учениками 7 класса) и презентация «Физика природных явлений (ученица 9 класс), которые размещены на диске к № 4/2011. Ключевые слова: ученические проекты, электронные учебные пособия, атмосфера и атмосферное давление. Denisova I.E. (ASS № 3, Andreapol, Tver region). Electronic manuals: student's design activity. We consider the creation of a new e-book by a teacher and his students in order to increase motivation for learning. The urgency and the benefits of this innovative approach to learning are proved. As an example, the DVD-movie «The atmosphere and the atmospheric pressure» (created by students of grade 7) and the presentation of «Physics of natural phenomena» (a girl-student of grade 9) are available on the drive to № 4/2011. Keywords: student projects, electronic manuals, atmosphere and atmospheric pressure. |
7. |
Майер В.В., проф. varaksina_ei@list.ru (ФГОУ ГГПИ, г. Глазов, Удмуртская Респ.). 4. Механические колебательные системы. Четвёртая статья серии «Школа проф. В.Майера». Представлена модель школьного урока, посвящённого механическим колебательным системам. Введены основные понятия колебательного движения. Рассмотрены нитяной, математический, пружинный и изгибный маятники. Показан способ получения осциллограммы колебания. Даны методические рекомендации. Ключевые слова: механические колебания, математический, физический, нитяной, пружинный, изгибный маятники, 11 класс. Mayer V.V., prof. (FSEI, Glazov SPI, Glazov, Rep. Udmurtia). 4. The educational theory of mechanical fluctuations. We give the fourth article of the series «School of professor. B. Mayer». The model of the school lesson devoted to mechanical vibrational systems is presented. The basic concepts of vibrational motion are introduced. A thread, mathematical, spring, and bending pendulums are considered. A way of obtaining an oscillogram is shown. Some methodical recommendations are given. Keywords: mechanical fluctuations, mathematical, physical, thread, spring, bending pendulums, 11th grade. |
8. |
Камзеева Е.Е. kamzeeva@mail.ru (ЮОУО, ФИПИ, г. Москва), автор-составитель. Тренировочный вариант ГИА-2011. Представлены инструкция по выполнению работы, необходимые для выполнения заданий справочные данные, тексты заданий, критерии оценивания выполнения заданий, ответы к заданиям ч. 1 и 2. Ключевые слова: решение задач, государственная итоговая аттестация, ГИА, 9 класс. Kamzeeva E.E. (SDOE, F I PM, Moscow), author-composer. Training variant of the SFA-2011. We give instructions on the work, necessary for performance of tasks reference data, texts of the tasks, criteria of estimation of the performance of the tasks, answers to the tasks of the part 1 and 2. Keywords: solving tasks, state final attestation, 9th grade. |
9. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). Как увидеть 50 Гц? Показано, как с помощью нехитрого эксперимента – нитяного маятника, грузом которого является светодиод, продемонстрировать частоту переменного сетевого тока и определить скорость движения маятника. Ключевые слова: эксперимент, светодиод, колебания, нитяной маятник. We use a simple experiment – a thread pendulum with a light-emitting diode as a cargo – to show the frequency of the variable network current and to define the speed of movement of the pendulum. Keywords: experiment, light-emitting diode, vibrations, thread pendulum. |
10. |
Генденштейн Л.Э. genden@list.ru, Орлов В.А.karla886@chgnet.ru, Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru (ИСМО РАО, г. Москва). Как научить решать задачи по физике и подготовить к ГИА. Лекция 3 на базе одноимённого дистанционного курса ПУПС 16-011 (см. сайт https://edu.1sept.ru/courses/16/011/). Рассмотрены ключевые учебные ситуации (КлУС), на базе которых построены практически все задачи школьного курса физики для 7-го класса по темам «Силы трения», «Силы давления и давление», «Давление в жидкости. Выталкивающая сила», «Блоки», «Условия равновесия тела», «“Золотое правило” механики и КПД». Приведены методические указания, облегчающие обучение решению задач. Ключевые слова: дистанционный курс повышения квалификации учителей, обучение решению задач, темы: «Силы трения», «Силы давления и давление», «Давление в жидкости. Выталкивающая сила», «Блоки», «Условия равновесия тела», «“Золотое правило” механики и КПД», 7-й класс. Gendenshteyn L.E., Orlov V.A., Nikiforov G.G. (ICTM RAE, Moscow). How to learn to solve tasks in physics and to prepare for the SFA. We present the lecture 3 on the basis of the same name of the distance course of PUPS (Pedagogical University of 1 September) 16-011 (see https://edu.1sept.ru/courses/16/011/). Key educational situations (KES) based on which are built almost all of the tasks of the school physics course for 7th grade on the themes «Forces of friction»», «Pressure forces and the pressure», «Pressure in fluid. Archimedean force», «Blocks», «The equilibrium conditions of a body», and «"The golden rule" of mechanics and the efficiency» are considered. Some methodical instructions facilitating the education of solving tasks are given. Keywords: remote courses of improvement of qualification of teachers, educating to solve tasks, themes: «Forces of friction», «Pressure forces and the pressure», «Pressure in fluid. Archimedean force», «Blocks», «Equilibrium conditions of a body», «"The golden rule" of mechanics and the efficiency», 7th grade. |
11. |
Компанеец Л.Г. kompashka.lg@gmail.com (ГОУ СОШ № 1203, гимн. № 1566 «Марьинская», г. Москва). Эволюция скафандров. Описаны требования к конструкции космического скафандра и эволюция этого устройства. Современный космический скафандр представляет собой маленький автономный космический аппарат, в котором космонавт может проводить до 15 часов в сутки в открытом космосе. Самые лучшие в мире скафандры делают в России на НПП «Звезда». Неугомонные жители Земли продолжают искать ответ на вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?». Одна из основных проблем отправления марсианской экспедиции – надёжность, вероятность возвращения экипажа. А значит, эволюция космических скафандров продолжается. Ключевые слова: космические скафандры, «Орлан», «Ястреб», «Беркут», «Сокол», «Кречет», НПП «Звезда». Kompaneyets L.G. (SEI, SS № 1203, gymn. №1566, gymnasium № 1566 «Marinskaya», Moscow). The evolution of scaphandres. We describe the requirements for the design of a scaphandre and the evolution of this device. The modern scaphandre is a small autonomous spacecraft in which an astronaut can hold up to 15 hours a day in the open space. The best scaphandres in the world are produced n Russia on the research-and-production enterprise «Zvezda. Restless Earth's inhabitants continue to search for the answer to the question «Is there a life on Mars?» One of the main problems of sending the expedition to Mars is the reliability, the probability of returning of the crew. So, the evolution of space scaphandres is going on. Keywords: space scaphandres, «Orlan», «Hawk», «Golden eagle», «Falcon», «Merlin», research-and-production enterprise «Zvezda». |
12. |
Поздравляем с юбилеем Марию Викторовну Канаичеву! Ключевые слова: юбилей, Мария Викторовна Канаичева. Happy birthday, Maria! Keywords: anniversary, Maria V.Kanaicheva. |
13. |
Трубачеева С.А. alagui_school@mail.ru (дер. Алагуй, Ольхонский р-н, Иркутская обл.). Ребусы «Космические корабли». Представлено 7 ребусов на тему «Космические корабли» с несложными рисунками, которые вполне под силу выполнить любому учителю. Ключевые слова: ребусы, материал к уроку, космические корабли. Trubacheeva C.A. (v. Alagui, Ol'khonskii d., Irkutsk reg.). «Rebuses Spaceships». We present 7 rebuses on the theme «Spaceships» with simple pictures that can be performed by any teacher Keywords: Rebuses, material for the lesson, spaceships. |
14. |
Белюстов В.Н. Belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Отечественная космонавтика в датах. К международному Дню космонавтики 12 апреля 2011 г., когда исполняется 50 лет первого полёта человека, Ю.А. Гагарина, в космос, сделана подборка дат, значимых в истории отечественной космонавтики. В печатном виде приводится в сокращении, полный текст, дополненный датами трагических событий в этой истории, даётся на диске к № 4/2011. Ключевые слова: день космонавтики, 50 лет со дня полёта в космос Ю.А. Гагарина, история космонавтики. Belyustov V.N. (Borisoglebsk, Voronezh reg,). Domestic astronautics in dates. Keywords: Day of astronautics, 50 years from the date of flight in space of JU.A.Gagarin, history of space exploration. |