1.

Мишарина Т.В. (МОУ гимн. № 1, г. Сыктывкар, Респ. Коми). Вынужденные электромагнитные колебания. Урок изложения нового материала с компьютерной поддержкой, 11-й кл.

Представлен сценарий урока изложения нового материала на тему «Вынужденные электромагнитные колебания» по УМК Г.Я. Мякишева. В ходе урока используется компьютерная поддержка (презентация приводится как электронное приложение к № 23 и на диске к № 22), проводится натурный демонстрационный эксперимент, решаются задачи.

We present a plan of a lesson of presentation of a new material on the theme «Forced electromagnetic vibrations» according to TMP (training-methodical package) by G.Ja. Mjakishev. During the lesson the computer support is used (the presentation is given as the electronic appendix to № 23 and on the disk to № 22), a natural demonstration experiment is conducted, and tasks are solved.

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», тема «Электромагнитные колебания», урок изучения нового материала, компьютерная поддержка урока, 11 класс

2.

Бугaёва Л.И. (учитель информатики) <school45@beluo.ru>, Королёва С.А. (учитель  физики) <korolevasvetlana1@rambler.ru> (МОУ СОШ № 45, г. Белгород). Гордиев узел. Викторина. Интегрированное внеклассное занятие  с использованием интерактивной доски, 7-й кл.

Представлен сценарий занятия-викторины, конспект которого признан лучшим на школьном конкурсе конспектов в 2010 г. Занятие было показано на семинаре «Формирование информационных компетенций учащихся средствами ИКТ на интегрированных занятиях» учителей информатики и ИКТ, слушателей Белгородского РИПКиППС в феврале 2010 г. с целью демонстрации эффективности системы работы. В ходе занятий организуется групповая работа с компьютером.

We present a plan of a lesson-quiz, summary of which is named the best in the school competition of abstracts in 2010. This lesson was demonstrated at the seminar «Building information competencies of students with ICT (information and computer technology) facilities in the in integrated classes» for teachers of computer science and ICT from Belgorod Institute of Postgraduate in February 2010 to demonstrate the effectiveness of the work. During the sessions, the group work on a computer is organized.

Ключ. слова: игровые формы обучения, внеурочное мероприятие по физике и информатике, темы «Атмосферное давление», «Устройство компьютера», «Графики и диаграммы», групповые формы работы, интерактивная доска, 7 класс.

3.

Бажина Г.Г. <baginagalina@mail.ru> (МОУ гимназия № 11, г. Красноярск). Динамика движения тела по окружности. Урок обобщения с компьютерной поддержкой, 10-й кл.  

Урок формирования ключевых компетенций учащихся был представлен учителям физики в рамках городской  творческой площадки «Способ диалектического обучения». Педагогические технологии: групповая работа, компьютерная поддержка (презентация с видеофайлами приводится как электронное приложение к № 23 и на диске к № 22).

We show a lesson of formation of key competences of students presented to teachers of physics within the limits of a city creative platform The way of dialectic training». Pedagogical technologies: group work and computer support are described (the presentation with video files is given as an electronic appendix to № 23 and on the disk to № 22).

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», тема «Динамика движения тела по окружности», : обобщающий урок, видеозадачи на уроках физики, 10 класс.

4.

Лимонова С.А. <limonova.svetlana@yandex.ru> (МОУ Сосновская СОШ, с. Сосновка,  Заринский р-н, Алтайский кр.). Испарение и конденсация. Личностно-ориентированный урок усвоения знаний с компьютерной поддержкой, 8-й кл.

Представлен сценарий урока с использованием компьютерной презентации (презентация приводится как электронное приложение к № 23 и на диске к № 22), организована групповая экспериментальная работа, решение качественных задач, рефлексия.

We give the plan of a lesson with use of computer presentation (the presentation is given as an electronic appendix to № 23 and on the disk to № 22), A group experimental work, decision of qualitative tasks, and reflection are organized.

Ключ. слова: компьютерная поддержка урок физики, тема «Испарение и конденсация», 8 класс.

5.

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru> (лицей № 1586, г. Москва). Следы от луж на асфальте.

Рассмотрена задача «из жизни»: почему при высыхании лужи на асфальте или лужицы жидкости на тарелке остаются контуры? Привлечён  материал школьного курса о капиллярных явлениях,  формула Томсона для давления насыщенного пара на искривлённой поверхности.

We consider a task «from the life»: why contours remain at a pool drying on asphalt or a puddle of liquid on a plat?

Ключ. слова: молекулярная физика, капиллярные явления.

6.

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru> (лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски. Задания на экзамене в школах США (профильный курс физики AP Physics C).

Приведены тексты заданий с выбором ответы и коды ответов.

We give the texts of tasks with a choice of answers and codes of answers.

Ключ. слова: решение задач, ЕГЭ по физике.

7.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в январе.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены  созвездия Овна и  Северной Мухи из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror» (1825) Иосафата Аспина, а также фотография Туманности NGC 2264 – гигантского газово-пылевого комплекса со скоплением молодых звёзд в созвездии Единорога.

We describe the star sky, give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon, and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams. The engraving of constellations of the Aries and Northern Fly from the ancient atlas «Urania’s Mirror» (1825) by Jehoshaphat Aspin as well as the photo of the Nebula NGC 2264 - a giant gas-dust complex with accumulation of young stars in the constellation Monoceros are presented.

Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Дельфина, первое послание земной цивилизации.

8.

Ерин Ю. Нобелевские лауреаты по физике-2010.

Популярное изложение сути работ по графену Нобелевских лауреатов Андрея Гейма   и Константина Новосёлова.

We popularly describe the essence of the work on graphene conducted by Nobel laureates Andrew Geim and Konstantin Novoselov.
.
Ключ. слова: нобелевские лауреаты по физике, Андрей Гейм, Константин Новосёлов, графен, наноматериал, двумерные наноплёнки.

9.

Карташов В.Ф. <kartash@cspu.ru> (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Составлена задача на определение скорости джета по серии фотографий выброса из пульсара в созвездии Парусов.

We offer a task compiled to determine the speed of the jet by a series of photographs of the emission of the pulsar in the constellation of Sails.

Ключ. слова: астрономия, пульсар, решение астрономических задач по картинкам.

10.

Гусев Г.А. <gusevgag@mail.ru> (ФИАН им. П.Н. Лебедева, г. Москва). Критический взгляд на глобальное потепление.

Окончание обзора, рассматривающего влияние человека на глобальное потепление. Рассматриваются современные климатические модели. Приведены схема и карта с некоторыми экологическими следствиями глобального потепления. Делается вывод о ничтожной роли человеческой деятельности в ход глобальной температуры на Земле.

We give the end of review, considering a human influence on global warming. The modern climate models are considered. The scheme and the map with some ecological consequences of global warming are shown. The conclusion about an insignificant role of human activity in the course of the global temperature on the Earth is done.

Ключ. слова: глобальное потепление, методология науки, математические модели физических явлений.

11.

Камзеева Е.Е. <kamzeeva@mail.ru>, Демидова М.Ю. <demidovaktv1@yandex.ru>, проф. Пурышева Н.С. <n-pourych@mtu-net.ru>, проф. Важеевская Н.Е. (ФИПИ, г. Москва). Аналитический отчёт по результатам ГИА по физике 2010 г.

 Приведена краткая характеристика КИМ ГИА-2010, основные результаты сдачи экзамена по физике, подробный анализ  выполнения экзаменационной работы по сериям («Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления») с характерными примерами, а также даны рекомендации по подготовке к ГИА-2011.

We present a brief description of KIM GIA-2010 (that is, the tasks of the State Final Attestation-2010), the main results of the exam in physics, a detailed analysis of performance of the examination work on the series («Mechanical phenomena», «Thermal phenomena», «Electromagnetic Phenomena», and «Quantum Phenomena»), with typical examples, as well as we give recommendations on preparing for GIA-2011.

Ключ. слова: ГИА по физике, решение задач.

12.

Князев А.А. <knf@sgu.ru> (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Страх перед пожарами и мифы.

Обсуждается старое, но устойчивое поверье о возможности возникновения пожара от наполненных водой бутылок или других небольших выпуклых ёмкостей, выставленных на солнце. Со ссылкой на авторитетных авторов утверждается, что в реальных условиях водяные линзы небольших размеров и плохого (неоптического) качества не могут поднять температуру бумаги или дерева до порога возгорания. Обсуждаются физические причины явления (поглощение ИК-излучения, малые размеры, рассеяние тепла предметом, движение источника и несовершенство формы.

We discuss an old, but sustained belief about the possibility of fire from the water-filled bottles or other small convex containers exposed to the sun. With reference to the authoritative authors, we argue that, in real conditions, water lens of small dimensions and bad (non-optical) quality can not raise the temperature of paper or wood to the threshold of ignition. The physical causes of the phenomenon (absorption of infrared radiation, small dimensions, dispersion of heat by the subject, motion of the source, and an imperfect form) are discussed.

Ключ. слова: пожары, природные возгорания, собирательное стекло.

13.

Генденштейн Л.Э. <genden@list.ru>, Орлов В.А. <karla886@chgnet.ru>, Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ИОСО РАО, г. Москва). Как научить решать задачи по физике и подготовить к ГИА.

Рассмотрены ключевые учебные ситуации (КлУС), на базе которых построены практически все задачи школьного курса физики для 7-го класса по темам «Механическое движение», «Плотность вещества», «Давление», «Жёсткость пружины и взвешивание на пружинных весах», «Сила тяжести и сила нормальной реакции». Приведены методические указания, облегчающие обучение решению задач.

We consider key educational situations (KES) on the basis of which almost all of the tasks of school physics course for grade 7 on the themes «Mechanical Movement», «The density of matter», «Pressure», «Rigidity of a spring and weighing on spring weights», «Force of gravitation and the force of normal reaction» are constructed. The methodical instructions facilitating the education of solving tasks are given.

Ключ. слова: задачи: ключевые учебные ситуации, обучение решению задач, ГИА, «Механическое движение», «Плотность вещества», «Давление», «Жёсткость пружины и взвешивание на пружинных весах», «Сила тяжести и сила нормальной реакции».

14.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета)

Рассмотрены геомагнитные бури как причина появления ложных световых сигналов на железнодорожных светофорах.

We consider geomagnetic storms as a reason for occurrence of false light signals on railway traffic lights.

Ключ. слова: геомагнитные бури,  сбои железнодорожной сигнализации.

15.

Как это устроено? Микродвигатели. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан принцип работы микроэлектродвигателей, применяющихся в бытовых гаджетах: аудиоплеерах, сотовых телефонах, видеокамерах.

We popularly describe the working principle of microelectric motors that are used in everyday gadgets: audio players, mobile phones, and videocameras.

16.

Поздравляем с юбилеем Максименко Анатолия Васильевича.

Happy birthday, Anatoly!

Ключ. слова: юбилей, Максименко Анатолий Васильевич.

17.

Поздравляем с юбилеем Авдееву Людмилу Григорьевну!

Happy birthday, Ljudmila!

Ключ. слова: юбилей, Авдеева Людмила Григорьевна.