1.

Шипченко М.И. <schipchenko@yandex.ru> (СОШ № 18, г. Ирбит, Свердловская обл.). Межпредметные связи курсов физики и математики.

Предложен вариант совмещения смежных школьных курсов – физики и математики. Сформулированы общие и частные требования к уровню подготовки учащихся по математике, помогающие облегчить восприятие курса физики и интегрировать эти курсы.

We offer a variant of combining adjacent school courses – physics and mathematics. The general and special requirements to the level of preparation of students learning in mathematics which help to facilitate perception of the course of physics and to integrate these courses are formulated.

Ключ. слова: межпредметные связи, физика, математика.

2.

Дроздов В.Б. (г. Рязань). Межпредметные задачи: ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА. Предложены пять задач, демонстрирующие существенно разный подход физиков и математиков к их решению.

We offer five tasks showing essentially different approaches of physicists and mathematicians to solve them.

Ключ. слова: решение задач, темы «Оптика», «Электродинамика», «Механика».

3.

Павлюк Г.Н. <pavlyuk.galina@yandex.ru> (МОУ гимн. № 1 имени м.и. Пенькова, г. Миллерово, Ростовская обл.). Функциональная зависимость. Интегрированный урок решения задач МАТЕМАТИКА + ФИЗИКА, 7  кл.

Показано, как, используя информационные технологии, с помощью занимательных и экспериментальных задач можно обобщить и повторить тему «Функциональная зависимость». Статья ориентирована на творческих учителей, которые своей задачей ставят развитие творческого потенциала учащихся в результате совместной деятельности с учащимися на уроке. Презентация  к уроку дана в электронном виде на диске к № 22.

We show how, using information technologies, by means of interesting and experimental problems it is possible to generalize and repeat the theme «Functional dependence». The article focuses on creative teachers who make their duty to develop the creative potential of students as a result of joint work with students in the classroom. The presentation to the lesson is given in electronic form on the disk to № 22.

Ключ. слова: урок решения задач, интегрированный урок МАТЕМАТИКА + ФИЗИКА, групповая работа, компьютерная поддержка урока, 7 класс.

4.

Родионова О.Э. <ssergej@zaoproxy.ru> (МОУ лицей № 34, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.) Графики кипения и конденсации. Самостоятельная работа, 8 кл.

Даны два варианта самостоятельной работы с графической задачей и 18 вопросами к ней по теме «Кипение и конденсация».

We give two variants of independent work with a graphic task and 18 questions to it on the theme «Boiling and condensation».

Ключ. слова: решение графических задач, тема «Тепловые явления», 8 кл.

5.

Смирнова Т.Ю. <tatiana-smirnova@mail.ru> (ГОУ СОШ № 1176, г. Москва),. Юмашев М.М. <mmymashev@hotmail.com> (МОУ лицей № 1, г. Подольск, Московская обл.). Прямая пропорциональность и закон Гука. Интегрированный урок объяснения нового материала ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА, 7  кл.

Продемонстрирован неимитационный метод активного обучения, когда формирование новых знаний по математике осуществляется эмпирически через выполнение лабораторной работы по физике. При этом не только осуществляется деятельностный подход к обучению, но и закрепляется связь между абстрактными математическими функциями и их применением в быту и технике. Презентация и раздаточный материал (лабораторные работы № 1, № 2, № 3) даны в электронном виде на диске к № 22.

We demonstrate a not imitating method of active training when formation of new knowledge on mathematics is carried out empirically by performing a laboratory work in physics. Thus not only an active approach is carried out to learning, but also the connection between abstract mathematical functions and their application in everyday life and technique is fixed. The presentation and the distributing material (laboratory works № 1, № 2, № 3) are given in electronic form on the disk to № 22.

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, интегрированный урок ФИЗИКА + МАТЕМАТИКА, тема «Сила упругости. Закон Гука», 7 кл.

6.

Хейло А.В. (с. Старомарьевка, Грачёвский р-н, Ставропольский кр.). Повторение как этап подготовки к ЕГЭ. 11 кл.

Приведена методика повторения материала, изученного в 10-м классе, в частности решения задач, с привлечением знания дифференцирования и интегрирования.

We give the technique of repetition of the material studied in grade 10, in particular decisions of tasks with attraction of knowledge of differentiation and integration.

Ключ. слова: ЕГЭ, решение задач, темы «Кинематика материальной точки», «Колебания», «Динамика материальной точки», 10–11 классы.

7.

Дьяченко Е.В. <klimovschool@rambler.ru> (г. Климово, Брянская обл.). Физическое образование через математику.

Представлен приёмы обучения математически выражать, преобразовывать и выделять в формулах физические величины.

We present ways of teaching to express the physical values mathematically, to transform them and allocate in formulas.

Ключ. слова: обучение действиям с математическими выражениями, 7–8 кл.

8.

Первушина М.О. <marina.pervushina2011@yandex.ru> (академия им. А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург). О выборе адекватного математического аппарата.

На примере широко известной задачи о нахождении плотности заряженных шариков по углу расхождению нитей, на которых они подвешены, в воздухе и керосине показано, как с помощью можно значительно упростить решение, применив геометрические представления.

We show on the example of a well-known problem of finding the density of two charged balls using the corner of the divergence of threads on which they are suspended in the air and kerosene, how you can considerably simplify the solution with geometric representations.

Ключ. слова: геометрические представления в физике, 10 класс.

9.

Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в декабре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены  гравюра созвездий Кита, Лютни Георга, Химической печи, Электрической машины и Cкульптора из старинного атласа «Urania’s Mirror» (1825) Иосафата Аспина, а также фотография галактики NGC2997.

We describe the star sky, give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon, and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams.   The engraving of constellations of the Whale, George's Lute, the Chemical furnace, the Electric car and Sculptor from the ancient atlas «Urania’s Mirror» (1825) by Jehoshaphat Aspin as well as the photo of the galaxy NGC2997 are presented.

Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездия Кита, Лютни Георга, Химической печи, Электрической машины и Cкульптора, галактика NGC2997.

10.

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: прибор для измерения  силы от 10 мкН до 1 пН, разработка устройства для печати искусственных органов, антибликовое покрытие в глазах моли, лифт в космос.

We give a review of the latest messages on the Internet on the topics: a device for measuring the force from 10 mN to 1 pN, development of an arrangement to print artificial organs, anti-glare in the eyes of moths, an elevator into space.

Ключ. слова: пикосиломер, выращивание искусственных органов, антибликовое покрыьте, космический лифт.

11.

Карташов В.Ф. <kartash@cspu.ru> (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Дана задача по картинке из Интернета на определение углового расстояния между компонентами двойной звезды, сфотографированной на фоне Луны.

We give a task in the picture from the Internet to determine the angular distance between the components of the double star photographed against the Moon.

Ключ. слова: астрономия, двойная звёзда, решение задач по картинкам.

12.

Гусев Г.А. <gusevgag@mail.ru> (ФИАН им. П.Н. Лебедева, г. Москва). Критический взгляд на глобальное потепление.

Популярно изложены основные литературные данные по актуальной проблеме глобального потепления на Земле и сделаны критические замечания по многим направлениям работ, претендующих на физическое понимание этой сложной проблемы. Подчёркивается, что среди специалистов нет единого мнения даже по методологии представления и интерпретации экспериментальных данных. Высказана точка зрения, что современная наука пока не может решать столь сложные комплексные проблемы, хотя строятся успешные, на первый взгляд,  математические модели. Это связано с большими размерами системы, приводящими к сложной стохастической ячеистой её структуре, которая сама эволюционирует во времени и пространстве и порождает турбулентность. Предсказать заранее свойства такой турбулентности пока невозможно. Даже сравнительно простой механизм парникового эффекта описывается в очень упрощенной постановке задачи. А именно из него делаются выводы о скорости роста глобальной температуры и глобального потепления. Поэтому теоретические выводы о ходе глобальной температуры нельзя считать полностью обоснованными, а вольная экстраполяция экспериментальных данных содержит в себе исторически необоснованные предположения. Катастрофические прогнозы глобального потепления и его следствий имеют слабое научное обоснование и преследуют зачастую политические цели по обоснованию политики глобализма.

We popularly outline the main published data on the actual problem of global warming on the Earth and make critical remarks in many directions of the works applying for physical understanding of this challenge. It is emphasized that among experts there is no consensus even on the methodology of the presentation and interpretation of experimental data. The point of view is stated that the modern science cannot solve so difficult complex problems yet though mathematical models under construction are successful, at first sight. This is due to the large size of the system leading to its difficult stochastic cellular structure, which itself evolves in time and space and generates turbulence. To predict in advance the properties of such turbulence is not yet possible. Even a relatively simple mechanism of the greenhouse effect is described in very simplified formulation of the problem. And precisely because it the conclusions about the growth rate of global temperature and global warming are done. Therefore theoretical conclusions about the course of the global temperature cannot be considered as completely proved, and an arbitrary extrapolation of the experimental data contains historically unfounded assumptions. Catastrophic predictions of global warming and its consequences have little scientific basis and often pursue political goals of policy of globalization.

Ключ. слова: глобальное потепление, палеоклиматология, парниковый эффект, методология науки, математические модели физических явлений.

13.

Яковлев Д. (ученик 10-го класса, ЛПН, г. Саратов). Рук. А.А. Князев, к.ф.-м.н, ЛПН, доцент СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Почему бельё, высохшее на улице после стирки, пахнет свежестью?

Сделана попытка объяснить приятный запах высохшего на улице белья появлением аэроионов вследствие баллоэлектрического эффекта.

We try to explain a pleasant smell of the linen which has dried up in the street by occurrence of aeroions owing to the balloelectric effect (Lenard effect).    

Ключ. слова: аэроионы, А.Л. Чижевский, гипотеза, электрическое поле, баллоэлектрический эффект.

14.

Демидова М.Ю., Грибов В.А., Никифоров Г.Г. (ФИПИ, г. Москва). Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ по физике 2010 г.

Окончание отчёта. Представлен анализ результатов выполнения экзаменационной работы выпускниками с различным уровнем подготовки. Даны рекомендации по подготовке к ЕГЭ-2011.

We give the end of the report. The analysis of performance of the examination work by graduates with a various level of preparation is presented. Recommendations about preparation for Unified State Examination-2011 are made.

Ключ. слова: ЕГЭ по физике, решение задач.

15.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ(ТУ), г. Москва). МАИ-2010: российская аэрокосмическая олимпиада.

Даны шесть задач (с решениями), составлявшие билет на олимпиаде. Темы: движение тела под углом к горизонту, колебания груза на пружине, температура и давление влажного воздуха, напряжённость поля заряженного 2010-угольника, ионный двигатель,  лупа.

We give six tasks (with decisions), making a ticket for the Olympiad. The themes are: movement of the body at an angle to the horizon, vibrations of a load on a spring, temperature and pressure of damp air, field strength of a charged 2010-gon, the ion engine, a lens.

Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ (ТУ).

16.

Богданов К.Ю. (лицей № 1586, г. Москва). Как зажечь люминесцентную лампу в микроволновке?

Описан эксперимент с зажиганием люминесцентной лампы в варочной камере бытовой СВЧ-печки.

We describe an experiment with ignition of a luminescent lamp in the cooking chamber of a household microwave oven.

Ключ. слова: люминесцентная лампа, СВЧ-излучение, микроволновка.

17.

Лисюкова Т.Н. (п. Лаишевка, Ульяновская обл.). Учёные шутят.

Две задачи по рисункам

Two tasks in pictures.

Ключ. слова: Конрад Рентген, М.В. Ломоносов. 

18.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета)

Ответы экспертов на вопросы: Что известно о природе шаровой молнии? Есть ли принципиально новые проекты использования энергии океана?

We offer the answers of experts to the questions: What is known about the nature of ball lightning? Are there fundamentally new projects of use of energy of ocean?

Ключ. слова: шаровая молния,  энергия океана.

19.

Как это устроено? Микроволновка . (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описан принцип работы микроволновки – бытовой СВЧ-печки.

We popularly describe the principle of work of a microwave – a household microwave oven.

Ключ. слова: микроволновка.

20.

Поздравляем с юбилеем Нину Николаевну Созаеву.

Happy birthday, Nina!

Ключ. слова: Нина Николаевна Созаева.