1.

Майер В.В., проф. <varaksina_ei@list.ru> (ФГОУ ГГПИ, г. Глазов, Удмуртская Респ.). 1. Дидактика физики и изучение механических колебаний в школе. (Серия «Школа проф.В.В Майера.)

Перечислены этапы научного дидактического исследования конкретного элемента учебного процесса, а именно процесса изучения механических колебаний в средней школе.

We list. steps of the scientific didactic research of a concrete element of educational process, namely the process of studying mechanical vibrations in high school.

Ключ. слова: физический эксперимент, механические колебания, дидактика физики.

2.

Ивашкина Д.А. ivashkina.diana@gmail.com (лицей г. Троицка, г. Троицк, Московская обл.). Как открыть закон?

Показан один из способов обучения школьников методологическим знаниям, включающий проведение демонстрационных экспериментов и лабораторных работ в исследовательской форме. Кратко перечисляются основные понятия и принципы деятельностного подхода. Описывается опыт применения деятельностного подхода при обучении виду деятельности: «открытие закона». Обобщённая схема деятельности конкретизируется на примере законов, «открываемых» в 7 классе. Описана система уроков, дающих учащимся первый опыт выполнения этой деятельности. Приведены сценарии уроков «Зависимость пути от времени движения. Скорость» и «Сила тяжести».

We show one of the ways to teach students methodological knowledge, including carrying out demonstration experiments and laboratory works in a research form. The basic concepts and principles of the activity approach are briefly listed. An experience of the activity approach is described during training activity «Opening the law». The generalized scheme of activity is concretized on an example of the laws, «opened» in grade 7. A system of lessons giving students the first experience of carrying out this activity is described. The plans of the lesson «Dependence of the path of travel time. Speed» and «Force of gravity» are given

Ключ. слова: деятельностный подход, преподавание физики, эксперимент, авторская школа С.В. Анофриковой, методологические знания, темы «Скорость», «Сила тяжести», 7 класс.

3.

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Компьютерный физический эксперимент.

Продолжение серии статей. Описаны возможности, предоставляемые универсальным конструктором виртуальных экспериментов «Крокодил» (темы «Механика», «Электродинамика»).

Continuation of a series of articles. The capabilities provided by the universal constructor for virtual experiments «Crocodile» (theme «Mechanics», «Electrodynamics») are described.

Ключ. слова: компьютерный физический эксперимент, конструктор «Крокодил», темы «Механика», «Электродинамика».

4.

Борисова Л.А. <vlasovanatalia2008@rambler.ru> (МОУ СОШ № 98, г. Барнаул, Алтайский край). Формирование исследовательских умений школьников при проведении лабораторных работ.

На примерах убедительно показано, что формирование исследовательских умений помогает развивать у учащихся глубокие и прочные знания,  практические умения, интерес к предмету. Описана технология организации дифференцированных лабораторных работ, связанных с решением творческих задач, а также домашних работ исследовательского характера.

We show in a conclusive way on examples that formation of research skills helps to students to develop deep and durable knowledge, practical skills, interest to subject matter. The technology of the organization of differentiated laboratory works connected with the solution of creative problems, as well as homeworks of research character is described.

Ключ. слова: исследовательские умения, физический эксперимент, лабораторные работы, домашние экспериментальные работы, дифференцированный подход, темы «Измерение размеров малых тел», «Измерение массы тела на рычажных весах», 7 класс.

5.

Изюмов И.А. <izyumov-igor@rambler.ru> (МОУ гимн. № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Измерение ускорения свободного падения с помощью наклонной плоскости. Урок комплексного применения знаний, 10-й кл.

Описан способ организации познавательной деятельности учащихся с использованием логической цепочки содержательных предметных задач. Приведён нестандартный метод измерения ускорения свободного падения. 

We describe a method of organizing the cognitive activity of students with the use of a logic chain of meaningful substantive tasks.  
An unconventional method of measuring the acceleration of free falling is shown.
.
Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», решение задач, тема «Динамика», наклонная плоскость, ускорение свободного падения, 10 класс.

6.

Ефимов B.В. (МОУ СОШ № 3, г. Березники, Пермский кр.). Комплект самодельного оборудования для лабораторных работ по проверке газовых законов, 10-й кл.

Подробно описаны оригинальные конструкции приборов для проведения лабораторных работ по проверке газовых законов: Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля, которые могут быть легко изготовлены учителем физики или учащимися старших классов. Для каждой лабораторной работы приведены инструкции для учащихся (с контрольными вопросами) и форма отчёта. Общий вид приборов, бланки инструкций и отчётов будут даны в электронном виде на компакт-диске – вложении в № 22/2010. 

We describe in detail the original designs of devices for carrying out laboratory works to verify the gas laws of: Bojl-Mariott, Gay-Ljussak, and Charles which can be easily made by the teacher of physics or students of the senior classes.

Ключ. слова: лабораторные работы, тема «Проверка газовых законов», законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля, простые физические приборы, 10 класс.

7.

Шапиев Г.Ш. <yavsu@mail.ru> (студент 5-го курса, ДГУ, г. Махачкала, Респ. Дагестан). Руководитель Н.А. Виленская, к.п.н. Исследовательские лабораторные работы. 9 кл.

Описана организация исследовательского учебного процесса на примере урока изучения нового материала на тему «Ин­дукция магнитного поля, правило левой руки» с фронтальными лабораторными работами, 9 кл.  Ещё два урока по этой же технологии размещены в электронном виде на диске – вложении к № 22/2010.

We describe the organization of research educational process on an example of a lesson of studying new material on the theme «Magnetic induction, a rule of the left hand» with front laboratory works, grade 9. Two more lessons on the same technology are given in electronic form on the disk space – attachment to the № 22/2010.

Ключ. слова: фронтальные лабораторные рабо­ты, тема «Электродинамика», 9 класс.

8.

Белюстов В.Н. (<belyustov@yandex.ru>, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Имена: Роберт Алан Халс.

Кратко описана биография и вклад в науку Р.-А. Халса, американского физика и астронома, открывшего вместе с Дж.-Х. Тейлором двойной пульсар PSR B1913+16. Изучение этого пульсара позволило измерить очень слабые релятивистские эффекты, а также эффекты, обусловленные гравитационными волнами. Оба учёных были удостоены нобелевской премии по физике 1993 г.

We describe the summarized biography and contributions to science by R.-A. Hulse, American physicist and astronomer who has opened together with J.-H. Taylor the binary pulsar PSR B1913 +16. Studying of this pulsar has allowed to measure very weak relativistic effects, as well as the effects caused by gravitational waves. . Both scientists have been awarded the Nobel Prize in Physics 1993.

Ключ. слова: астрофизика, пульсар, гравитационные волны, релятивистские эффекты, теория относительности, радиотелескоп в Аресибо.

9.

Демидова М.Ю. <demidovaktv1@yandex.ru>, Грибов В.А. <vitalii_gribov@mail.ru>, Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ФИПИ, г. Москва). Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ по физике 2010 г.

Продолжение отчёта (см. № 19/2010). Приведены примеры заданий  на понимание смысла физических явлений, моделей, величин, законов и постулатов, на сформированность методологических умений, на умение решать задачи.

We give the continuation of the report (see № 19/2010). Examples of tasks for understanding the meaning of physical phenomena, models, values, laws, and postulates, on formedness of methodological skills, on ability to solve problems are given.

Ключ. слова: ЕГЭ по физике, решение задач.

10.

Хамитов В.А. (МОУ СОШ  № 1, п. Октябрьский, Пермский край). Инженерно-технический задачник.

Приведены 13 качественных задач (с ответами) на основе бытовых ситуаций, связанных с механическими колебаниями.  

We give 13 qualitative problems (with answers) on the basis of the household situations connected with mechanical fluctuations.

Ключ. слова: колебания и волны, решение качественных задач.

11.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. <gerra3@yandex.ru> (МАИ (ТУ),  г. Москва. МАИ-2009: Российская  аэрокосмическая олимпиада.

Подборка задач с решениями, которые давались на Российской аэрокосмической олимпиаде в 2010 г. (билет 1 из 6 задач: механика, электростатика, электродинамика, оптика.)

We  publish the list of the tasks with solutions given to the Russian Aerospace Olympiad in  2010. (Ticket 1 of 6 problems: mechanics, electrostatics, electrodynamics, optics.)

Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ (ТУ).

12.

Богданов К.Ю. <kbogdanov1@yandex.ru> (лицей № 1586 г. Москва) Что может электростатика.

Популярно описано роль электростатики в быту и промышленности. Приведены примеры активного использования законов электростатики в современной жизни (молниеотводы, дефибрилляторы, газосветные лампы, детекторы дыма, пылеуловители, люстры Чижевского, антистатики).

We popularly describe the role of electrostatics in a life and industry. The examples of active use of the laws of electrostatics in modern life (lighting-conductor, defibrillators, gas-discharge lamps, smoke detectors, dust collectors, Chizhevsky's chandeliers, antistatics) are resulted.

Ключ. слова: электростатика.