1. |
Ковалева С.Я., Козлова Н.Д . <periodical@1sept.ru> (газета «Физика-ПС», г. Москва) 3 апреля 2010 г. День физики. Окончание фоторепортажа о Дне физики в рамках IX Московского педагогического марафона учебных предметов. We demonstrate the completion of photo-report about Day of physics within the framework of the IX Moscow pedagogical marathon of educational objects. Ключ. слова: Московский педагогический марафон учебных преметов, день физики, интерактивная доска. |
2. |
Годова И.В. <igodova@mail.ru> (ОУМЦ СВОУО), Винокурцева Е.В. <vev@polimedia.ru> (ЗАО «Полимедиа»), г. Москва. «Образцовые SMART-учителя» физики. С целью оснащения школ инновационным оборудованием для внедрения прогрессивных педагогических технологий в процесс обучения компания «Полимедиа» предоставляет школам льготные гранты на приобретение оборудования, проводит бесплатные обучающие семинары и дистанционные курсы по работе на интерактивных досках, а также осуществляет программу «Образцовый учитель SMART». С помощью этой программы вот уже несколько лет компания выявляет учителей, наиболее успешно использующих в своей работе интерактивные средства обучения. Представлены три наиболее интересных урока SMART-учителей этого учебного года (УМК: Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 7–9): «Атмосферное давление», интеллектуальная игра, 7 класс, провела Н.А. Захваткина (гимназия № 146, г. Омск); «Плавление и отвердевание», урок усвоения нового материала, 8 класс, провела Л.Г. Фалалеева (гимназия № 123, г. Барнаул); «Расчёт пути и времени движения», урок повторения изученного материала, 7 класс, провела О.А. Касимова ( МОУ СОШ № 1, п. Тисуль, Кемеровская обл.). Презентации выложены в электронном виде как приложении к номеру. We show how in order to equip schools with the innovative equipment for introduction of progressive pedagogical technologies in the process of teaching, the company "Polymedia" gives to schools preferential grants on equipment acquisition, holds free training seminars and distance courses on work on interactive boards, and also carries out the program «Exemplary teacher SMART». With this program, the company identifies teachers the most successfully using in their work interactive learning tools for several years. Three most interesting lessons of SMART-teachers of this academic year (Teaching kit: Pyoryshkin A.V., Gutnik Е.М. Physics 7–9): are presented: N.A.Zahvatkina has spent the lesson «Atmospheric pressure», intellectual game, grade 7, (gymnasium № 146, Omsk); «Melting and solidification», lesson of learning new material, grade 8, conducted LG Falaleeva (gymnasium № 123, Barnaul); «Calculation of a way and movement time», a lesson of repetition of the studied material, grade7, conducted O.A.Kasimova (secondary school № 1, the settlemen Tisul, the Kemerovo region). Presentations are laid out in electronic form as an appendix to the number. Ключ. слова: интерактивная доска SMARTBoard, программа SMARTNotebook, темы «Давление», «Тепловые явления», «Кинематика», 7–8 классы. |
3. | Годова И.В. <igodova@mail.ru> (ОУМЦ СВОУО, г. Москва). Смешанные соединения проводников. Урок объяснения нового материала, 8 класс. Представлен урок закрепления пройденного материала, формирования навыков расчёта общего сопротивления при последовательном, параллельном и смешанном соединениях проводников. Урок проводится с использованием интерактивной доски, программы SmartNotebook и оборудования из набора «Электричество» L-микро. Класс, разделившись на пять групп, выполняет одно и то же задание (каждая группа – своим способом), обсуждает полученные результаты, решает задачи. Использование интерактивной доски оправдано, так как позволяет качественно, быстро и красиво выполнить многократное преобразование электрических схем. Получение аккуратных, «живых» чертежей несомненно повышает мотивацию учащихся. We present the lesson of fastening the passed material, formation of skills of calculation of the general resistance of the total resistance in series, parallel, and mixed compounds of conductors. The lesson is conducted with the use of an interactive board, program SmartNotebook and the equipment from the set of "Electricity» of L-micro. The class, divided into five groups, perform the same task (each group – in its own way), discusses the received results, solves the problems. Using the interactive board is justified because it allows qualitatively, quickly and beautifully perform repeated transformation of electrical circuits. Obtaining accurate, «live» drawings undoubtedly increases the motivation of students. Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», интерактивные технологии, тема «Соединения проводников», программа SmartNotebook, интерактивная доска SmartBoard, 8 класс. |
4. | Тамарлакова Л.И. <ltamarlakova@mail.ru> (ГОУ гимн. № 1577, г. Москва). Показано, что построение урока с использованием интерактивной доски и программной среды SmartNotebook позволяет всем учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Доска упрощает объяснение схем и рисунков, что делает урок увлекательным и динамичным. Урок представляет собой последовательную демонстрацию заранее подготовленных интерактивных страниц, к которым привязаны медиаресурсы, используемые в ходе занятия. В процессе изложения или обсуждения учебного материала страницы при необходимости изменяются или создаются заново учителем и/или учениками. Версию проведённого урока можно сохранить, а впоследствии открыть и повторить пройденный материал, использовать и целиком, и по частям на любом этапе изучения данного раздела школьного курса физики. Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», тема «Условия плавания тел», интерактивная доска SmartBoard, 7 класс. |
5. | Гусева Н.Г. nagus@bk.ru (ГОУ ЦО № 953, г. Москва). Количество теплоты. Урок повторения и обобщения с использованием интерактивной доски SmartBoard, 8 класс. Сегодняшние технологии обучения должны быть современными, чтобы ученики могли ориентироваться в информационном поле, использовать его для решения и учебной задачи, и творческой проблемы. Интерактивная доска стала особым образовательным способом получения знаний. Благодаря ей можно извлечь очень много образовательных возможностей, строить с её помощью урок, реализуя индивидуальную тактику. Представлен сценарий урока повторения и обобщения с использованием интерактивной доски SmartBoard, проходящий в быстром темпе благодаря использованию программы SmartNotebook. We believe that today's technologies of training should be modern for the pupils could be guided in an information field, use them for the decision both an educational task, and a creative problem. The interactive board became a special educational method to obtain knowledges. Due to it, you can extract a lot of educational opportunities, build with it a lesson, realizing individual tactics. We give a plan of a lesson of repetition and generalization with the use of the interactive board Smartboard, passing in a rapid rate due to the use of the program Smartnotebook. Ключ. слова: интерактивная доска SmartBoard, программа SmartNotebook тема «Тепловые явления», урок повторения и обобщения, 8 класс. |
6. | Шишкова Н.А. <sch1416@yandex.ru> (ГОУ СОШ № 1416, г. Москва). Равноускоренное движение. Урок изучения нового материала с использованием интерактивной доски SmartBoard, 7 класс. Продемонстрированы возможности интерактивной доски SmartBoard в сочетании с программой SmartNotebook, позволяющие увидеть логическую связь знаний, полученных на различных уроках, глубже понять содержание предмета, почувствовать физический смысл изучаемых величин, например, среднего арифметического и средней скорости. Поскольку подготовка к каждому уроку стоит времени и творческих усилий, предлагается объединить работу энтузиастов и создать коллекцию уроков наподобие Единой коллекции цифровых ресурсов – на диске, чтобы не зависеть от Интернета. We demonstrate the possibilities of the SmartBoard interactive board in combination with the program Smartnotebook, that allow to see logical connection of knowledges received at different lessons, to understand deeper the content of the object, to feel physical sense of studied variables, for example, an average arithmetic and average speeds. As the preparation for each lesson is worth the time and creative effort, it is proposed to integrate the work of enthusiasts and to create a collection of lessons such as the Unified collection of digital resources – on a disk, not to depend on the Internet Ключ. слова: урок-игра, интерактивная доска SmartBoard, тема «Кинематика», 7 класс. |
7. | Чаругин В.М., проф. <charugin2010@mail.ru> (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведены рисунок созвездий Дракона и Малой Медведицы из английского пособия по астрономии 1825 г., а также фотографии южного полярного сияния (сделано с борта МКС) и скопления галактик Abel2215 в созвездии Дракона, играющего роль гравитационной линзы, которая позволяет рассмотреть удалённую галактику согласно релятивистской теории гравитации А. Эйнштейна. Дана схема, поясняющая действие гравитационной линзы. We describe the star sky, give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon, and consider the phases of the Moon, planets and meteoric streams. Images of the constellations Dragon and Ursa Minor from an English manual on astronomy of 1825, as well as photos of southern polar light (made from an ISS board) and clusters of galaxies Abel2215 in the constellation of the Dragon playing the role of a gravitational lens, which allows to consider a remote galaxy according to the relativistic theory of gravitation of A. Einstein. A scheme explaining the effect of gravitational lenses is given. Ключ. слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездия Дракона и Малой Медведицы, полярное сияние, гравитационная линза. |
8. | Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Международная ярмарка научных и инженерных работ школьников Intel-2010. Фоторепортаж о 61-й Международной ярмарке научных и инженерных работ школьников Intel ISEF-2010, которая проходила с 9 по 14 мая 2010 г. в столице Силиконовой Долины Сан Хосе (США). В ней приняли участие около 1500 финалистов из 59 стран, которые представили 1200 проектов по итогам 550 отборочных туров (17 направлений: физика и астрономия, математика, химия, биология, микробиология, инженерия, психология, программирование и ряд социальных). Российская делегация состояла из 19 школьников (три команды – из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода). Среди победителей были и наши школьники: нижегородцы Лазаревич Иван, Лилия Храпунова, Антонина Торопкина и Анастасия Шайкина (физика), москвичи Фёдор Ивлев и Евгения Алексеева (математика), петербуржцы Константин Анисимов и Богдан Нетребский (информатика). We give the photo report about Intel ISEF-2010 – 61st International fair of scientific and engineering works of students which took place from May, 9 till May, 14th, 2010 in the capital of Silicon Valley San Jose (USA). About 1500 finalists from 59 countries submitted 1500 projects following the results of 550 selection rounds (17 directions: physics and astronomy, mathematics, chemistry, biology, microbiology, engineering, psychology, programming, and some social). The Russian delegation consisted of 19 students (three teams – from Moscow, St. Petersburg and Nizhny Novgorod). Among winners there were our students: Lazarevich Ivan Lilija Hrapunova, Antonina Toropkina and Anastasija Shajkina (physics) from Nizhny Novgorod, Fedor Ivlev and Eugene Alekseyeva (mathematics) from Moscow, Konstantin Anisimov and Bohdan Netrebskij (computer science) from Petersburg. Ключ. слова: ученические исследовательские проекты, Intel ISEF-2010. |
9. | Конрад И.С., Маркова С.Н. <snm2003@bk.ru> Объединённые выставки НТТМ (Научно-техническое творчество молодёжи) + ESE (Европейская Экспо-Наука) на ВВЦ в 2010 г. Press-release about exhibitions, passing on ВВЦ 29 июня- of July, 2, 2010. The most interesting from the point of view of teacher physicists are marked за-рубежные projects. We give the Press release about the exhibitions passing at the All-Russia Exhibition Centre from 29 June to 2 July 2010. The foreign projects most interesting from the point of view of physics teacher are marked. Ключ. Слова: научно-техническое творчество молодёжи, Экспо-наука, ученические проекты. |
10. | Краснобородько Е.Ю. <kras9@yandex.ru> (МОУ СОШ № 50, г. Воронеж). Элементы программирования в среде Flash для уроков. Показано, что редактор AdobeFlash – мощный инструмент, облегчающий создание мультимедийных продуктов. Это программа, с помощью которой создаются интерактивные приложения, используемые на уроках, в том числе с использованием интерактивной доски. Её главная особенность – возможность программирования роликов. Если в простой анимации сцены и кадры проигрываются последовательно друг за другом, то в интерактивных роликах можно перемещать объекты, заполнять формы и выполнять многие другие операции. Рассмотрены конкретные примеры использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), созданных автором в программе Flash. В электронном виде их можно посмотреть в электронных приложениях к № 17/2010 (см. с. 21) и на диске к № 22/2010. We show that the editor AdobeFlash is a powerful tool that facilitates the creation of multimedia products. It is a program that creates interactive applications that are used in the classroom, including using the interactive board. Its main feature is possibility of programming of rollers. If a simple animation scenes and shots are played consecutively, the interactive roller can move objects, fill out forms and perform many other operations. The concrete examples of the use of digital educational resources (DER), created by the author in the program Flash are considered. In electronic form they can be viewed in the electronic applications to № 17/2010 (see p. 21) and on the disk to № 22/2010. Ключ. слова: цифровые образовательные ресурсы, интерактивная доска, редактор AdobeFlash. |
11. | Чжан М.Б. <chzan@mail.ru> (МОУ лицей имени Героя Советского Союза лётчика Б.Н. Еряшева, г. Фрязино, Московская обл.). Фотоэффект: комбинация реального и виртуального демонстрационного физического эксперимента. Показаны достоинства и недостатки натурного и виртуального демонстрационного эксперимента. Предложен способ их совмещения, в результате чего положительные качества складываются, а негативные –компенсируются. Приведены примеры такого объединения (опыт Герца, закон Столетова (зависимость силы фототока от освещённости), работа двуплечевого потенциометра). We show advantages and disadvantages of a natural and a virtual demonstration experiment. A method of combining them, resulting in positive qualities are added, and the negative are compensated. Examples of such association (Hertz experiment, the law of Stoletov (dependence of the force of the photocurrent on luminosity), work of a two-humeral potentiometer are presented. Ключ. слова: виртуальный демонстрационный эксперимент, тема «Фотоэффект», 11 класс. |
12. | Парфёнов К.В. <parfenov@physics.msu.ru> (физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Подготовка школьников к решению сложных задач. Показано, что сегодня олимпиадное движение в России – эффективный инструмент обучения и профессиональной ориентации молодёжи. В одной из своих функций олимпиады существенно пересекаются с ЕГЭ – они являются инструментами оценивания уровня подготовки школьников и отбора поступающих в вузы. Поскольку сейчас ЕГЭ и олимпиады сосуществуют в нашем образовательном пространстве, стоит задача «синтетической» подготовки школьников как к испытаниям ЕГЭ, так и к участию в олимпиадах. Намечены основные черты такой подготовки. We consider that today an olympiad in Russia is an effective tool for learning and professional orientation of young people. In one of the functions, the olympiads substantially intersect with the Unified State Examination – they are tools of estimation of the level of preparation of students and of selection entering high schools. As now the Unified State Examination and the olympiads coexist in our educational space, there is a problem of «synthetic» preparation of students both to Unified State Examination tests, and to participation in olympiads. The basic lines of such preparation are planned. Ключ. слова: ЕГЭ, олимпиады, вступительные экзамены по физике. |
13. | Грачёв А.В., проф. Макаров В.А., Никитин С.Ю., Погожев В.А., Подымова Н.Б., Полякова М.С., Чесноков С.С. <sergeychesnokov@mail.ru> (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов-2009». Продолжение публикации задач (с решениями), предлагавшихся на олимпиаде школьников «Ломоносов» в 2009 г. на физическом факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Темы: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика». We continue the publication of tasks (with decisions), offered on the olimpiad of students «Lomonosov» in 2009 at the physical department of the Moscow State University of the name of M.V. Lomonosov. Themes are: «Mechanics», «Molecular physics and thermodynamics», «Electrodynamics». Ключ. слова: олимпиада «Ломоносов-2009», механика, МКТ и термодинамика, решение задач, абитуриенту. |
14. | Васильев А.Е. <tvv55@list.ru> (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Нестандартные задачи на стандартные темы. 7 класс. Предложены фрагменты «рабочей тетради» – сборника нестандартных вопросов, задач и заданий по физике для 7 класса (учебник: Громов С.В., Родина Н.А. «Физика-7»), являющегося обобщением авторского опыта преподавания в школе и на кафедре физики и информационно-методических технологий СГУ. Помимо традиционной формы тестовых заданий с вариантами кратких числовых ответов использована открытая форма заданий, когда ученик сам вписывает свою версию ответа в предусмотренное место; заполняет таблицы; находит нужную информацию по графикам и рисункам, проводит анализ тех или иных физических ситуаций. We offer fragments of a «working notebook » – the collection of non-standard questions, problems and tasks on physics for degree 7 (the textbook: Gromov S.V., Rodina N.A. «Fizika-7»). This collection is generalization of the author's experience of teaching at school and on the chair of physics and information-methodical technologies of Saratov State University. In addition to the traditional form of the test tasks with variants of short numerical answers, the open form of tasks is used when the student himself inserts his own version of the answer in the provided place; fills the tables; finds the necessary information from plots and drawings, carries out the analysis of various physical situations. Ключ. слова: решение задач, 7 класс. |
15. | Булюбаш Б.В. <borisbu@sandy.ru> (НГТУим. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород Почему же, почему? Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета. Ответы экспертов на вопросы: как вели себя магнитные полюса Земли в прошлом? Какой длины можно провести на бумаге, если израсходовать весь грифель? Какие линзы используются в мобильных телефонах и миниатюрных видеокамерах? Ключ. слова: магнитные полюса Земли, измерение длины, линзы. |
16. | Козлова Н.Д. <periodical@1sept.ru> (газета «Физика-ПС», г. Москва). Как это устроено? Бытовые приборы на «мускульной тяге». Популярно описаны принцип действия и применение бытовых так называемых кинетических приборов, энергия для работы которых черпается из мускульной силы пользователя, – человека: радиоприёмник, электрический фонарик, наручные часы. We describe popularly the principle of action and application of the household so-called kinetic devices, energy for work of which is derived from muscular strength of the user, – the man: radio receiver, electric flashlight, wrist watches. Ключ. слова: кинетические бытовые устройства, радиоприёмник, фонарик, наручные часы. |
17. | Поздравляем с юбилеем Любовь Юрьевну. Happy birthday, Luibov! Ключ. слова: юбилей, Довженко Любовь Юрьевна. |