1.

Шефер О.Р. <shefer-olga@yandex.ru> (ЧГПУ, г. Челябинск). Учебные дидактические игры.

Показана роль дидактических игр как средства интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом).  Перечислены составляющие этой цели, которые можно достичь, организуя такие игры, Сформулированы требования к играм, приведены примерные  правила игры, памятка участникам. Приведены примеры нескольких типичных дидактических игр для старших классов: «Эрудит», «Защита темы», «Сотрудничество», «Оцени наше решение», «Войди в образ», «Философский стол», «Судебное заседание»,  «Пишем книгу».  Подчёркнуто использование игровых ситуаций в целях нравственного воспитания учащихся.

We demonstrate the role of educational games as a means of interiorization  (formation of internal structures of the human psyche through the assimilation of external social activities the attribution of life experience, the formation of mental function and development in general).  The components of this goal are listed that can be achieved by organizing these games. The requirements for the games are formulated, approximate rules of the game are given ass well as a reminder to the participants. Examples of some typical educational games for high school are given: "Erudite", "Protection of the theme," Cooperation ", "Evaluate our solution, "Enter into an image ", "Philosophical table," " The trial", "Writing a book.". The use of game situations with a view of moral education of students is underlined.

Ключ. слова: дидактические игры, правила  дидактических игр.

2.

Хохлова В.В. <verna13@mail.ru> (лицей № 11, г. Челябинск). Два игровых урока в младшей школе.

Приведены сценарии двух уроков физики в 5 классе по авторскому (совместно с проф. М.Д. Даммер) пропедевтическому курсу физики: урока изучения нового материала  «Измерение времени» с игровыми элементами и большим объёмом экспериментальной групповой работы и урока-игры обобщения и систематизации пройденного  материала «Механическое движение».

We present plans of two lessons of physics in 5th grade on author's (together with prof. M.D.Dammer) to a propaedeutic rate of physics. These are: the lesson on introducing new material «Measurement of time» with game elements and a large volume of experimental group work and the lesson-game of generalization and systematization of the passed material « Mechanical movement ».

Ключ. слова:  пропедевтика физики, игровые уроки, урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации пройденного, экспериментальные задачи и задания, 5 класс.

3. 

Бакирова  В.А. <belgoras@yandex.ru> (МОУ Беляногорская СОШ, п. Белянская Гора, Рузский р-н, Московская обл.). Первоначальные сведения о строении вещества. Открытый повторительно-обобщающий урок-сказка. 7-й класс.

Приведен сценарий открытого повторительно-обобщающего игрового урока физики в 7 классе. Вместе с героем сказки Иваном-крестьянским сыном дети путешествуют по сказочному царству, выполняют физические задания сказочных персонажей на тему «Строение вещества» и освобождают Настастью Премудрую. Урок проходит в сопровождении презентации, которая представлена в электронных приложениях (на сайте газеты и на компакт- диске к № 16/2010).

We describe a plan of an open game lesson of  repetition  and generalization of physics in 7th grade. Together with the hero of a fairy tale Ivan the peasant's son the children travel through a fantastic kingdom, carry out physical tasks of fantastic characters for the theme "The structure of substance" and release Nastastya Wise. The lesson is accompanied by a presentation that is presented in electronic applications (on the newspaper's website and on CD-ROM to № 16/2010).

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, открытый урок, урок повторения и обобщения, игровой урок, тема «Строение вещества», 7 класс.

4. 

Мордовцева Л.А. (Тузуклейская ООШ, с. Тузуклей, Камызякский р-н, Астраханская обл.). Сказка ложь, да в ней намёк... на новые открытия. Внеклассное мероприятие-игра к Неделе физики. 7-й класс (с приглашением 6-классников).

Приведён сценарий внеклассного игрового учебного занятия, проведённого в День физики на Неделе науки. Урок-сказка создан и инсценирован семиклассниками для шестиклассников с целью заинтересовать обе стороны физикой. Занятие построено на обыгрывании превращений сказочных чудес (гусли-самогуды, ковёр-самолёт, топор-саморуб, золотой петушок, перо Жар-птицы и пр.) в достижения техники сегодняшнего дня. Занятие проходит в сопровождении презентации из 55 слайдов, которая представлена в электронных приложениях (на сайте газеты и на компакт- диске к № 16/2010).

We give a plan of an after-school game educational employment, lead in Day of physics at the Science Week. The Lesson-fairy tale is created and dramatized by seventh-graders for sixth-graders with the purpose to interest both parties in physics. Lesson is based on transformations of fantastic miracles («self-playing» harp, flying carpet, a «self-cutting» axe, golden cockerel, a feather of the Firebird, etc.) in achievements of technics of today. Classes are accompanied by a presentation of 55 slides, which is presented in electronic applications (on the newspaper's website and on CD-ROM to № 16/2010).

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, игровые уроки, внеклассное мероприятие по физике, Неделя физики, пропедевтика физики, 7 класс.

5.

Лёвочкина Т.В. <garikl1@yandex.ru>, Пасюк Л.В. <lilipas@mail.ru> (МОУ СОШ № 5, г. Дубна, Московская обл.). Периодический закон. Строение атома. Интегрированный
урок-игра обобщения и систематизизации знаний, 8 класс.

Показана целесообразность проведения итогового урока в 8-м классе по теме «Периодический закон. Строение атома» в игровой форме после изучения соответствующих разделов в курсах физики и химии. Для параллельного изучения тем «Строение атома» (физика) и «Периодический закон и таблица Д.И. Менделеева» (химия) в календарно-тематическом планировании уроков были скорректированы даты. Урок проводится как ролевая игра «Расследование преступления». Учащиеся, разбитые заранее учителями на 8 групп: участковые, оперативники, эксперты-графики, патологоанатомы, эксперты-физики, криминалисты, аналитики, следователи – выполняют задания на карточках, анализируют пройденный материал, делают выводы. Урок проходит в сопровождении презентации из 13 слайдов с эффектами анимации, которая представлена в электронных приложениях (на сайте газеты и на компакт-диске к № 16/2010).

We show the expediency of carrying out of a final lesson in 8-th grade on a theme «"Periodic Law. Structure of atom" in the form of games after studying the relevant sections of courses in physics and chemistry. For parallel studying the themes «Structure of atom» (physics) and «the Periodic law and D.I. Mendeleyev's table» (chemistry), in the calendar-thematic planning of the lessons the date are corrected. The lesson is spent as role game «Investigation of a crime». The pupils are broken in advance by teachers on 8 groups: divisionals, operatives, experts-schedules, pathologists, experts-physicists, criminalists, analysts, inspectors. They all carry out tasks on the cards, analyze the passed material, do conclusions. The lesson passes accompanied by presentation from 13 slides with effects of animation which is presented in electronic appendices (on a site of the newspaper and on CD-a disk to 16/2010).

Ключ. слова: интегрированный урок физика + химия, Периодическая таблица Д.И. Менделеева, строение атома.

6. 

Вихляева Н.В. <dpk_mo@mail.ru> (Дмитровский ПК, г. Дмитров, Московская обл.). «Счастливый случай». Урок в форме ТВ-игры. 10-й класс.

Обоснована необходимость время от времени проводить нетрадиционные уроки с целью активизации учебной деятельности. Сформулированы три основных требования к таким урокам. Приведён сценарий учебной игры, проведённой ко Дню космонавтики с целью проверки широты кругозора учащихся и формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной учебной деятельностью. Игра включает в себя решение качественных  и видеозадач по физике, викторины, музыкальные паузы, блиц-турниры и сопровождается показом видеоролика «Сын Земли» (о Ю.А. Гагарине) и презентацией из 13 слайдов , которая представлена в электронных приложениях (на сайте газеты и на компакт-диске к № 16/2010).

We prove necessity from time to time to conduct nonconventional lessons to enhance learning activities. Three basic requirements to such lessons are formulated. We give a plan of the educational game lead by Day of astronautics to test students' breadth of view and build the skills of teamwork, combined with self-learning activities. The game includes the decision of qualitative and video-problems in physics, quizzes, musical pauses, the blitz-tournaments and is accompanied by a video showing "Son of the Earth" (about the Gagarin) and a presentation of 13 slides, which is presented in electronic applications (on the newspaper's website and on CD-ROM to № 16/2010).

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, День космонавтики, 10 кл.

7. 

Алексеева М.В. <aleksmarvik@yandex.ru>  (МОУ СОШ № 3, г. Лысково, Нижегородская обл.). Анатомия атома. Внеклассное мероприятие, интеллектуально-познавательная игра, посвящённая 65-летию ПОБЕДЫ в ВОВ, 9–10-й классы.

Описан  сценарий внеклассного мероприятия по теме «Атомная физика», посвященного 65-летию ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. Форма проведения –  интеллектуально-познавательная игра. Двое ведущих доносят до участников команд и зрителей содержательную часть мероприятия и организуют последовательность проведения конкурсов. Существенную работу проводит команда помощников, которая под руководством учителя физики готовит реквизит, выдаёт по указанию жюри призовые жетоны, следит за временем выполнения заданий, за честностью участников, а, следовательно, за объективностью игры. Для усиления эмоционального компонента игра проводится под музыкальное сопровождение и компьютерную презентацию с непременным включением в неё кадров о Великой Отечественной войне.

We present a plan of out-of-class action on the theme «Atomic Physics », devoted to the 65 anniversary of the VICTORY over Great Patriotic War. The form of carrying out – is an intellectual-cognitive game. Two leaders inform up to participants of commands and spectators a substantial part of action and will organize sequence of carrying out of competitions. Essential work is spent with a command of assistants which under direction of the teacher of physics prepares for a requisite, gives out under the instruction of jury prize-winning counters, watches time of performance of tasks, behind honesty of participants, and, hence, for the objectivity of the game. To enhance the emotional component, the game is spent under musical accompaniment and a computer presentation with an essential inclusion to it the staff from films about Great Patriotic war.

Ключ. слова: внеклассная работа по физике, физики-ядерщики, Великая Отечественная война, интеллектуально-познавательная игра по физике, тема «Атомная и ядерная физика», 9 класс, 10 класс.

8. 

Капецкая Г.А., Кулаковская Л.М. (г. Светлогорск, Респ. Беларусь). Физики и химики. Брэйн-ринг – интегрированное внеклассное мероприятие ФИЗИКА+ХИМИЯ. 10-й класс.

Описана интеллектуально-познавательная игра для четырёх команд 10-классников, посвящённая учёным – химикам и физикам. Брэйн-ринг проходит весело и с большим интересом, так как вопросы самые разноплановые – и серьёзные, и шуточные, и простые, и сложные, в  стихах и в прозе, по химии и по физике, в том числе и из «чёрного ящика».

We describe an intellectual- cognitive game for four teams of 10th grades. The game is devoted to  scientists – chemists and physicists. Brain-ring passes cheerfully and with great interest, because the questions are most diverse –serious and comic, simple and complex, in verses and prose, in chemistry and physics, including a "black box".

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, урок-игра в стихотворной форме, 10 класс.

9. 

Пономарёв Г.А. (МОУ СОШ № 5, г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.). «Суд» над силами природы. Урок-игра. 9–10-й классы

Представлен сценарий урока в форме ролевой игры. Дейстующие лица: силы природы (Сила Тяжести, Сила Трения, Сила Упругости), судейские работники  (адвокаты, прокурор, судья, секретарь и т. д.). Нетрадиционная – стихотворная – форма изложения текста урока придаёт ему новизну,  повышающую интерес к изучению физики, пробуждает желание проводить подобные уроки снова. А результатом является хорошее знание вопросов физики учащимися.

We present a plan of a lesson in the form of role game . The characters are: forces of the nature (gravity, force of friction, force of elasticity), judicial workers (lawyers, the public prosecutor, the judge, the secretary, etc.). The nonconventional poetic form of the text of the lesson gives to it novelty increasing interest in studying physics, wakens desire to conduct such lessons again. The result is a good knowledge issues of physics by students.

Ключ. слова: нетрадиционные уроки физики, урок-игра в стихотворной форме, 9–10 классы.

10. 

Козлова Н.Д. (газета «Физика», г. Москва). Памятные даты. Роберт Гук – знаменитый английский естествоиспытатель.

Приведены краткие сведения о Р. Гуке, перечислены его основные открытия, представлен новый портрет Р.Гука, выполненный на основе последних исследований его биографии.

We present brief data on R. Guke. His major discoveries are listed, a new portrait of Robert Hooke, made on the basis of recent studies of his biography is shown.

Ключ. слова: Роберт Гук.

11. 

Довгань В.Г., академик, проф. (РАКЦ, АМТН, г. Москва). Отечественная лунная одиссея.

Участник советских программ освоения окололунного пространства и самой Луны рассказывает о подготовке экипажей лунохода, которые должны были научиться дистанционно управлять космическим транспортным средством, о трудностях и успехах тренировок.

We continue to describe the history of  realization of development of near-moon space and the Moon itself. The participant of the Soviet programs of this development tells about preparation of crews of  a moon rover, which had to learn remote control of space vehicles. He tells also about difficulties and successes of training.

Ключ. слова: экипаж лунохода, освоение Луны.

12. 

Чесноков С.С., Коновко А.А., проф. Макаров В.А., Нагорский Н.М., Николаев И.П., Полякова М.С. Физфак МГУ им. М.В. Ломоносова–2009. Дистанционная олимпиада «Шаг в физику». 11 класс.

Приведены задачи второй дистанционной олимпиады по физике для школьников с решениями.

We give the tasks with solutions of the second distance Olympiad in physics for students. Grade 11.

Ключ. слова: дистанционная олимпиада «Шаг в физику», 11 класс.

13. 

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э.  (г. Москва). МАИ-2009: Российская аэрокосмическая олимпиада.

Даны решения задач российской аэрокосмической олимпиады по термо- и электродинамике.

We present the solutions of the tasks given at the Russian aerospace Olympiad competition in thermodynamics and electrodynamics.

Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ(ТУ).

14. 

Раводин Е.М. <emravodin@gmail.com> (МОУ СОШ № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Давление. Сила Архимеда. Практикум по реше­нию задач. Подготов­ка к ЕГЭ и ГИА. 9–11-й кл.

Приведены 8 задач (с решениями) на закон Архимеда, вызывающие трудности при подготовке к аттестации выпускников основной и полной средней школы.

We demonstrate a set of eight tasks (with solutions) on the Archimedes’ law that cause difficulties in preparing for the certification of graduates of primary and upper secondary school.

Ключ. слова: давление, архимедова сила, практикум по решению задач, подготовка к ЕГЭ и ГИА, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

15. 

Булюбаш Б.В. <borisbu@sandy.ru>(НГТУим. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород). Космос – Земле (по англоязычной статье и материалам Интернета).

Показано, как технологии, используемые на космических аппаратах и тем более разработанные специально для космоса, начинают работать на пользу обычным жителям Земли. В частности, речь идёт о тефлоновых сковородках, застёжках-липучках, измерителях вязкости крови, насосах для кардиологических больных и др. изобретениях.

We show how the technologies used on the spacecraft and the more developed specially for space, begin to work on advantage to usual inhabitants of the Earth. In particular, we are talking about teflon frying pans, fasteners-velcro, measuring instruments of viscosity of blood, pumps for cardiological patients and other inventions.

Ключ. слова: космические технологии.