1. |
Увицкая Е.С. < scool16@gmail.com > (МОУ СОШ.№ 16 с УИОП, г. Лысьва, Пермский кр.). Зарождение квантовой физики. Конспект урока проблемного изложения нового материала, 2 ч. 11-й класс. Представлен конспект двухчасового урока проблемного изложения сложной для понимания темы «Квантовая физика». Учитель предлагает учащимся взглянуть на мир глазами физика, чтобы понять вечность и постоянную изменяемость мира, с его сочетанием громадного и ничтожно малого, очень быстрого и необычайно медленного, ощутить постоянное стремление человека к познанию, познакомиться с примерами глубокого переживания «научных сомнений» и смелого движения по незнакомому пути в поиске элегантности, краткости и наглядности. Ключевая проблема урока - что такое свет – решается совместно с учащимися с привлечением материала из истории физики (дифракция Френеля, ультрафиолетовая катастрофа, излучение абсолютно чёрного тела, гипотеза Планка), биологии (механизм зрения, фотосинтез, наследственность), философии (единство и борьба противоположностей. Для закрепления вывода о квантово-волновом дуализме света учащиеся решают пакет задач на расчёт волны де Бройля. We present an abstract of the two-hour lesson when we expose the topic "Quantum Physics" which is difficult to understand. The teacher asks students to look at the world through the eyes of physicists to understand eternity and constant changeability of the world, with its combination of huge and negligible, very fast and extremely slow, to feel the constant human striving for knowledge, to get acquainted with examples of deep emotions of "scientific doubt” and a bold movement along an unfamiliar road in search of elegance, brevity and clarity. Ключ. слова: урок проблемного изложения нового материала, тема «Квантовая физика», квантово-волновой дуализм материи, диалектико-материалистическое мышление. |
2. |
Терехова Н.Н. < natalya.terehowa@yandex.ru > (МОУ лицей № 5, г. Елец, Липецкая обл.). Тормозной путь. Время реакции водителя. Урок объяснения нового материала. 9-й класс. Представлен сценарий урока объяснения нового материала, имеющего целью ввести и закрепить понятия «тормозной путь», «время реакции водителя»; продолжить работу по формированию навыков самостоятельного поиска необходимого материала; воспитывать культуру поведения на дорогах. Урок проведён по письму Департамента образования Липецкой области об изучении правил дорожного движения в курсе физики. Урок проводится в форме деловой игры с решением экспериментальных, качественных и расчётных задач, физкультурной паузой, выполнением тестовых заданий. We give a plan of a lesson of explaining the new material which aims to introduce and reinforce the notion of "stopping distance", "driver's reaction time"; to further develop skills of independent search for the necessary material; to foster a culture of behavior on the roads. This lesson is conducted according to the letter of the Department of Education of the Lipetsk region about studying the traffic rules in the physics course. The lesson is conducted in the form of a business game with the decision of the experimental, qualitative and computational tasks, a pause for physical exercises and performance of test tasks. Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, нестандартные учебные занятия, тема «Кинематика. Динамика», время реакции водителя. |
3. |
Краевой В.М.< viktor-kraevoy@yandex.ru > (Сош № 1, г. Погар, Брянская обл.). Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Открытый урок с компьютерной поддержкой, 2 ч. 7-й класс. Представлен сценарий открытого урока объяснения нового материала с компьютерной поддержкой, которая заключается в предъявлении учащимся по ходу изложения видеоиллюстраций и видеозадач. Урок насыщен экспериментом. Учащиеся активно участвуют в решении учебных проблем, которые по ходу урока ставит учитель. Для закрепления полученных знаний и умений учащиеся решают видеозадачи, выполняют большое количество тестовых заданий разного уровня сложности. Приведён самоанализ урока, показан расчёт эффективности урока двумя методами. We show a plan of an open lesson to explain the new material with computer support, which consists in presenting video illustrations and video tasks in the course of discussion. The lesson contains many experiments. The students actively participate in solving educational problems, which the teacher sets in the course of the lesson. The students decide video tasks and perform a large number of tests of different difficulty levels for to consolidate the knowledge and skills. Ключ. слова: открытый урок объяснения нового материала, урок с компьютерной поддержкой тема «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», архимедова сила, конкурс «Я иду на урок». |
4. |
Бакирова Ф.М. < school651@mail.ru > (МОУ гимн. им. М.М. Вахитова, г. Буинск, Респ. Татарстан). Учебные игры и их роль в процессе обучения. 9 кл. Показано, что эффективным средством для снятия детского страха перед задачами являются физические игры. В качестве примера описаны две оригинальные игры – «Морской бой» и «защита задач», которые позволяют ученикам в атмосфере азарта и непринуждённости учиться решать задачи любого типа. We show that physical games are an effective mean for removing the children's fear of tasks. As an example, we describe two original games – "Sea fight" and "The protection of problems", which help the students to solve problems of any kind in an atmosphere of excitement and informality Ключ. слова: учебные игры, «Морской бой», «Защита задач». |
5. |
Курдюмова Л.Г. (МОО СОШ № 5, г. Абдулино, Оренбургская обл.). «Нам без физики удачи не видать». Театрализованное представление, 40 мин. Показано, как в доступной и увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях. Занятие проходит как театрализованное представление: три нерадивых ученика в своей взрослой жизни, став юристом, бизнесменом и корреспондентом, не могут решить возникшие проблемы из-за незнания физики. We tell how to show the students in an accessible and entertaining form that knowledge of the laws of physics can be useful to them in different situations. Classes are held as a theatrical performance Three lazy student in his adult life, becoming a lawyer, a businessman and a journalist, can not solve the problems due to ignorance of physics. Ключ. слова: учебные игры, театрализованное представление по физике. |
6. |
Колпакова Е.Б. < lukas-63@yandex.ru > (Богучанская СОШ № 2, с. Богучаны, Красноярский кр.). Игра – дело серьёзное. Открытый урок-исследование, урок изучения нового материала, 10–11 кл. Показано, как в игре с картами-вопросами дети с удовольствием многкратно повторяют и легко заучивают формулы. Игру можно проводить в начале или в конце урока, а также перед зачётом. Приведены примеры карт по темам «Постоянный ток», «Волновая оптика», «Геометрическая оптика» и др. We show that when playing with the cards, children repeat many times with pleasure and easy memorize formulas. The game can be carried out at the beginning or end of the lesson, as well as before an offset. We present examples of cards on "DC", "Wave Optics", "Geometrical optics", etc. Ключ. слова: открытый урок-исследование, урок изучения нового материала с элементами групповой и исследовательской работы, темы «Электродинамика. Действия электрического тока», «Волновая оптика. Геометрическая оптика», 10–11 классы. |
7. |
Абдуллина Р.Ш. (ГОУ СОШ № 585, г. Москва Опыты в домашних условиях: ВОДА). Описано пять простых опытов с водой, которые дети могут провести дома и потом обсудить результат с учителем в классе. Даны объяснения этих опытов. We describe five simple experiments with water, which children can spend at home and then discuss the results with the teacher in the classroom. We give an explanation of these experiments. Ключ. слова: домашние опыты, физический эксперимент. |
8. |
Благодарный В.В. < bta48@bk.ru > (ГОУ ВПО БГПИ, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Демонстрационный эксперимент по изучению колебаний и волн. Описано оригинальное экспериментальное оснащение, способствующее устранению несоответствий между наблюдаемым на уроке изучаемым физическим явлением (эффектом, устройством) по темам «Электромагнитные колебания» и «Механические волны» и сведениями, полученными из учебника, что препятствует пониманию сущности явления и снижает эмоционально-психологическую убедительность эксперимента. We describe an original experimental equipment, contributing to the elimination of inconsistencies between the observed in the classroom physical phenomenon (effect, device) on "Electromagnetic Vibrations" and "Mechanical Waves" and the information obtained from the textbook. These inconsistencies hinder the understanding of the essence of the phenomenon and reduce the emotional and psychological credibility of the experiment. Ключ. слова: незатухающие электрические колебания, электромагнитные колебания, механические волны, генератор на транзисторе, волновая машина, распространение фронта волны. |
9. |
Белюстов В.Н. < belyustov@yandex.ru > (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты. Приведены краткие сведения о жизни и деятельности основоположника голографии английского физика Денниса Габора и лауреата Нобелевской премии немецкого физика и электротехника Карла Фердинанда Брауна. We present a summary of the life and work of the founder of holography British physicist Dennis Gabor and the Nobel winner German physicist and the electrical engineer Karl Ferdinand Braun. Ключ. сл.: Деннис Габор, Карл Фердинанд Браун. |
10. |
Багоцкий С.В. < b1949@mail.ru > (МИОО, г. Москва). Зрение с позиций физики и биологии. На примере анализа механизма зрения параллельно с точки зрения физики и биологии показана их глубокая взаимосвязь, раскрыты разные принципы «решения» проблемы аккомодации глаза, цветового зрения и узнавания образов разными видами животных. On example of the analysis of the mechanism of sight parallel in terms of physics and biology, we show their deep interrelation, reveal different principles for "solving" the problem of accommodation of the eye, color vision and recognition of images by different animals. Ключ. слова: тема «Оптика», зрение, строение глаза, аккомодация глаза, цветовое зрение, узнавание образов. |
11. |
Чесноков С.С., Коновко А.А., проф. Макаров В.А., Нагорский Н.М., Николаев И.П., Полякова М.С. Физфак МГУ им. М.В. Ломоносова–2009. Дистанционная олимпиада «Шаг в физику». 11 класс. Приведены задачи второй дистанционной олимпиады по физике для школьников с решениями. We give the tasks with solutions of the second distance Olympiad in physics for students. Grade 11. Ключ. слова: дистанционная олимпиада «Шаг в физику», 11 класс. |
12. |
Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (г. Москва). МАИ-2009: Российская аэрокосмическая олимпиада. Даны решения задач российская аэрокосмической олимпиады по кинематике, динамике и механическим колебаниям. We present the solutions of the tasks given at the Russian aerospace Olympiad competition in kinematics, dynamics and mechanical vibrations. Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ(ТУ). |
13. |
Дроздов В.Б. (г. Рязань). Задачи, принесённые с городской прогулки... На примере двух задач – по механике и термодинамике – показан метод оценки физических величин. We illustrate the method of evaluation of physical quantities on an example of two tasks on mechanics and thermodynamics. Ключ. слова: ученические иследовательские проекты, механика, термодинамика, решение задач. |
14. |
Тренировочный вариант ЕГЭ-2010. Сост. Демидова М.Ю. < demidovaktv1@yandex.ru >, Грибов В.А. и др. Приведен модифицированный вариант заданий ч. 1 и 2, предлагавшихся в 2009 г. на Государственном едином экзамене выпускников средней школы, с решениями и критериями оценки. Вариант модифицирован в соответствии с требованиями 2010 г. 11 класс. We give a modified sample of tests (parts one and two) of the Unified State Exam-2009 to secondary school graduates, with solutions and evaluation criteria. The modification is made in accordance with the requirements of 2010. Grade 11. Ключ. сл.: решение задач, вариант ЕГЭ. |
15. |
Пигалицын Л.В. < levp@rambler.ru > (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Нижегородский конкурс школьных научных проектов «ЮКИ-2009» Представлены результаты ежегодного конкурса «Юные конструкторы-исследователи», который проводится ГОУ Поволжский центр образования МОиН Нижегородской области. Подробно рассказано о проектах победителей этого конкурса, членах команды «Растяпинские Кулибины». We demonstrate the results of the annual competition "Young designers-researchers” which is spent by SEI Volga Center for Education of MES of the Nizhniy Novgorod region. We tell in detail about projects of the winners of this competition, the members of the team Rastyapinian Kulibins. Ключ. слова: конкурс «Юные конструкторы-исследователи», ученические исследовательские проекты, развивающая среда. |