1. |
Шаповалов А.А. < shap_a_a@mail.ru > (Алтайская ГПА, г. Барнаул, Алтайский кр.). Межпредметные связи. Кратко представлены варианты осуществления межпредметных связей в преподавании школьного курса физики, приведён пример реализации связи физика + литература, сделан акцент на необходимости установления межпредметных связей на уровне методологии науки. We briefly present versions of realization of interdisciplinary relationships in the teaching of the school course of physics. We give an example of the realization of the relationship between physics and literature and make accent on a need of establishment of interdisciplinary relationships at the level of the methodology. Ключ. слова: межпредметные связи, дифференциация знания, интеграция смежных учебных дисциплин, методология, бинарные уроки. |
2. |
Леонкина В.Н. (МОУ Дровнинская СОШ, п. Цветковский, Можайский р-н, Московская обл.). Тепловые машины в жизни человека. Открытый урок-конференция ФИЗИКА + ЭКОЛОГИЯ, 10–11-й классы Представлен сценарий обобщающего межпредметного (Физика+Экология) урока-конференции, направленного на воспитание общечеловеческих ценностей. Урок построен на обширном историческом материале, подготовка к нему предполагает работу учащихся с информацией: поиск материала, в том числе в Интернете. We present a plan of a generalizing interdisciplinary (physics + ecology) lesson conference aimed at education of human values. The lesson is based on extensive historical material. The preparation for the lesson involves the work of students with information: search for the material, including the Internet. Ключ. слова: открытый урок-конференция «ФИЗИКА + ЭКОЛОГИЯ», тепловые машины: плюсы и минусы, воспитание экологического сознания, загрязнение окружающей среды. |
3. |
Степченкова Г.М. < voroshilov.school@gmail.com > (МОУ Ворошиловская СОШ, д. Горки, Можайский р-н, Московская обл.). Экологическое образование на уроках физики. Доклад на ШМО. 9–11 кл. Показана важность экологического воспитания учащихся, в том числе и на уроках физики. Представлен список тем, при изучении которых в 7 – 11-м классах целесообразно обращаться к освещению указанных в этом же списке экологических вопросов. We show the importance of ecological education of students, including lessons of physics. We present a list of topics (7 – 11-th grades) that are appropriate to use to get information on ecological subjects. Ключ. слова: экологическое образование, Физика + Экология, 9–11 классы |
4. |
Нилова Е.Б.< elennilova@rambler.ru >, Шипикова И.Н. (МОУ СОШ № 3, г. Можайск, Московская обл.). Климат: физико-географическая характеристика местности. Урок изучения нового материала ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ. 8-й класс Представлен сценарий бинарного урока изучения нового материала, обеспечивающего активизацию познавательной деятельности. Обсуждаются во взаимосвязи географические климатообразующие факторы (увлажнение), физические характеристики климата (температура, относительная влажность, микроклимат) и соответствующие измерительные приборы (термометр, барометр, психрометр). Проводится практическая работа, включающая развитие умений по обоим предметам: географии и физике. We give a plan of a binary lesson of learning new material, providing enhance of cognitive activity. We discuss in relationship climate-geographic factors (moisture), physical characteristics of climate (temperature, relative humidity, microclimate) and the corresponding measurement devices (thermometer, barometer, psychrometer). A practical work is shown that includes the development of skills in both subjects: geography and physics. Ключ. слова: экологическое образование, урок изучения нового материала, бинарный урок ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ, конкурс «Я иду на урок», климатообразующие факторы, тема «Влажность воздуха», практическая работа по физике, 8 класс. |
5. |
Дунаева Г.А. <dm.sch10@gmail.com> (учитель физики), Стрельникова Н.А., Ханыгина Н.Ф. (учителя химии) (МОУ СОШ № 10 с УИОП, г. Дмитров, Московская обл.). Применение металлов в лампе накаливания с учётом их свойств. План-конспект бинарного урока обобщения материала ФИЗИКА + ХИМИЯ. 9-й класс Показана важность межпредметных связей в формировании целостного восприятия природы и окружающей действительности вообще. Даны примеры бинарных уроков ФИЗИКА+ ХИМИЯ (МАТЕМАТИКА, Биология, ОБЖ). Приведён сценарий бинарного урока ФИЗИКА+ ХИМИЯ, наглядно показывающего связь наук в производстве электрических осветительных ламп. We show importance of interdisciplinary relationships for the formation of a holistic perception of nature and the surrounding reality in general. We give examples of binary lessons physics + chemistry (Mathematics, Biology, OBZH) and a plan of a binary lesson physics + chemistry clearly showing the connection of the sciences in the production of electric bulbs. Ключ. слова: бинарный урок, межпредметные связи, урок обобщения материала, темы «Тепловые явления. Теплопроводность. Теплоёмкость», «Электропроводность», бинарный урок обобщения материала ФИЗИКА + ХИМИЯ, 9 класс. |
6. |
Сухарева Т.А. <red_balt@mail.ru>, Вислогузова Т.В. (д. Красный Балтиец, Можайский р-н, Московская обл.). Действие электрического тока на человека. План-конспект открытого интегрированного урока ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ. 9-й класс. Приведён план-конспект открытого бинарного урока ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ, на котором комплексно рассмотрены действия электрического тока с точки зрения их полезности и вреда для человека, обсуждены правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и устройствами. Организована групповая работа в форме ролевой игры: физики, биологи, специалисты МЧС, эксперты. We present a plan of an open binary lesson physic + biology in which we consider effects of the electric current in terms of their usefulness as well as of harm to humans and discuss the safety rules when working with electric instruments and devices. We organize a group work in the form of role-playing games: physicists, biologists, experts of the MES, experts. Ключ. слова: открытый бинарный урок обобщения материала ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ тема «Электрический ток», правила безопасности при работе с током, электротравма. |
7. |
Белюстов В.Н. <belyustov@yandex.ru> (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты: наука в годы войны. Приведены краткие сведения о деятельности известного советского физика-экспериментатора Александра Иосифовича Шальникова, дополненные воспоминаниями современников о работе и быте научного сообщества в годы войны. We present a summary of the activities of the famous Soviet experimental physicist Alexander Iosifovich Shal'nikov, supplemented by recollections of contemporaries about the work and life of the scientific community during the war. Ключ. сл.: Александр Иосифович Шальников. |
8. |
Найдин А.А. < naidin_anatoli@mail.ru > (гимн. № 44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Развиваем критическое мышление. На конкретных примерах показана необходимость обучения школьников критическому отношению к научно-популярным публикациям в СМИ, особенно в Интернете, и недобросовестной рекламе, чтобы они умели противостоять невежеству, разоблачать лживые сообщения, сулящие бесконечные выгоды «здесь и сейчас». Конкретно обсуждаются сообщения о торсионных полях, магнито-гравитационном конвертере, передаче электроэнергии по одному проводу, «тайне» воды. Сформулирован перечень критериев научности информации. Предлагается использовать такой разбор в качестве ученического минипроекта. In concrete examples, we show the need to educate students to examine critically the scientific and popular publications in the media, particularly in the Internet, and in the dishonest advertisement. They must know how to combat ignorance, to expose the false reports, promising endless benefits in the here and now. We specifically discuss communications relating to torsion fields, magneto-gravitational converter, transferring electric power along one wire, "mystery" of water. We formulate a list of criteria of scientific character of information, and propose to use such analysis as the student's mini-project. Ключ. сл.: критическое мышление, СМИ и образование, ученические проекты. |
9. |
Демидова М.Ю., Грибов В.А., Никифоров Г.Г. (МИОО, ФИПИ, г. Москва). Итоги ЕГЭ-2009 по физике и подготовка к ЕГЭ-2010. Проанализированы результаты, показанные учащимися 11 классов при сдаче ЕГЭ по физике в 2009 г. Выявлены характерные пробелы в знаниях выпускников. We analyze the results shown by students of grade 11 at the Unified State Exam-2009 in physics. They reveal the specific gaps in knowledge of graduates. Ключ. слова: ЕГЭ по физике. |
10. |
Тренировочный вариант ЕГЭ-2010. Сост. Демидова М.Ю. < demidovaktv1@yandex.ru >, Грибов В.А. и др. Приведён модифицированный вариант заданий ч. 3, предлагавшихся в 2009 г. на Государственном едином экзамене выпускников средней школы, с решениями и критериями оценки. Вариант модифицирован в соответствии с требованиями 2010 г. 11 класс. We give a modified sample of tests (parts three) of the Unified State Exam-2009 to secondary school graduates, with solutions and evaluation criteria. The modification is made in accordance with the requirements of 2010. Grade 11. Кл. сл.: решение задач, тренировочный вариант ЕГЭ по физике. |
11. |
Булюбаш Б.В. < borisbu@sandy.ru > (НГТУим. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород). Астероидная опасность (по англоязычной статье и материалам Интернета). Обсуждаются виды рисков, связанных с глобальным потеплением, с эксплуатацией атомных станций, с использованием мобильных телефонов, полётами в космос и др. Особое внимание уделено теме глобальных рисков, грозящих всему человечеству в целом, как например, столкновению Земли с крупным астероидом. Рассказано о мерах, предпринимаемых правительствами разных стран, в отношении исключения катастрофических последствий. We discuss the types of risks associated with global warming, the exploitation of atomic stations, using mobile phones, space flights, etc. Particular attention is given to the subject of global threats faced by mankind as a whole, such as the collision of Earth with a large asteroid. We describe the measures being undertaken by governments of various countries to exclude the catastrophic consequences. Кл. слова: астероидная опасность, астрономия, реактивный эффект, искусственные спутники Земли. |
12. |
А где же ошибка? Приведён подробный ответ доцента физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Грибова на вопрос читателя В.Н. Сотникова (г. Ст. Оскол, Белгородская обл.) по поводу решения задачи о движении двух связанных тел. We cite a detailed response of V.A. Gribov (the senior lecturer of the Physics Department of the Moscow State University) to the readers' question Sotnikov (St. Oskol, Belgorod Region) concerning the problem of motion of two connected bodies. Кл. слова: механика, динамика, движение тел, связанных пружиной. |
13. |
Чесноков С.С., Коновко А.А., проф. Макаров В.А., Нагорский Н.М., Николаев И.П., Полякова М.С. Физфак МГУ им. М.В. Ломоносова–2009. Дистанционная олимпиада «Шаг в физику». 9 класс (окончание). Приведены задачи второй дистанционной олимпиады по физике для школьников с решениями. We give the tasks with solutions of the second distance Olympiad in physics for students. Grade 9. Ключ. слова: дистанционная олимпиада «Шаг в физику», 9 класс. |
14. |
Губкин М.К. МЭИ-2008/09: Олимпиадные задачи по физике. Приведены задачи олимпиады по физике МЭИ (ТУ) для школьников с решениями. We present the tasks for students (with solutions) given during the physical Olympiad in the Moscow Energy Institute (Technical University). Ключ. слова: олимпиады по физике МЭИ (ТУ) для школьников, 10 – 11 классы. |
15. |
Раводин Е.М. < emravodin@gmail.com > (МОУ СОШ № 2, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.). Давление. Сила Архимеда. Практикум по решению задач. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. 9–11-й кл. Приведены 4 задачи (с решениями) на закон Архимеда, вызывающие трудности при подготовке к аттестации выпускников основной и полной средней школы. We demonstrate a set of four tasks (with solutions) on the Archimedes’ law that cause difficulties in preparing for the certification of graduates of primary and upper secondary school. Ключ. слова: давление, архимедова сила, практикум по решению задач, подготовка к ЕГЭ и ГИА, 9 класс, 10 класс, 11 класс. |