1. 

К 80-летию академика РАО Василия Григорьевича Разумовского

Поздравление

Happy birthday Vassily Grigorjevitch Razumovskiy

Кл. сл.: юбилей, В.Г. Разумовский

2. 

Образованию хочу служить...

Интервью главного редактора газеты «ФИЗИКА-ПС» Н.Д. Козловой с академиком РАО В.Г. Разумовским в связи с 80-летием. Обсуждаются проблемы методики преподавания физики, состояние и перспективы физического образования.

We present an interview by chief Editor of the newspaper “Physics-PS” N.D. Kozlova with academician RAO V.G. Razumovsky  in connection with his 80-year anniversary. Some problems of teaching physics and state and perspectives of physical education are discussed.

Кл. сл.: академик В.Г. Разумовский, юбилей,  физическое образование, методика обучения физике.

3. 

Тренировочный вариант ЕГЭ-2010. Сост. Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru, Грибов В.А.  и др.

 Приведен  модифицированный вариант заданий ч. 3, предлагавшихся в 2009 г. на Государственном едином экзамене выпускников средней школы, с решениями и критериями оценки. Вариант модифицирован в соответствии с требованиями 2010 г. 11 класс.

We give a modified sample of tests of  part three of the Unified State Exam-2009 to secondary school graduates, with solutions and evaluation criteria. The modification is made in accordance with the requirements of   2010. Grade 11.

Кл. сл.: решение задач, вариант ЕГЭ.

4. 

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски

Приведен пример задания из ч. II экзамена по курсу AP Physics B (пер. с англ.), включающий 7 экспериментальных и расчётных задач на темы: динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, гидростатика, оптика.

We give a sample of the test (part II) of the exam at the rate of AP Physics B (transl. from English) which includes seven experimental and calculation problems on dynamics, electrostatics, electrodynamics, thermodynamics, hydrostatics, and optics.

Кл. сл.: решение задач, эксперимент, жёсткость пружины, силовые линии электрического поля, выталкивающая сила, когерентный свет, энергетические состояния атома, показатель преломления, кинетическая энергия электрона, фотон.

5. 

А.И. Сёмке seaniv2006@km.ru (МОУ СОШ № 11, г. Ейск, Краснодарский кр.). Симметрия кристаллов

We give a plan of a lesson-investigation on «Properties of Crystals». Grade 10. We describe investigation of the students (work in groups): search information, experiments with crystal bodies and their models, crystal growing, decision entertaining and unusual tasks.

Сценарий урока-исследования по теме «Свойства кристаллов», 10-й класс. Групповая исследовательская работа учащихся: поиск информации, эксперименты с кристаллическими телами и их моделями, выращивание кристаллов, решение занимательных и нестандартных задач. 

Кл. сл.: симметрия кристаллов, кристаллическая решётка, эксперимент, модели кристаллических решёток, выращивание кристаллов, групповая работа, самостоятельность мышления, 10 класс

6. 

Чаругин В.М., проф.,charugin@yandex.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в марте.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны. Приведены репродукция картины «Уроки астрономии» Дж. Анжели, фото и описание спиральной галактики Туманность Андромеды и кольцеобразных галактик Arp147.

We give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon. We show the painting by Giuseppe Angeli «Lessons in Astronomy», as well as the photo and description of the spiral galaxy Andromeda Nebula and of the ring-shaped galaxies Arp147.

Ключ. сл.: астрономия, звёздные карты, спиральная галактика, кольцеобразная галактика.

7. 

Карташов  Владимир Фёдорович  kartash@cspu.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Following space images, we give two problems (with solutions) of determining the minimum details of a celestial body and the length of the Grand Canyon on Mars.

Даны две  задачи (с решениями) по космическим снимкам на определение размера минимальных деталей небесного тела и длины Большого Каньона на Марсе.

Ключ. сл.: астрономия, практическая работа, Марс.

8. 

Пигалицын Л.В. evp@rambler.ru(шк. № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Компьютерный физический эксперимент. 7.4. Электронный конструктор «Начала электроники».

Описан  электронный конструктор «Electronics Workbench» (EWB5.0), позволяющий учащемуся не только выполнять задания преподавателя, но и  апробировать свои технические решения. Показано, как поставить задачи на сборку и исследование схемы фонарика, транзисторного усилителя на операционном усилителе, как изучать одностороннюю проводимость полупроводниковых диодов и усилительные свойства транзисторов, работу логических элементов. Рекомендуется старшим школьникам.

 

We describe the electronic designer «Electronics Workbench» » (EWB5.0), It allows to students to test their technical solutions, but not only to carry out  teacher jobs. We show how to pose the problem to assembly and study scheme of a flashlight, a transistor amplifier with an operating amplifier, how to study unilateral conductivity of a semiconductor diode and amplifying properties of transistors as well as the work of logic elements. The designer is recommended for high school students.

Кл. слова: электронный конструктор, виртуальный эксперимент, электрическая цепь, усилитель, логические схемы. 10 класс. 11 класс.

9. 

 Изюмов И.А. izyumov-igor@yandex.ru (МОУ СОШ № 3, г. Аксай, Ростовская обл.). Автомобильный транспорт и окружающая среда.

Сценарий интегрированного (ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ) урока обобщения и систематизации знаний по теме «Тепловые двигатели» с целью формирования целостной системы ведущих знаний. Лекция учителя о вкладе транспорта на ДВС в загрязнение окружающей среды чередуется с лабораторно-практическими занятиями и решением задач.

We offer a plan of an integrated (Physics + Biology) lesson of generalization and systematization of information on the theme «Heat engines» to form an integrated system of leading knowledge. We give a lecture of the teacher about contribution of transport with combustion engines to environmental pollution. Laboratory and practical exercises and solving the problems follow this lecture.

Кл. сл.: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний,  загрязнение среды, транспорт, тепловые двигатели, экологически чистый, 10 класс, конкурс «Я иду на урок».

10. 

Найдин А.А. naidin_anatoli@mail.ru (гимн. № 44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Как мы измерили солнечную постоянную

We offer a simple, available for students method of experimental evaluation of the solar constant with quite satisfactory results.

Предложен простой, доступный учащимся метод экспериментальной оценки солнечной постоянной, дающий вполне удовлетворительный результат.

Кл. сл.: солнечная постоянная, эксперимент. 

11. 

Дроздов В.Б.(г. Рязань). Три «солнечные» задачи.

We pose three problems that can serve as a basis for student projects.

Предложены три задачи, которые могут служить основой для  ученических проектов.

Кл. сл.: решение задач, температура, газовые законы, оптика, линза

12. 

Грачёв А.В., проф. Макаров В.А., Никитин С.Ю., Погожев В.А., Подымова Н.Б., Полякова М.С., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru (МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов-2009»

Даны 5 задач по механике, предлагавшихся на олимпиаде «Ломоносов» в 2009 г.

Кл. сл.: олимпиада, Ломоносов, механика.

13. 

Степанюк И.А., проф. stepanuk2009@rambler.ru (РГГМУ, г. Санкт-Петербург). Подземные голоса.

We describe unusual phenomena of emergence of sounds like women's and children's voices, crying etc in underground caves. One of explanation of the phenomenon is suggested: the sounds are generated with appearance of cracks in the rocks or penetrate pinto the ground through so called sound channels. Effects of infrasound on man is also mentioned.

Описаны необычные явления возникновения в подземных пещерах звуков, похожих на отдалённые женские или детские голоса, плач и т. п. Предложено одно из объяснений: звуки генерируются при появлении трещин в горных породах или проникают под землю через так называемые звуковые каналы. Упомянуто также воздействие на человека инфразвука.

Кл. сл.: звук, инфразвук, резонанс, физика и психология.

14. 

Почему  же, почему?.. (Подборка и пер. с англ. материалов Интернета. Б.В. Булюбаш borisbu@sandy.ru , г. Нижний Новгород, НГТУ им. Р.Е.Алексеева).

We pick up interesting questions «of life» on physical themes (with experts answers): why the bottom of the capsule of the spacecraft returning to Earth is always oriented o Earth? How much energy is necessary to cremate the deads?

Подборка  интересных вопросов «из жизни» на физические темы: почему капсула возвращающегося на Землю космического аппарата всегда ориентирована днищем к Земле? Сколько энергии тратится на кремацию умерших? – с ответами экспертов.

Кл. слова: баллистический спуск, центр масс, перегрузки, кремирование..

15. 

Как это устроено? Искусственные алмазы (Пер. с англ. Н.Д. Козловой periodical@1sept.ru, г. Москва.)

We explain the method of obtaining and analyzing  the composition of artificial diamonds.

Популярно изложен метод получения и анализа состава искусственных алмазов..

Кл. сл.: искусственный алмаз, спектрофотометр, фотолюминесценция, фианит.