1. |
Шапина Е.В. sch5-info@yandex.ru (МОУ СОШ № 5 им. Е.А. Поромонова, г. Череповец, Вологодская обл.). «Фанат науки». Интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой, 7-й кл. № 2. We present an intellectual and cognitive computer supported team game of Ключ. сл.: компьютерная поддержка, мультимедийное сопровождение, интерактивная презентация, 7 класс. |
2. |
Дмитриев Г.В. dgennadi69@yandex.ru (МОУ Новошимкусская СОШ, д. П. Буртасы, Яльчикский район, Чувашская Респ.). Компьютерное моделирование условий задач. We propose teaching methods to increase the cognitive activity of students, posing up some video problems (fragments of video and cartoons), but not textual ones. We present four problems on kinematics, dynamics, motion on an inclined plane, free falling, relative motion. Ключ. сл.: компьютерное моделирование, экспериментальные видеозадачи. |
3. |
Лисюкова Т.Н. play_girl3510@mail.ru, (с Лаишевка, Ульяновская обл.). О каком физическом явлении идёт речь? |
4. |
Коган Н.Э. kogan.ag@gmail.com (ЦО № 345, г. Москва). Искусственные спутники Земли. Урок объяснения нового материала с компьютерной поддержкой, 10-й кл Представлен сценарий урока объяснения нового материала с компьютерной поддержкой. Структура урока: 1) активизация учащихся путём повторения пройденного материала; 2) самостоятельная формулировка задач будущего виртуального эксперимента и планирование результата; 3)виртуальный эксперимент или обобщение известных опытов; 4) работа с дополнительной информацией; 5) решение задач; 6) работа с презентацией. We propose a computer assisted lesson plan on explaining new material: 1) activation of the students by repetition of the known material; 2) independent formulation of the tasks of the future virtual experiment and planning of its results; 3) the virtual experiment or a generalization of well-known experiments, 4) work with an additional information, 5) problem solving; 6) work with the presentation. Ключ. сл.: компьютерная поддержка, объяснение нового, искусственный спутник, траектория полёта, космическая скорость, 10 класс. |
5. |
Бугаев В.Е. dav_lic@mail.ru (МОУ Давыдовский лицей, д. Давыдово, Орехово-Зуевский р-н, Московская обл.). Плавление и отвердевание кристаллических тел. Урок экспериментальных исследований с компьютерной поддержкой, 8-й кл. Представлен сценарий интегрированного урока (ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА) в компьютерном классе. Структура урока: 1) актуализация знаний и умений учащихся; 2) демонстрационный эксперимент; 3) самостоятельное фронтальное исследование учащимися (работа в группах) плавления кристаллического вещества и его обсуждение; 4) компьютерная обработка экспериментальных результатов на уроке информатики. Окончательные итоги межпредметного исследования подводятся в начале следующего урока. С предисловием Г.Г. Никифорова (<nikiforowgg@mail.ru>, ИСМО РАО, г. Москва) «Технология совместных экспериментальных исследований и её развитие»). We present an integrated lesson (Physics + Informatics) plan in a computerized class: 1) updating of know-how and skills’ 2) demonstration experiment; 3) the frontal self-made by the students (work in groups) investigation of melting of crystals and discussion; 4) computer treatment of the experimental results at the lesson on Informatics. The final results of the intersubject investigation are presented at the beginning of the next lesson. Ключ. сл.: компьютерная поддержка, технология совместных экспериментальных исследований, L-микро, процесс кристаллизации, 8 класс. |
6. |
Розман Б.Г. noren_22@mail.ru (Жердевский колледж сахарной промышленности, г. Жердевка, Тамбовская обл.). Физика в природе. Заключительный комбининированный (ФИЗИКА+ГЕОГРАФИЯ) открытый урок изучения темы «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы», 2 ч. 1-й курс. Представлен сценарий интегрированного открытого урока (ФИЗИКА + ГЕОГРАФИЯ) с целью закрепить теоретические знания и практические умения студентов по теме «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы». Урок состоит из трёх тематических частей – «Туман», «Облака», «Снег и лёд», – посвящённых соответствующему природному явлению, и сопровождается интерактивной презентацией. Каждая часть открывается небольшим поэтическим отступлением с музыкальным сопровождением, интересными сведениями о рассматриваемом явлении. Затем подмечаются особенности явления, наиболее характерные его свойства, выделяются виды, от наблюдения переходят к анализу явления, рассмотрению физических механизмов, лежащих в его основе, совершая небольшие исторические экскурсы и решая несложные физические задачи. We show a plan of an integrated (Physics + Geography) lesson for the purpose to fix the theoretical knowledge and practical skills of the students related to the chapter “Aggregate states of matter. Phase transitions”. The lesson consists of three parts devoting to the corresponding nature phenomenon: “Fog”, Clouds”. “Snow and ice” and is accompanied by an interactive presentation. Small poetic and musical introductions and some interesting data on the mentioned phenomena open each part of the lesson. Then the special features, characteristic properties and types of the phenomena are underlined. With small historical excursions and solving simple physic tasks, from the observations, we turn to an analysis of the physical mechanisms of each phenomenon that are in the basis of it Ключ. сл.: компьютерная поддержка, открытый урок, фазовые переходы, интерактивная презентация,10 класс. |
7. |
Кузьмичёва Т.Ю. tyuk2001@mail.ru (МОУ гимн. № 38 с УИАЯ, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Памяти учёных: «Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». Урок поликультурного образования, 11-й кл. Представлен сценарий комбинированного (ФИЗИКА+история) урока повторения материала в рамках поликультурного образования, позволяющий оценить деятельность великих учёных-физиков Англии как образец высочайшего творчества разума и величайшего трудолюбия. We offer a plan of a combined (Physics + History) lesson of repetition of the material within the limits of multicultural education that allows to evaluate the efforts of the great physicists of England as an example of the highest creativity of intellect and of industriousness. Ключ. сл.: компьютерная поддержка, презентация, конкурс «Я иду на урок», урок повторения, Ньютон, Фарадей, Резерфорд, 10 класс. |
8. |
Лисюкова Т.Н. play_girl3510@mail.ru, (с Лаишевка, Ульяновская обл.). Однажды… Задача по картинке на тему «Излучение и спектры», 11 кл. We give a picture on the topic “Radiation and spectra”. |
9. |
Мамонтова И.А. mia_7878@mail.ru (МОУ СОШ № 89, г. Барнаул, Алтайский кр.). Гидравлический пресс. Комбинированный урок физики в компьютерном классе, 7-й класс. Представлен сценарий комбинированного (ФИЗИКА+ИНФОРМАТИКА) урока изучения нового материала в компьютерном классе на тему «Давление». Ключ. сл.: компьютерная поддержка, давление, гидравлический пресс, конкурс «Я иду на урок», урок изучения нового материала, 7 класс. |
10. |
Никифорова Н.А. (г. Сургут, Тюменская обл.). Дисперсия света. Урок изучения нового материала, 11-й класс. Представлен сценарий урока изучения нового материала по теме «Световые волны». Рассмотрены природа дисперсии, эффекты смешения цветов. Лекция учителя сменяется лабораторной работой «Многообразие цвета» (работа в группах), выполнением тестового задания и рефлексией. На дом учащиеся получают задание сделать презентацию. We propose a plan of a lesson of learning new material on the topic “Light waves”. Nature of dispersion and effects of color mixing are considered. After the lecture of the teacher, the laboratory work (in groups) “Variety of color”, performing some test task and reflection take place. The students receive a task to prepare a presentation as a house job. Ключ. сл.: дисперсия, смешение цветов, конкурс «Я иду на урок», урок изучения нового материала, презентация, 11 класс. |
11. |
Белюстов В.Н. Belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты. Приведены краткие сведения о деятельности знаменитых учёных-физиков в связи с их юбилейными датами. Ключ. сл.: Пётр Алексеевич Зилов, Пьер Луи Дюлонг, Уильям Брэдфорд Шокли, Сергей Леонидович Мандельштам, Жан Шарль Атаназ Пельтье, Порфирий Иванович Бахметьев (Бахметев). |
12. |
Довгань В.Г., академик РАК им. К.Э. Циолковского, проф. vdovgan-st@mail.ru (г. Москва). Отечественная лунная одиссея. Участником советской космической программы «Е» – освоение окололунного пространства – описана история её выполнения в 1966–1968 гг. (запуск перелётно-посадочных модулей лунных модулей «Космос-111», «Луна-10»–«Луна 14», вывод искусственного спутника на окололунную орбиту). We describe the history of realization of the soviet space program “E” (development of near-moon space) during 1966–1968 years. It includes lift-off of lunar migratory-landers “Kosmos-111”, “Luna-10”, “Luna-14”, and placement of the artificial satelitte into the near-moon jrbit. Ключ. сл.: искусственный спутник Луны, ИСЛ. |
13. |
Тренировочный вариант ЕГЭ-2010. Авторы-сост. Демидова М.Ю., Грибов В.А. и др. Представен вариант ЕГЭ-2009 г., модифицированный в соответствии с требованиями 2010 г. (с ответами и решениями). We present a sample of tests of Unified State Exam-2009 modified according to the requirements of 2010 year (with answers and solutions) Ключ. сл.: ЕГЭ, тренировочный вариант. |
14. |
Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (лицей № 1586, г. Москва). Пока горит кристалл. Описан эксперимент с плавлением и отвердеванием кристаллического вещетсва – парафина, приведен график и расчёт удельной теплоты плавления и удельной теплоёмкости. Для сравнения приведены графики остывания аморфного тела (мёда) и жидкости (воды) и соответствующие расчёты. Указано на уникальные тепловые свойства парафина и их возможные применения. We describe an experiment of melting and soliditification of crystal paraffin. The graphs and calculations of the specific melting heat and the specific heat capacity are shown. For comparison, the graphs of cooling of an amorphous (honey) and liquid (water) substances as well as the corresponding calculations are given. The unique heat properties of paraffin and their possible applications are underlined. Ключ. сл.: парафин, гибридный двигатель, термостат. |
15. |
Дроздов В.Б. (г. Рязань). Физика заводной игрушки. Приведен расчёт параметров (потенциальной энергия закрученной пружины, мощности, энергии, пути, максимальной скорости и времени движения).заводного автомобиля, который может лечь в основу ученического исследовательского проекта. We consider a calculation of the parameters (the potential energy of a twisted spring, the power, the energy, the path, the maximal velocity, and the time of motion) of a clockwork car. This calculation can be used as a basis for a student investigation project . Ключ. сл.: ученический исследовательский проект, пружина, физика игрушки. |
16. |
Погожев В.А., Парфёнов К.Б. (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Покори Воробьёвы Горы! Задачи по физике-2009. Даны 4 задачи (с решениями) очного тура для физических факультетов вузов (кинематика, динамика). We offer four tasks (with solutions) of the intramural tour for physical faculties of institutes (kinematics, dynamics), Ключ. сл.: олимпиада, Покори Воробьёвы Горы. |
17. |
Майоров В.Ф. mvf46@mail.ru (Воротынская СОШ, п. Воротынец, Воротынский р-н, Нижегородская обл.). Как узнать, что Земля вращается? Представлен доклад на 3-м Круглом столе учителей Нижегородской обл., 2009 г., в котором разобран вопрос: «Как узнали бы люди, что Земля имеет форму шара, что она вращается вокруг оси, проходящей через её центр и что Земля обращается вокруг Солнца по определённой траектории (причём в декабре расположена ближе к Солнцу, чем в июне), если бы она была покрыта густым слоем облаков так, что даже Солнца не было бы видно?» Ключ. сл.: астрономия, шарообразность Земли, Эратосфен, сила Кориолиса, опыт Фуко, год Платона. We describe a report on the third roundtable of the teachers of the Province of Nizhny Novgorod (2009), where next questions are discussed: “Suppose that the Earth is covered with a thick layer of clouds (so as the Sun is not visible). Then how can we learn that the Earth has a ball form and that it rotates around an axe through its center, and that the Earth rotates around the Sun according to a certain trajectory so that it is nearer to the Sun in december than in june”. |