Как это устроено?..

См. также № 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13/08

ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА играют огромную роль в обеспечении безопасности любого пассажирского транспортного средства. Вплоть до 30-х гг. прошлого века тормоза были механическими: водитель ногой нажимал на педаль, и через систему тросов или рычагов усилие передавалось на тормозную колодку, которая прижималась к колесу. В гидравлическом тормозе это усилие передаётся через жидкость, многократно усиливаясь и выравниваясь. Нажимая на педаль тормоза, водитель приводит в движение поршень в главном тормозном цилиндре. Возникающее при этом давление жидкости передаётся на поршни в колёсных тормозных цилиндрах, заставляя тормозные барабаны или диски прижиматься к колёсам и тем самым замедлять движение. Поскольку площадь поршней тормозных цилиндров намного больше площади поршня главного тормозного цилиндра, сила воздействия на колёса во столько же раз больше силы давления, прикладываемой водителем к педали. С целью повышения безопасности гидравлическую тормозную систему конструируют из двух автономных подсистем, чтобы при выходе из строя одной другая срабатывала бы нормально. Тормоз начинает действовать, когда в главном цилиндре перемещаются сразу оба поршня. Каждый поршень сочленён с парой колёс. В современных тормозах каждая подсистема сочленяется с парой «диагональных» колёс, а не как раньше – одна только с передними, другая – только с задними.

Нажимая на педаль тормоза, водитель запускает последовательность событий, приводящих к воздействию тормозных колодок на колёса

• УСИЛЕНИЕ МОЩНОСТИ. Основные части гидравлической тормозной системы – главный тормозной цилиндр и сочленённый с ним вакуумный усилитель мощности. Когда педаль тормоза отпущена, диафрагма, имеющая большую площадь, находится при некотором разрежении с обеих сторон. Когда педаль нажимают, открывается клапан и в усилитель мощности с одной стороны диафрагмы поступает воздух под атмосферным давлением. Диафрагма прогибается и толкает поршень, тем самым в гидравлическую систему вводится мощность. Через тормозную жидкость давление передаётся на поршни колёсных цилиндров, которые приводят в действие тормоза барабанного или дискового типов.

 

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ, как правило, крепится на передних колёсах. Поршни, закреплённые на тормозных клещах, прижимают тормозные колодки к ротору или к самому диску колеса. Вследствие трения вращение колеса замедляется. В современных автомобилях тормозные диски крепятся к каждому колесу.

БАРАБАННЫЙ ТОРМОЗ. Как правило, барабанные тормоза крепятся на задние колёса. Поршни соединены с подвижными концами пары тормозных колодок. Когда педаль тормоза нажимают, поршни колёсного тормоза разводят в стороны концы тормозных колодок, которые прижимают фрикционные накладки изнутри к барабану колеса и замедляют его вращение.

Scientific American, 1998, February, p. 103.

Сокр. пер. с англ. Н.Д.КОЗЛОВОЙ

Продолжение см. в № 17/08