Продолжение. См. № 17/07
Существование и свойства электрического заряда должны быть подтверждены серией убедительных экспериментов. Непосредственно на уроках учитель ставит простые демонстрационные эксперименты, анализ результатов которых, проведённый совместно с учащимися, приводит их к осознанию необходимости понятия электрического заряда и усвоению его физической сущности.
Эти общеизвестные демонстрационные эксперименты тем не менее предварительно должны быть тщательно исследованы учителем. Дело в том, что в кратких описаниях сути опытов невозможно учесть конкретные условия, в которых они реально могут проводиться. Поэтому первое из предлагаемых исследований посвящено традиционным демонстрационным опытам. Хорошо, если учитель уверенно демонстрирует эти эксперименты, корректно объясняет их результаты, вместе с учащимися выдвигает гипотезы и на опыте проверяет их следствия. Однако так бывает далеко не всегда. Чаще доказательных опытов на уроке вообще нет, а школьникам просто говорится, что должно было бы быть, если бы они были поставлены. Но современный стандарт обучения требует, чтобы эксперименты наряду с теорией стали органичной частью школьного курса. На уроке физики учебный эксперимент должен быть основой, на которой строится учебная теория, а учебная теория должна объяснять результаты учебных опытов. Достичь этого невозможно без дидактических исследований известных учебных опытов, приводящих, как минимум, к субъективно новым результатам.
Далее предлагается несколько исследований, посвящённых машинам для получения электрических зарядов, в основе принципа действия которых лежит явление электростатической индукции. Эти исследования, бесспорно, вызовут интерес школьников, если учитель организует с ними совместную познавательную деятельность. Опыт показывает, для такой организации требуется не так уж много времени. Школьники с удовольствием подберут необходимые для опытов материалы и соберут экспериментальные установки. Но при их налаживании, возможно, потребуется помощь учителя. Она будет необходима и при подготовке выступлений учащихся с результатами выполненных ими совместно с учителем исследований.
Завершают лекцию исследования явлений нагревания металла и свечения газа под действием электрического заряда. Эти простые исследования дают результаты, которые найдут применение в последующих экспериментах.
2.1. Электрический заряд. Опыты по электризации, показывающие существование этого явления для всех тел, разделение тел на проводники и изоляторы, наличие двух видов электричества, способность разноимённо наэлектризованных тел нейтрализовать свою электризацию и т.д. позволяют сделать заключение, что при электризации тела приобретают новое качество, существующее объективно. Это качество, как уже говорилось, принято называть электрическим зарядом.
Электрический заряд – основное физическое понятие, которое не может быть логически в явном виде определено через другие более простые понятия. Существование электрического заряда нельзя доказать каким-то одним опытом, оно следует из всей совокупности известных экспериментальных фактов электродинамики.
Электрический заряд не только понятие, но и физическая величина, характеризующая электрические явления с количественной стороны: чем сильнее наэлектризовано тело, тем больше его заряд.
В системе физических единиц СИ электрический заряд измеряется в кулонах (Кл).
2.2. Электрометр. В экспериментальных исследованиях явлений электричества используют специальные приборы, позволяющие установить наличие заряда и оценить его величину, или количество электричества; их называют электрометрами. Одна из возможных конструкций демонстрационного электрометра схематически показана на рисунке и на фото.
На верхнем конце вертикального металлического стержня закреплена металлическая сфера. Внизу на стержне крепится ось с лёгкой подвижной металлической стрелкой, центр тяжести которой несколько ниже оси вращения. Стержень и стрелка размещены внутри цилиндрического проводящего корпуса, но изолированы от него. Спереди и сзади корпус закрыт стеклянными окошками, чтобы исключить влияние потоков воздуха.
Наэлектризуем эбонитовую палочку и прикоснёмся к сфере на стержне прибора — стрелка отклонится на некоторый угол; проведём наэлектризованной палочкой по шару — угол отклонения стрелки возрастёт.
Так как наэлектризованная палочка несёт на себе заряд, то опыт показывает, что описанный прибор позволяет обнаружить заряд и оценить его величину.
Принцип действия рассмотренного электрометра основан на том, что его стержень и стрелка — проводники, поэтому заряжаются одноимённо и отталкиваются. Стрелка стремится занять такое положение, при котором её части по возможности дальше удалены от стержня, и поворачивается вокруг горизонтальной оси. Металлический корпус вокруг стрелки нужен для того, чтобы на неё не воздействовали другие заряженные тела.
Очевидно, электрометр даёт правильные показания, если его металлический корпус не заряжен. Землю можно считать незаряженным телом, поэтому для снятия зарядов с металлического корпуса электрометра его заземляют, т.е. проводником соединяют с Землёй.
Электрометр нетрудно отградуировать в условных единицах заряда, воспользовавшись не нуждающимся в особом доказательстве допущением, что при соприкосновении двух одинаковых проводящих шаров заряды на них распределяются поровну.
2.3. Измерение заряда электрометром.
На стержни одинаковых электрометров наденем полые проводящие сферы. Наэлектризованным пробным шариком прикоснёмся к поверхности одной из сфер. Стрелка электрометра отклонится, свидетельствуя, что он получил некоторый заряд. Но часть заряда осталась и на шарике — в этом легко убедиться, прикоснувшись им к сфере второго электрометра.
Чтобы заряженный шарик полностью передал свой заряд электрометру, введём его в полость проводящей сферы и прикоснёмся к стенке сферы изнутри. Теперь, вынув шарик и прикоснувшись им к другому электрометру, убеждаемся, что остаточный заряд на шарике отсутствует. Таким образом, опыт показывает, что заряд с одного проводника можно полностью передать другому проводнику, если ввести его внутрь этого проводника.
Однако для измерения заряда вовсе не обязательно полностью передавать измеряемый заряд электрометру: достаточно заряженное тело ввести внутрь насаженной на электрометр полой проводящей сферы без соприкосновения с ней. В этом легко убедиться на опыте. Эбонитовой палочкой или иным способом зарядим шарик на диэлектрической ручке и внесём его внутрь сферы – стрелка электрометра отклонится. Прикоснёмся заряженным шариком изнутри к сфере — стрелка останется неподвижной или отклонится несколько больше. Повторяя опыт с разными зарядами, убеждаемся, что показания электрометра однозначно определяются величиной заряда.
Значит, для измерения заряда тела вовсе не обязательно его полностью снимать с тела, передавая электрометру. Полое проводящее тело в форме шара или цилиндра, соединённое с электрометром, внутрь которого можно вносить заряд для измерения его величины, называется цилиндром Фарадея.
2.4. Доказательство того, что при электризации одновременно заряжаются оба тела зарядами, равными по величине и противоположными по знаку. Это можно сделать самыми различными способами, но для нас сейчас важно удостовериться, что использование электрометров позволяет повысить убедительность экспериментов.
Потрём две диэлектрические пластины из различных материалов (эбонита и оргстекла) друг о друга и опустим каждую из них в полые сферы двух одинаковых электрометров. Стрелки электрометров отклонятся на равные углы. Соединим шары электрометров проводящим стержнем на ручке из диэлектрика – стрелки электрометров опадут.
Если в опыте использовать тела из одного материала, то электрометры не зафиксируют появление заряда. Таким образом, два тела из различных веществ при соприкосновении заряжаются электрическими зарядами, равными по модулю и противоположными по знаку.
2.5. Электрический диполь. Наблюдая опыты, учащиеся не могли не заметить, что наэлектризованное тело не только притягивает или отталкивает заряженные тела, но и поворачивает их. Нетрудно сообразить, что это происходит в том случае, если в целом тело нейтрально, но на разных его частях имеются заряды противоположных знаков. Систему из двух равных по модулю и противоположных по знаку зарядов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, называют электрическим диполем.
На стержне из диэлектрика закрепим два одинаковых лёгких проводящих шарика из алюминиевой фольги и подвесим стержень за середину на нити. Используя пьезоэлектрический источник, зарядим шарики одинаковыми по модулю и противоположными по знаку зарядами. Поднесём к получившемуся диполю заряженное тело. При этом обнаружим, что диполь повернулся и притянулся к телу.
Причина этого вполне понятна: к исследуемому заряду притягивается противоположный по знаку заряд диполя и отталкивается совпадающий с ним. В результате на диполь действует вращающий момент, который ориентирует диполь так, что ближе к заряженному телу оказывается противоположный по знаку заряд. На него действует сила притяжения, которая больше, чем сила отталкивания, действующая на второй заряд диполя. Поэтому диполь не только поворачивается, но и притягивается к заряженному телу.
2.6. Делимость электрического заряда. Наблюдения показывают, что электрические заряды бывают разными по величине. Интересно выяснить, делятся ли электрические заряды на части, а если делятся, то сохраняются ли при этом заряды или их можно произвольно увеличивать и уменьшать? Чем объясняется электризация: возникновением электрических зарядов из ничего или разделением уже существующих зарядов? Что происходит при нейтрализации разноимённых зарядов: их уничтожение или такое объединение, при котором результирующая электризация исчезает?
Ответы может дать только эксперимент. Понятно, что одним опытом здесь обойтись не удастся, слишком всеобъемлющи те фундаментальные вопросы, ответы на которые мы хотим найти. Однако это отнюдь не значит, что школьники должны принять на веру знание, добытое поколениями исследователей. То, что им доступно, обязательно должно быть доказано если не в общем виде, то хотя бы для частных случаев.
Докажем, что электрический заряд можно делить на части, в том числе и на равные. Чтобы сделать это, приготовим два одинаковых электрометра с полыми сферами.
На диэлектрических ручках закрепим два проводящих шарика разных размеров. Наэлектризованной эбонитовой палочкой зарядим один из них и опустим в полую сферу электрометра, не касаясь её внутренних стенок. Заметим показания прибора — они определяются зарядом шарика. Вынем шарик (при этом стрелка электрометра вернётся в нулевое положение) и коснёмся им другого шарика. После этого погрузим шарики в полые сферы электрометров без соприкосновения с ними. Заметим, что оба электрометра показывают наличие зарядов на шариках, причём шарик большего размера имеет больший заряд. Таким образом, произошло деление заряда на две части.
Повторив опыт с одинаковыми шариками, обнаружим, что их заряд после соприкосновения одинаков. Значит, заряды можно делить на равные части, если к проводящему заряженному телу прикоснуться точно таким же нейтральным.
2.7. Закон сохранения электрического заряда. Докажем, что алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе остаётся постоянной.
На стержень электрометра насадим большую полую проводящую сферу. Зарядим эту сферу и заметим отклонение стрелки электрометра. Небольшим пробным шариком на изолированной ручке прикоснёмся к заряженной сфере и перенесём заряд на какое-нибудь округлое изолированное металлическое тело 1 — заряд электрометра уменьшится. Повторим эту операцию несколько раз, перенося заряды на тело 2 и т.д., пока показание электрометра не снизится почти до нуля. Затем пробный шарик и заряженные тела один за другим внесём в полость сферы на электрометре — стрелка отклонится и вернётся в исходное положение.
Из опыта следует, что суммарный заряд замкнутой системы тел остаётся неизменным, но может перераспределяться между телами. Это фундаментальный закон электродинамики. Он установлен для явлений макромира, в котором мы живём, и оказался совершенно справедливым и для явлений микромира. Это весьма удивительно, поскольку заряженные элементарные частицы способны превращаться друг в друга, причём при таких превращениях число их не остаётся неизменным. Однако, если система замкнута, т.е. в неё не входят и из неё не выходят заряженные частицы, то суммарный электрический заряд не изменяется. Новые элементарные частицы, несущие заряд, всегда рождаются парами и имеют равные заряды противоположных знаков. Заряженные элементарные частицы исчезают, аннигилируют, также парами с равными по модулю и противоположными по знаку зарядами. Таким образом, во всех известных явлениях выполняется закон сохранения заряда: в замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остаётся неизменной:
q1 + q2 + q3... + qn = соnst. (2.1)
Нередко говорят: «создадим», «придадим», «уничтожим», «снимем» (и т.д.) заряд, но при этом всегда понимают, что речь идёт не о создании или уничтожении зарядов, а лишь о перераспределении уже существующих зарядов или их нейтрализации.
Интересно, почему мир устроен так, что справедлив закон сохранения электрического заряда?!
2.8. Элементарный заряд. Теперь нужно выяснить, можно ли электрический заряд делить бесконечно или существует какой-то предельно малый заряд, меньше которого не бывает?
Опыты с обычными электрометрами не позволяют решить эту задачу, потому что наименьший заряд, если и существует, то очень мал, а эти приборы довольно грубы. Необходим специальный, достаточно чувствительный метод измерения заряда. Идея этого метода заключается в следующем.
Над горизонтальной проводящей пластиной параллельно ей поместим вторую пластину с отверстием. Нижнюю зарядим отрицательным, а верхнюю – таким же по величине положительным зарядом. Изготовим порошок из одинаковых маленьких металлических шариков настолько малой массы, чтобы они медленно падали в воздухе. Через отверстие вдуем порошок между пластинами так, чтобы его шарики слегка наэлектризовались, и в микроскоп будем наблюдать за движением отдельных шариков, взвешенных в воздухе.
Мы обнаружим, что обычно шарики падают вниз с постоянной скоростью. Однако время от времени скорость некоторых из них скачком изменяется. Это можно объяснить только тем, что меняется заряд шарика: чем больше отрицательный заряд шарика, тем сильнее он отталкивается от нижней пластины и тем с меньшей скоростью падает. Таким образом, описанное устройство можно считать очень чувствительным электрометром, причём определить заряд можно путём измерения скорости падения заряженного шарика.
Реальные эксперименты в соответствии с изложенной идеей независимо друг от друга в начале ХХ в. осуществили американский физик Р.Милликен и русский учёный А.Ф.Иоффе. Измерения, выполненные в систематических наблюдениях, показали, что все изменения скорости движения шарика всегда происходят скачком, причём все скачки скорости кратны одной и той же величине, меньше которой никогда наблюдать не удавалось. Как бы ни менялись условия опытов, в частности, материал и размеры шариков, величина заряда металлических пластин, расстояние между пластинами и т.д., результат получался одним и тем же. Но в опытах изменение скорости шарика однозначно определяется изменением его заряда.
Таким образом, эксперимент показывает, что изменение заряда тел всегда происходит не непрерывно, а скачками, величина которых кратна одной и той же порции — элементарному заряду.
В количественных экспериментах для элементарного заряда получено значение е = 1,602 • 10–19 Кл. Несколько раньше английский ученый Дж.-Дж.Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон, – она-то и несёт отрицательный элементарный заряд. Позже было установлено, что ядро атома водорода, протон, несёт элементарный положительный заряд. В настоящее время экспериментально доказано, что все существующие в свободном состоянии электрические заряды кратны элементарному.
Современные экспериментальные исследования показали, что протоны и нейтроны состоят из кварков, которые должны иметь дробный электрический заряд: 1/3 и 2/3 элементарного заряда. Однако кварки существуют только в элементарных частицах, покинуть которые они ни при каких условиях не могут. Поэтому следует считать, что ни одна свободная частица не может иметь электрического заряда, который был бы меньше элементарного.
Исследование 2.1.
Учебный эксперимент для урока физики
Задание. Детально разработайте технику постановки на уроках физики демонстрационных вариантов описанных выше опытов, показывающих принцип дейсивия электрометра, способ оценки и измерения зарядов с помощью электрометра, одновременную электризацию соприкосающихся тел, электрический диполь, делимость заряда, закон сохранения электрического заряда. Особое внимание уделите исследованию демонстрационного электрометра. По инструкции к прибору научитесь подбирать пары электрометров одинаковой чувствительности, уясните способы их градуировки, уточните функцию заземления корпусов приборов. Оцените время, необходимое для демонстрации экспериментов, усвоения учащимися их условий и анализа полученных результатов. Разработайте оптимальную методику изучения физичечких явлений, обеспечивающую формирование понятия электрического заряда.
Исследование 2.2.
Физичечкая модель опыта Милликена
Информация.
На фото показан демонстрационный опыт с притяжением проводящего воздушного шарика на нити к наэлектризованной пластине из пенопласта.
Задание. Повторите этот опыт. Выясните условия равновесия заряженного шарика вблизи равномерно наэлектризованной плоскости. Разработайте модельный опыт, иллюстрирующий физическую сущность эксперимента по определению величины элементарного заряда.
Вариант выполнения. В модельном опыте можно использовать небольшие мыльные пузыри, подвешивая их в пространстве между двумя параллельными металлическими электродами, несущими противоположные по знаку заряды.
Исследование 2.3. Непрерывная электризация через влияние
Информация. При электризации через влияние нужно к проводящему телу поднести заряженное тело, снять заряд с проводящего тела, удалить от него заряженное тело, снять заряд противоположного знака с проводящего тела, приблизить к нему заряженное тело и т.д.
Проблема. Закономерен вопрос: нельзя ли процесс электризации через влияние сделать непрерывным так, чтобы использовать его для построения электростатической машины, способной давать значительный электрический заряд?
Очевидно, для этого нужно от сплошного проводника, расположенного вблизи заряженного тела, периодически отрывать части и собирать их вместе с уносимым ими зарядом. Таким сплошным проводником с периодически отрывающимися от него частями может служить падающая вниз сплошная струя воды, на некотором расстоянии от сопла распадающаяся на капли. Если вблизи места, где струя распадается, поместить заряженное тело, то электростатическая индукция приведёт к тому, что конец струи зарядится противоположным знаком, и отрывающиеся капли будут уносить заряд этого знака.
Задание. Разработайте и поставьте эксперимент, подтверждающий возможность использования электростатической индукции для осуществления непрерывной электризации.
Вариант выполнения.
Заполненный водой сосуд с соплом (резервуар) расположите над пустым сосудом (коллектором), стоящим на изолирующей подставке. Вблизи места распада струи на капли поместите индуктор — металлическое кольцо, сквозь которое проходит вода. Проводниками соедините воду в обоих сосудах с электрометром и разрядником. К индуктору поднесите слабо заряженное тело и пустите воду.
Вы обнаружите, что по мере вытекания воды стрелка электрометра будет отклоняться всё больше, и спустя определённое время между шариками разрядника проскочит электрическая искра. При этом стрелка электрометра опадёт, и далее процесс повторится до тех пор, пока уровень воды в сосуде не понизится настолько, что область разбиения на капли выйдет из зоны действия индуктора.
Значит, рассмотренное устройство действительно представляет собой электростатическую машину, способную за счёт работы силы тяжести разделять заряды противоположных знаков.
Ещё одна экспериментальная установка: электрометр соединён с водой, находящейся в сосуде с соплом. Параллельно электрометру через разрядный промежуток 0,5 мм подключена неоновая лампа, например, типа ВМН-2; близко к месту распада струи на капли подведён конец изолированного металлического стержня.
Наэлектризованной палочкой касаются металлического стержня и убирают её. На стержне остаётся небольшой электрический заряд. Наблюдают, что электрометр заряжается, через разрядный промежуток проскакивает искра, вспыхивает неоновая лампа, стрелка электрометра опадает, затем снова заряжается электрометр, и процесс периодически повторяется вновь и вновь до тех пор, пока уровень воды в сосуде заметно не уменьшится.
Это поразительный результат: заряд электрометра неизменно возобновляется, несмотря на то, что вызывающий этот процесс заряд индуктора (металлического стержня) не меняется. Очевидно, рост заряда электрометра обеспечивает работа силы тяжести и силы поверхностного натяжения воды, совместное действие которых приводит к падению струи воды и распаду её на капли.
Описанная установка представляет собой замкнутую электрическую цепь, по которой идёт пульсирующий электрический ток. Источником тока являются резервуар с соплом, коллектор и заряженное тело, расположенное возле места распада струи на капли. Существование тока обусловлено работой сторонних сил, в качестве которых выступают сила тяжести и силы поверхностного натяжения воды. Отношение работы сторонних сил по перемещению заряда между полюсами источника к величине этого заряда называется электродвижущей силой источника. В этом эксперименте, в отличие от опытов с гальваническими элементами, учащиеся воочию наблюдают работу сторонних сил, и введение понятия электродвижущей силы воспринимается как естественная необходимость.
Исследование 2.4. Электростатический генератор Кельвина
Информация. Электростатическая машина, рассмотренная в предыдущем исследовании, работает только при наличии дополнительного источника электричества. Английский учёный Кельвин показал, что явление электростатической индукции совместно с явлением распада струи воды на капли позволяют построить электростатическую машину, не нуждающуюся в предварительной электризации.
Проблема. Для этого необходимо создать такие условия, при которых случайно возникший слабый заряд на одной из частей прибора (на одном индукторе) вызывает появление заряда в другой части (на втором индукторе), который, в свою очередь, приводит к росту первоначального заряда. Иными словами, в приборе должна быть осуществлена положительная обратная связь: его выход нужно соединить со входом таким образом, чтобы рост заряда на выходе вызывал соответствующее увеличение его на входе.
Задание. Разработайте доступную конструкцию, соберите и исследуйте электростатический генератор Кельвина.
Вариант выполнения.
Под двумя одинаковыми резервуарами с соплами расположите кольцевые индукторы и коллекторы в виде сосудов. Резервуары соедините между собой проводником, каждый индуктор проводником соедините с противоположным коллектором. К коллекторам подключите электрометр и разрядный промежуток из рядом расположенных металлических шариков или кольцеобразно изогнутых концов проводника. В резервуары налейте воду и отрегулируйте прибор так, чтобы распад обеих струй на капли происходил вблизи индукторов. Вы обнаружите, что электрометр быстро заряжается и спустя небольшое время между шариками проскакивает искра.
Результат опыта можно объяснить следующим образом. Допустим, что вследствие каких-то случайных причин левый индуктор и соединённый с ним правый коллектор приобрели небольшой положительный заряд, а правый индуктор с левым коллектором — отрицательный. При протекании струи через левый индуктор в результате электростатической индукции положительные заряды остаются в левом резервуаре, а в левый коллектор падают отрицательно заряженные капли. При этом отрицательный заряд этого коллектора и правого индуктора увеличивается. Аналогичные явления происходят с правой частью генератора. Это приводит к тому, что растёт положительный заряд левого индуктора и правого коллектора. Так происходит до тех пор, пока не проскакивает искра или неизбежная утечка заряда не компенсирует его поступление.
Исследование 2.6. Электрический диполь
Информация.
Одна из моделей электрического диполя состоит из пенопластовых шариков 1, которые липкой лентой 2 приклеены к концам полиэтиленовой трубки 3 и покрыты графитовой пылью.
Задание. Взяв представленную модель за основу, разработайте и изготовьте электрический диполь. Пьезоэлектрическим источником зарядите диполь. Исследуйте действие на него электрического поля заряженных тел.
Исследование 2.7. Тепловое действие электричества
Информация. В опытах учащиеся убедились, что обычно заряженное тело не сохраняет заряд сколько-нибудь длительное время: оно разряжается. При разряде электрические заряды нейтрализуются, происходит перемещение свободных носителей заряда. Электрический разряд может быть весьма интенсивным, протекать быстро, сопровождаться вспышкой света и звуком удара. Это искровой разряд.
Задание. Покажите, что при электрическом разряде через проводник этот проводник нагревается.
Вариант выполнения. В опытах в качестве проводника удобно использовать спираль небольшой электрической лампы накаливания. С кондуктором электрофорной машины соедините один конец лампы накаливания, второй конец подключите к проводящему шарику, находящемуся возле другого кондуктора.
Приведите электрофорную машину в действие. При этом вы обнаружите, что лампа не горит, а вспыхивает лишь в моменты, когда между кондуктором и шариком проскакивает искра и машина разряжается. Значит, электрический заряд, проходя при разряде заряженного тела по проводнику, вызывает его нагревание. Это явление может быть использовано для измерения количества электричества, прошедшего через проводник.
Попробуйте использовать в этом опыте электрофор (исследование 1.5).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что такое электрический заряд? В чём особенности формирования этого понятия?
2. Каковы конструкция, параметры и назначение пары одинаковых школьных демонстрационных электрометров?
3. Как измерить электрический заряд электрометром?
4. Как экспериментально доказать, что при электризации трением оба тела заряжаются одинаковыми по величине, но противоположными по знаку зарядами?
5. Что такое электрический диполь?
6. Докажите, что электрический заряд можно делить на части.
7. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда.
8. Какова физическая суть эксперимента по определению элементарного заряда?
9. Каким образом явление электростатической индукции можно использовать для получения значительных по величине зарядов?
Литература
Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы: Т. 2. Электричество. Оптика. Физика атома: Под ред. А.А.Покровского. — М.: Просвещение, 1972.
(Никифоров Г.Г., В.А.Орлов, Песоцкий Ю.С. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного процесса. – Физика («ПС»), 2005, № 10. – Ред.)
Поль Р.В. Учение об электричестве. — М.: Физматгиз, 1962.
Песин А.И., Свистунов А.Ю. Моделирование при изучении явления поляризации диэлектрика. –Учебная физика, 2000, № 3.
Учебное оборудование для кабинетов физики общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.Г.Никифорова. — М.: Дрофа, 2005.
Продолжение в № 19/07